ПДД для велосипедистов. В редакции 2014 года
Илья Гуревич
С апреля сего года (2014), в России вступили в действия поправки в ПДД. Это произошло благодаря постановлению Правительства, которое можно прочесть тут: http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?92969

Это постановление имеет номер 221.

Разумеется, мы должны теперь понять, как меняется наша, велосипедная жизнь, от изменения правил дорожного движения.

Замечу, изменения для велосипедистов довольно значительны. Это произошло от того, что была создана рабочая группа с Игорем Петровичем Налимовым («Велотранспортный союз») во главе. В ней работало несколько очень толковых на мой взгляд людей. Я тоже немного принимал участие. Скажу сразу: часть того, что мы предлагали, было отвергнуто при согласованиях, например, в ГИБДД. Но заметная часть — принята.

Кстати, а отчего вообще возник вопрос о внесении изменений в ПДД? Старые правила имели существенные недостатки. Новые их имеют, кстати, тоже.  Например, в старых правилах не было прописано, что делать детям в возрасте от 7 до 14 лет, не было знаков «Вело-пешеходная дорожка», которых много на западе. Словом, пора было правила приводить в соответствии с реальной жизнью. С введением этого постановления, создание велосипедной инфраструктуры облегчается. И самый интересный нюанс. Я бы даже сказал — прикол. В прошлых правилах был знак «Велосипедная дорожка». А знака «Конец велосипедной дорожки» - не было. И в итоге, чтобы как-то выйти из положения, использовали знак «Движение на велосипедах запрещено». Это приводило к тому, что у нас на Муринской велосипедной дорожке было столько знаков «Движение на велосипеде запрещено», сколько, вероятно, во всем Санкт-Петербурге не сыскать было. Теперь на ней знаки должны поменять на «Конец велодорожки».

Итак, статья о ПРОШЛЫХ ПДД находится тут: http://velopiter.spb.ru/misc/pdd.htm.

Правила дорожного движения для велосипедистов, в редакции 2014 года.


Понятия и термины.

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч

Обратите внимание: электровелосипед, согласно этому пункту правил — велосипед. Если, конечно, соблюдается пункт о мощности и скорости его мотора. А если двигатель НЕ электрический, то это НЕ велосипед в любом случае. Вот что сказано об этом в правилах:

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Важное отличие заключается в словах «Механическое транспортное средство» или просто «транспортное средство». Это очень важно для нас понимать, так как разница в правах и обязанностях велосипедиста, как водителя НЕ механического транспортного средства (даже с небольшим электродвигателем), и водителя мопеда, автомобиля и прочих механизмов — существенна.

Например, водители механических транспортных средств, согласно пункту правил 2.1.1 обязаны иметь различные документы на свою машину, страховки и так далее. Нам, водителям не механических транспортных средств, ничего такого для своих велосипедов не требуется.

Вводится также понятие велосипедист: это лицо, управляющее велосипедом. 

Также для нас важно понятие пешеход:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

То есть, когда мы слезаем с велосипеда, и идем рядом с ним, то мы имеем такие же права, как пешеходы. Это весьма удобно.

Наконец еще одно определение: "Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1. (велодорожка, велополоса). Сразу отметим: велодорожка - это отдельная структура, а велополоса -  выделенная полоса для велосипедистов на проезжей части.  На вопрос, как отличить велодорожку от тротуара есть ответ: если висит знак велодорожка, то это - велодорожка. Если знака нет - тротуар.


Обязанности велосипедиста.

Итак, раз уж мы водители транспортного средства, то у нас есть обязанности.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с «Основными положениями» по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения


Что этот документ говорит? Для велосипедов есть пункт 6:
  1. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

    http://www.consultant.ru/popular/pdd/82_5.html#p1578

В этом пункте правил изменений нет. Требования остались. Обратите внимание на пункт о фарах. Спереди она нужна при движении в темное время суток. А вот сзади, судя по тексту, фонарик нужен в любое время.

Ну хорошо, водитель велосипеда обязан обеспечить то, что написано выше. А если это невозможно? Тогда есть два варианта. В случае "неисправности рабочей тормозной системы, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости…. Движение запрещено". Замечу нюанс: правила толкуют отдельно правила для водителей МЕХАНИЧЕСКИХ транспортных средств и просто транспортных средств, коим является велосипед. Но стилистика "задние габаритные огни" сохраняется. Итак, на велосипеде нельзя ехать в двух случаях: Первый - если не работают тормоза, второй - если есть проблемы с катафотами и фонарями, но только если плохая видимость или темное время суток. При наличии других неисправностей противоречащих пункту 6 "Основных положений" движение на велосипеде разрешено, но только до места стоянки или ремонта, в случае если невозможно неисправности устранить на месте с соблюдением всех мер предосторожности. То есть, если ночью велосипедисту запрещается ехать без, скажем, заднего фонаря или катафота, то днем это разрешено, например до ближайшего магазина, где катафот можно купить.

Согласитесь, жаль что такие правила не выполняются, ведь они действительно направлены на повышение безопасности езды. ВелоПитеру известен случай, когда причиной смерти велосипедиста была езда в сумерки без задних фонарей и катафотов. Водитель грузовика просто не заметил велосипедиста. С другой стороны, нельзя не отметить, что за соблюдением данных правил никто не наблюдает.

Хорошо, посмотрим, а что еще вменяется в обязанности велосипедиста, или лучше сказать, водителя транспортного средства-велосипеда?

Пункт 2.3.2 "Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях .... медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортным средством".

С этим пунктом вопросов нет. А вот следующий вызывает удивление. Очевидно, когда разрабатывались Правила, то раздел "обязанностей водителей транспортных средств" писался в первую очередь для гужевых повозок, которые также как и велосипед являются не механическими но транспортными средствами. Не без улыбки мы прочтем что водитель транспортного средства (соответственно, и велосипеда тоже) обязан: "Предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, ФСБ, налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях предусмотренных действующим законодательством".
Вот те раз! Но закон есть закон, коль велосипед - транспортное средство, то согласно правилам вы должны предоставлять его, скажем, налоговому полицейскому, который следует "по иным неотлагательным делам предусмотренным законодательством". В этом пункте есть и другие аналогичные обязанности, но не будем ерничать, а перейдем к рассмотрению других правил движения, имеющих отношение к велосипедистам.

Итак, водителю велосипеда запрещается (пункт правил 2.7): управлять транспортным средством (или передавать управление транспортным средством) лицам находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов ухудшающих внимание и реакцию, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения.
Да, пьяным на велосипеде ездить также нельзя, как и на автомобиле. Далее в пункте 2.7: "Запрещается пересекать организованные колонны (в том числе пешие) и занимать место в них" Для велосипедиста актуально то, что нельзя въезжать в пешие колонны и ехать в их разрывах.
"Пользоваться во время движения телефоном не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без рук"
Для байкера это тоже актуально: либо телефон с аксессуарами, либо, соответственно надо остановиться и говорить по телефону стоя на месте.

Этот же пункт запрещает водителям принимать алкоголь или какие-то иные дурманящие средства после ДТП, но до приезда ГИБДД.

Как ясно из всего сказанного выше, если велосипедист едет на велосипеде - он водитель транспортного средства. Если велосипедист ведет велосипед рядом, то он - пешеход. "Он сам себе отец и мать в лице своем одном". Посмотрим, что сказано в Правилах по поводу обязанностей пешеходов ведущих велосипед?

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Обратите внимание на этот пункт. Перед тем, как слезть с велосипеда и при помощи насоса кинуться на пешехода, который занял собой велодорожку, надо посмотреть, может быть он имел на это право. Может быть его тротуар был демонтирован, или завален мусором.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. Обратим на это внимание: вести велосипед, если оный сломался, мы должны вести по ходу движения транспортных средств. А идти пешком без велосипеда — навстречу.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Движение велосипедиста

Теперь рассмотрим пункт правил 24, где много что написано про велосипедистов. Этот пункт мы процитируем полностью:

24. Дополнительные требования к движению велосипедистов
и водителей мопедов


24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Это, конечно, правила смотрят в "светлое будущее", когда такие полосы и дорожки появятся.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Так собственно, как нам двигаться на велосипеде, если кратко? Правила предписывают такой алгоритм: мы должны двигаться по велосипедной инфраструктуре (велодорожкам, велополосам, велопешеходным дорожкам). Когда их нет (или движение по ним невозможно), то по правому краю проезжей части. Если и это невозможно, то разрешается двигаться по обочине. И это, кстати, спорный пункт. Движение на велосипеде по обочине, если оная обочина — асфальт, кажется намного более правильным вариантом поведения велосипедиста, чем езда по правому краю проезжей части, при наличии такой обочины.

Наконец, важная информация: велосипедист частично легализован на тротуаре. По тротуару (не мешая пешеходам) можно двигаться, если движение ни по велодорожке, ни по проезжей части невозможно. Также можно перевозить детей до 7 лет по тротуару, или сопровождать их.

В юриспруденции есть расхожая фраза: "Что не запрещено, то разрешено". Применим на практике: все что не запрещено пунктом 24 настоящих правил, разрешено, если не запрещено другими пунктами. О чем я? О пункте 16: "На автомагистрали запрещается движение велосипедистов и (других) домашних животных" 

Читаем правила далее. Пункт 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Это на практике означает, что если вы едете по правому краю проезжей части, и вам надо проехать прямо, то поворачивающий направо водитель должен вас пропустить. Ранее он был обязан пропустить вас, лишь, если вы двигались по велосипедной дорожке.

Пункт  8.3. Есть на нашем сайте статья о статистике ДТП, так вот, одна из самых распространенных аварий запрещена именно этим пунктом. Другими словами, если бы его выполняли, то наездов на велосипедиста при повороте машины вправо было бы меньше.  Итак:   8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. Хорошее правило.  Обращаем внимание: при выезде на дорогу, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам. Велосипедистов тут вроде как нет. Хотя велосипед - транспортное средство. Такой вывод можно сделать из второй части правила: при съезде с дороги водитель должен уступить и пешеходам и велосипедистам. Вероятно, это не ошибка, а следующая мысль. При выезде из какой-нибудь подворотни, у водителя ограничена видимость. И если пешехода, который тут, рядом, который идет 6 км в час, он видит, то велосипедиста, который гонит 32 км в час - нет. Он  слишком далеко сбоку. Делаем вывод: наша безопасность в наших руках. Если видим автомобиль, который выезжает из какой-нибудь арки, нам надо быть осторожным, не зависимо от трактовки правил.

Глава 12 Правил расписывает правила остановки и стоянки, и на первый взгляд к велосипедисту отношения не имеет. Однако вот пункт Правил, который должны велосипедисты знать: "12.7 Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения." Своих дверей у велосипедистов нет, но зато они частенько встречаются с внезапно открываемыми дверями автомобилей. Кстати, пункт правил не сообщает, что нельзя открывать двери только с левой стороны, со стороны движения. Если вас сбивают правой дверью при объезде транспортного средства справа, то это тоже не по правилам. 

Остальные правила для велосипедиста в принципе соответствуют правилам для автомобилей.