Выбор циклокроссового велосипеда |
Что такое циклокроссовый (велокроссовый) байк? Фактически, это шоссейный велосипед, адаптированный для гонок по грунту и грязи, с пешими участками. Велокросс - достаточно популярный вид спорта за рубежом, хотя у нас он не получил такого распространения, как, например, кросс-кантри. Увидеть циклокроссовые байки в действии можно, например, на этом видео:
С первого взгляда эти велосипеды легко можно спутать с шоссейниками - стройный ситуэт, руль-баран, жесткая вилка, колеса 622 мм. Но вблизи становятся видны различия: рама, рассчитанная под более толстые покрышки (до 40-45 мм против 28 мм у шоссейников), "злая" внедорожная резина, крепления для багажника и полных крыльев на раме и вилке, дополнительный набор тормозных ручек, наконец, другие тормоза - дисковые или кантилеверные. Геометрия велокроссовой рамы хорошо подходит для относительно невысоких скоростей и для переноски байка на плече, кроссовый байк лучше управляется на низких скоростях, чем чистокровный шоссейник. Трансмиссия у циклокроссеров скорее шоссейная (обычно 2х10 или 2х9 скоростей), хотя на ряде моделей установлена специальная система со звездами меньшего диаметра. Таким образом, кроссовый велосипед действительно очень похож на шоссейный, но при этом он может успешно ездить по грунту, а также более универсален и удобен в повседневной езде.
Более подробно про особенности велокроссовых байков можно прочитать в отдельной статье.
Что же дает такое смешение классов? По своим возможностям циклокроссер находится между шоссейниками и гибридами. На асфальте он почти так же быстр, как гоночный шоссейный велосипед, но при этом не спасует на грунте и в грязи, чему способствуют зубастые покрышки и низкий вес, порядка 10 кг. Интересно, что в грязи с пешими участками циклокроссовый байк догнать не удастся никому - это его стихия, поскольку узкие зубастые шины отлично режут грязь до твердого грунта, а также снижают сопротивление движению. Уровень комфорта также будет выше, чем у шоссейника. Гибрид же будет медленнее на асфальте, но зато обеспечит гораздо более высокий уровень комфорта в сложных дорожных условиях, да и управлять велосипедом на бездорожье удобнее с прямым рулем, а не с "бараном".
Вообще, комфорт - это слабая сторона циклокроссовых байков, на них тяжело ездить по грейдерам типа "стиральная доска", слишком быстро накапливается усталость и пропадает желание куда-то ехать. Зато на шоссе получается солидная прибавка в скорости благодаря рулю-барану, улучшающему аэродинамику - за сравнительно небольшие деньги можно ехать на несколько км/ч быстрее, чем на вдвое более дорогом горном велосипеде. Даже сильный встречный ветер не доставляет проблем - в низкой посадке его влияние ощущается слабо. Обратная сторона посадки на циклокроссере - плохая обзорность и высокая нагрузка на руки, что не только уменьшает комфорт, но и ограничивает возможности велосипеда в песке и на снегу. Езда по городу также не очень удобна из-за плохой обзорности, а если стоят кантилеверные тормоза, то гонять между машин вообще страшновато. Впрочем, вышеперечисленное в той же мере относится и к шоссейным велосипедам - важно понимать, что выигрывая в одном, мы обязательно проиграем в другом.
Тем, кому важны именно внедорожные/горные возможности циклокроссера, можно посоветовать поменять передаточные отношения трансмиссии на более тяговитые. Это сделать довольно просто - в случае двойной системы достаточно заменить кассету и задний переключатель на "горные" (при этом также понадобится поменять цепь на более длинную). В этом случае циклокроссер по тяговым возможностям будет аналогичен горному велосипеду без малой звезды системы, чего в большинстве случаев вполне достаточно для уверенной езды практически по любым горкам (учитывая массу самого велосипеда около 10 кг). В случае, если смущают легкие шоссейные ободья, их можно поменять на более прочные гибридные, однако велосипед при этом растеряет значительную часть своей легкости и динамики.
ВНИМАНИЕ: горный задний переключатель на 10 скоростей несовместим с шоссейными манетками, необходимо использовать модели на 9 скоростей, даже если кассета на 10.
Циклокросс - очень специфический вид велосипеда, он превосходен в одних условиях езды, но при этом плох - в других. В отличие, например, от гибрида - тот является твердым "хорошистом" на любых дорогах. По опыту использования, можно прикинуть круг применений, для которых циклокроссер подойдет хорошо:
А вот для чего он подойдет плохо:
Таким образом, это скорей всего будет не первый велосипед в коллекции, но он выглядит интересным дополнением к имеющемуся горному и отличной альтернативой шоссейнику для большинства байкеров.
Скажем прямо, в магазинах Питера тяжело найти циклокроссовый велосипед живьем. Скорей всего, придется вносить предоплату и ждать заказ от недели до месяца. Увы, но это расплата за оригинальность и редкость таких велосипедов.
Поскольку совсем дешевого шоссейного и кроссового оборудования не бывает, велосипеды на его основе тоже не особо дешевы - самые простые модели обойдутся примерно в 30 000 руб. (без учета различных скидок и без педалей). Это Merida Cyclo Cross 3 и Specialized Tricross X3 - вполне достойные по своему уровню байки, причем Merida предлагает лучшее навесное оборудование и дисковые тормоза, что является заметным плюсом при "гражданской" эксплуатации. Ведь классические кантилеверы слабоваты даже для легкого байкера (особенно в грязных условиях), не зря в 2011 году UCI официально разрешила использование дисковых тормозов в циклокроссе. К сожалению, Мерида в 2011 году не сочетает карбоновую вилку с дисковыми тормозами - приходится довольствоваться алюминиевой (впрочем, никто не запрещает ее поменять при желании). А вот у Specialized нет дисковых тормозов, зато есть карбоновая вилка и тройная система, позволяющая с удобством ездить по разнообразным грунтам на велосипеде "из магазина". Кроме того "Спеш" должен быть легче за счет ободных тормозов.
Из более продвинутых велосипедов можно обратить внимание на Merida Cyclo Cross 4 и Cyclo Cross 5 по ценам порядка 37 и 48 тыс. руб. соответственно. Они имеют уже оборудование высокого класса, на котором не грех выступить и на соревнованиях. "Четверка" может похвастаться дисковыми тормозами, но вилка у нее алюминиевая. "Пятерка" - это уже серьезный облегченный спортивный снаряд, оснащенный карбоновой вилкой и кантилеверами. Еще более дорогой Giant TCX 1 по уровню оборудования занимает промежуточное место между этими велосипедами, но ощутимо дороже обоих - брэнд обязывает. :-)
К сожалению, уже к началу лета кроссовых велосипедов в продаже становится совсем мало, поэтому желающим спокойно выбрать велосипед нужно начинать поиски в начале сезона. Однако заграница кое-чем может нам помочь - например, весьма демократичным по цене и неплохо оснащенным BeOne Chase с карбоновой вилкой Easton EC70X. Для опытных и неленивых байкеров оптимальным вариантом может быть сборка велосипеда под себя из компонентов, заказываемых в Интернет - в этом случае можно произвольным образом сочетать материалы рамы и вилки (сталь, титан, алюминий, карбон), вид тормозов, прочность колес и тип привода.
В заключение замечу, что ряд байкеров использует свои горные велосипеды практически исключительно для езды по асфальтам и ровному грунту, при этом добиваясь хороших скоростей. Думаю, многие из них хотели бы купить шоссейник, но при этом не готовы отказываться от возможности срезать дорогу по грунту или заехать на симпатичное озеро. В этом случае циклокроссовый байк - разумная покупка, которая позволит заметно повысить среднюю скорость на асфальте, сохранив возможность езды по грунту и участия в покатушках наравне с MTB. А у байкеров без особых спортивных амбиций такой велосипед может пробудить интерес к скорости, которую на нем поддерживать легче, чем на тяжелом гибриде или MTB.
(с) Владимир Горбунов (VORON)