Составлен Птицей в марте 2006 года
- Алюминий
Применительно к велосипедным рамам употребляется как название сплава металлов, основным компонентом которого является алюминий.
- Амортизатор
Устройство для смягчения ударов, колебаний, защиты от сотрясений и ударных нагрузок. Включает в себя пружину, которая воспринимает и отрабатывает колебания, и демпфер, колебания поглощающий. И пружина, и демпфер могут быть изготовлены из различных материалов с употреблением масла, воздуха, различных синтетических материалов-эластомеров. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин «подвеска».
- Амортизационная вилка
Передняя вилка со встроенным механизмом амортизации, который принимает на себя и смягчает удары, приходящиеся на переднее колесо во время езды. См. также Амортизатор.
- Багажник
Металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на велосипеде груз. При этом основную массу груза лучше расположить не на багажнике, а ниже его. Такая концепция лучше всего реализована в велорюкзаке типа «штаны». Самый распространенный вид багажника - над задним колесом, но можно оборудовать багажник и над передним колесом при жесткой (не амортизирующей) вилке. Багажники делают из стали, алюминия, титана. Наиболее ремонтопригоден стальной багажник.
- База
Расстояние между осями передней и задней колесных втулок. Этот параметр важен для оценивания максимальной эффективности велосипеда для различных типов катания. Подробнее о геометрии велосипеда смотри http://www.veloru.net/?module=content&id=29
- Байк
Велосипед. Слово «велосипед» произошло от двух латинских слов: velosis, что значит «быстрый», и pedis, что значит «нога». Слово «байк» - редуцированное от английского «bicycle» - велосипед, буквально - "двухколесный".
- Бачок питьевой (фляга)
Пластмассовая бутылочка с выдергивающимся соском, которая обычно закрепляется на раме в специальном держателе.
- Биение
Отклонение от нормального состояния боковой поверхности обода или его периметра. Различают радиальное биение («яйцо») - изменение радиуса колеса при разных углах поворота, велосипед с такими колесами на ходу дрожит, как на булыжной мостовой, и осевое («восьмерка», торцевое) - отклонение обода от плоскости вращения. К биениям более чувствительны велосипеды с ободными тормозами, поскольку кривой обод начинает либо задевать о тормозные колодки, либо колодки чиркают по покрышке до её полного разрыва. Биения успешно мешают ехать быстро - от прикладываемых Вами усилий велосипед только дрожит.
Биением обода не считается боковая неровность покрышки!
Биение может также встречаться и на передних звездах и объясняться люфтом каретки или деформацией системы. Боковое биение на передних звездах приводит к плохому переключению цепи, особенно на крайних звездах, куда цепь или не переходит, или соскакивает.
- Велокомпьютер
Хитрое устройство, позволяющее отслеживать скорость движения, пройденное расстояние, время в пути и другие параметры при езде на велосипеде. Наполненность функциями и время жизни зависит от модели и марки велокомпьютера.
- Велолазание
Преодоление некоторого расстояния, которое ожидалось проехать на велосипеде, с использованием альпинистских приемов, причем с велосипедом на плече или шее. Велолазание бывает с набором высоты, с понижением высоты, с преодолением сыпух и бульников.
- Велопонос
Преодоление некоторого расстояния, которое ожидалось проехать на велосипеде, пешком, с велосипедом на плече, из-за неожиданного или планового ухудшения качества дорожного покрытия, вплоть до полного исчезновения такового.
- Велотрусы (велосипедки, памперсы)
Обтягивающие штаны для езды на велосипеде. Хорошие велосипедки скроены из 6-8 деталей, анатомически, «с круглой попой»; сшиты из быстро сохнущей синтетической ткани и имеют «памперс» - специальную прокладку из мягкого материала, облегчающую длительные и тяжелые поездки. Хороший «памперс» обработан специальной бактерицидной пропиткой, которая, к сожалению, через несколько стирок теряет свои свойства. Есть мнение, что толстый «памперс», выходящий за края седла при езде, спасает от многих неприятностей, связанный с потертостями, потницей и раздражениями, а также что верхняя поверхность «памперса» должна быть из натуральной замши.
- Вентиль, сосок, ниппель
Устройство, позволяющее удерживать воздух в камере. Является составной частью камеры. Бывает нескольких видов:
? велониппель Данлопа с узкой резьбой и резиновой трубочкой внутри. Ставился на старые советские велосипеды. Требует насоса со специальным шлангом.
? веловентиль Преста (Presta). Металлический гладкий высокий вентиль со специальным устройством – золотником – внутри. Требует особого насоса
? «автониппель» Шрёдера (Schraeder) Металлический резьбовой вентиль с вывинчивающимся золотником внутри, наружный диаметр соответствует диаметру ниппеля автомашины. Наиболее универсален. Насос тут тоже нужен.
- Верхняя труба
Труба рамы, соединяющая подседельную трубу и рулевой стакан (переднюю вертикальную короткую трубу, куда вставляется руль и вилка). Может иметь горизонтальное расположение, или быть скошенной под разными углами для увеличения специальных возможностей велосипеда. На «женской раме» верхняя труба имеет значительный наклон, она практически параллельна нижней трубе рамы.
- Ви-брейки, векторные тормоза
Тип ободных тормозов с перпендикулярным подводом колодок к ободу. Тормозной трос проходит перпендикулярно от одного тормозного рычага к другому. Это облегчает настройку тормозов, упрощает снятие колеса и улучшает торможение.
- Вилка
Часть рамы велосипеда, в которой закреплено колесо. Обычно имеется в виду передняя вилка. Передняя вилка конструктивно выполнена как отдельный элемент рамы и может быть жесткой (простейшая вилка, перья которой представляют собой цельные металлические трубки) или амортизационной.
- Вкручивать
Крутить педали с усилием либо для достижения большой скорости, либо преодолевая препятствия на местности.
- Водопроводная труба, «чугуниевая» рама, «кроватное железо»
Высокомерные отзывы о тяжелой раме из очень плохой стали. Хотя такой материал наиболее популярен в нашей стране для производства массовых велосипедов, таких как "Урал", "Десна", "Пенза", "Аист", "Кама" и т.п.
- Воздушная вилка
Вилка с пневматическим упругим элементом и / или демпфером. См. Амортизатор.
- Вставная челюсть
Деталь велошлема с полной защитой лица, выполненная отдельно. См. Фуллфейс.
- Втулка
1. Втулка, ступица колеса - центральная деталь колеса в виде цилиндра. На неё крепятся спицы, в ней располагаются подшипники, через нее проходит ось, с помощью которой колесо крепится в раме. Задняя и передняя втулки отличаются размером и внутренним устройством. Задняя втулка бывает под «трещотку» - резьбовая, и под «кассету», со специальными шлицами для посадки блока шестерен. Существует еще втулки со внутренним переключением передач, т.н. планетарные. Втулки могут крепиться в перья рамы с помощью эксцентриков – стержней с «барашком», ручкой и пружинками, и гаек. Колесо на эксцентрике легко снимается и ставится. Втулки на гайках дешевле и ниже качеством.
2. Втулки в роликах заднего переключателя представляют собой металлические трубочки – подшипники скольжения. Внутри этих трубочек проходят стяжные болты, закрепляющие ролики в рамках переключателя.
- Выжимка цепи
Инструмент для разъединения и соединения звеньев цепи, вид своеобразных тисочков с выдвигающимся штырьком. Без этого инструмента выполнять работы по замене или удалению звеньев цепи очень сложно.
- Вынос руля
Деталь, соединяющая горизонтальную трубку руля с вертикальным рулевым штырем. Вынос нерегулируемый может быть приварен к рулевому штырю или крепиться на него болтами. Регулируемый вынос - это сложное устройство, привинчиваемое к штырю, позволяющее регулировать высоту и угол наклона выноса. Выносы руля на резьбовую и нерезьбовую рулевые колонки имеют разную форму. Выносы изготавливают из стали или алюминия.
- Гибрид
Велосипед с комплектацией горного велосипеда и колесами 28 дюймов.
- Гидравлическая вилка
Вилка, в которой роль демпферного элемента амортизатора выполняет специальное жидкое масло. Гидравлические вилки делятся на подклассы в зависимости от типа используемого масла. Другое название гидравлической вилки - масляная.
- Гидравлические тормоза
Тип дисковых тормозов, в которых прижим колодок к диску осуществляется посредством давления специальной тормозной жидкости, залитой в Гидролинию.
- Гидролиния
Крепящаяся на раме трубка, идущая от Тормозной рукоятки к Гидравлическому тормозу. Внутрь трубки залита специальная тормозная жидкость, передающая давление от нажатия тормозной рукояти к тормозным колодкам.
- Головная стойка См. Рулевая труба
- Горный велосипед, байк
Общее название большого класса велосипедов, предназначенных для езды по плохим дорогам. Имеют большое количество передач и колеса диаметром 26 дюймов
- Горшок. См. Шлем.
- Грипс, грипты
Ручка руля.
- Грипшифт
Тип шифтера (манетки) – устройства для переключения передач – похожей на ручку газа у мотоцикла. Вращение цилиндрической рукоятки вперед-назад укорачивает или удлиняет тросик передач, что приводит к переходу цепи на другие звездочки.
- Грыжа
Потертость на боковой поверхности покрышки, через которую вылезает и лопается камера. См. Шиться, Унитазный скотч.
- Гульфик
Чехольчик на седло.
- Датчик
Деталь от велокомпьютера. Датчик крепится на пере передней вилки и принимает сигнал от магнита, закрепленного на спице переднего колеса.
- Двухподвес, полноподвес
Велосипед с амортизацией обоих колес (наличествуют задний амортизатор и амортизационная вилка). На порядок увеличивает комфорт передвижения по плохим дорогам. Незаменим для даунхилла.
Часто имеют раму в форме буквы «У». Особенностью двухподвеса является раскачивание седла при быстром педалировании. На дорогих моделях с четырехточечной системой подвески эта проблема минимизирована.
На двухподвес нельзя поставить стандартный багажник.
- Демпфер
Элемент амортизатора, который гасит колебания пружины. Это может быть воздушная подушка, масляный наполнитель или синтетический эластомер. Особенностью эластомера является его замерзание при низких температурах, в результате чего вилка перестает быть амортизационной.
- Демпфирование
Поглощение колебаний при работе амортизатора.
- Держатель
Проволочная или пластиковая конструкция, в которую вставляется питьевой бачок. Держатель крепится на косую или подседельную трубу.
- Дисковый тормоз
Особый вид ручного тормоза - перфорированный диск, устанавливаемый на специальной втулке колеса, и пара тормозных колодок, которые воздействуют на диск по принципу клещевого тормоза. Взят на вооружение из мототехники. Бывают механические и гидравлические дисковые тормоза. В механических торможение осуществляется при помощи натяжения тросика, в гидравлических на колодки давит тормозная жидкость. Дисковые тормоза бывают разных фирм-изготовителей и разного уровня. Не обязательно, что элементы одного подойдут к другому.
- Дрочископ
Жаргонное название любимого велосипеда.
- Задний амортизатор
Амортизатор для заднего колеса. Очень многообразен по конструкции, от простого пружинного до масляного, воздушного с возможностью отключения амортизации.
- Задняя вилка, задние перья, перья рамы, задний треугольник
Конструкция, являющаяся неотъемлемой частью рамы, состоящая из пары нижних и пары верхних перьев, в соединение которых вставляется заднее колесо. Может иметь различную длину, перья могут быть прямыми и изогнутыми, могут иметь или не иметь крепления под дисковый тормоз.
- Зажим подседельного штыря
Верхняя часть подседельной трубы с разрезом, в которую вставляется подседельный штырь. На некоторых велосипедах зажим затягивается болтом с гайкой, на большинство горных велосипедов - с помощью эксцентрика.
- Зазор
Свободное пространство между двумя деталями, в котором они не соприкасаются. Как только поверхности деталей начинают соприкасаться, говорят о натяге, или отсутствии зазора.
- Замок велосипедный
Трос с замком, позволяющий закрепить велосипед на каком-либо стояке. Примитивное противоугонное устройство, не дающее никакой гарантии.
- Замок цепи
Особое звено цепи, позволяющее без специальных инструментов размыкать и замыкать цепь. Конструкционно бывает выполнено различными способами. Часто встречающаяся модель состоит из двух пластин по форме звена цепи со штырьком и продолговатым отверстием в каждой. Пластины ставятся зеркально друг другу с разных концов цепи. Штырьки заводятся в отверстия и под силой педалирования закрепляются. Расцепляются с помощью отвертки и плоскогубцев.
- Заплечник
Традиционный заплечный рюкзак небольшого размера (от 5 до 45-50 литров), анатомического кроя, или с вентилируемой спинкой. Использование более объемных и тяжелых заплечных рюкзаков нерационально – с ним долго не наездишься. Хотя есть любители…. См. Штаны.
- Защита пера
Приклеенная на нижнее перо полоса синтетического материала, предохраняющая его от ударов цепью и обдирания краски.
- Защита цепи
Деталь, устанавливаемая на раму для защиты цепи от попадания в нее посторонних предметов, например, брюк велосипедиста.
- Защитная гильза
Деталь, обеспечивающая защиту узла от попадания в него при нормальных условиях работы пыли, грязи и воды.
- Звездочка, звезда
Зубчатое колесо цепного привода. Различают передние звезды – систему, и задние – кассету, трещотку.
- Злая резина
Покрышка шириной 2.0 – 2.25 дюйма и более с глубоким протектором, предназначенная для езды по бездорожью.
Золотник
Деталь вентиля камеры. Назначение золотника - запирать воздух в камере.
- Зонтик колеса.
Имеет отношение только к заднему колесу с блоком звёзд (трещоткой или кассетой). Плоскость обода должна быть смещена ближе к блоку звёзд. Важный параметр правильного спицевания.
- Инструмент
Набор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специфичные, шестигранники, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т.п.
- Камера
Баранкообразная резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Давление воздуха в камере удерживается с помощью вентиля.
- Канавка подшипника
Круговое проточенное углубление в чашке и конусе подшипника, служащее беговой дорожкой для шариков.
- Кантилеверы
Консольные ободные тормоза (в том числе типа v-brake), в отличие от клещевых, дисковых или барабанных (втулочных). Крепится к раме на перья вилок. Кантилеверные тормоза часто противопоставляют ви-брейкам (v-brake), хотя на самом деле v-brake - класс кантилеверных тормозов.
- Карбон, композит, углепластик
Синтетический материал, из которого делают рамы и другие детали велосипеда. В просторечии - велосипед, собранный на раме из карбона.
- Каретка
Узел вращения, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и чашек к ним. На ось надеваются шатуны. Неразборная каретка - см. Картридж Разборная каретка – самое дешевое, простое и требующее частого технического обслуживания оборудование.
- Кареточная труба
Самая нижняя труба рамы, в которой помещается кареточный узел. Обычно к такой трубе привариваются косая и подседельная трубы. Располагается в перпендикулярной плоскости к остальным трубам.
- Картридж
Узел, не предназначенный для разборки и регулировки. Чаще всего это название применяется к неразборному кареточному узлу (без шатунов), имеющему вид цилиндра с выходящими с плоских сторон осями, и резьбового кольца такого же диаметра. Сечение осей зависит от типа крепления шатунов и может представлять собой квадрат, или зубчатую окружность. Картридж вставляется в кареточную трубу справа налево. Специальным съемником, имеющим вид цилиндра со шлицами, закручивается сам картридж справа, там, где будут передние звезды, а потом слева ввинчивается запорное кольцо. Картриджи бывают разной длины и диаметра, стандартов несколько. Кроме того, посадочное место педалей может быть различной формы.
Неразборные подшипники не подлежат ремонту и регулировке. При износе, возникновении люфта они, в отличие от разборной каретки, просто заменяются.
- Кассета
Блок задних (ведомых) звездочек. Только звёзды с прокладками между ними и стопорной гайкой! Механизм блокировки – орех, это отдельный узел.
Катафот
Любой светоотражатель.
- Кевлар
Искусственное волокно, применяется при изготовлении покрышек в качестве корда. Кевларовая покрышка может быть сложена в несколько раз и упакована. Такая покрышка легче и дороже, чем покрышка со стальным кордом.
- Ключ
Тип инструмента. Ключ может быть:
- Рожковый, похожий на «козу» из пальцев. Самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Его плоская головка имеет открытый вырез для гайки;
- Накидной, отличающийся от рожкового тем, что головка имеет не открытый вырез, а сквозное шести- или многогранное отверстие. Такой ключ надевается на гайку сверху, обеспечивая более плотный захват ее.
- Трубчатый ключ еще называют «головкой», это вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле, и их невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндрик с продолбленным или отштампованным шестигранным углублением, и может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки. Таким ключом, например, снимают педаль с оси.
- Шестигранный ключ, шестигранник – с недавнего времени основной инструмент велосипедиста. Предназначен он для винтов, имеющих круглую головку с шестигранным углублением. Представляет собой шестигранный стержень, изогнутый в виде буквы «Г», «Z», или входящий в состав набора, похожего на перочинный нож. Большинство винтов на современном велосипеде требуют применения именно шестигранного ключа.
- Комбинированный ключ (семейник) представляет собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру для различных гаек. Очень неудобный и быстро ломающийся ключ. Однако, важный элемент такого ключа - полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в разборном кареточном узле и на резьбовой рулевой колонке. Комбинированный ключ входит в стандартный инструментальный набор к советским велосипедам. Легко превращается в конусный ключ на 13 и на 15 для передней и задней втулок путем растачивания соответствующих пазов (на 12 и 14).
- Ниппельный ключ служит для натяжения спиц. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа – двух-трех-четырехгранная прорезь размером под ниппель. Размеров тоже несколько.
- Ключ для конусов - тонкий рожковый ключ (~3 мм).
- К ключам можно отнести разнообразные специальные съемники.
- Колесо
Это обод, спицы, втулка, камера и покрышка, надлежащим образом вставленные друг в друга и отрегулированные.
- Колодка
Деталь тормоза, непосредственно контактирующая с тормозной поверхностью (ободом колеса или тормозным диском). Существуют колодки двух видов: неразборные и разборные. Неразборная колодка представляет собой брусочек специальной твердой резины с резьбовым или гладким металлическим штырем для закрепления в тормозном рычаге, которая соприкасается с ободом или диском и осуществляет торможение. Разборная, или картриджная, колодка - это металлическая кюветка со штырем, в которую надо вставлять резиновый вкладыш.
- Контактная педаль, контакты
Педаль со встроенным механизмом фиксации ноги. Требует использования специальных велотуфлей, вставляющихся шипами на подошве в такую педаль. Контактные педали различаются по стандартам.
- Конус подшипника
Деталь в виде усеченного полого конуса, которая прижимает шарики насыпного подшипника. Требует регулярного осмотра и своевременной замены.
- Крыло, щиток
Изогнутая пластиковая или металлическая полоса, крепящаяся над колесом. Служит для защиты байка и байкера от грязи и брызг.
Лосить
1. Передвигаться с большой скоростью по труднопроходимым дорогам, а также в отсутствие оных.
2. Затрачивать большое количество энергии для преодоления расстояний.
- Лошпед
Нехорошее слово. Употребляется некультурными людьми с преувеличенным мнением о собственной персоне применительно к велосипедисту-новичку на дешевом велосипеде.
- Манетка, шифтер
Устройство для переключения скоростей на велосипеде. Изменение положения рычажка на манетке приводит к ослаблению или натяжению троса переключателя. Таким образом, изменяется положение переключателя и цепь перебрасывается на другие звездочки. Существует несколько отличающихся друг от друга типов манеток:
- Однорычажные, т.н. фрикционные, – использовались на многоскоростных (до 10 передач) велосипедах до 80-90х годов. Могли располагаться на руле и на раме. Не имели фиксированного положения рычажка, что при отсутствии опыта делало затруднительным быстрое и четкое переключение передач.
- Однорычажные, с фиксацией положения тросов, – появились на байках 90х годов. Манетки крепились на руле и обеспечивали все прелести пошагового переключения передач в условиях увеличившегося их числа. На некоторых моделях сохранялась возможность отключения пошагового режима непосредственно "на ходу".
- Двухрычажные - наиболее распространенный вид механизмов переключения передач на велосипеде в последнее время. Представляют собой крепящийся на руль блок с храповым механизмом и двумя рычажками, один из которых отвечает за ослабление троса, ведущего к переключателю, и, соответственно, за переброс цепи на меньшие по диаметру звездочки; другой рычажок при переключении на следующую ступень трос натягивает, перебрасывая цепь на бОльшие по диаметру шестеренки. Эта схема верна для переключателей с прямым ходом. Задний переключатель с обратным ходом работает с точностью до наоборот. Он вместо тросика имеет жесткую стальную проволоку и сплошную "рубашку", работающую на растяжение.
- Типа грипшифт. Имеют вид вращающейся ручки. См. Грипшифт
- Еще одним типом манеток являются Моноблоки, или Комбо-манетки, совмещенные с тормозными ручками.
- Матрас
Покатушка или поход пониженной категории сложности с целью как можно меньше проехать на велосипеде. Разновидность - Матрас с 5 звездочками. Обычно встречается при недостаточной квалификации руководителя, плохой организации и недисциплинированности участников, возникновении форс-мажорных погодных условий, плохой проработке информации о местности и протяженности маршрута, а также при стремлении организаторов позиционировать маршрут менее сложным, чем в действительности.
- Монтажка, монтажки
Пластмассовая или металлическая лопаточка для безопасного для покрышки и камеры снятия/надевания покрышки на обод. Обычно используются 2 монтажки одновременно. Вместо М. может использоваться ложка (стальная).
- Мыргалка, маячок, задний габарит
Маленький красный фонарик, работающий в режиме мигания. Крепится на подседельный штырь, велорюкзак, поясную сумку и т.д. для улучшения заметности байкера сзади.
- Наконечник троса
Колпачок из мягкого металла, который закрепляется на конце троса для предотвращения его расплетания.
- Ниппель
1. Гайка, крепящая спицу к ободу колеса. Затягивание ниппеля способствует натяжению спицы.
2. Устройство, запирающее воздух в камере. См. Вентиль.
- Обод
Часть колеса, на которую устанавливается шина. Наружная часть обода может служить рабочей тормозной поверхностью. Может быть одинарным или двойным, имеющим дополнительные элементы и ребра жесткости внутри.
У пистонированного обода спицевые ниппели укреплены специальными трубочками, пистонами.
- Обойма подшипника, сепаратор
Металлическая круглая жестянка с загнутыми лепестками, между которых помещаются шарики подшипника. Обычно разбивается очень быстро.
- Оболочка тросика, рубашка
Пластиковая трубочка с металлическим армированием, закрепленная на раме, через которую проходят тросики. Тормозная рубашка имеет армирование спиральное, рубашка тросиков переключения скоростей – из проволочек во всю длину. Испытывают нагрузки "на сжатие". Для заднего переключателя с обратным ходом рубашка имеет запрессованные втулки крепления на манетку и переключатель, т.к. работает "на растяжение".
- Односкоростной велосипед, моноспид
Велосипед с одной передней и одной задней звездами, т.е. без системы передач.
- Орех
Деталь задней втулки (под кассету), в которой расположен механизм, препятствующий холостому вращению педалей.
- Ось
Центральная часть подшипникового узла, на которую устанавливаются конусы подшипников с контргайками и соответствующий узел (втулка колеса, шатуны каретки). Сама ось опирается (посредством шариков) на чашку подшипника. С помощью оси весь узел крепится на раме.
Ось есть и в ролике переключателя. Ею является винт, с помощью которого ролик крепится в рамке переключателя.
- Передача
Передаточное число привода - соотношение числа зубьев ведущей и ведомой звездочек.
- Переднеподвес
Велосипед с амортизационной вилкой.
- Переключатель, переклюк, суппорт, дерайлер
Механизм, перебрасывающий цепь с одной звездочки на другую для изменения передаточного числа привода (переключение передачи). Бывает передний, для системы, и задний, для кассеты. Бывает с прямой и обратной тягой.
- Переспицовка
Полная переборка спиц колеса без разборки втулки.
- Перо
Трубка, соединяющая каретку с подседельной стойкой (в случае пера задней вилки). В районе каретки обычно имеет овальную форму. О перьях вилки чаще говорят как о «ногах» или «штанах».
- Петух
Деталь причудливой формы, которая крепит задний переключатель на раме. Может быть выполнен отдельно или являться составной частью рамы. Отвечает за вертикальное расположение заднего переключателя. Гнутый петух – одна из причин плохого переключения. Ломаный петух превращает многоскоростной велосипед в односкоростной, а если нет выжимки, то и в самокат.
- Пилить
Медленно и нудно передвигаться по монотонной дороге с максимально возможной для едущих скоростью. Как правило, это дорога - прямая, на ней небольшие подъёмы, часто присутствует встречный ветер.
- Пин
Штырь или заклепка, соединяющая звенья цепи
Подвеска
см. Амортизатор
- Подседельная труба
Труба рамы, в которую вставляется подседельный штырь.
Подседельный штырь, подседельник
Трубка, вставляемая в подседельную трубу рамы, на которой закрепляется седло.
- Подшипник
Основное назначение подшипника - уменьшать трение вращающихся деталей друг о друга. В велосипедах применяют как подшипники качения, так и подшипники скольжения. Подшипники качения состоят из двух поверхностей, между которыми находятся стальные шарики. В байкерской среде разделяют:
- конусные, или насыпные, подшипники. Они представляют собой чашку, которой может являться тело втулки, педали, насыпанные шарики определенного диаметра, числом на один меньше, чем могло бы поместиться, и конусную гайку, шарики прижимающую. Иногда шарики вставлены в сепаратор, который увеличивает нагрузку на шарики (так как уменьшает их число в подшипнике) и радостно разбивается за непродолжительное время. Конусный подшипник поддается ремонту и регулировке, в отличие от так называемого промышленного.
- промподшипник представляет собой кольцо, диаметром соответствующее месту применения, состоящее из двух скрепленных между собой обойм с запрессованными шариками. Иногда имеет защиту от грязи и влаги. Неремонтопригоден, не поддается настройке. К промподшипникам можно отнести неразборную каретку – картридж.
Существует мнение, что во втулках лучше применять насыпные подшипники.
Подшипники присутствуют также в трещотке (орехе), в роликах заднего переключателя, в манетках, и, конечно же, в цепи.
- Покатушка
Однодневный выезд на велосипеде. Не имеет стандартов по скорости, расстоянию, количеству участников и перекусов.
- Покрышка
Внешняя часть колеса, защищающая камеру от наружных механических воздействий. Покрышки имеет различный рисунок-насечку, т.н. протектор. Основной принцип классификации покрышек - по рисунку протектора. Выделяют "злую" резину, полуслики и слики. Покрышку со стершимся рисунком называют "лысой". Покрышки могут быть разнорисуночными для переднего и заднего колеса, а также иметь направление движения, указанное на боковой поверхности стрелочкой.
- Поливать
Ехать очень быстро.
- Полуслик
Покрышка с гладким по центру и зубастым по краям протектором.
- Привод
Механизм передачи усилия от ног велосипедиста к ведущему колесу велосипеда. Включает в себя педали, шатуны, систему, каретку, цепь, передние и задние звезды.
- Протектор
Часть покрышки, непосредственно контактирующая с дорогой. Рисунок протектора также определяет ходовые свойства покрышки и область ее применения.
- Профилированная звезда
Шестеренка, некоторые зубья которой отличаются от других по толщине и по ширине. Это улучшает способность цепи переключаться со звезды на звезду. Профилированная звезда не значит «испорченная»! У изношенной звезды, в отличие от профилированной, все зубья сточены одинаково по толщине и по ширине.
- Пружинка трещотки
Деталь трещотки или ореха – кольцо с разрывом из пружинной проволоки, установленная внутри храпового механизма. Назначение пружинки - подпирать «собачки» и загонять их в каждый уступ храпового механизма во время вращения трещотки.
- Пружинная вилка
Передняя вилка, в которой колебания колеса отрабатываются стальными пружинами, расположенными в одной или двух ногах (перьях) вилки.
- Пыльник
Деталь, которая насаживается на ось втулки или каретки с целью закрыть щель вокруг подшипника и защитить его от пыли и грязи. Яркие пыльники на дешевых китайских велосипедах выполняют чисто декоративную функцию.
- Радиальное биение См. Биение.
- Рамка переключателя
Две пластины переключателя, примерно одинаковой формы, между которыми проходит цепь. У заднего переключателя между пластинами установлены ролики.
- Рога
Металлические или пластиковые стержни, надевающиеся на концы руля. Могут быть прямыми и изогнутыми. Позволяют велосипедисту менять положение рук.
- Рукоятка тормозная, тормозная ручка
Механизм, служащий для натяжения тормозного троса. Располагаются на руле.
- Рулевая колонка
Рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.
- Рулевая труба, головная стойка, рулевой стакан.
Самая короткая труба «флюзеляжа» байка. Соединяет верхнюю и нижнюю трубы рамы. В головной стойке крепится передняя вилка. У части современных велосипедов верхняя и нижняя трубы рамы сходятся и сварены у рулевого стакана.
- Руль
Горизонтальная трубка прямой или изогнутой формы, служащая для управления передним колесом (поворотов направо, налево и другие стороны). На руле размещены различные управляющие механизмы байка. Крепится к рулевому стержню посредством выноса.
- Рычаг тормоза
Деталь ободного тормоза, которая крепится на перья рамы винтом и управляется с помощью троса. В рычаге закрепляются тормозные колодки, осуществляющие торможение.
- Седло
Место для пятой точки. Седла различаются по ширине, длине носика, мягкости, использованным в производстве материалам. Некоторые специализированные велосипеды, например, для триала, вообще обходятся без этого архаичного пережитка.
- Система
Передние звездочки велосипеда.
- Ситибайк
Городской велосипед.
- Складной велосипед
Велосипед, у которого труба(ы) рамы имеет шарнирное соединение. Поэтому велосипед может быть сложен "пополам". Верхней трубы у такого велосипеда обычно нет, или она тоже имеет шарнир.
- Скорость
Звездочка, на которой стоит цепь. То же, что и «передача» велосипеда.
- Слик
Покрышка с гладким протектором.
- Смазка
Общее название различных видов масел, применяемых в узлах велосипеда для уменьшения трения. Смазки можно разделить по консистенции на жидкие и густые, по наличию дополнительных включений на литиевые, графитовые, и т.д. Каждая группа узлов велосипеда требует применения своего типа смазки.
- Собачка трещотки
Маленькая металлическая деталь внутри храпового механизма трещотки, имеющая вид флажка. Допускает вращение трещотки в одном направлении, и блокирует его вращение в обратном.
- Софттейл («мягкий хвост»)
Велосипед с передней амортизационной вилкой и специальной изогнутой конструкцией заднего треугольника.
- Спица
Металлический штырь, соединяющий втулку колеса с его ободом. На одном исправном колесе их обычно несколько – от 12 до 71.
- Сталь
Материал для изготовления рам. «Стальной» - велосипед, рама которого изготовлена из стали.
- Столик
Приспособление, крепящееся на руль. Состоит из ноги (ног) и полочки. Позволяет положить на него карту, легенду для сопоставления реального движения с выбранным маршрутом.
- Стяжка
Тесемка, стропа, резинка, с помощь которой закрепляются штаны у щиколотки.
- Суппер, натяжитель
Механизм, обеспечивающий постоянство натяжения цепи многоскоростного велосипеда. Представляет собой рамку с двумя роликами. Является частью заднего переключателя.
- Съемник
Особый вид инструмента, позволяющий снять задние звездочки, шатуны, или вывинтить каретку. Для этих целей используются разные съемники, отличающиеся по виду и устройству.
- Тандем
Тип велосипеда для нескольких седоков, чаще для двоих. Обычно имеет один механизм переключения передач, мощные тормоза, две каретки и две цепи. КПД тандема значительно выше, чем у обычного велосипеда. Но и падать приходится тоже вместе…
- Титан
Материал, из которого делают рамы. Велосипед, собранный на раме из титана.
- Трансмиссия
Все узлы и детали велосипеда, отвечающие за передачу механической энергии во вращательное движение заднего колеса. Сюда включаются каретка, кривошипно-шатунный механизм, где шатунами являются ноги велосипедиста, а кривошипами – шатуны каретки, цепь, задние звездочки, а также передний и задний переключатели.
Трещотка
Механизм свободного хода заднего колеса.
- Тросик
Металлический плетеный трос, с помощью которого приводятся в действие рычаги тормоза и переключатели цепи.
- Туклипсы
Часть педали, состоящая из скобы и ремешка. Обеспечивает прочный контакт ноги велосипедиста с педалью. Дальнейшим развитием туклипсов стала контактная педаль.
- Узел
Комплект деталей, образующих некоторое функциональное единство (втулка с подшипниками, каретка, набор звезд с шатунами, кассета или трещотка и пр.).
- Унитазный скотч
Двустороннеклейкая лента на матерчатой основе. Используется для монтажа сантехники и проклейки внутренней поверхности покрышки. Продается в хозяйственных магазинах.
- Упругий элемент
Узел подвески, рассеивающий колебания. Бывает эластомерный, пружинный и пневматический.
- Фара
Элемент электрооборудования велосипеда. Устанавливается так, чтобы светить вперед на дорогу перед велосипедом.
- Фланец
Ободок втулки с дырочками для закрепления спиц.
- Хардтейл («жесткий хвост»)
Велосипед без заднего амортизатора.
- Хомут
Вид крепежа. Представляет собой кольцевую металлическую или пластмассовую полоску, концы которой стягиваются винтом с гайкой. Хомутиками могут крепиться велокомпьютер на руль, датчик на перо вилки. Зажим подседельного штыря тоже можно рассматривать как хомут.
- Хромомолибден, хромоль
Легированная сталь, из которой делают рамы. Велосипед, собранный на раме из хромомолибдена.
- Центровка
1. Устранение отклонений обода относительно осевого и радиального центров втулки колеса. Выполняется при помощи регулировки натяжения спиц.
2. Регулировка положения тормозного механизма, при котором тормозные колодки располагаются на одинаковом расстоянии от обода.
- Чашка подшипника
Деталь подшипника, на которую опираются шарики. Чашки бывают впрессованные в раму, втулку, и ввинченные, как в некоторых каретках. На внутренней поверхности чашки находится небольшое кольцевое углубление - беговая дорожка шариков.
- Шайба
Деталь резьбового крепежа. Обыкновенная шайба представляет собой небольшое плоское кольцо. Она предназначена для обеспечения нужной опорной поверхности для гайки или головки винта. Бывают шайбы в виде разрезанного кольца – подпружиненные, или гровер.
- Шатун
Деталь, соединяющая вал каретки и ось педали.
- Шиться, штопаться
Зашивать рванувшую, или больную грыжей покрышку по боковой поверхности 8-образным швом. После прошивания больное место требует дополнительной заклейки штатными заплатками, или Унитазным скотчем. См. Грыжа, Унитазный скотч.
- Шиповка, шипы
Специальная покрышка для езды зимой. Металлические стерженьки вживлены в протектор покрышки несколькими рядами, что обеспечивает лучше сцепление с обледенелой дорогой и повышение управляемости. Велосипедные покрышки довольно редко шипуются народными умельцами, в отличие от автомобильных. Основная масса используемых шипованных покрышек - фабричного производства.
- Штаны
1. Специальный велосипедный рюкзак, крепящийся на багажник. Похож на обрезанные джинсы с клапаном сверху. Может иметь различный полезный объем, от 35 до 95 литров, состоять из одной или нескольких частей. Хороший велорюкзак-«штаны» крепится на багажник одной-двумя стропами, имеет сзади крепеж для пенки или палатки, большие наружные карманы и оснащен большим количеством катафотов.
2. Наружная часть ног передней амортизационной вилки.
- Шлем, шлемак
Специальная каска на голову. Защищает этот важную часть человека от возможных травм. Может закрывать только верхнюю половину головы, или все лицо. Такой шлем похож на мотоциклетный и называется «фуллфейс». Нижняя часть «фуллфейса» может крепиться отдельно. См. Вставная челюсть.
- Щиток
Вариант крыла. Крепится на нижнюю трубу рамы.
- Эксцентрик
Механизм, обеспечивающий быстрое разъединение узла без применения инструментов.
- Эластомер, ластик
Упругий элемент на основе синтетического материала (MCU).
- Яйцо См. Биение
(с) "ВелоПитер". Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите!