Езда с препятствиями.
Советы начинающему ездоку с препятствиями.
На наших соревнованиях традиционно ставится трасса «езды с препятствиями», или как мы еще ее называем «велотуристский триал».
Что это такое? Ставится трасса, ограниченная «волчатником» - красно-белой лентой, на которой добрые судьи расставляют вполне проезжаемые на велосипеде (при наличии определенного мастерства) препятствия. В целом, трасса моделирует как бы те сложности, с которыми сталкивается велосипедист в реальной жизни. Например, при поездке по восточной части Новороссийской улицы.
Какие бывают препятствия и как их надо проезжать?
Основное правило – препятствия надо проезжать, по возможности, не падая с велосипеда (падение – 5 штрафных очков), и не касаясь земли руками-ногами. Каждое касание – штраф 1 очко. Кроме падения, бывает еще «невзятие препятствия» - это когда участник, проезжает «мимо» фигуры, или неправильно ее берет. За это налагается штраф 10 баллов. Наезд на "волчатник" - тоже штраф 1 очко. Разумеется, трасса проходится на скорость, а результаты подводятся так:
Победителем признается человек, у которого минимальное количество штрафных баллов. Если количество штрафных баллов одинаково, то побеждает тот, кто прошел трассу быстрее.
Как правило, трассы подобного рода не велики. На проезд участник тратит 1.5 – 5 минут.
Какие препятствия бывают на трассе?
- Песочек. Или я бы даже сказал песок! А может быть даже и песчище! Обращу ваше внимание – чтобы по песку ехать долго и без падений, необходимо попытаться в этот песок не зарыться. В принципе, песчаный участок, как правило, короткий – до 3-5 метров, но проехать его все равно не просто. Во-первых, входить в песок лучше, имея определенную скорость. Во-вторых, не забудьте руль взять покрепче, и держать его прямо. В третьих, хорошо переключиться на пониженную передачу, дабы сохранять крутящий момент в песке. В четвертых, внимательно посмотрите на весь участок. Это можно сделать и перед стартом. Попробуйте наметить наиболее выгодную траекторию движения, прикинуть, где меньше песка, или где он не такой рассыпчатый. Помните: чем более светлый песок, тем более он рыхлый. Чем песок темнее, тем он более проезжабелен на велосипеде.
- Бревна. Честно говоря, бревна обычно на соревнованиях кладутся так себе. Палочки! Настоящие бревна, через которые турист должен уметь проезжать много больше. Тем не менее, бревна кладутся по диагонали к предполагаемой траектории движения велосипедиста, их, как правило, несколько. Иногда, когда пройдет небольшой дождик, бревнышки бывают влажными. Как проезжать? Главное правило – не бояться этого препятствия. Много раз мы видим, как подъезжает нежная как персик, стройная как кипарис девушка к бревнышкам, сбрасывает скорость и пытается «нежно» их проехать! Никаких нежностей! Нежно надо проезжать бревно висящее над поверхностью – но таких препятствий на трассах как правило нет. Бревне врытые в землю надо проезжать злобно! Для начала – наметить наиболее перпендикулярную к бревнам траекторию. Затем, поднять скорость (до разумных пределов). Это важно – бревна будут вам мешать, ваша скорость будет падать, и если к первому бревну у вас была скорость маленькая, то далее можно просто остановиться и, соответственно, получить штраф за касание ногой. Итак, едем довольно быстро, и поднимаем переднее колесо, чтобы оно перескочило первое бревно. Если переднее колесе начинает скользить по бревну – будет вам падение. Заднее же колесо, вполне может поскользить, поскользить и перестать. Едем мощно, крутим на пониженной передаче, поднимаем переднее колесо, не сидим в седле (привстаем), и «золотой ключик ваш.
- Канава. Канава – есть канава. Неглубокая такая. На четверть колеса шириной. Лопатой организаторов копаная. Что делать? Надо переезжать. Лучше всего вновь – на скорости, приподнимая переднее колесо, и, разумеется, не сидя на седле. Перелетели через канаву, перенесли центр тяжести вперед, чтобы заднее колесо, ударившись о край канавы почти не пострадало. Почему я не рекомендую перепрыгивать канаву как таковую вообще? Извольте: рекомендую. Конечно, лучше перепрыгнуть ее совсем, но да мало кто умеет.
- Доска. Время от времени, организаторы кладут перед участниками доску. Но не ту, что гаишники – с гвоздями вверх, а обычную доску, 150 – 200 мм шириной, которая лежит на двух пеньках. На доску есть въезд. Доска длинная: метра два – три. И ехать ее надо вдоль. В чем проблема? Большинство велосипедистов находящихся в трезвом уме и светлой памяти, в состоянии ехать на велосипеде по прямой. Однако, если эту прямую каким-то образом «изобразить» - то дела идут заметно хуже. Байкер начинает нервничать, и по прямой ехать ему не получается. Чисто психологическая проблема. Соответственно и проезжать это препятствие надо просто с холодной головой. Отвлекитесь, подумайте о чем-нибудь другом. И ваш велосипед сам проедет как надо. Можно даже смотреть на следующее препятствие! Это тоже помогает.
- Прочие препятствия. Трасса есть трасса – на ней встречаются небольшие подъемчики и спуски, повороты. Здесь основная задача – не заехать за ограждение. Помните? Наехал на «волчатник» - получил штраф. Каких-то особых супер навыков для прохождения дистанции не нужно. Надо просто ехать аккуратно, понимая, что поверхность трассы – не асфальт. Кое-где будут повороты, на которых есть корни деревьев, где-то будет немного песочка. Аккуратно и имея запас крутящего момента (пониженную передачу) вся трасса вполне проезжается. Бывают на трассе также «камешки», вкопанные покрышки… словом, все, что и так болтается у вас под колесами при езде по дорогам может попасться вам и на трассе.
Успешного прохождения!