Ильмень - Пельмень и Валдай - Шмалдай.
Ат чего, дарагой у вас все говорят,
не просто "шашлык", а "шашлык-машлык"?
А культур-мультур не хватает!
В самом деле, хорошо, когда в походе не только один голый
спорт-шморт, но и что-то для души-муши остается! Вот и поехали мы на Валдай-Шмалдай
прокатиться на байках по заснеженным просторам, да посетить Иверский монастырь
и церковь Николы на Липне с целью знакомства с их архитектурой. Пусть
наш культур-мультур тоже растет!
Добираться
на озеро Валдай - дело тяжелое. Удобнее всего ехать до села Окуловка (двумя
электричками: до Малой Вишеры, там пересадка до Окуловки), а далее по
довольно живописной дороге до Валдая. Что тяжелого? Электрички (или поезда)
отнимают 4,5 часа - ночью поедешь не выспишься, днем поедешь - пол дня
протратишь. А в декабре каждый световой час дорог! Решили мы выехать накануне
вечером электричкой 20-20 до Малой Вишеры, заночевать там в отеле "Хилтон",
а утром на 6-25 сесть на первую электричку до Окуловки. Так и поступили.
В Вишеру приехали поздно, пока заселились, пока "туда - сюда",
утром - подъем ни свет ни заря. В общем, когда мы за час до рассвета прибыли
в Окуловку, нас всех плющило, колбасило, выворачивало, скручивало и подкидывало.
Ехать в таком состоянии было невозможно, и мы затарились в кафе. Начался
кошмарный снегопад.
Рассвело, и мы выехали по дороге ведущей через села Пузырево
и Ужин на Валдай. С каждой минутой количество снега увеличивалось. Вот
он уже полностью скрывает покрышки. Теперь его еще больше. А скорость
все падает! Падаем и мы сами. За селом Сковородка начинается плохой участок
дороги. Даже под слоем снега чувствуется, что покрытие здесь не фонтан.
Кроме того, все-таки к Валдаю дело, идут постоянные холмы. Вверх едем
иногда с проворотом колес, а если остановишься, то с середины подъема
тронуться вверх весьма сложно. Зато вниз колесо проскальзывает, взбивая
снежную подушку, а если после этого наткнется на что-то твердое, то начинается
"полет". Иногда дело доходит до улета - я чуть не слетел на
вираже в глубокий кювет! Затормозил… если честнее, упал уже на обочине,
а мой байк свесился одним колесом в глубокий кювет.
Наконец, добрались до деревни Долгие броды, включили GPSы
и поехали по озеру. Валдай - маленькое озеро, но, не смотря на сильный
снегопад, ехать по нему было можно. Разве что иногда слезешь с байка,
проведешь его через снежный надув и дальше едешь. Лед под снегом ровный!
Уже в сумерках встали лагерем в 200 метрах от Иверского монастыря. Не
смотря на то, что место для стоянки было поганое (полуболото), зато красиво
было весьма! Монастырь ночью подсвечивается, а вдали виднеются огоньки
города Валдай.
Следующий день был ознаменован большим обломом: мы поняли,
что маршрут пройти так, как задумали вначале, нам не светит. То есть попробовать
можно, но тогда есть риск, что самое интересное как раз и не успеем. Собрались,
выехали. Проехали 200 метров, осмотрели монастырь. Второй раз пересекли
озеро до города, добрались до вокзала. Здесь Косте Бекетову пришла в голову
счастливая мысль: "Ну, раз уж мы такие прославленные экстремалы,
великие туристы, не боящиеся трудностей, то может быть нам стоит сесть
на поезд, добраться до Старой Руссы и заночевать там в гостинице?".
Это предложение, с успехом нами реализованное, означало, что мы имеем
шанс, сократив дорогу до Ильменя, все-таки испытать себя на льду этого
озера. Мы оценили Костину идею, и вечером уже сидели в отеле "Шератон"
и ели тушенку с чаем.
Утром
встали ни свет ни заря. Погода - то что надо для пересечения Ильменя по
льду: почти 18 градусов мороза, попутный южный ветер и солнце! Выехали
с первыми лучами по дороге на Взвад. Эта дорога (асфальт) запомнилась
не только красиво заиндевевшими деревьями, но и тем, что при попытке затянуть
Анино седло на морозе, обломалась лапка эксцентрика. Очень неприятная
поломка, которую устранили, затянув оставшийся хвостик разводным ключом.
Перед селом Чертицко свернули в сторону озера по автомобильному следу.
Включили GPS и поехали по … дну озера! Лето было очень сухое, и Ильмень
сильно обмелел. В общем, ехали по дну едва покрытому льдом километра три,
прежде чем началось настоящее озеро. Изначально мы планировали пересечь
озеро "осторожно" - вдоль южного берега к восточному, и там
заночевать на острове Войцы. А на следующий день продолжить путь вдоль
берега к Николе на Липне, а оттуда в Новгород. Эта идея была высказана
мной, так как я знал, что со льдом на озерах - всегда какие-то дурацкие
проблемы выскакивают. Как у нас на Ладоге было? 10 километров пролетели
за час, а потом вдруг раз! И снег по колено. Следующие 20 км шли часов
18. Одним словом на льду всего можно ждать и в самый неподходящий момент!
Но в этот раз все было просто идеально! Лед ровный, матовый и не очень
скользкий (он был, как бы покрыт изморозью). Кроме того, его толщина уже
вызывала приятные эмоции - 20 см и более. По такому льду не то что велосипедист,
но и грузовик проедет! В общем, взяли по GPS точку - устье реки Мсты,
через которое как раз путь к Николе на Липне и ведет, и поехали прямо
через середину озера. Красота! Берегов не видать, только разноцветный
лед, солнышко, да редкие торосы и замерзшие трещины видны. Посреди озера
в меня пытался врезаться какой-то идиот на "жигулях". Местные
часто выезжают на лед на машинах. Этот идиот решил со мной поиграть, типа
он едет наперерез, и я как бы должен уступить дорогу. Ну, думаю, так:
если он таки устроит мне проблемы - побью смертным боем, и совесть моя
будет чиста. Тем более их там вроде как всего двое. В прошлый раз в Костромской
области я гонял троих, но у меня, правда, был топор под рукой. Сейчас
топора-то нет, да и мои компаньоны уметилили вперед метров на 400, к тому
же назад не смотрят. Зато и идиотов тоже только пара. Ну, думаю, пока
не буду обращать на них никакого внимания, а там посмотрим. Не доезжая
до меня метров пять, машина отвернула, и объехала меня сзади. Ладно, всем
нам лучше - ни у них, ни у меня не будет испорчен день конфликтом. К тому
же не факт, что побить их было бы легко.
На
противоположный берег озера вышли почти в назначенной по GPS точке. Если
по озеру было ехать интересно, то по рукавам в устье Мсты - просто бесподобно!
Лед речки, конечно, заметно тоньше, но байк держит, и снежком присыпан
на 2-3 мм. Практически не скользко! Речка - как широкое шоссе! К тому
же без трафика и сильно извивается - ты едешь, "срезая углы"
- просто супер! Только треск стоит! Лед трескается не насквозь, а как
бы внутри, что не опасно. Вышли к Николе на Липне. Красивое место, но
солнце зашло за тучу. Сделали несколько снимков - вроде света достаточно,
а вот изюминки - блика какого-нибудь или отсвета нет. Только поехали к
Новгороду - вышло солнце! Но возвращаться было поздно - надо было еще
успеть на электричку. Проехали другим рукавом Мсты, пересекли Волхов у
Юрьева монастыря и завершили свой поход в электричке. Но! Если не везет
- то по черному. Если везет - то тоже до конца. Приходят контролеры и
ставят нам ультиматум: Либо мы платим по 60 р на нос (300 р всего), либо
по 30 р на нос, но только при наличии студенческих билетов. Делаем лицо
кирпичом, собираем 150 р и предлагаем контролеру. А он не унимается: только
по предъявлению студенческих. Ну, мы туда - сюда… Он тогда говорит - один,
вот ты (в смысле я), давай со мной в тамбур, там разберемся. Ну ладно
- пойдем в тамбур. Приходим, и он говорит - вот тебе 50 р назад, и мы
друг друга не знаем. С чего бы отказаться? Так и доехали не за 70 р, как
стоит билет в кассе, не за 60, как предлагалось, ни за 30, как студенты,
а за 20, как друзья контролера. Когда пришла вторая проверка - наш контролер
даже поздоровался с нами! Так приятно и закончился наш поход.
Интересно отметить, что день нашей родной конституции
(12 декабря) как-то поразительным образом на меня влияет. Я постоянно
попадаю в этот день в Старую Руссу, а там - жуткий дубак. А по возвращению
в Питер оказывается, что здесь было вполне тепло. Вот такие вот парадоксы
нашего климата.
|