"Велосипедизация Санкт-Петербурга"
Интервью

Велосипедизация Санкт-Петербурга, в вопросах и ответах. 

Эту статью я решил написать в преддверии моего участия в очередном обсуждении проблем велосипедизации Санкт-Петербурга, на которое меня пригласила замечательный человек, энтузиаст велосипедизации Софи Чилингарова. Софи! Смотри, я готовлюсь! И, так как я давно в этой теме, я решил не только придти и рассказать что знаю, но и написать статью. Заодно ответить на вопросы, которые мне задают

Для начала позвольте представиться: Илья Гуревич. Член совета клуба «ВелоПитер», один из его создателей, и председатель до 2004 года. Не то, чтобы я был каким-то особым энтузиастом велосипедизации (я больше люблю сам процесс езды на велосипеде), но я провел три конференции еще в конце 20 века и первых годах 21 ого, о проблемах велосипеда в Петербурге. В конференциях участвовали депутаты ЗАКса, городские чиновники, журналисты. Я также привлекался в качестве эксперта в Совет Федерации России, выступал с докладом в Общественной Палате РФ. С 2008 года я консультировал и наши родные петербургские власти, моя фамилия стоит (в ряду десятков других) на проекте Концепции развития велосипедного транспорта в Петербурге, я принимал участие и в проработке закона о велосипедном транспорте при комитете по транспорту Гос. Думы РФ. Закон, кстати не принят. Я автор и соавтор 6 книг. Писал, в том числе, о безопасности движения на велосипеде по нашим дорогам. Словом, из человека, покорявшего на велосипеде зимой берег Ледовитого Океана и Полюс Холода, колесил на велосипеде по 30 странам мира, стал я последним бюрократом. Простите друзья! Но к делу. 

Почему в последнее время все как с цепи сорвались с этими велосипедами? Ну, хорошо, почему любители волейбола не требуют покрыть наш город волейбольными площадками, любители гольфа не требуют устроить гольф клуб на Марсовом поле, а про проблемы создания в Санкт-Петербурге инфраструктуры для велосипедистов не говорит только ленивый. И общественность тоже! Еженедельно у нас в городе проходят массовые велосипедные мероприятия, некоторые из которых достигают 2000 человек и более. Что такое? Велосипед стал популярнее футбола? Ответ прост: «транспортная жизнь» в нашем городе стала настолько плоха, неудобств от огромного количества автотранспорта стало так много, что люди стали задумываться о том, что так жить дальше нельзя. Как «так» нельзя? А вот так, когда город стоит в пробках, клубы дыма поднимаются с дорог и распределяются по форточкам жителей проспектов и улиц, из дома выходишь боком между машинами, а по центру гуляешь в непрекращающемся грохоте. Так жить плохо, говорят люди, и ищут решения транспортных проблем. Поэтому мы говорим: 

Развитие велосипедной инфраструктуры необходимо ВСЕМ горожанам для частичного решения транспортных проблем. Каждый пересевший на велосипед горожанин, делает город чище, тише и приятнее для жизни. Велоинфраструктура не для велосипедистов, а для всех горожан. В этом отличие проблемы, от строительства площадок для волейбола – частного дела волейболистов. 

Вопрос: Ага,… понятно. Значит, ВелоПитер собирается учинить страшное насилие, и пересадить всех нормальных пацанов на велосипед? Вы чё там, совсем белены объелись? Этот вопрос очень часто задают автомобилисты. 

Наш ответ: нет. Мы боремся не против автомобилистов, а за свободу выбора. Если человеку будет комфортно ездить на велосипеде по городу, если он увидит, как это удобно, то он будет сам решать, на чем ему ехать. Опыт западных стран говорит, что если 7% населения начинают использовать велосипед как транспорт, то с этого уровня в городе транспортная проблема начинает понемногу рассасываться. Не бойтесь, всего 7%! То есть, дорогой читатель, может быть, именно у вас есть прекрасный шанс остаться в числе 93 процентов в вашей роскошной машине! Однако имейте ввиду: езда на велосипеде понижает риски многих заболеваний и продлевает жизнь. Это без учета той части жизни, что вы теряете в пробках. В любом случае, выбор будет за вами. Велосипедная инфраструктура предусматривает наличие у горожан свободы выбора, на чем перемещаться по городу. Сегодня, когда и Общественный Транспорт как-то «так себе» работает, и город грязен, этого нет. 

ВелоПитер выступает против какого либо насилия. Понравится ездить на велосипеде? У вас будет такая возможность. Когда? А в 2345 году, когда велосипедная инфраструктура будет построена. Ну, может быть, на пару лет ранее. 

Вопрос: Илья! Велосипедистов в городе дай бог 5%. А автомобилистов – половина. Почему автомобилисты, которых в 10 раз больше должны делиться с велосипедистами своей проезжей частью? Почему миллионы людей кровью и потом заработавшие на свой трудовой авто, должны страдать, ради удовольствия горстки велосипедистов? 

Странное дело: автомобилисты, велосипедисты, может быть, есть еще метроисты, троллейбусисты? Моя позиция, которую я озвучил и в городских комитетах, такая. Есть только люди. Человек! А человек в разные этапы своего существования может быть велосипедистом, автомобилистом, собаководом, пешеходом, коммунистом, пролетарием, буржуем, грузином, меломаном и даже евреем. Нам это все равно. И город должен действовать в интересах горожан. И тут возникает необходимость поиска компромисса. Мы горожане, в целом, не особо-то должны дышать воздухом, который отравляют владельцы автомобилей. Мы на это не подписывались. Еще выхлоп от автомобиля, который везет больного в госпиталь или хлеб в магазин, можно понюхать. А нюхать автомобиль Васи едущего на работу… С другой стороны, вы, автомобилисты, отчего должны стоять в пробках, которые отчасти возникают от других автомобилистов, которые паркуют свои авто на улицах. Город наш общий, а кто-то использует его для парковки личного автомобиля бесплатно. А ведь если убрать припаркованные автомобили из правого ряда, и проложить там велосипедные дорожки, то ширина оставшейся проезжей части только увеличится! Велодорожка может занимать полтора метра, а если она предусматривает движение в одном направлении, то и метра достаточно. Припаркованный автомобиль – это два метра ширины от общей улицы! Ну, с какой такой стати? Словом, я полагаю, что в городе могут быть приняты решения, которые будут обращены на благо всех горожан: снижение пробок, снижение выхлопа, снижение шума. 

Вопрос: Вот на Балтинфо выступают разные люди. Они (очевидно) машут руками, вздымают очи небу, и говорят, как плохо сегодня ездить на велосипеде. Один человек отметился из организации зеленый крест (и, возможно, полумесяц), другой из какого-то управления в структуре КГА. Умные все люди. Их доводы против: 

Как я понимаю, речь идет о господах Юрии Шевчуке и Алексее Смирнове? Скажу так: чиновники в городе существуют не для того, чтобы рассказывать нам о наших проблемах, а чтобы их решать. Город грязный, город опасный – так чего сидим? Что делаете, чтобы было иначе? Я написал письмо в КГА с просьбой оценить поведение чиновника, который дистанцирует себя от городских властей, которые взялись за решение проблем велосипедистов. Клуб собрал 47 подписей. Ждем ответа. С Зеленым крестом ситуация не менее смешная. Экологическая организация, а ее руководитель не знает, как сделать наш город чистым, и лишь разводит руками - на велосипеде ездить плохо, грязно, дымно. Юрий! Зачем вы занимаете ваше место? Чтобы рассказывать о дымных улицах, или чтобы бороться за их чистоту? Хотелось бы увидеть экологов, которые голодают за введение стандарта Евро-3 на бензин, приковывают себя где-нибудь, ложатся на рельсы… Не для нас, для всех горожан, которые дышат всяким дерьмом. А то, что город грязный нам рассказывать не надо. Сами знаем. 

Вопрос: Илья, весной клуб ВелоПитер не поддержал велосипедные политические акции. Люди на велосипедах устраивали заезды против партии жуликов и воров, с белыми лентами, с белыми шарами, их хватала милиция, куда-то везла. А клуб ВелоПитер остался глух. Отчего такое скотское отношение к людям, которые готовы костьми лечь за «свободу и независимость нашей Родины»? 

Наша принципиальная позиция, что мы вне политики. Любой. У нас в совете клуба 5 человек, которые голосовали за 4 разные партии. Нам что, прикажете переругаться на этой почве? Политика, сами знаете. Сегодня люди кричат о свободе, а завтра будут делить портфели, должности и посты, получать откаты и участвовать в распилах. Посему и принято такое решение – клуб ВНЕ политики. Любой. 

Вопрос: ВелоПитер ломится в открытую дверь! Вам, велосипедистам, негде кататься? Щас мы в три прыжка сделаем велосипедные дорожки в парках, и будет вам шчастье, будете кататься, где хотите (если это в парке), а на дорогу не лезьте! Такова позиция многих людей. Что скажете?

Мы хотим создать в городе такую среду обитания, при которой заметная часть людей добровольно и с удовольствием пересела бы на велосипед, на благо всего города. Вот что важно. Катание в парке, равно как и питье пива, или просмотр кино, поход на футбол – личное дело каждого горожанина. А поездка человека на работу или в ВУЗ на велосипеде – это благо для всего города. Мы не дышим лишними выхлопными газами, не слушаем лишний шум, на дорогах одной машиной меньше – пробка меньше. Посему, есть в парке велосипедные дорожки, нет в парке велосипедных дорожек, это не ведет к решению поставленной задачи. Посему на данном этапе я против строительства велосипедных дорожек в парках города, чтобы не дать «замылить тему». Дескать, хотите велодорожек? Их есть в парке «Сосновка». Все, вопрос закрыт. Нет, этот номер не пройдет. 

Илья! Ты стал стар, оброс лишним весом, стал ретроградом. Ты вместо двигателя прогресса стал его гонителем. Смотри, ты не оказал никакого содействия велосипедным активистам, которые провели замечательную акцию, собрали подписи за разрешение велосипедистам ездить по полосам для общественного транспорта! Ты почему не подписал? Почему не помог? 

Поддержка или нет мероприятий это прерогатива Виктора - председателя ВелоПитера. А на вторую часть отвечу. На самом деле, идея подписей за разрешение людям ездить по полосе общественного транспорта, мягко говоря, спорная. Я понимаю, несмотря на свой старческий склероз, лишний вес и маразм, что молодежи кажется, что решение проблемы на поверхности. В реалии не вполне так. Полосы для ОТ служат для того, чтобы дать людям удобную и БЫСТРУЮ альтернативу личному автомобилю. Чтобы общественный транспорт не стоял в пробках, а проносился по городу, мимо стоящих авто. Что получаем? Пока нас, велосипедистов, мало, помех для общественного транспорта мы не создаем. Но мы стремимся к тому, чтобы велосипедистов были миллионы. Ну, хорошо, сотни тысяч. Теперь представляем картину: полоса для движения общественного транспорта, а на ней через каждые 20 метров по велосипедисту. И что? Это повысит нашу безопасность? А как этот самый общественный транспорт будет нас обгонять? Внутри полосы? Какая будет при этом поперечная дистанция? Получаем в перспективе дурную ситуацию: полоса для общественного транспорта не дает общественному транспорту ездить быстро, и не обеспечивает нам безопасность. За что реально надо было бы собирать подписи? За то, чтобы было нормальное строительство. И полосы ОТ, и велодорожки, и тротуары. Сложно? Да. Но только это будет нормальным выходом из ситуации. Возможно, пока нас мало, мы могли бы и, правда, ездить по полосам для ОТ, что все сейчас и так делают. Словом, сейчас установился консенсус: велосипедисты ездят по полосам ОТ, никто их не гоняет, но и узаконивать такую ситуацию на перспективу – это неверное решение. 

Общественный транспорт должен ЛЕТАТЬ по выделенным полосам вдоль стоящих в пробке машин. А велосипедист при этом должен ехать по велодорожке. Соответственно, нам нет большого резона бороться за и так по факту узаконенное перемещение по ОТ. Имеет смысл бороться именно за строительство велосипедной инфраструктуры. 

Вопрос: а может быть разрешить велосипедистам ездить по тротуарам? 

Это куда более реалистичная идея, особенно на тех тротуарах, на которых небольшое движение пешеходов. Мы знаем такие тротуары, например, вдоль проспекта Блюхера, Пискаревского. На набережных города надо посмотреть, нет ли широких тротуаров. За рубежом большое количество как раз совмещенных вело-пешеходных дорожек. В России есть проблема: в ПДД нет соответствующего знака. То есть, в России вело-пешеходные дорожки законом не предусмотрены. В этом направлении люди работают. Есть надежда, что появится такой знак, это откроет новые возможности. То же самое в отношении совмещенного, или разделенного на зоны пешеходного перехода. В Европе полно пешеходных переходов, часть которых отведена под велосипед – это просто стандарт в месте, где велодорожка и тротуар пересекают дорогу. Есть специальная разметка. В России пока так не сделать. Нет соответствующих знаков и разметки. 

Вопрос: имеет ли смысл разрешить велосипедистам ездить по дорогам и при наличии велосипедной дорожки? 

В некоторых странах имеется такой опыт. Езда по велодорожке рекомендована, но не обязательна. Сейчас не припомню точно, о каких странах речь, но где-то в Европе, чуть ли не в Германии. Я сам не против этого. Тут логика какая? Велодорожки нужны нам, лохам. Нам страшно, очень хочется жить, очень не хочется лечить переломы. Стараемся для масс. В то же время, опыт показывает, что по дороге получается быстрее. Ну, так и ради бога (на мой взгляд). Если кто уверенно чувствует себя в потоке, пусть едет, если это не автомагистраль. Это будут отдельные «монстры», массы трусливо поедут по велодорожкам. Ничьи интересы особо задеты не будут. 

Вопрос: Какие есть планы (допустим, на 2012-13 года) по активному участию/проведению "мероприятий" с основной направленностью на улучшение ситуации с велосипедизацией в городе. Т.е. хочется спросить не про Зоолетия-Велофестивали-Закрытия, а про Велопарады, митинги, листовки, наклейки, лоббирования, выступления ну и прочее. Т.е. не просто "когда позовут, тогда и проконсультируем". 

Я не очень верю, что массовые мероприятия могут помочь в деле улучшения ситуации с велосипедизацией Питера. В России все вообще часто идет сверху вниз, и пример велосипедизации Петербурга тому подтверждение. Сегодня только ленивый не ездит в «поддержку», не митингует и не требует. Молодцы, правильно, когда сверху уже начали работу, идет согласование проекта документа о велосипедизме, то тут грех не помитинговать. :) Ну и мы, конечно, тоже не ленивы. В Петербурге будет проведен велосипедный парад. Это предложение нашего председателя, оно было озвучено тут на форуме. И мы надеемся, что это сделаем на день города 2013. Осенью этого года прорабатывается вопрос о проведении «Дня без машин». Однако повторю: власть нас никогда не слышала, не видела, и не интересовалась нашими проблемами до 2008 года. А ведь были акции! перекрывали улицы, устраивали массовые заезды, проводили конференции... А потом ввиду неизвестных причин Валентина Ивановна решила, что в городе должны быть велодорожки. При этом думается мне, Валентина Ивановна не знала ни о Велопитере, ни о Пин Миксе, который каждую пятницу катается с огромной массовостью. Ну, а нынешний губернатор – вы сами все видите. Тут без комментариев. С другой стороны капля камень точит. Провели одну акцию, другую, пятую, «стопитсотую»… Главное, чтобы люди ездили, радовались велосипеду, солнцу, жизни, зелени, чистому воздуху. Ровно этим и занимается ВелоПитер, проводя открытия, фестивали и прочие «Белые ночи».  Дарим людям радость, сами радуемся, популяризуем велосипед...

Вопрос: В публикациях на тему развития велоинфраструктуры часто вспоминают идею веломаршрута Питер-Москва. И обычно представляют ее таким образом, что складывается впечатление, будто Велопитеру более интересны веломаршруты за городом, а городская велоинфраструктура не так нужна. 

Трудно сказать! Это совсем разные вещи. Велоинфраструктура нужна, как я сказал выше, городу, чтобы массы людей могли выбирать велосипед вместо автотранспорта. При этом никто не будет заставлять горожан любить велосипед так, как его любим мы. Возможно, у горожан, которые сядут на велосипеды будут совсем иные резоны, чем, скажем, у меня. Я просто люблю велосипед, мне нравится на нем ездить, и я ездил, езжу, и буду ездить на велосипеде. ВелоПитер объединяет людей лишь по одному признаку: любви к велосипеду. Ну, а кто-то, может быть, будет ездить на велосипеде из экономии времени или денег, ведь на велосипеде перемещаться по городу получается быстрее и дешевле, чем на личном транспорте, и даже чем на общественном. Словом, мы понимаем, что на западе люди массово ездят на велосипеде далеко не только потому, что они его любят. 2,5 евро за поездку на обычном городском автобусе делает «любовь» европейцев к велосипеду еще более крепкой. Но так как мы сами – горожане, то и все выгоды от велосипедизации города мы получим. Посему, мы и занимаемся велосипедной инфраструктурой. Кроме этого в России такая ситуация, что чиновники в массе своей не представляют, как нужно сделать велодорожки. Все норовят нас отправить в парки. Поэтому и получилось, что наш клуб (вместе, кстати, с «Балтийской Звездой») стал авангардом «битвы за велодорожки». Мы были в десятках стран, видели, как это устроено изнутри. Кто, если не мы? И только последние год-два видим, что стали подтягиваться другие организаторы. Это – хорошо. Будем действовать с разных сторон. Новичкам пока не хватает опыта и знаний, что дело наживное. Зато у них есть задор и энергия, что бывает даже более полезно. 

Вопросы от пользователя КОСОВО. - есть ли реальная возможность пересмотреть ПДД (все-таки несколько устаревшее относительно велосипедистов), именно на высших уровнях, и что для этого надо? - и, может не совсем в тему, отношение к вольным велосипедистам, тем, кто не входит в клуб, но и не ашанбайкеры. сюда же проблема донесения ПДД до всех, без исключения велосипедистов, включая детей. 

Пересмотр ПДД – сложная работа, но она реально возможна. Года два назад представители нашего клуба вошли в рабочую группу по разработке закона о велосипедном транспорте. Рабочая группа работала при комитете по транспорту ГД РФ. Закон худо-бедно написали, мне не понравилось, но много полезного в нем было. В частности, были представлена часть «Изменения в ПДД», где мы просили изменить особо одиозные промахи в ПДД. Как отсутствие знака «Совмещенная велодорожка», как отсутствие велопешеходного перехода, где переход поделен на зоны, вело и пеше. Однако закон тормознули. Он не был вынесен на рассмотрение ГД. Может быть, потому, что в итоге получилось не вполне хорошо (по моему мнению), может быть, решили, что не время. Словом, процесс остановился. Также в КТТП обсуждалась возможность инициировать с их стороны этот же вопрос, так как без законодательно оформленных велопешеходных дорожек и еще много чего, делать их невозможно. Ссылка по теме: «Велотранспортный союз» - посмотрите там velotransunion.ru Там обсуждается новый заход на новый закон. 

Вопрос: некто Швондер вопрошал относительно котов: и как такую сволочь в цирк пускают? Вот и к тебе, Илья, вопрос: как велосипедистов на дорогу пускают, да еще без прав? Не имеет ли смысл, всех велосипедистов обязать пройти обучение, получить права, государственный регистрационный номер на велосипед? А то ездит по дорогам всякое быдло, жить нельзя! Почему автомобилистам надо знать права, а велосипедистам – нет? Где правда, брат? 

На этот вопрос есть такой ответ: правила знать и выполнять должны все участники дорожного движения. Но, автомобиль является объектом повышенной опасности, и, как следствие, люди, которые допускаются к управлению таким объектом, должны доказать свое право, показать свое умение управлять автомобилем и получить права. Ибо ошибка водителя сплошь и рядом приводит к человеческим жертвам. Пешеходу и велосипедисту права иметь не требуется, хотя бегущий пешеход вполне может нанести травму пешеходу стоящему. Но смертельных случаев, типа «задавлен пешеходом» или «убит велосипедистом» мне не известно. Тогда зачем права и экзамены? Права иметь не надо, а правила знать надо. Наше предложение в этой связи такое: учить ПДД в школе. Ведь у нас все учатся в школе и все являются участниками дорожного движения. Ну, так и пусть все знают ПДД. А прав никаких не надо. Так можно далеко зайти: права для пешеходов. От них вреда на дороге не меньше. Права для роллеров, бегунов, водителей детских колясок. Наконец, выполнение ПДД велосипедистом – это знак уважения к обществу, к пешеходам и автомобилистам. 

Ну и, наконец, как достичь «шчастья» в Петербурге? Сделать город зеленым, удобным для жизни, для велосипедистов? 

Отвечу с пессимизмом: миссия практически невыполнима, так как требует смелых градостроительных решений, которые в городе приняты не будут. Одни велодорожки не решат транспортной и экологической проблемы города. Не сделают его зеленым и приятным для жизни. В городе отсутствует видимая стратегия районирования, что порождает никому не нужные транспортные потоки. Например, был бы один-два крупных бизнес районов, бизнес бы замыкался там. Пешком из одного небоскреба перешел в другой – решаешь свои проблемы. Сейчас бизнес центры размазаны по городу, люди мечутся между ними. Городские власти тоже распределены по городу по разным зданиям и районам. Новое строительство ведется, похоже, полными идиотами, или как минимум, совершенно безответственными людьми. Строятся огромные башни без какого-либо намека на адекватное количество парковочных мест. И это не только в центре, на окраинах и за КАД то же самое. Не сомневаюсь, что на следующем этапе газоны будут отданы не под велодорожки, а под многоуровневые автомобильные паркинги. В перспективе Санкт-Петербург станет быдлогородом, и он уже сильно продвинулся по этому пути. Там в бетонных ячейках будут жить лузеры, готовые мириться с такими жизненными условиями, когда ни на велосипеде толком не поедешь, ни машину ни припаркуешь, ни транспорт общественный толком не ходит. 

PS. Когда в городе будет принята концепция развития велосипедного транспорта, я о ней расскажу. Но последнее время меня терзают смутные сомнения, что такая программа (в работе над которой я принимал участие), будет принята. То есть, сама программа, во всяком случае, то, что я видел на стадии «до согласования в комитетах», сделана более-менее нормально. Что от нее останется после согласований, пока не ясно. Как не ясно и то, будет ли она вообще принята и реализована в условиях уменьшения городского бюджета.