ЖПЗМ - 3. Ивинский разлив

Полный разлив, или сказ о том, как мы были близки к полному провалу.

ВелоПитер любит организовать поход или покатушку в места труднодоступные, где к тому же есть что посмотреть. А в году 2006 мы задумали провести серию из трех походов в самые труднодоступные места Ленинградской области. Вот и 8-9 апреля состоялся первый из них, поход ЖПЗМ-3 (аббревиатура Живые ПоЗавидуют Мертвым), в одно из самых труднодоступных мест Ленинградской области – к церкви, что на Ивинском разливе.

Добраться сюда и правда не просто - церковь (вернее, ее руины) расположены на мысу, в 12-13 км от ближайшей дороги. Сама ближайшая дорога - лесная грунтовка. Вокруг болота. Доехать до Ивенского разлива можно, пожалуй, лишь зимой по льду. Или летом на лодке. Но лодки - это не наш выбор. Итак, зима, велосипеды, замерзшее озеро...

Перед началом мероприятия нас все отговаривали: дескать, весна настала, лед стал тонким, засыпало его снегом, да зимник размяк… Перед самым отъездом я тоже предался пессимизму, и думал – не поймаем «разлив», так хоть “согреемся”-прокатимся. Тем не менее, пари на три бутылки Морсберри с Чижом мы заключили.

Вариантов было несколько: не доедем совсем, доедем только до берега, и доедем до церкви.

Поезд притаранил нас на станцию Токари в 5 часов 5 минут утра. При высадке я был особенно внимателен, так как в прошлый раз, когда мы также выходили на станции Токари, Миша Каменцев, наш друг и председатель братского нам клуба Балтийская Звезда, забыл в поезде... велорюкзак. Посему я внимательно пересчитывал велосипеды, людей и рюкзаки. Поезд-то две минуты стоит всего!

Было прохладно – градуса три мороза. Это нас вдохновило, так как после 6 км грейдерной дороги, нас ждало более 20 км лесовозной дороги и несколько километров зимника. Ехать по раскисшему зимнику удовольствие ниже среднего, а по морозцу – самое то.

Стартовали с первыми лучами и двинулись к разливу. В селе Посад сделали небольшую остановку для осмотра церкви. Предположили, что в этот день в селе будут совершены массовые трудовые подвиги – прямо в его центре валялся в снегу конь. Значит, выражение «у нас еще конь не валялся» не пройдет. Валялся, еще и как!

За Посадом идет лесовозная дорога, грязная, противная. Но пока замершая. Правда Ира, у которой не было опыта езды по такой грязюке, приняла лечебные грязевые ванны. Наверное, в тот момент она проклинала все на свете, и в особенности нас с Буровым, это безобразие придумавших.

По мере продвижения вперед, дорога становилась мягче, а последний километр (здесь уже не лесовозка, а укатанный снег) легче было идти пешком – колеса начали вязнуть в снегу. К разливу вела речка, которая частично была засыпана снегом, а кое-где – уже водой. Это доставляло нам немало радости – надо же, можно ехать! Разумеется, ехали там, где вода. Река петляла так, что излучины почти сходились между собой.

Наконец, мы вышли в открытое озеро – ровный лед, покрытый шугой. Ехать по такому весьма приятно. Однако, кое-где встречаются снежные заносы, тянущиеся на сотни метров, их приходилось преодолевать пешком. Вода на льду прибывала на глазах.

Прибыли в Ивинку – церковь разрушена практически полностью, есть остатки колокольни, несколько домов, один – жилой.

Живет егерь с женой и собаками. Увидев нас он весьма удивился. Егерь был не лишен чувства юмора: рассказал, как во время войны финны взяли село Токари, проехав к нему на велосипедах со стороны разлива. Хороший человек, веселый.

Повернули назад. Ощущения такие, что снега становится меньше с каждой минутой, воды на льду все больше и больше. Бывает, едешь, а ноги хлюп-хлюп – значит, либо касаются воды, либо погружаются в нее. Кое-где видны промоины – по ним можно судить, что лед еще толстый.

В устье реки Буров нашел реально интересный объект – небольшой островок – ну буквально 8 метров в диаметре, на котором сохранились старинные могильные плиты. Это кладбище Острачи. Довольно интересно почитать, что писали в середине 19 века на могильных плитах.

Речка уже вся была покрыта водой, причем лед сверху стал мягким. Больше шли пешком, нежели ехали.

Переночевав в лесу, утром двинулись в обратный путь. Если предыдущий день был пасмурным, то этот – солнечным и очень теплым. Лесовозку растопило довольно быстро, но и торопиться нам было ни к чему.

Прибыли на вокзал: воды нет, магазины закрыты. Приятно путешествовать по родному краю. Собаки ходят на задних лапках вытянувшись в стунку. В 15 часов сели в электричку до Лодейного, оттуда еще электричка до Волховстроя, оттуда электричка до Питера… Более 7 часов!

Реально это было интересное мероприятие: приехали бы мы на день позже – наверняка уже «купались» бы против своей воли. На день раньше – месили бы снега по колено. Что ж, иногда нам сопутствует удача!

Серия походов «Самые труднодоступные места Ленинградской области и не только» будет продолжена летом!

Как вы надеюсь, знаете, ВелоПитер запускает новый проект для любителей троп http://velopiter.spb.ru/tracks/ - корень проекта – обмен информацией о тропах и других интересных местах, и в частности обмен GPS треками.

Собаки в Токарях вытягивались перед Змеем Гуревичем по струнке...

Все фотографии в отчете предоставил Дмитрий Мельников