Трансмиссия DYNA-SYS (3х10) Shimano.

Трансмиссия {англ. Bicycle gearing} - это устройство, передающее усилие ног велосипедиста на заднее ведущее колесо. Классическая велосипедная внешняя трансмиссия состоит из ведущих звезд, цепи и ведомых звезд (кассеты, трещотки). Ведущие звезды закреплены на правом шатуне, который фиксируется на валу каретки, ведомые звезды (кассета, трещотка) установлены на задней втулке. Во втулке оснащенной кассетой имеется храповой механизм (механизм свободного хода) - орех. При замене кассеты, механизм свободного хода остается во втулке. Внутри каждой трещотки есть свой, отдельный механизм свободного хода, это главное, чем трещотка отличается от кассеты. Переводя цепь с помощью специальных механизмов (переключателей) с одной звезды на другую можно менять передаточное число трансмиссии. Для управления трансмиссией, кроме переключателей, служат манетки (шифтеры), которые находятся на руле велосипеда. Предварительные сведения.Dyna Sys 3х10

Трансмиссия DYNA-SYS предназначена в основном для жесткого кросс-кантри и туризма. Общее количество передач трансмиссии DYNA-SYS: 3х10=30. Это на три передачи больше по сравнению с предыдущей версией МТВ трансмиссии, которая имеет 3х9=27 передач.

Краткая предыстория. Появление цепной (внешней) трансмиссии велосипеда случилось ещё в позапрошлом веке, а именно в 1868г. А прославилась этим деянием французская фирма "Мейер и Ко". Трансмиссия имела одну ведущую и одну ведомую звезду и стальную дюймовую (длина звена 1дюйм = 25,4мм) цепь. Сейчас в велосипедах используют полудюймовую (12,7мм) цепь. Механизма свободного хода во втулке не было. Фактически это был самокат, более современное название фиксед. В 1898г. во Франции был изобретен механизм свободного хода. В 1905г французский велосипедист, писатель и велосипедный промоутер Поль де Виви имевший ник Velocio, сконструировал первую двух скоростную трансмиссию 1х2=2 с задним переключателем. К 1924г. механик Альбер Раймон, развивая идеи Velocio, разработал удачный задний переключатель Le Cyclo, впервые получивший коммерческий успех. Сначала имелось 1х2=2 передач, а в 1925г. появилась трансмиссия 1х3=3. Ближе к 1930 году дополнив привод передним переключателем, он получил уже 2х3=6 передач. В начале 1930 годов добавив одну звезду впереди, одну сзади и улучшив переключатели, что давало велосипедисту уже 3х4=12 передач. Параллельно, работали конструкторы из Германии, Англии, Италии и UCI, наконец, снова разрешило использовать многоскоростные трансмиссии в соревнованиях после запрета действующего с 1919г. В 1937 году они широко использовались на Тур Де Франс.

Далее дело несколько замедлилось. Для шоссейных гонок и поездок по дорогам, оказалось, достаточно иметь трансмиссии 2х3=6, 2х4=8 и 2х5=10. При этом прогресс не стоял на месте - изменялись и улучшались переключатели и манетки. Конструкции на основе параллелограмма стали базовыми, а тяжелая сталь заменялась легкими алюминиевыми сплавами и пластиками. Например, Shimano анонсировала новый задний переключатель современной конструкции под 5-ти звездочную кассету в 1964г. Дело сдвинулось с мертвой точки во второй половине 70-х годов, когда набирать обороты горный велосипед. Именно тогда внешняя трансмиссия велосипеда вышла на уровень 3х6=18 передач. Причем манетки (шифтеры) были ещё фрикционного типа.

Первая успешная индексная система переключения передач SIS была представлена фирмой Shimano в 1984 году в группах: МТВ Deore XT и шоссейной Dura-Ace. 3х7=21 передач появились в 1989г. в группе Deore XT. В 1990 году в руках любителей МТВ впервые появились рычаги манеток (шифтеров) полуавтоматов, Rapid Fire Shifters Shimano, что ускорило процесс. 3х8=24 передачи явила собой в 1992г. новая концептуальная гоночная группа XTR. И под конец горячих 90-х, а именно в 1998г. на горизонте засверкали 3х9=27 передач Shimano. Время до восхода следующей звезды и появления 3х10=30 передач для МТВ, длилось достаточно долго - до 2010 года.

Особенности конструкции и работы DYNA-SYS (3х10). Dyna-Sys как работает

В качестве примера состав трансмиссии DYNA-SYS _XT: Cистема - FC-M770-10 HOLLOWTECH II , 175мм, 42Т (алюминиевый сплав)-32Т (карбон и стальной венец)-24T (алюминиевый сплав), Задний переключатель - RD-M773-SGS SHADOW , Передний переключатель с нижней тягой - FD-M771-10, Манетка (шифтер) правая - SL-M770-10/R RAPIDFIRE PLUS (двухсторонний сброс), Кассета - CS-M771-10, 11Т-36T Звезды смонтированы на двух алюминиевых "пауках" по 3 звезды на каждом, 10-скоростная цепь - CN-HG94 HG-X, Цепь не симметрична. Цепь покрыта цинковым сплавом. Диапазон передач DYNA-SYS (3х10) при составе ведущих звезд 42Т-32Т-24Т и ведомых 11Т-36Т составляет 570%. Для сравнения, диапазон передач трансмиссии 3х9, система 44Т-32Т-22Т, кассета 11Т-32Т составляет 581%, а если кассета имеет набор11Т-34Т, то 615%.

Трансмиссия DYNA-SYS (3х10) весьма долго вызревала не только потому, что сложно было добавить ещё одну звезду на кассете, отнюдь. Требовалось изменить всю концепцию работы трансмиссии в МТВ. Во-первых, новая трансмиссия должна быть ориентирована, прежде всего, на грунт (грязь, песок, снег…) и на подъемы, а не на спуски. Причем, эффективно преодолевать подъемы темповым педалированием, а, не только расслаблено крутя педали, сидя в седле.

Во-вторых, все более велосипедов имеют теперь подвеску заднего колеса. От расположения мгновенного центра вращения задней подвески зависит, как будет вести себя велосипед при педалировании. Кроме того, при увеличении расстояния между точками касания цепи между ведущими (система), и ведомыми (кассета) звездами может возникнуть крайне неприятный эффект - "рывок цепи", когда, при сильном сжатии подвески, цепь поворачивает педали против хода движения велосипеда. Сила рывка зависит от конструкции и выбранной передачи, что особенно важно для передних звезд. Уменьшение диапазона передаточных отношений системы 42Т-24Т, вместо 44Т-22Т улучшает работу задней подвески, помогает "развязать" велосипед от изменения мгновенного центра вращения и уменьшить "рывок цепи".

В-третьих, теперь основной является средняя звезда системы - 32Т (зуба), а не большая - 44Т как было в прошлых версиях трансмиссии и на среднюю звезду теперь падает самая большая нагрузка. А с другой стороны, чем меньше зубьев на зубчатом венце, тем быстрее происходит износ, так каждому зубу больше приходится работать под нагрузкой. Как следствие, композитная средняя звезда 32Т со стальным венцом теперь есть не только в системы XT, но и SLX. (FC-M660-10), LX (FC-T661), а так же FC-M552. У системы XTR традиционно остался титановый венец на средней звезде. Стальные и титановые венцы работают значительно дольше алюминиевых, среди грунта, грязи, песка и пересеченного рельефа.

В-четвертых, уменьшение диапазона передаточных отношений, соответственно сокращает ход цепи при переключении её между передачами (звездами), а значит, трансмиссия становиться стабильнее и цепь реже соскакивает в трудных условиях.

В-пятых, чем больше звездочек на кассете, тем дольше время её жизни (безотказной работы). Даже, с учетом некоторой неравномерности выбора звезд (передач). Это, по аналогии, относиться и к системе. Выигрыш получают любители и спортсмены, часто ездящие по грунтам и по пересеченной местности, не взирая на погоду. Кассета изнашивается равномернее и, значит, живет дольше. Так что лишняя звезда получается в плюс.

В-шестых, задний переключатель SHADOW компактно установлен под нижнее перо, не выходит далеко вправо, легко и плавно переключает цепь, меньше подвержен вибрациям и тряске на большой скорости.

В-седьмых, сконструирована новая, асимметричная, однонаправленная цепь HG-X, у которой, правая сторона оптимизирована для переключения по звездам системы, а левая сторона по звездам кассеты. Новая цепь защищена от грязи и предназначена для силового педалирования в сложных условиях гонок и длительных походов.

Dyna-Sys как работает   Dyna-Sys как работает   Dyna-Sys как работает
цепь HG-X

В-восьмых, благодаря уменьшению диапазона передаточных отношений системы 42Т-24Т и появлению новой10-ти звездочной кассеты с широким диапазоном 11-36Т велосипедист имеет возможность больше времени катить на основной средней звезде 32Т. Тогда для сброса на нижнюю переднюю звезду 24Т перед подъемом, достаточно одного переключения, а не двух, если ехать на большой передней звезде. При этом реже приходиться подстраивать передаточное число трансмиссии путем дополнительных переключений передач.

В-девятых, хотя диапазон передач и уменьшился, но общее количество передач возросло, и новая трансмиссия теперь дает больше возможностей в оптимальном подборе частоты вращения шатунов и нагрузки на педали. Причем тяга "на низах" (при передаточных числах 22Т/34Т или 24Т/36Т), когда приходиться въезжать в крутой подъем или крутить по рыхлому грунту уменьшается менее чем на 2%, что не очень существенно. Так как, обычно, до того момента, когда удается приложить к педалям максимум усилий, начинают пробуксовывать или зарываться покрышки.

К относительным минусам можно отнести то, что появился новый стандарт МТВ, который распространяется пока, в основном, на три верхние группы и, ("ещё не вечер") вскорости, перейдет на другие группы, и который, по прошествии недолгого времени начнет использовать большинство любителей, и профессионалов горного велосипеда. Что вызовет, как это обычно бывает, в начале, некоторое сопротивление. Но такова судьба большинства инноваций.

ТЕСТИРОВАНИЕ. Декабрь уж наступил, когда, наконец, поставил DYNA-SYS на свой байк. Причем, принял решение коней на переправе не менять, зимний титановый байк не собирать, а оставить летний, люминиевый, дабы обострить остроту ощущений именно от новой трансмиссии. Кстати, старая трансмиссия была стандартной: Shimano, 3х9, система 22Т-44Т, 175мм, кассета 11Т-34Т. Встречают, как обычно, по одежке и первое, эстетически выверенное впечатление не подкачало. Монтаж и настройка не заняли много сил и времени и вот, поехали.

Первые впечатления выявились сразу, как выехал на зимнюю улицу: Быстрее и легче стало вкатываться в горки и пригорки разной крутизны (не машите ручками!) и длительности. Особенно если слегка разогнаться, и это понятно. Если подъемчик был не большой, то оставляя цепь на передней звезде 42Т, его проще стало проскочить, по сравнению с прежней звездой 44Т. Ежели, горка повыше и подлинней, то сочетание 32Т впереди и 36Т сзади позволяет вкатывать без проблем. А на тяжелых подъемах разницы между наборами 24Т-36Т или 22Т-34Т, каюсь, особенно не заметил. Когда под колесами сухой асфальт или бетон, что зимой бывает не часто, то можно попробовать выложиться по полной. А если, снег или не дай бог, лед, то, как ни дави на педали, все решает протектор. А в таких условиях никакой даже самый зубастый и шипованный протектор не всегда может помочь.

Поначалу, когда снега в городе было относительно мало, обратил внимание, что чаще стал вкручивать на 42Т (впереди)- 11Т (сзади) по ровному. При этом, ранее набором 44Т - 11Т пользовался довольно редко, только когда адреналин в крови зашкаливал и ветер в спину поддувал. Температура менялась за это время от +3С до -25С. На переключении передач сей факт, особенно не сказался, все было, так же быстро и четко. Манетки не залипали на морозе и уверенно справлялись со своими обязанностями. Снег, даже мокрый, на трансмиссию не влиял.

Пришлось, случайно, прокатиться и под ледяным дождем. Поначалу думал, все, кранты, байк придется тащить на себе или лезть в общественный транспорт. Но ничего, обошлось. Начал, только обмерзать линк заднего переключателя и покрываться коркой льда шатуны, но за полтора часа, который длилась поездка, все довольно таки неплохо работало. Единственно, останавливаться было страшновато, - прихватит цепь, тогда только пешком.

Напасть большого города реагенты. После ледяного дождя, в конце декабря, их стали сыпать на дороги и тротуары немилосердно. Смешиваясь с грязью и водой, они покрывают движущиеся части липким черным слоем. Провел небольшой эксперимент, перестал, на время чистить и мыть цепь, только смазывал, дабы не так быстро ржавела. И результат: только примерно через две с половиной недели каждодневных поездок, когда цепь воспринималось зрительно как грязная веревка с зачатками легкой мохнатости, почувствовал ухудшение и нечеткость переключения. А в процессе DYNA-SYS работала как часы. И продолжает работать как часы, после, решительной мойки, чистки и смазки.

Подводя итоги. Пройдено 600км с кепкой, получено много интересных и, не побоюсь этого слова, приятных впечатлений. Все сомнения позади. Новая трансмиссия действует надежно и уверено в таких непростых условиях, как зима в большом городе. Теперь остается благополучно докрутить остаток зимы, легко пережить распутицу, черемуховые холода и вкатить в расцветающее лето. Чего и всем желаю.

21.01.11 Юрий Разин, Москва