Фестиваль ВелоПитер 2005. 17-18 сентября 2005 года

КРОСС-КАНТРИ.

Советы начинающему "кантрийщику"

Что же такое кросс-кантри (Cross-Country)? Кросс-кантри - это гонка на велосипедах по пересечённой местности. Причём временами участник может не только ехать на байк, бежать рядом с ним, но и нести велосипед на руках! Сама гонка проходит либо на время, либо на проезд участниками определённого количества кругов. Мы не будем рассматривать данное соревнование с точки зрения профессионального спорта, а рассмотрим его проведение для любителей.

Трасса кросс-кантри проложена в районе посёлка Орехово и проходит по лесным тропам и дорогам. Участники в процессе гонки преодолевают крутые подъёмы и спуски, песок, канавы, не большие ручьи и болотца. Старт (для любителей) происходит с минутным интервалом (для "элиты" - общий). Как же новичку пройти такую трассу и те препятствия, которые на ней встретятся? Во-первых, надо хотя бы в общих чертах представлять, как проходится препятствие, возникшее перед Вами.

Например, крутой подъём – если Вы видите, что Вам в него просто не въехать, не тратте своих сил в пустую, слезайте с байка, и пешком или бегом штурмуйте этот подъём.

И вот Вы на вершине, вновь седлаете байк, Вам теперь предстоит съехать вниз. Самая распространённая причина падения на спусках заключается в том, что байкер неожиданно пугается (спуск то какой крутой!), зажимает тормоза, падает с седла вперёд и пытается зацепиться ногами за землю. В большинстве случаев сценарий один и тот же: ноги байкера ударяются о руль и дальше спуск продолжается кувырком. По этому контролируйте устойчивость байка смещением центра тяжести тела назад. Чем меньше скорость и круче спуск, тем больше нужно смещаться за седло. Когда на спуске Вы понимаете, что теряете контроль над своим байком, необходимо, оставляя одну ногу на педали, сместить корпус тела назад, лечь животом на седло и попытаться остановиться другой ногой. В лучшем случае Вы остановитесь, а в худшем – упадёте, но останетесь на месте и не продолжите свой путь, кувыркаясь по склону. Если же Вас гложет сомнение, в благополучном исходе спуска, спуститесь пешком. Ни кто Вам не поставит за это штрафные баллы.

Езда по сыпучим грунтам – например, песку. Тут есть маленькие хитрости. Въезжать на такой участок надо на пониженных передачах и со средней скоростью, крепко держа руль. Всё дело в том, что если ехать медленно, то переднее колесо начинает водить из стороны в сторону, оно зарывается в песок, Вы теряете равновесие и, как правило, останавливаетесь. Если же скорость въезда высока, то колесо может сразу же зарыться в песок, после чего Вы совершите сальто через руль, возможно с мягким приземлением.

К препятствиям так же можно отнести и корни деревьев. Этого добра в лесу хватает. Необходимо помнить, что езда по мокрым корням чревата падением, колесо просто начинает скользить по нему в бок. По этому, по возможности, перебросьте переднее колесо через корень. Если же корней много, то выбирайте для проезда участок, где они лежат наиболее плотно.

Как же избежать падений? Первое – старайтесь фокусировать свой взгляд не на самом препятствии, думая при этом, куда ехать дальше, а изначально заставляйте себя смотреть и выбирать безопасные участки. Второе – не надо сильно давить на тормозные ручки. Новички часто при малейшей опасности хватаются всей рукой за тормозные ручки. В этом случае Вы не только теряете контроль над байком, т.к. на руле остаются только большие пальцы рук, но и рискуете перелететь через руль. Держите на тормозных ручках указательный и средний пальцы (а на переднем тормозе достаточно одного указательного), Вам их будет вполне достаточно для торможения. И третье – научитесь одинаково хорошо пользоваться передним и задним тормозом. На бездорожье передний тормоз – выполняет основную работу. Только ни в коем случае не блокируйте колёса, ни к чему хорошему это не приведёт.

Удачи на трассе!

Советами с новичками делился Odisei

Можете задать ему пару вопросов!