АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ВИЛКИ |
Амортизационную вилку по праву можно считать вторым по важности (после рамы) элементом современного маунтинбайка. От нее в немалой степени зависит поведение велосипеда на любой поверхности, отличной от гладкого асфальта. Технологический прогресс последних лет большинства компонентов двухколесных машин впечатляет. И одним из самых быстроразвивающихся направлений этой "гонки вооружений" являются системы амортизации. Рассмотрим основные задачи, которые призвана решать амортизационная вилка, расположив их в порядке значимости: - Повышение эффективности движения, достигаемое
путем отслеживания передним колесом поверхности, по которой происходит
движение. Это позволяет лучше контролировать велосипед, снимает "останавливающий
эффект" дорожных неровностей. Вышеизложенные положительные факторы, которые привносит амортизационная вилка, реализуются в полной мере в изделиях среднего и высокого уровня. Реалии рынка таковы, что популярность систем амортизации "толкает" фирмы-производители на комплектацию практически всего своего модельного ряда амортизационными вилками. При этом "бюджетные" велосипеды неизбежно укомплектовываются примитивными "амортизаторами", не выполняющими большинства своих функций. Условно можно сказать, что любой велосипед ценового диапазона "до 500$" редко может "похвастаться" амортизационной вилкой хотя бы среднего уровня. Для повышения эффективности подобной машины, вилку приходится приобретать отдельно (или заменить ее при покупке велосипеда). В хороших амортизационных вилках представлены следующие основные "кирпичики": - Элемент, работающий непосредственно на сжатие вилки.
(Пружина, рессора) От "продвинутости" этих составляющих в большой степени и зависит качество работы вилки. На сегодняшний день к эффективным амортизационным вилкам можно отнести системы, в которых в качестве рессоры используется стальная (титановая) пружина или воздушная "пружина", а также их комбинации. В качестве демпфера в хороших амортизационных вилках могут использоваться сложные системы, призванные обеспечить адаптацию работы вилки к различным режимам движения (в том числе "умную" амортизацию), а также широкие возможности по регулировке. В них функции "демпфирующего элемента" выполняет масло или воздух. В прошлые годы широкое распространение имели эластомеры (упругие полимерные стержни), использовавшиеся в вилках от начального до высшего уровня. Однако сегодня эластомеры применяются, как правило, только в простых "бюджетных" вилках. Существуют "макеты" амортизационных вилок, где "применена" обычная пружина (иногда составляющая одно целое с защитными резиновыми "гофрами"), однако такие конструкции рассматриваться не будут, так как их эффективность ниже всякой критики. Большинство современных амортизационных вилок имеют рулевую трубу диаметром 1 и 1/8 дюйма. Этот общепринятый стандарт поддерживают производители велосипедов (рам) и рулевых колонок. "Особняком" стоят некоторые фирмы, имеющие свои собственные стандарты. Самая известная из них- Cannondale, велосипеды которой имеют стандарт рулевой 1 и 1/4 дюйма и комплектуются вилками HeadShok (Cannondale). Наиболее интересная их разработка - вилки HeadShok серии Lefty с одной "ногой". Модель этой серии HeadShok Lefty Max TPC+ представлена на рисунке справа. Последним "веянием моды" стал новый стандарт "onepointfive", составляющий 1 и 1/2 дюйма, который ориентирован на длинноходные фрирайдные вилки. Пока он не набрал популярности и поддерживается лишь несколькими производителями рам и амортизационных вилок (у пары - тройки моделей). Увеличение рабочего хода амортизационных вилок до 100 мм и более у ряда моделей, повлекло за собой желание как- либо регулировать этот параметр. Например, для городской поездки или шоссейного участка в походе совсем не нужны "большие хода". Производители отреагировали моментально: теперь многие вилки для туризма и легкого фрирайда имеют функцию изменения хода (а некоторые модели, помимо этого, и блокировку хода). Это еще больше расширяет спектр использования амортизационных вилок. |
||||||||||||||||
Но не маунтинбайком единым … Не остались обделены достижениями технического прогресса и велосипеды других типов. В основном, это относится к гибридам и "продвинутым" сити-байкам. Конечно, размах и разнообразие здесь не такое, как у внедорожников. Амортизационные вилки для таких велосипедов имеют небольшие рабочие хода (30- 60 мм) и не предназначены для высоких нагрузок. Их задача - улучшить качество езды по дорогам общего пользования. Могут найти применение в комфортабельных дорожных велосипедах или туристских велосипедах типа "гибрид" или (редко) "туринг". Мы рассмотрели назначение и конструкцию амортизационных вилок. Следующим этапом будет выбор вилки, удовлетворяющей конкретным задачам. |
||||||||||||||||
ВЫБОР АМОРТИЗАЦИОННОЙ ВИЛКИ. Выбор амортизационной вилки - непростой, но захватывающий процесс. Основных критериев, как правило, два: - Соответствие вилки велосипеду в целом и предполагаемым
условиям использования. Это важнейший фактор, пренебрежение которым может
серьезно ухудшить ходовые характеристики маунтинбайка и принести разочарование
владельцу. Рассмотрим различные условия использования (стили езды) велосипедов и оптимальные для этих условий амортизационные вилки. В качестве примеров приведем изделия 2003 модельного года ведущих мировых фирм производителей амортизационных вилок, разделив их на две условные категории: "Средний уровень" и "Высокий уровень". В данном обзоре не будут рассмотрены простейшие вилки, эффективность которых сомнительна. Представленные модели не панацея, а всего лишь один из вариантов конкретных амортизационных вилок, удовлетворяющих поставленным задачам. Городская езда, неторопливые загородные "покатушки", классический туризм. К вилкам не предъявляется каких-либо особых требований. Большой рабочий ход в этом случае не обязателен, хотя сегодня на туристских байках не редкость встретить ход 100 мм. Один из основных критериев - надежность и неприхотливость. Наиболее эффективной для данного использования признана конструкция "пружина в масле" (так называемая "открытая масляная ванна"). Она является самой надежной из всех существующих на сегодняшний день систем. Реальный вес подобных вилок находится в районе 2 килограмм.
Туризм в спортивном ("агрессивном") стиле, загородные "покатушки" в высоком темпе, соревнования по кросс- кантри. Более жесткие режимы движения предполагают повышение требований к амортизационным вилкам. Здесь, помимо высокой эффективности работы, желателен и небольшой вес самой вилки (особенно для легких высокотехнологичных велосипедов). Выбор вилок для данного использования может быть весьма широк. На первом месте здесь стоят рабочие качества вилки, которые могут быть достигнуты в хороших пружинно-масляных и воздушно-масляных конструкциях. Рабочий ход может быть различен: от 63 мм у гоночных кросс-кантрийных вилок до 100 мм у "кроссовых" моделей. Веса также существенно различаются: от 1.35 кг до 1.9- 2.0 кг.
Легкий фрирайд, загородные "покатушки" с элементами фрирайда, соревнования по байкер - кроссу (4X), стрит. Стиль езды, предъявляющий повышенные требования к прочности, эффективности и рабочему ходу вилки. Вес не является определяющим параметром, хотя и имеет определенное значение для гоночного "соревновательного" байка. Техничные спуски, трамплины, дропы - все это предполагает наличие рабочего хода от 100 мм и более. Вилки, как правило, однокоронные, со вставной осью (что требует использование специальной передней втулки). Легкие фрирайдные маунтинбайки (сегодня это, преимущественно, двухподвесы) весят больше своих кросс - кантрийных собратьев, но допускают использование в еще более жестких режимах движения. Вместе с тем, они обладают вполне приличными ходовыми свойствами и допускают использование даже в велопоходах. Для подобного "непрофильного" использования некоторые из представленных фрирайдных вилок имеют функцию блокировки.
Жесткий фрирайд, соревнования по даунхилу. Амортизационные вилки, удовлетворяющие подобным условиям использования, ставятся только на специализированные двухподвесочные велосипеды. Очень большие хода амортизаторов, высочайшая прочность и надежность- вот основные критерии при выборе данных вилок. Подобные машины не предполагают использования их в качестве прогулочных велосипедов. Они эффективны только на спусках. Вилки очень чувствительны, прекрасно "держат" трассу и могут "проглотить" даже крупные колдобины без каких- либо ударов и "подскоков".
Опыт реальной эксплуатации амортизационных вилок, а также различные технические статьи по этим вопросам Вы можете прочитать на сайте Велотуристов- Байкеров http://veloroad.spb.ru "ВелоПитер", Алексей Кавелин. Санкт-Петербург http://veloroad.spb.ru |