Любой механизм требует бережного к себе отношения, а иногда и
профилактических работ по поддержанию его в нормальном состоянии.
Велосипед - не исключение. В то время, пока вы наслаждаетесь поездкой,
механизмы велосипеда испытывают нагрузку и подвергаются воздействию
атмосферных явлений. Признайтесь, сразу после покупки велосипеда вы
забросили прилагающуюся к нему инструкцию в дальний ящик стола и ни
разу её не читали? А зря. Именно в инструкции описывается периодичность
проверки, чистки и смазки механизмов велосипеда от работы которых в
немалой степени зависит ваша безопасность на дороге. Да и просто
вероятность того, что вы доберётесь до пункта назначения.
Сухое и жаркое лето уже подошло к концу, но велосезон ещё не
заканчивается, и в этой статье мы рассмотрим уход за велосипедом в
осенний период, когда внезапный дождь может застать нас в пути и как
следует промочить всё от руля до втулок, а лужи порадуют нас потоками
грязи, окатывающими привод велосипеда. Для начала нам необходимо
обзавестись некоторыми инструментами, для пользования которыми не
требуется навыков веломеханика, и которые пригодятся нам в повседневном
обслуживании своего железного коня. Я купил в магазине "Спортмастер"
минимальный комплект состоящий из велосипедной смазки Nanoprotech,
мультитула, щётки и машинки для чистки цепи Cyclotech.
Главное при обслуживании велосипеда помнить, что лучшая
защита - это нападение, и потому не стоит откладывать смазку цепи и
звёздочек велосипеда на период "после дождичка в четверг", так как
после дождичка у вас может элементарно не оказаться лишнего времени на
обслуживание и чистку. Например, вы вернулись поздним вечером
воскресенья из похода, с утра на работу и подушка манит вас сильнее,
чем тряпка и маслёнка. А через неделю, собравшись в очередной поход, вы
внезапно обнаружите, что цепь заржавела и педали не крутятся. К
счастью, использованная вовремя правильная велосмазка позволяет
избежать подобных ситуаций.
NB! Приводите велосипед в порядок и смазывайте его
непосредственно перед путешествием, либо перед долгим хранением.
Рекомендация приведённая выше важна ещё по одной простой
причине - в процессе чистки велосипеда вы обращаете внимание на
малейшие сколы, царапины и повреждения (именно поэтому лучше чистить
велосипед вручную, а не окатывать водой на ближайшей автомойке) и
можете заметить поломку важной детали. Конечно же, это лучше делать на
свежую голову, а не с устатку после поездки.
Перейдём к самому важному в этом материале - пошаговому
рассказу, что стоит почистить на велосипеде и как подготовить его к
сырой погоде.
Будем считать, что крылья и прочие полезные осенью аксессуары
вы уже прикупили, но вообще это тема для отдельной статьи. Итак, мы
планируем поехать катать под дождём.
Первым делом надо удалить с велосипеда всю грязь, которая
успела на нём накопиться с прошлой поездки. Маленький комок грязи,
застрявший между шестерёнками, помешает смазке проникнуть к металлу, а
попав под дождь, впитает в себя влагу и вызовет очаг коррозии. Для
чистки кассеты и переключателей, а также труднодоступных мест стоит
воспользоваться специальной щёткой. Зубчатой рукояткой можно извлечь
всё из кассеты и системы, а щетиной пройтись по налипшей на звёздочки
грязи.
Чистка цепи осуществляется с помощью специальной машинки.
Перевернув велосипед вверх колёсами, крепим машинку на цепи и фиксируем
её крышку.
После чего, легко вращая педали, проворачиваем цепь сквозь
машинку (выходить цепь должна со стороны губки) 2-3 раза.
Когда основная грязь снята, через специальное отверстие в
крышке машинки заливаем чистящее вещество, либо универсальную смазку,
которая смоет грязь и покроет цепь.
Обратите внимание, что отработанная грязная смазка
скапливается в поддоне машинки, утилизируйте, пожалуйста, остатки как
положено утилизировать ГСМ в вашем регионе. Не стоит выливать это на
землю или в водоёмы.
Когда со стороны губки начнёт выходить чистая и смазанная
цепь, стоит перейти к следующей части обслуживания привода, а именно
смазке уже почищенных звёздочек и переключателя. Основная ошибка,
которую допускают практически все, кто пользуется смазками в виде спрея
- забыть закрыть тормозной диск и колодки от попадания смазки. Для этой
цели подойдут обычные салфетки, которые можно с запасом прихватить в
ближайшем фастфуде.
После того как мы сделали импровизированный воротник из
салфеток на тормозной диск следует распылить смазку на чистые звёзды
кассеты, прокручивая на холостом ходу педали в обратном направлении.
Также не помешает добавить смазки на задний переключатель (в
места сочленений) и на тросик у места входа его в рубашку.
После процедуры повторите тоже со звёздами системы и передним
переключателем, а салфетки - не спешите выкидывать. Они пригодятся нам
для следующей операции.
Отложив мокрые от смазки салфетки в сторону, придайте
велосипеду изначальное положение, колёсами вниз, и приступите к чистке
ног вилки (это те самые блестящие штуки, которые торчат из "штанов" у
переднего колеса).
Протерев салфетками от грязи и прочистив щёткой у пыльников,
в месте соединения ног и штанов, разблокируйте вилку и надавите на
руль, сверху зажав передний тормоз. Грязь, оставшаяся на пыльниках,
поднимется наверх, сотрите её. Повторяйте процесс, пока при нажатии на
вилку кольцо грязи перестанет появляться.
Привод, вилка. Осталась последняя, но немаловажная вещь -
педали. Именно на них приходится большая часть брызг от луж. У
большинства велосипедов педали стоят на насыпных подшипниках, и закрыты
с торцевой стороны пластиковыми заглушками. Сначала проверьте свободный
ход педали, если вам слышится хруст или возникают сомнения, смажьте её.
Используя шлицевую отвёртку на мультитуле, аккуратно снимите
заглушку с торца, за ней вы увидите вал, пару гаек и возможно остатки
заводской смазки. По её цвету можно определить, насколько загрязнена
педаль.
Если смазка светлого или синего цвета - то всё в порядке,
если тёмного - то она уже смешана с грязью и возможно педали скоро
потребуется переборка.
Немного влаговытесняющей смазки внутрь - не помешает. После
этого закройте плотно заглушку и прокрутите педаль для равномерного
распределения смазки внутри.
Вот собственно и всё, подготовка велосипеда к поездке по
сырой погоде завершена, а более серьёзные действия, такие как переборка
каретки, втулок, следует оставить веломеханикам. Главное, в процессе
мойки велосипеда старайтесь избегать попадания воды под давлением на
эти механизмы.
Напоследок замечу, что чистку привода и велосипеда
рекомендуется проводить в осенний период каждые 150 километров.