ПЛАНЕТАРНЫЕ ВТУЛКИ |
О втулках планетарных молвим слово...
Передний переключатель, задний переключатель, "петух", кассета... Человека, решившего купить себе велосипед, обилие новых терминов, порой, вгоняет в ступор. А уж если "продвинутый" продавец в веломагазине раскроет перед обалдевшим покупателем страшную тайну постоянного обслуживания многоскоростного велосипеда – настроек переключателей, мойки и смазки цепи, замены изношенных деталей привода – то бедолага, поразмыслив, может вообще отказаться от покупки столь сложного агрегата, либо предпочесть ему старый добрый дорожный лисапед с одной-единственной передачей… Между тем, есть решение, сочетающее в себе удобство многоскоростного велосипеда с простотой обслуживания односкоростного. Это – планетарная втулка. Суть ее в том, что в самом корпусе втулки заднего велосипедного колеса помещается планетарный шестеренный механизм переключения передач.
Кстати, этот механизм ставится на велосипеды с начала ХХ века (первые 2-скоростные планетарные втулки были произведены фирмой Sturmey-Archer в 1902 году). С тех пор "планетарки" пользуются большой популярностью в Европе – большинство велосипедов класса "комфорт", продающихся в европейских странах, оснащены именно планетарными втулками. На сегодняшний день самыми распространенными являются планетарные втулки гигантов велоиндустрии SHIMANO (3-, 7- и 8-скоростные) и SRAM (3-, 5-, 7- и 9-скоростные). "Рекордсменом" по числу передач – 14 – является втулка, выпускаемая немецкой компанией ROHLOFF, правда, стоит она одна, как хороший велосипед... Планетарные втулки выпускаются как под ободные тормоза, так и под дисковые/роллерные. Кроме того, существуют втулки со встроенным ножным тормозом – таким, как на односкоростных дорожных велосипедах – где торможение осуществляется вращением педалей назад.
Какие же преимущества у планетарного механизма перед традиционным ныне параллелограммным переключателем, и какие недостатки? ПРЕИМУЩЕСТВА: НЕДОСТАТКИ: Многие, кто приценивался к велосипедам с планетарной трансмиссией, записали бы в недостатки их высокую стоимость. Однако, с этим можно поспорить. По сравнению с дешевыми китайскими «творениями», цена таких велосипедов высока. Если же рассматривать велосипеды, на которых можно кататься, не опасаясь, что у него вдруг что-то отвалится, то окажется, что стоимость велосипедов с планетарной втулкой вполне конкурентна. Не стоит забывать и о том, что планетарные механизмы изготавливаются только уважаемыми фирмами с многолетней историей; "на коленке", на маленьком китайском заводике такое произвести просто не в состоянии…
Второй вопрос, который волнует потенциальных покупателей планетарных втулок – о количестве передач: "А почему это их так мало? Вот у "обычных" велосипедов – 21, 24, 27. Тут же – 7, 8… да и 14 маловато…" Постараюсь объяснить: У велосипеда с "обычными" параллелограммными переключателями (передним и задним) общее количество передач – это количество звезд "системы" (передних), умноженное на количество звезд кассеты (задних). Например: 3 передних Х 9 задних = 27. На деле же используются далеко не все эти комбинации. Чтобы избежать перекосов цепи, обычно пользуются только следующими: 1х1,2,3, 2х2,3,4,5,6,7,8, 3х7,8,9, итого – 13 передач. Если же учесть, что некоторые передачи имеют очень близкие друг к другу передаточные отношение (практически дублируют друг друга, т. н. "двойные" передачи), то эффективное количество передач получается и того меньше. В планетарном же механизме все заявленные передачи – эффективные, т. е. реально работающие. В России велосипедов с планетарными втулками гораздо меньше, чем в Европе. На мой взгляд, причина тут, скорее, историческая – в СССР планетарные втулки не выпускались никогда. И вот почему:
В наше же время многие велоторговые фирмы просто боятся ввозить из-за рубежа в общем-то не дешевые велосипеды, рассчитанные не на "профи", готовых выложить "кругленькую" сумму за гоночный болид, а на любителей. Последние же, не задумываясь о последствиях приобретения заведомо некачественной вещи, часто покупают «пародию на велосипед» в ближайшем супермаркете… Но времена меняются, все больше любителей велосипеда понимают, что к выбору "двухколесного друга" надо подходить серьезно, что настоящее удовольствие от катания принесет только надежная, простая в эксплуатации и неприхотливая техника – и количество велосипедов с планетарными втулками на наших дорогах постоянно растет. © Михайлов М. Г., ВелоПитер, текст |
|||||||||