Приключения иностранцев в Россию


  ЮджинВ ноябре под Мурманском сбили корейскую велосипедистку Юджин Джонг. Она отправилась в свое путешествие 3 года назад в США, проехала Африку и Европу, всего почти 50 стран. В этому году очень хотела побывать на русском Крайнем Севере, посмотреть на северное сияние, писала, что мечтает о Мурманске. И вот под этим самым городом девушку сбивает Газель. К счастью, велосипедистка осталась жива. Недавно она написала пост о своих приключениях в России, где сравнила нашу страну с адом и написала, что ненавидит её.

Конечно, мне как жителю России и не последнему велосипедисту на ее просторах эта оценка не слишком приятна.

Почитаем выдержки из ее текста далее:

Время в Мурманске прошло очень неприятно.

Мне все говорили: «Почему ты ездишь на велосипеде зимой? Никто не ожидает увидеть велосипедиста на трассе». Звучало это так, будто я заслужила попасть в эту аварию, что это была моя вина. (Ключевое слово для меня — трасса. Прим. И.Г). Но я не выезжала на встречную полосу или середину дороги и не смотрела в телефон. Я просто ехала как обычно, а потом сзади в мой велосипед въехала машина. Однако русские говорили так, будто это была моя вина. Это было так мерзко и неприятно. Меня чуть не убил неосторожный водитель, но все русские, как будто бы, его поддержали. После этого я стала понимать людей, которые заканчивают жизнь самоубийством из-за того, что с ними плохо обращаются. Когда я стала жертвой сексуальных домогательств в Египте, я просила помощи во многих египетских сообществах в фейсбуке. В ответ на это получила много сообщений от людей, которые говорили, как им стыдно за то, как обстоят дела в их стране, при этом сами они не сделали мне ничего плохого. Им просто было стыдно за плохие стороны культуры их страны. Но русские... им никогда не стыдно. Они просто обвиняют жертву и сочувствуют виновнику. Парень, который помогал мне, сказал: «Я буду собирать подписи за запрет на катание на велосипедах зимой и сделаю сайт с большой красной надписью „Не садитесь на велосипед зимой!“». У меня не было слов.  Конец цитаты.

Нет слов. Обидно.  Не так много ездят к нам людей, и вот еще такой неприятный случай.

Волею судьбы я временами встречаюсь с иностранцами, которые задумывают большие проекты по России. Я даже создал небольшой интернет форум на английском языке, http://velorussia.org/forum/index.php чтобы помогать им советами. Так как все иностранцы (ВНИМАНИЕ ВСЕ!) на мой взгляд, делают в России такие вещи, которые местные, как
правило, никогда делать не будут. Например, они сотнями километров едут по самым главным и самым напряженным дорогам в стране.  

В 2013 году на старте пробега Петербург — Москва мне повстречался англичанин, который собирался проехать по маршруту Петербург - Москва — Киев. Он выбрал для этого трассу Петербург-Москва и трассу Москва — Киев. Мы взяли его с собой, и он проехал до Москвы по нормальным дорогам. Другой велосипедист, турок, Гюркан Генч приехал в Петербург зимой. Из Москвы он шел по трассе Москва — Петербург. Ему повезло, он остался жив. Хотя, что он видел в России, перемещаясь в чаду по Е-95 остается за пределами данного обсуждения. Забавный случай был немного ранее: ко мне обратился немецкий издатель велосипедных путеводителей, с просьбой помочь ему описать дорогу от Ивангорода до Петербурга. Я помог. Посмотрел он на мои предложения.... и сделал по-своему, по-уму. Нарисовал правильный маршрут, по трассе Петербург - Таллинн. Им же в Германии лучше понятно, как надо ехать по России? Все что мне удалось, это упросить его сделать еще дополнительную ветку с моим предложением. Просто нарисовать.

Почему люди, которые не ездят по магистралям в Европе, Америке, Турции или Корее, выбирают для себя магистрали? Мы, местные велосипедисты, тщательно избегаем таких дорог. Мало того, что они — опасны, так еще и езда по ним не доставляет никакого удовольствия. Едешь в шуме и грохоте с фурами, дышишь их выхлопом. Можно понять, когда что-то подобное делается в Сибири, где дорога либо вообще одна, либо объезд составляет сотни километров. Ну, деваться некуда. Там, где ехала кореянка, тоже большого выбора дорог нет. Увы. Я не знаю точно место, где произошла авария, но дорог на Кольском, которые были бы проезжими зимой, у нас огорчительно мало. Словом, кореянке было не из чего выбирать на том участке.

дтп с велосипедомОднако можно понять и местных жителей. Посмотрите на фото. Это — магистральная дорога, идущая по Мурманской области. Главная трасса региона. Посмотрим, в каком она состоянии? Да ничего особенного: ледяной накат, не чищенный снег, просто раскатанный автомобилями. По-сути, не дорога, а две колеи. Какой транспорт? А тоже ничего особенного. Заднеприводная газель. На льду. Таких на пути от Мурманска до Петрозаводска всегда сотни. Обочина по которой летом можно более-менее безопасно ехать, занесена снегом. На чем едет кореянка? На велике, если я не ошибаюсь, шипов на покрышке не видно. Покрышка не шипованная. Где она едет? Разумеется по колее. У нее есть иные варианты? Значит каждая машина должна ее как-то объехать. На ледяном накате. На не чищенной дороге. Не знаю кому как, но мне езда по такой дороге тоже не кажется разумным вариантом. Ровно это испытывают и местные жители. Конечно, люди ее осуждают. Одновременно сочувствуют и осуждают. Тот паренек, про которого она пишет, что ей помогал, и одновременно говорил об акции в запрет движения на велосипеде зимой? Может быть, он не адекватен? Он адекватен вполне. Кто-нибудь, глядя на фото, удивлен, что девушку сбили? Это было бы чудо, если бы этого не произошло. К тому же, дело происходит в ноябре, когда светового времени очень мало. Значит, она и в темное время собиралась торить эту трассу?

Спору нет, печально, что у нас в стране дороги такого качества. Это очень плохо и обидно. Кататься реально мало где можно, особенно в таких регионах как Мурманская область, или в Сибири. Особенно зимой, когда обочины занесены снегом, и двигаться приходится в автомобильной колее. Но никаких оснований для ненависти к России, или к тому, чтобы считать население России неадекватным — нет в принципе. Люди, как раз, вполне адекватны, и трезво оценивают степень риска от езды по таким дорогам. Они осуждают этот ничем не оправданный риск? Осуждают. Это странно? Это не справедливо? Они хотят запрета на зимнюю езду ради своего эго, или чтобы другие кореянки не сложили свои кости в России? Единственное в чем можно упрекнуть местных, что они не видят разницы: езда зимой вообще, и езда зимой по магистральной дороге.

Мир разнообразен. Когда я еду в пустыню, то готовлюсь к езде по пустыне. Когда я еду на лед Ледовитого Океана, то готовлюсь ко льду. Если я отправляюсь в Монголию, то готовлюсь к условиям Монголии. Кореянка ехала "как обычно". Не выезжала на встречку, не читала гаджет за рулем... А что, условия действительно были обычными?  Они не требовали ничего особенного? Увы, условия  в России очень плохие. И тут езда "как обычно" может не прокатить. Это наша печальная особенность, но ее надо учитывать. Странно ненавидеть Марокко за пустыни, Исландию за дожди, какую-нибудь папуасию за дикость ее народа, Россию за ледяной накат на дороге и горе водителей. Я был в Грузии там за рулем каждый второй - джигит. Но мне и в голову не пришло ненавидеть их за дикость на дороге. Это проблема, это надо учитывать, надо думать о безопасности, но ненавидеть...

Я сочувствую кореянке, но ее ненависть к россиянам  не разделяю.

Теперь развернем обсуждение в таком ключе: что же надо сделать для того, чтобы иностранцы прекратили раз за разом лезть на магистральные дороги? Это не только их проблема, что их будут давить. Это и наша проблема тоже: у нас есть в стране во многих регионах дороги, где уровень безопасности в разы выше, чем на трассах.

Для начала, хорошо бы понять, почему они выбирают магистрали для своих путешествий, в том числе там, где есть альтернативы. Например, Питер-Москва. Полно дорог, есть путеводитель по ним http://veloguide.ru/path.php?words=&sick_all=1&id_net_select=6&path_level=&id_author_chose=&id_country_sick=0

У меня ответы такие:
  • Экономят время. Судите сами: если ехать Питер-Москва по трассе с фурами в дыму и пыли, то надо проехать 700 км. А если по маршруту, что описан в путеводителе, среди полей, лесов и рек, то уже 1100. На треть больше. 
  • Низкая квалификация. В самом деле, вероятно большинство путешественников не удосуживаются поработать над маршрутом. Вместо глобуса взять карту. Почитать в интернете советы бывалых. Ничего этого не надо. Берем глобус, видим дорогу Е-95, едем. Звучит странно? Кореянка посетила 50 стран? Может быть к ней это не относится. Ведь машина сбила ее там, где может быть и безопасных вариантов не было.  А другие покорители России почему не съезжают с Е-95?
  • Боятся нашу глубинку. У нас как с главной дороги свернешь, так сразу начинается экзотика. Медведи гуляют по селам. Хорошо, если бурые. А если белый попадется? 
  • Качество асфальта. Часто, чтобы объехать трассу, надо (о ужас!) съехать с асфальта. Если для обычного путешественника это не должно составлять проблем, то для таких людей, как  Вольфганг Фашинг съезд с асфальта - проблема. Они ставят перед собой задачи скоростного пересечения России. Увы, для этих целей проселки и грунтовки не подходят. Это уже объективная проблема.
  • Малое количество информации. То есть, теперь про кореянку и ее ненависть к России узнают многие. Недостатка в такой информации не будет. Увы, наша страна дает поводы для таких публикаций сама. Дороги надо, как минимум, чистить. Но практической информации для путешествующих, видимо, довольно мало. Особенно, для путешествующих зимой. 
Может быть, еще какие-то неведомые мне факторы гонят иностранцев на трассы. Но что мы можем сделать, это написать некоторые рекомендации на английском языке о том, как надо, и как не надо ездить по России. Можем популяризовать наш англоязычный форум, чтобы люди могли получить консультацию от активистов велосипедного движения по интересующим их вопросам.

Это то немногое, что мы можем сделать для того, чтобы люди из нашей страны с ненавистью не возвращались.

Наш путь иной — From Russia with love!