"ЯКУТИЯ: КОЛЫМСКИЙ ТРАКТ - ПОЛЮС ХОЛОДА". март 2004 года.

 

2 апреля команда Бивак Экстрим вернулась в Петербург! 923 км до Полюса холода были пройдены за 12 дней!

Ждите наш рассказ! (будет опубликован на этой странице)

А пока можно посмотреть информацию, опубликованную перед стартом команды:


Пресс релиз "4 недели до старта"

Велоцентр "БИВАК" Авиакомпания "Сибирь" Milo
Экспедицию поддержали:
Снаряжение ПИК-99 Satila Norveg

Старт велоэкспедиции "Полюс Холода -2004" приближается! 12 марта самолет авиакомпании "Сибирь" понесет нас на своих серебристых крыльях в Новосибирск, и оттуда в Якутск. Две ночи на акклиматизацию в столице республики Саха, и 15 марта команда "Бивак Экстрим" стартует к Полюсу холода.

Окончательная версия маршрута экспедиции такова: старт в Якутске, и сразу становится интересно: команда будет переезжать на восточный берег реки Лены по ледовой переправе. Далее укатанный зимник ведет нас в Хандыгу. До этого города примерно 430 километров, которые команда пройдет за 5 ходовых дней. В Хандыге мы отдохнем, и на следующий день, докупив провиант, снова ринемся в путь.

За Хатангой начинается самый интересный и сложный участок пути: дорога понимается в горы, преодолевает два перевала. Холодные места начинаются именно отсюда. 28 марта команда прибывает в поселок Томтор - полюс холода. Полная протяженность маршрута 900 км. В это время здесь будет проходить фестиваль Зимы, и мы примем в нем участие. Обратный путь пройдет на автомобилях, которые будут забирать из Томтора гостей фестиваля. 1 апреля мы надеемся уже быть дома.

Для того, чтобы поход прошел успешно, нами проведены ряд тренировок, а 21-23 февраля состоится генеральная репетиция. Команда будет в Псковских лесах тестировать полученное снаряжение. Как мы будем экипированы? Верхняя одежда - мембранный костюм от "Мило" - польской фирмы, которая производит товары для туристов. Марка Milo отличается тем, что обеспечивает принятое в Европе качество, но по более приемлемым, по сравнению с фирмами Франции или США, ценам. После приезда мы дадим полный обзор того, как вела себя эта одежда на Полюсе Холода.

Второй слой одежды - теплые полартековые костюмы, сделанные в России. Под ним будет служить термобелье - важнейший элемент экипировки. На случай особых холодов, в резерве у нас есть синтепоновые жилеты.

Следующий элемент снаряжения - термобелье и термоноски. И то и другое мы взяли от компании Norveg, для чего специально ездили в Москву на консультацию. Термобелье Norveg - это синтетика с шерстью мериносов. Меринос - это овца, шерсть которой отличается тонкостью и мягкостью. Действительно, на ощупь термобелье приятно. Мы взяли два вида термобелья: Hunter и Active. Первое предназначено в большей степени для охотников и рыбаков, которые много времени проводят на морозе. Мы вроде как, тоже собираемся много времени провести на морозе - две недели. Все совпадает. Интересно, что написано в аннотации к термобелью, что оно снижает утомляемость мышц. Посмотрим, как это ему удается. Вторая модель - Active, предназначена для тех, кто в холодную погоду занимается активными видами деятельности. Разница в том, что Active в большей степени отводит влагу (содержание Termolite - 74%), и в меньшей, соответственно, сохраняет тепло. Какая из моделей будет работать лучше в наших не вполне стандартных условиях покажет время. Также мы используем термоноски Norveg. Посмотрим, насколько они помогут нашим ногам. Дело в том, что если по использованию термобелья у нас уже накоплен определенный опыт, то с термоносками - это эксперимент.

Для ночевки в полевых условиях фирма "Снаряжение" по нашему техзаданию сшила специальный шатер, который будет обогреваться печкой, которую, в свою очередь, делает Антон Бученков. Антон не просто мастер, но и "друг команды", в связи с чем ему приходится делать уже не первый экземпляр печи, с учетом выявленных недостатков на испытаниях. Команда будет экипирована новыми рюкзаками от "ПИК-99" "Трек-90". Особенностью этой модели, разработанной на базе "Трек-85" является отсутствие молний на силовых местах. Это важно, так как на крутых морозах, молния может не выдержать напряжения. Ключ же к успеху экспедиции - в технике, которую готовят в Велоцентре "Бивак". Шипованная резина, низкотемпературная смазка, усиленные обода… надеюсь, все это позволит пройти поход без поломок.

Команда благодарит АК "Сибирь", "Велоцентр Бивак", фирму "Мило" и журнал "Путь и Водитель" за поддержку нашей экспедиции.

Ждите нашего рассказа!

Информация о проекте Полюс Холода - 2004

В марте-апреле 2004 года Петербургская "Федерация Путешественников" и клуб "ВелоПитер" проводят экспедицию "Колымский тракт - Полюс холода". Известная команда байкеров в новом составе совершит попытку достичь Полюса Холода Северного полушария Земли - поселок Томтор (недалеко от Оймякона, Восточная Якутия). Именно здесь была зафиксирована рекордная температура минус 72 градуса по Цельсию.

Полюс холода расположен вблизи "Колымского тракта", который был проложен в 30е годы. Дорога идет из Якутска в Магадан, преодолевая на своем пути три крупных горных хребта: Сетте-Дабан, Сунтар-Хаята и Черского. Расположение хребтов, вместе с другими климатическими факторами, создают удивительный климат этих мест. Здесь, на широте, которая всего лишь чуть севернее широты Петрозаводска, зимние температуры значительно превосходят мороз в других частях Земли, в том числе и за полярным кругом и на географическом полюсе. Температуры ниже 60 градусов Цельсия встречаются практически каждый январь, а в августе может быть как +30, так и минус 15. Следует отметить, что Питерская команда поедет на полюс в относительно теплое время - в марте, когда в Оймяконе температура не опускалась ниже 64 градусов. Рекорд холода в апреле - минус 47.

Холод - один из основных факторов сложности данного похода. Другая проблема заключается в дороге. Колымский тракт в его центральной части, как раз той, где Полюс Холода, находится в плохом состоянии. Мосты полуразрушены, движения транспорта практически нет, равно как и нет дорожного покрытия. Расстояние от места, где кончается "приличная дорога" до места, когда команда выйдет "к большой цивилизации" - превышает расстояние от Питера до Москвы. По нормам спортивного туризма прохождение этого маршрута даже в летнее время имело пятую (высшую) категорию сложности.

Планируется, что команда стартует из поселка Ытык Кюель, куда доберется на транспорте из Якутска, и далее через Хандыгу, Кюбюме достигнет Томтора - поселка в котором была зафиксирована самая низкая температура в северном полушарии. Возвращение будет проходить через границу Якутии и Магаданской области, через поселок Адыгаллах.

К старту готовятся 5 человек: Илья Гуревич, Анна Кононова, Александр Кутищев, Павел Милькин и Михаил Каменцев.

В дальнейшем, на этой странице будет публиковаться информация о подготовке экспедиции, а по ее завершению, появится отчет.

СПРАВКА О ТЕМПЕРАТУРЕ В РАЙОНЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Итак, вот небольшие выкладки по температуре, которая ожидает команду н пути следования в Оймякон. Старт из Якутска, предположительно, состоится 8 марта, и за две недели мы преодолеем 900 км до полюса холода, куда прибудем 23 марта. Это 60 км в день, что вполне адекватно качеству дороги и рельефу.

 

Населенный пункт на маршруте

Средняя температура марта месяца

Абсолютный минимум.

Средняя температура в первой декаде марта

Средняя температура во второй декаде марта

Средняя температура в третьей декаде марта

Якутск

-22,2

-55 (1954)

-28,1

-22,5

-17,0

Ытык Кюель

-25,0

-54 (1954)

-31

-25

-19

Теплый Ключ

-24,5

-55 (1954)

-29,7

-24,5

-19,2

Оймякон

-32,8

-61 (1951 и 1954)

-39,2

-32,9

-26,7

 Теперь рассмотрим распределение температуры по времени:

В Оймяконе в среднем в середине дня - 23 градуса, в предутренние часы - 39,1 градус. То есть перепад температуры день/ночь 16 градусов.
В Якутске днем до -15,2 ночью -28,3. перепад температур день/ночь 13 градусов.

Ветер:
Якутск: западный, юго-западный и северо-западный - 48% (попутный). Восточный и иже с ним - 20%. Остальное - север и юг (нейтральные ветра).
Оймякон: западные 51%, восточные - 21%