Изобретаем велосипед цитаты из книги "Я купил Велосипед" |
Попалась мне в руки книга "Я купил велосипед". Автор А. Юсин. Изательство "Молодая Гвардия" 1984 года.
Книга в целом написана хорошо, хотя и содержит некоторые факты, которые являются спорными. В частности, описывается как достоверная легенда про Артамонова и его велосипед. Сейчас, вроде как, анализ материала этого велосипеда показывает, что он был произведен намного позже, чем в 1801 году.
Кроме текста, в книге, страницы которой уже пожелтели, есть и интересные картинки. Например, картинка справа, которая иллюстрирует типы старинных велосипедов.
Конечно, картинку, похоже, рисовал человек, который прототипы не видел. В левом нижнем углу, например, изображен велосипед-паук, с весьма интересным расположением привода. Называется картинка "Пенни-фартинг, паук 1875". Педали установлены не на оси колеса, а как бы правее и выше на металлической (видимо) консоли. Все бы ничего, но тогда ось педалей должна проходить через колесо.
Интересны версии легенды об Артамонове, которые приводит автор книги. Эти народные легенды, они, как мне кажется, очень отражают жизнь России вообще.
Итак, легенда первая. Артамонов по возвращению из Петербурга и Москвы, а также удостоившись вольной грамоты для себя и родственников, прибыл в родные пенаты. Где был... наказан, за бесцельную трату железа и дерева. И в наказание - сослан.
Автор нашел в народе и вторую легенду. Согласно ей, Артамонов за порчу хозяйского железа был приговорен к: "оный самокат уничтожить, а самого Артамонова кнутами бить". Автор книги, кстати, провел поиск, но в местных документах ничего подобного не нашел. Так и приводит, как легенду. Но какая легенда-то, похожая на нашу жизнь! Во-первых, легенда гласит, что велосипед был сделан самоучкой как обычно. То есть, из..., скажем так, чужого имущества. Ну на заводе "лежало" железо, его и взял... И, во-вторых, обычной наградой для изобретателя на наших просторах является наказание, а в лучшем случае - забвение. В этом случае, нам остается лишь сказать, что хорошо, что этой истории на самом деле не было. А автору передать спасибо, что нашел и опубликовал народные легенды о Мастере-самоучке, который изобрел первый в мире велосипед. "Железный с деревянным сиденьем и огромным, почти в человеческий рост, передним колесом"...
Из других интересностей, в книге содержится описание чудо велосипедов. Например, конструкция велосипеда москвича Е. Егорова. Означенный москвич сделал "накопитель энергии". Работает так: вы едете на велосипеде по дороге, и когда заднее колесо начинает прыгать на ухабах, то каким то образом закручивается жесткая пружина, размещенная под седлом. В какой-то момент, вы можете дать ей сигнал, и тогда пружина каааааак раскрутится, и передаст энергию для вращения колеса. Это устройство по мнению автора, дает прибавку к скорости в 4% на асфальте. А на грунтовой дороге "еще больше".
Другое, описываемое автором изобретение, относится к полету мысли "японских" конструкторов. Они изобрели велосипед... без ободьев, и, соответственно, без камер, покрышек. Но, все-таки, со спицами. Представьте себе втулку колеса, из которой торчат толстые спица с резиновыми набалдашниками. Обода нет. Ничего нет. Так и едет. На спицах. при этом достигается важный прогресс: "заменяются надувные шины, часто выходящие из строя".
Больше всего мне понравилось описание велосипеда из дерева. Автор приводит рассказ Василия Пескова, который в деревне Карасихе Горьковской области видел велосипед Василия Ивановича Коротышева. Велосипед был сделан из березы, клена и можжевельника. Правда шестеренки и цепь, все-таки, были выкованы из железа. Интересно, кстати, где это железо, социалистическое имущество, было взято. "На этом велосипеде кузнец уже много лет ездит на работу в поле, спеша на помощь механизаторам..."
Известно, что в старинных книгах содержаться советы, которые можно применять всегда. Возьмем, например, Тору, или там, Библию. На худой конец, книгу "Я купил велосипед". В ней содержаться совершенно актуальные и сегодня рассказы о проблемах велосипедистов. Например, инженер-конструктор иркутского треста Оргтехстрой А.Г. Черных, в возрасте 36 лет, решил бороться с гиподинамией, путем покупки велосипеда. И что он обнаружил (Иркутск, начало 80ых годов ХХ века)?
"... сразу же столкнулся с отрицательными моментами. В Иркутске не было велодорожек (!!!), и на двухколесной машине людям негде кататься. Каждая прогулка превращалась в нервотрепку, в пререкания с инспекторами ГАИ, в понукания водителей большегрузных машин, которые считали только себя хозяевами трасс."
Не сомневаюсь, что именно так может описать ситуацию с велосипедным движением в Иркутске наш современник. Также, боюсь, что и наши внуки, описывая ситуацию с велосипедом в Иркутске, смогут подписаться под этими словами.
Так что же сделал А.Г. Черных? Каков его опыт?
"Двенадцать лет - изо дня в день, придя с велосипедной прогулки, инженер Черных трудился над необычным велосипедом. Конструктор поставил обязательное условие - на велосипеде в комнате нужно было ехать, а не просто механически крутить педали". В итоге конструктор сделал тренажер, с имитацией спусков и подъемов, поворотов и, конечно же, (это ж русский изобретатель!), "ухабов, ям и пригорков". Автор резюмирует: "изобретение со временем "пропишется" на морских лайнерах, в поездах дальних линий "Владивосток - Москва", к примеру, когда пассажиры в течении недели вынуждены бездельничать. "Единственный недостаток, крутишь педали, отмеряешь условные мили... а как пахнет черная земля не почувствуешь"...
Могу предложить нашим братьям по разуму из группы "Велосипедизация Петербурга", которые, как раз, начали собирать идеи населения по превращению нашего города в еще более велосипедный, эту нетленную разработку.
Завершим мы эту статью анализом главы "Заглянем в будущее". Кому, если не нам, людям из того самого будущего, определить, что авторы в 1984 году предвидели? Тем более, что речь идет не о программе "жилище -2000" (думаю, многие еще помнят такую программу), и даже не о том, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме".
Автор практически предсказал велосипеды из "пластика", которые "не боятся ржавчины, не требуют ухода". Основывался он на изобретении двух шведов от 1982 года, который такой пластиковый аппарат создали.
Интересные предсказания антипрокольных шин: "специальная прокладка внутри шины снижает вероятность прокола на 20%".
Интересный прогноз описан в книге по поводу величинй колес. Это мне, как человеку рассекающему на найнере, особенно интересно было узнать. "Почти все соискатели.... сошлись в одном: в следующем столетии велосипед будет складным и с маленькими колесами". Основа этого прогноза была такая: если человек едет на велосипеде на работу, то маленький складной велосипед он может вполне себе поместить под рабочим столом. "В сложенном виде эту машину можно оставить даже в театральном гардеробе". Да... прогноз то может быть и верен, только вот оставить велосипед, даже в сложенном виде в театральном гардеробе, это, конечно, так и осталось делом не простым.
Взгляд в будущее автора основывается и на передовых достижениях конструкторской мысли того времени.
"Конструкция Жумовского включает в себя некоторые принципиальные новшества, до сих пор игнорируемые создателями современных велосипедов во всем мире. Одно из них - стержневой привод. Ныне велосипедисты довольствуются цепной передачей, так как она сравнительно проста и, главное, ее механическое действие эффективно. Но эти передачи разбрызгивают масло, если смазаны на совесть, а иначе они быстро изнашиваются; кроме того, цепные передачи требуют весьма частого подтягивания и замены". Далее автор предполагает, что кроме цепи и стержневого привода, будет распространен гидравлический привод, а вместо цепи могут использовать зубчатый ремень. Кстати, зубчатый ремень действительно стал попадаться на вид. Я уже несколько раз видел велосипеды с ременной передачей не где-нибудь в салоне, а прямо на улице. В том числе, в Дании я встретил человека, который ехал из Бельгии, и у него на велосипеде вместо цепи был ремень. Это, конечно, не мейнстрим, но ремень не забыт на велосипедном рынке.
Прогнозировал автор колеса без втулок и спиц, где обод ходит в специальном устройстве, которое и передает на него крутящий момент, и тормозит, и держит велосипед на нем.
Красиво пишет автор об изобретении американских ученых. Про дисковые тормоза. "Они эффективны в любую погоду, им не страшны ни расплавленный асфальт, ни ледяная крошка, ни потоки воды". Здесь кажется, что автор что-то перепутал. Видимо, должно быть так: "им не страшны ни асфальтовая крошка, ни расплавленный лед, ни потоки воды". Нет, тоже что-то не то. Может быть так лучше: "Им не страшны ни крошки воды, ни расплавленный лед, ни потоки асфальта"...
И цитата на последок:
"Словом, картина "изобретения велосипедов" приблизительно дана, и, наверное, стало более ясно, какими проблемами озабочены инженеры и рабочие на 53 велосипедных заводах нашей страны, выпускающие "транспорт" 70 наименований объемом 5 миллионов штук в год.
Значит, в СССР было 53 велозавода и выпускалось 70 наименований "транспорта". Вот такие вот дела.
"Теперь мы уже не отделимы от племени людей, не просто шагающих по земле, но летящих над ней. Мы уже не будем зависеть от расписаний автобусов и электричек, у нас появился свой транспорт".
Книга "Я купил велосипед". Автор А. Юсин. Издательство "Молодая Гвардия", 1984 год. Читайте на здоровье!
.