Зимний велотуризм

Я иду по ледоколу, ледокол идет по льду… Или немного о зимних велопоходах в целом.

Вообще говоря, на вкус и цвет товарищей нет. Отсюда и стиль зимнего похода и его «успешность» каждый определяет сам. Кому-то нравится месить снега по грудь, кому-то подавай чищенное шоссе. Но есть некоторые моменты, которые обоснованы определенной логикой всего зимнего велотуризма: проехать там, где летом проехать невозможно, или очень трудно.

Мест таких очень много:

В качестве примера можно отметить Куморский зимник (Новый Уоян – Баргузинская долина). Летом там происходит настоящая битва с дорогой, причем на стороне дороги выступают не только сухопутные препятствия в виде паршивого дорожного покрытия, но и водные – в виде разлившихся рек. И все это при поддержке с воздуха – судя по отчетам туристов, размах крыльев у среднего забайкальского комара пол метра, а толщина жала – 5 см. Иное дело зимой. Да, прохладно, но зато блестящий пушистый снежок, красивые виды, и бонус – в виде возможности пересечь Байкал по льду (на десерт). Езде по замерзшим озерам – морям мешает снег – главный враг зимнего велотуриста. Именно он делает невозможным нормальные велопоходы по большинству озер и рек. Нормальные – это когда человек едет на велосипеде, а не несет его на руках, утопая при этом по колено (пояс, грудь, горло – нужное подчеркнуть) в снегу. Снега в наших краях, увы, много. Что делать? Что делать, чтобы свести неудачу похода по погодным-природным условиям к минимуму?

Вообще говоря, самое правильное – искать зимник. Если по зимнику ездят машины, то они снег утрамбовывают, и на велосипеде можно катиться без проблем. Зимники я бы разбил на две крупные категории: автозимники, по которым может проехать легковушка, и автозимники для грузовиков повышенной проходимости. На самом деле типов зимников много больше, но это наиболее крупное деление.

Автозимник – это почитай дорога, которую делают дорожные службы изо «льда и снега». Да, ездит грейдер, укатывает и чистит дорогу. Едут машины, утрамбовывают ее до блеска. Зимник, который торят «крутые» грузовики – много интереснее. По-сути, это колея, которая идет десятки, а то и сотни километров через леса, поля и реки. На Колымском тракте мы встретили два грузовика с Чукотскими номерами. Как они попали в Якутию? Правильно: зимником с Чукотки. Собственно и зимника в виде постоянной дороги там нет, но караваны автомашин проходят, оставляя после себя колеи. Весьма интересно попробовать себя на этих просторах на байке.

Итак, первая заповедь зимнего велотуриста – ищи зимник. Как их ищут?

Процесс сложный, можно попробовать позвонить в дорожные службы, но это не всегда работает. Их сложно найти, да и зимники бывают ведомственными. Например, зимник из Пермской области в республику Коми содержится нефтяниками и ставится не каждый год. Второй метод – поиск в Интернете местных жителей, которые могут что-то знать. Все великие географические открытия современности совершаются в Интернете. Можно попробовать найти отчет, если не велосипедистов, то джиперов. Иногда мелькают сообщения в новостях, дескать, такой-сякой зимник поставили. Или даже «на таком-сяком зимнике» произошло ДТП. ДТП – это печально, но информацию о том, что такой зимник есть, мы получаем.

Краткий перечень наиболее известных зимников России вы можете увидеть на странице "Зимники"

Много зимников меньшего масштаба, не помянутых в таблице. Например, в одной Томской области их ставится 11 штук. Очень много зимников в районах нефтепромыслов, которые, как правило, имеют тупиковый характер – то есть ведут к очередной «вышке».

Вообще говоря, Зимник, похоже, отмирающая часть истории России. Они постепенно заменяются на всесезонные дороги, или забрасываются за ненадобностью, или невозможностью содержания. Вот был зимник Якутск – Магадан, а ныне всесезонная дорога, последний участок которой вот-вот будет открыт. Аналогичная участь ждет зимники Архангельской области, которые потихоньку отсыпают, превращая во всесезонные дороги.

Зимник, конечно, для велотуриста не панацея. Может случиться так, что снег выпадет, а машин дня два-три не будет. Придется «куковать». А если зимника нет?

Широка страна моя родная, много в ней озер, морей и рек. И когда все это дело замерзнет, то кажется, что ездить по ним можно. Увы, есть некоторые особенности.

Реки

Реки, особенно с быстрым течением, замерзают плохо. Уже снега в лесу по колено, а река все еще открыта. Такое встречается в наших краях сплошь и рядом. Зато, когда река замерзнет, то слой снега на ее поверхности может быть существенно меньше, чем рядом в лесу. Это понятно – первые снегопады набросают снег прямо в воду. И только тот снег, что ляжет уже на лед, будет доставлять нам неприятности. Второй неприятностью рек является то, что лед на них тоньше, чем, скажем, на озерах. Это вполне способствует возможности провалиться под лед.

Кстати, вы задумывались над тем, как работают законы физики в зимнем велотуризме? Рассмотрим, к примеру, снегопад. С неба на землю валится снег. Валится не только на землю, но и на лед, который под его тяжестью что? Правильно – прогибается. Через трещины во льду начинает сочиться снизу вверх вода, которая растекается по поверхности льда, смешивается со снегом. Иногда это выглядит так – сверху белый снежок, а как станешь ногой – внизу вода. Это характерно не только для рек, но и для озер. Большая часть ЧП с зимними велотуристами случается именно на реках. Мне вот доводилось три раза уходить ниже поверхности льда, и все три раза были на реках.

Озера

Озера весьма притягательны для велотуристов, однако нельзя не отметить, что засыпает их снегом по полной программе. Надо ловить время:

Вообще говоря, снег с крупных озер частично сдувает, но надо знать направления ветров. Особенно если на озере есть те или иные заливы-губы. Туда часто как раз и набивается много снега. С другой стороны, от берега встречаются колеи машин рыболовов, по которым можно выехать на менее заснеженное место. Пример - на Ладожском озере в Свирской губе всегда очень много снега. Она его как бы аккумулирует.

Озера тоже преподносят сюрпризы, и на них тоже надо быть на чеку. На озерах не так часто народ проваливается под лед, как на реках, но последствия обычно тяжелее. Можно и утонуть! Важно отметить, что лед на крупных озерах обычно не тает, а разламывается под действием ветра. Как это выглядит? Замечательный пример - пролив, соединяющий остров Коневец что в Ладожском озере с материком. Вокруг Ладога замерзает плохо, а залив замерзает каждый год. Но во время сильного шторма залив взламывает за несколько минут, и лед уносит в открытое мо... то есть озеро.

Как на реках, так и на озерах встречается так называемй "двойной лед". Имеется ввиду не "джин-тоник и двойной лед", а лед в два яруса. Выглядит это так: снег, под ним тонкий лед. Еще ниже - вода, под которой уже настоящий крепкий лед. Проваливаться в таких местах приятно - с одной стороны, получаешь свою порцию адреналина, с другой - проваливаешься не глубоко. Так сказать, тренировочно.

Моря

Моря обычно плохо замерзают, торосятся. Удобных мест на морях для катания на велосипедах мало. Хотя история туризма знает катание по льдам Белого, Каспийского, Азовского, Охотского морей.

Что когда замерзает

В истории Второй Мировой войны отмечено, что в 1941 году был поставлен зимник по льду Ладоги, который начал действовать в конце ноября. Сегодня эта часть Ладоги замерзает в середине января. В это же время замерзает и Байкал. Многие зимники ставятся в конце декабря – середине января и действуют по апрель. Такая вот инерционность процессов.

В среде велосипедистов ходят легенды о насте. Не о Насте в плане Анастасии, а о насте, который суть плотное состояние снега. Нечто среднее между снегом и льдом. Увы, наста, по которому может ехать велосипед, не проваливаясь, мне пока встречать не доводилось. Но однажды на Белом море мы встретили наст, который держал нашу Аню, но не держал нас! Разница в скорости хода была огромна! Пока мы увязали в снегу, Аня довольно сносно передвигалась по его поверхности.