Горный / Шоссейный / Городской / Гибрид / Туринг / Циклокросс и грэвел / Складной / Триал и фристайл / Трековый / Детский / Электро / Другие
Многие, кто не очень хорошо знаком с велосипедами, считают, что их существует всего четыре типа: дорожный, спортивный (читай – шоссейный), горный и складной. На самом деле, это лишь наиболее характерные виды велосипедов. Ниже изложена классификация велосипедов по их типам и назначению. Она будет полезна тем, кто хочет выбрать велосипед в соответствии со своими потребностями. Актуальна на 2017 год.
Горный велосипед – наиболее распространенный и популярный на сегодняшний день вид велосипедов. В общем случае, маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества, по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов. MTB в той или иной степени имеет спортивный уклон.
По назначению MTB делятся на байки для даунхилла, фрирайда, бэккантри, кросскантри, фристайла, дёрта, стрита и «обычные» горные велосипеды.
Большую часть недорогих и средних по цене маунтинбайков как раз и составляют «обычные» неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам и тропам различного качества. Это именно то, что подойдет большинству просто катающихся людей.
Чаще всего, это алюминиевые хардтейлы (велосипеды с амортизационной вилкой, но без заднего амортизатора), обеспечивающие среднюю по высоте посадку, которая не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки используются недорогие. Сейчас большинство таких байков, кроме самых дешевых, будут оборудованы дисковыми тормозами. Обычно есть возможность легко установить всевозможное дополнительное оборудование: крылья, багажник, подножку и прочее. Иногда встречаются модели с низкими «женскими» рамами. Примером могут служить такие велосипеды, как Author Solution, например.
По мере увеличения стоимости, MTB обретают ту или иную специализацию.
Ближе всего к горным велосипедам общего назначения стоят велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов рассчитан на максимально быстрое передвижение по умеренно пересеченной местности, как с горы, так и в гору. Обычно это хардтейлы с карбоновыми, и все реже с алюминиевыми рамами с удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для активной езды. XC-байки комплектуются качественной блокируемой амортизационной вилкой с ходом ~100 мм и трансмиссией высокого уровня. Дисковые тормоза уже стали стандартом. Примером могут служить велосипеды Scott серии Scale.
Полноподвесочные велосипеды в кросскантри почти не используются ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании. Они актуальнее в XC-марафонах, а в коротких гонках спортсмены амортизируют ногами, привставая с седла. С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.
Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) представляют собой двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками установленными под острым углом и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательно наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам исключительно под гору. Вес велосипеда достигает 20 килограмм. Спереди лишь одна звезда с успокоителем цепи, а сзади кассета с узким набором передаточных чисел. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору крайне неудобно. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость таких велосипедов. Представителем данного типа является, например, Author Ninja DH. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.
Промежуточным вариантом между байком для даунхилла и обычным горным велосипедом, можно считать велосипед для фрирайда (freeride, FR). Обычно фрирайдные велосипеды похожи на даунхилльные, но уже приспособлены для езды не только вниз с горы. Т. е. они весят поменьше, комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог по камням и корням.
У некоторых производителей можно встретить такой подтип байков, как бэккантри (backcountry), олмаунтин (all mountain) или трейл (trail) – несколько усиленная версия велосипедов, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Бэккантри-байк может быть хардтейлом или двухподвесом. К этому подтипу MTB можно отнести и велосипеды для XC-марафонов, например, Scott Genius – относительно легкие двухподвесочные байки с ходом подвесок около 120 мм.
Для езды вне дорог, преимущественно по песку или снегу, используются так называемые фэт-байки (fatbike, fat-bike) – велосипеды с покрышками шириной порядка 4 дюймов, позволяющими за счет низкого давления двигаться по рыхлому грунту. Рама и вилка таких велосипедов, естественно шире обычных. В принципе, фат-байки вполне пристойно идут и по дорогам. Примером может служить Fuji Wendigo.
Любители фристайла, стрита и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды (сток). Мощная рама очень малой ростовки, прочное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Руль широкий, седло установлено предельно низко. Спереди обычно всего 1 звезда и рокринг для защиты. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету, не редкость – вообще всего одна передача. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, байкер-кроссе, так и при неспешной городской езде с запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы и лестницы – стрите.
Еще существуют такие экстремальные стили катания, как дёрт-джампинг (dirt jumping) и норт-шор (north shore), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными, к примеру с 24-дюймовыми колесами для дёрта.
Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие: прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Прочные колеса с широкой и «зубастой» резиной. На новых велосипедах тормоза почти всегда дисковые.
До 2009-10 годов почти все горные велосипеды комплектовались колесами диаметром 26 дюймов, что было одной из отличительных черт MTB. Но на 2017 год ситуация кардинально поменялась: дорогих 26-дюймовых велосипедов, кроме экстремальных моделей, фактически не осталось. Их вытеснили горные велосипеды на 27.5-дюймовых колесах и так называемые бигфуты (твентинайнеры, 29er) – горные велосипеды с колесами размером 29 дюймов, например, Author Instinct 29.
Еще одна общая черта для большинства типов MTB кроме экстремальных – широкий набор передач. Велосипеды оборудуются 11-33 скоростями, которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Конструкция трансмиссии позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.
Обычный горный велосипед – самый универсальный тип велосипедов, хотя, лучше всего он приспособлен для движения по грунтовым дорогам и тропам. Все прочие подтипы MTB ориентированы на конкретные дисциплины.
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Это, в первую очередь, спортивный снаряд.
Визитная карточка – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Довольно высокая и короткая рама изготовлена, в зависимости от класса велосипеда, из алюминиевых сплавов или карбона. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда не превышает 10 кг.
Колеса с очень узкими (18-28 мм) и гладкими покрышками высокого давления. Две (три) ведущих звезды, а 9-11 ведомых подобраны с малым шагом от передачи к передаче. На современных шоссейных велосипедах манетки интегрированы в тормозные ручки. До недавнего времени использовались тормоза только клещевого типа, но сейчас уже есть варианты с дисковыми: например, на Author Aura 44 Disc.
Кроме традиционных «шоссейников» существуют узкоспециализированные модели для триатлона и разделочные шоссейные велосипеды.
На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность, что плохо для движения по городу. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта или по битому асфальту. На большинство шоссейных велосипедов достаточно сложно установить допоборудование.
Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.
Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, большие колеса диаметром 28 дюймов с шинами средней ширины и мелким протектором. Практически всегда установлены несъемные крылья на колесах, защита цепи, багажник. Иногда – подножка, зеркала заднего вида, корзина, электрооборудование.
Очень высокая посадка на городском велосипеде и широкое подпружиненное седло обуславливают комфорт при неспешной езде.
Современные ситибайки часто комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач, но не редкость и внешнее переключение передач: например, на Author Dynasty.
К ситибайкам относятся и так называемые крузеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытянутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка вертикальная или даже с наклоном назад. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под соответствующие мотоциклы.
Тяжелые односкоростные городские велосипеды (которые назывались в нашей стране дорожными, а за границей coaster brake) почти вышли из употребления. Зато легкие минималистичные односкоростные фиксы (fix, fixed-gear) или сингл-спиды (single speed) наоборот приобретают все большую популярность. Обычно они сделаны в формате трекового велосипеда или подобного велосипеда с прямым рулем. Например, Fuji Declaration. Главное отличие – вес 9-11 кг против 15-18 кг.
Кроме того, сейчас выпускаются и псевдо-горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy на 26-дюймовых колесах.
Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые узлы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи или попросту отсутствуют. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но классические сити-байки достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг – и не предназначены для высоких нагрузок. В то же самое время, на фиксах или псевдо-MTB гоняет спортивная молодежь.
Горные, шоссейные и городские велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.
Один из них – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.
Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме. Большинство гибридных велосипедов оборудуется амортизационными вилками с ходом 50-60 мм. Все чаще на гибридах появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно легко устанавливать практически любые аксессуары.
Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса 28 дюймов с шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда.
Багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут, как отсутствовать (cross bike) – обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда (trekking bike) – ближе к прогулочным или городским велосипедам. Некоторые компании, например Marin, выпускают также серию шоссейных гибридов, полностью оборудованных шоссейными трансмиссиями, жесткими вилками и узкими колесами. Фактически это почти шоссейные велосипеды, но с прямым рулем.
Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет несколько лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме плохих дорог. К тому же, за последние годы выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился. Например, у компании Author сейчас представлена очень широкая линейка гибридов, включая модели с дисковыми тормозами и карбоновыми рамами.
Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама из высококачественной хромомолибденовой стали обычно длиннее, что повышает плавность хода и гасит вибрации. Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной и широким диапазоном переключения передач: обычно кассета и задний переключатель от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного или гибридного.
Возможность установки крыльев и багажника делает такой велосипед подходящим для путешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньше зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.
Не смотря на то, что туринги известны много лет, из крупных производителей их всего по 1-2 модели собирают только Fuji, Trek, Kona и Cannondale.
Для поклонников перемещения на «шоссейниках» по плохим дорогам созданы такие велосипеды, как циклокроссовый велосипед, например, Scott Speedster CX, и грэвел-байк, например, Author Ronin. Оба типа имеют более прочную конструкцию в целом, более широкую резину и большие грязевые зазоры в раме и вилке.
Принципиальная разница состоит в том, что циклокроссовый велосипед обязан соответствовать техническим требованиям UCI для велокросса, а грэвел-байк свободен от ограничений и немного ближе к туристическим велосипедам. На него можно установить, в том числе, и передний багажник, а можно ездить в быстром темпе без груза.
Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния.
Складные велосипеды бывают и многоскоростными. Колеса, как правило, 20" или 24", есть даже 16"! Примером могут служить почти все велосипеды Dahon. Есть и совсем экзотические конструкции типа Strida, которые в сложенном виде мало превосходят по размерам сложенную детскую коляску.
Недостатки всех складных велосипедов – плохая накатистость и эффективность, обусловленная маленьким размером колес и высокой посадкой.
Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20" с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки. Популярны в основном среди подростков.
Специальная разновидность велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27'', хотя нередко переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.
Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные «аналоги» горных или шоссейных велосипедов. Например, Author Cosmic на 20-дюймовых колесах с 6 передачами.
Сюда же можно причислить и бего-велы – «велосипеды» для самых маленьких, на которых отсутствуют педали. Движение происходит за счет отталкивания ногами от дороги, но в отличие от самокатов, ребенок сидит в седле.
В последнее время, благодаря появлению легких и энергоемких аккумуляторов, бурное развитие получили электровелосипеды: велосипеды, оборудованные мотор-втулкой переднего или заднего колеса мощностью 200-250 Вт. Основное назначение электродвигателя – помощь при движении на педалях, хотя, многие пользуются электровелосипедами, как мопедами, двигаясь на моторе. Бывают в самых различных форматах: городские, складные, и ... даже горные.
Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы (велосипеды на двух человек) не являются такой уж редкостью за границей, но в России довольно редки. Тандемы можно также делить на горные, шоссейные и т. д. в зависимости от используемых комплектующих и назначения.
Существуют байки не с традиционной сидячей посадкой, а с лежачей. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его именно к велосипедам, а не веломобилям, это наличие лишь двух колес и необходимости держать равновесие.
Также существуют грузовые велосипеды с кузовом, трехколесные (взрослые) велосипеды, велорикши, и прочее.
И последний экзотический тип – унициклы (моноциклы) – одноколесные велосипеды. Бывают как трюковыми с небольшим колесом, так и дорожными, с колесом до 36 дюймов.
Так какой же велосипед нужен именно вам? Прежде чем покупать велосипед, подумайте, где и как вы будете его использовать: ездить на работу или на дачу, кататься вечером в парке, гонять с крутых гор, прыгать по бордюрам. Пофантазируйте... Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или три разных велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует. Главное – определиться где и как вы собираетесь ездить.
Принципиально вам придется ответить себе на следующие вопросы, какой вам нужен велосипед: дорожный – внедорожный (со всеми промежуточными градациями), спортивный – утилитарный (то же самое), мужской – женский (потребуется ли низкая рама), полноразмерный – складной (хранение, перевозка). И, само собой, приобретать велосипед следует с учетом вашего роста (или возраста для ребенка).
Андрей Григорьев. Санкт-Петербург "AGBIKE"