ВЕЛООРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ЛЕГЕНДЕ (ДЛЯ НОВИЧКОВ)

Эту статью я решил написать после проведения двух этапов соревнований "НОЧНОЙ ПАРК – 2008". Дело в том, что эти соревнования изначально задуманы как любительские ("профи" могут в них участвовать, но в отдельном зачете, причем основной зачет – именно любительский). Однако, многие из тех, кто ни разу не принимал участие в подобных соревнованиях, никак не могут решиться на участие в них. Причины разные, но основных – три:

  1. Я – не спортсмен, у меня нет соответствующей подготовки, да и велосипед оставляет желать лучшего…
  2. У меня есть велосипед, но нет велокомпьютера (столика для карты, фары, компаса…)
  3. Я не знаю, что такое "легенда", "КП" и прочие страшные термины.

Вот по этим-то трем пунктам я сейчас и "пробегусь".

Итак:

О ФИЗ. ПОДГОТОВКЕ И ВЕЛОСИПЕДЕ

Как я писал выше, соревнования наши – любительские. Это значит, что НИКАКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К НИМ НЕ ТРЕБУЕТСЯ! Вы в свободное время катаетесь на велосипеде в свое удовольствие по улицам (в парке, за городом)? – Этого вполне достаточно! Что же касается велосипеда, то он, согласно "Положению о соревнованиях", должен быть ИСПРАВЕН. А какой у Вас велосипед – дорожный, МТБ ("горный") или складной с одной передачей – не важно. Единственное, что я бы не рекомендовал, это участвовать в соревнованиях на сверхузкой "шоссейной" резине – все-таки парк, гравийные дорожки, тропинки… И поверьте – никто не будет смеяться над велосипедом за 6 000 руб., восседая на агрегате за 60 000 – в нашем клубе это, как минимум, не принято.

О СНАРЯЖЕНИИ ДЛЯ ВЕЛООРИЕНТИРОВАНИЯ:

ШЛЕМ требуется на всех соревнованиях, проводимых клубом "ВелоПитер". Это требование столь же естественно, как требование пользоваться в автомобиле ремнями безопасности. Если у Вас шлема нет, можно, конечно, взять его у кого-нибудь на время. Но это - не лучший выход. Мы ведь настаиваем на наличии шлема не только ради соблюдения правил соревнований. Многие покупают шлем именно затем, чтобы их пустили на соревнования, но потом продолжают в нем ездить (зря, что ль, купил?). Таким вот коварным способом мы заботимся о безопасности братьев-байкеров… Так что, надеюсь, решением вопроса станет покупка шлема. Любого - пусть самого дешевого. Поверьте, шлемы организаторов не раз встречались и с дорожным покрытием, и с нависающими над дорожкой сучьями – мы знаем, о чем говорим.

ФАРА. Ее необходимость в ночное время, думаю, сомнений не вызывает. Ассортимент велофар в магазинах огромен, каких-то особых требований к ним у организаторов нет. Очень удобно использовать вместе с фарой налобный фонарь ("циклоп"). Он удобен для чтения легенды и показаний велокомпьютера. Если "циклоп" достаточно яркий, его можно использовать и без фары.

ЗАДНИЙ МИГАЮЩИЙ ФОНАРЬ необходим, чтобы видели Вас. Он может быть расположен как на велосипеде, так и на спине участника, на шлеме…

ВЕЛОКОМПЬЮТЕР. Без него Вы просто не узнаете расстояние от одной точки легенды до другой. Все, что требуется от этого прибора, это отмерять пройденное расстояние, поэтому годится практически любой велокомпьютер, даже с минимальным набором функций. Расстояния в легенде указываются в формате "км. сотни и  десятки м" (пример: 7.38 – это 7 км 380 м), поэтому лучше всего, чтобы компьютер выдавал показания именно в таком формате:

КОМПАС со шкалой 360° нужен для взятия азимута. В некоторых пиктограммах легенды направление дальнейшего движения указывается не стрелкой – вместо нее в описании стоит азимут.

СТОЛИК ДЛЯ ЛЕГЕНДЫ. Многие обходятся без него, хотя столик экономит много времени. Столик устанавливается либо на руль/вынос велосипеда, либо закрепляется на груди участника (так устроены столики для лыжного ориентирования). В магазинах столика Вы, увы, не найдете, но его можно заказать, например, в клубе  спортивного ориентирования "Азимут" , или на сайте http://www.orien.spb.ru/ ; можно сделать столик и самому. Простейший столик для велоориентирования – прямоугольник из твердого материала формата чуть большего, чем лист А4 (канцелярская папка, кусок жесткой "пенки"), с резинкой/прищепкой, фиксирующей легенду. На руль/вынос он может крепиться водопроводными хомутами, липучками "Velcro", проволокой…

О ЛЕГЕНДАХ, КП И ПР.

Открываем "Положение о проведении ночного велоориентирования по легенде в парке, «Ночной Парк»" и читаем:


10. Маршрутные схемы («легенда»).
10.1. «Легенда» - последовательный набор пиктограмм (легенд) ориентиров, с указанием расстояний между ними и суммарным расстоянием от начала «легенды».

То есть, легенда – это описание маршрута по узловым точкам, которые, как правило, обозначают перекресток, с помощью стрелочек, черточек и пр. Естественно, для легенд существуют свои условные обозначения путей, препятствий, объектов. Вот некоторые из них:

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ

Вы находитесь здесь

Дорога

Дорожка

Тропинка

Пути трамвайные, железнодорожные

Канава, овраг, ручей

Мост, путепровод

Забор

Здания, постройки

Поляна, лужайка, площадка

Отдельно стоящий точечный объект

 

В пиктограммах могут применяться и другие, интуитивно понятные знаки.

А вот образец легенды:

№ п/п

От нач.

От пред.

Легенда

Описание

1

0.00

0.00

1

СТАРТ

2

0.09

0.09

5

На асфальт

3

0.17

0.08

16

Под ж/д мост

4

0.20

0.03

6

С асфальта

5

0.32

0.12

18

Азимут 120

6

0.40

0.08

28

В горку

7

0.51

0.11

7

 

8

0.62

0.11

8

 

 

1-й столбец – порядковый номер пиктограммы;
2-й столбец – расстояние от точки старта;
3-й столбец – расстояние от предыдущей точки;
4-й столбец – пиктограмма;
5-й столбец – комментарий к пиктограмме (в случае, если требуется пояснение).

Например, 6-я строка легенды, приведенной выше, читается так:

"Через 80 м от предыдущей точки (общее пройденное расстояние – 400 м), после канавы, надо ехать по дорожке, отходящей вправо прибл. под углом 120°, которая ведет в горку; дальше на "у"-образной развилке надо принять правее".

Пиктограмма всегда рисуется так, как Вы видите данное место, т. е. ориентирована по ходу движения:

Пиктограммами могут не обозначаться:

- пересечения с второстепенными путями (например, с тропинками – если Вы едете по дороге):

- перекрестки, через которые Вы проезжаете прямо:

 

- повороты:

Впрочем, от этих правил бывают и отступления…

КП – контрольный пункт – выглядит как лист формата А4, на котором нарисован знак:

 КП может быть и в виде призмы. Для лучшей видимости КП дублируется светоотражающими элементами. Рядом с КП прикреплен компостер. Каждому участнику выдается карточка, на которой он компостером отмечает взятия КП. Выглядит карточка приблизительно так:

Участник должен взять все КП, встречающиеся на маршруте, в том порядке, в котором они встречаются. Это значит, что если Вы, например, 3 раза проезжаете мимо одного и того же КП, то и брать Вы его должны 3 раза.
Обычно КП располагаются по маршруту так, чтобы их было видно проезжающим участникам – рядом с трассой (по возможности справа по ходу), на деревьях, столбах и т. п., приблизительно на уровне глаз велосипедиста. Количество и место расположения КП, как правило, не указываются, но могут быть и исключения – они оговариваются в легенде. За невзятые или неправильно взятые КП начисляется временной штраф.

А теперь пара слов о том, как проходят сами соревнования.

Вы приезжаете в назначенное место за час-полтора  до старта, оплачиваете взнос и получаете стартовый номер и контрольную карточку для взятия КП. В оставшееся до старта время Вы можете пообщаться с другими участниками, организаторами, просто покататься. Кроме того, Вы можете откалибровать свой велокомпьютер – ведь трасса ставится по компьютерам организаторов, а их показания могут несколько не совпадать с показаниями Вашего прибора. Для калибровки отмечается специальный мерный участок (100-300 м). Ко времени старта 1-го участника Вы должны быть рядом со стартовым городком. Вас вызывают за 1 минуту до старта и дают Вам маршрутную схему (легенду).
Что делать после старта я, в общем-то, объяснил выше. Если Вы сбились с пути, не отчаивайтесь – вернитесь на точку, которую Вы запомнили, обнулите компьютер – и снова в бой! А на финише Вас будут ждать: горячий чай, вкусные плюшки и, кто знает, быть может, и призы от наших спонсоров…

ДО ВСТРЕЧИ НА СТАРТЕ!

 Михаил Михайлов, клуб "ВелоПитер"