Надо сказать, что в нашем обществе время от времени возникает тот или иной общественный деятель, который хочет спасти мир. Это — нормальный процесс, даже если он касается нас, велосипедистов. Разные политики стремятся ввести права на управление велосипедом, выступают с подобной инициативой на разных уровнях власти. В мыслях о велоправах замечены как одиозные политики, такие как бывший помощник депутата Галины Старовойтовой - Милонов, так и довольно адекватные люди. Например, мэр Москвы Собянин, который многое сделал для развития велосипеда в столице.
Давайте отбросим эмоции, и попробуем разобраться в ситуации с велоправами с разных сторон. Есть ли у этой идеи плюсы, минусы. Какие? И что нам с этим всем делать?
Когда-то давным давно, при рабовладельческом строе еще, люди были свободны. Они ходили по улицам своих городов как хотели. Ездили на ослах, лошадях, мулах. Ездили друг на друге. Помните картинки? Какой-нибудь важный сановник едет в карете, которую несут на себе некие граждане... Однако, со времен средневековья до наших дней доходят разные документы, где описываются проблемы на дорогах, доходят указы, которые регламентируют эту сферу человеческой жизни. В России фигурирует указ царей Ивана и Петра Романовых от 3 января 1683 года, который запрещал быструю езду по городу во избежание увечий. Автомобильного транспорта тогда, понятно, не было. Не было и велосипедов. Регламентировали движение гужевых повозок. Видимо, лихачи были уже тогда. В 19 веке в России уже вполне были правила дорожного движения. Процитируем кусок:
Ну, вы знаете, лошадь невозможно остановить мгновенно...
Итак, правила дорожного движения появились задолго до появления автомобиля, но права на управление личной лошадью не выдавались. Экзамены не сдавались. Хотя с профессиональными извозчиками в разных городах мира была несколько иная ситуация, и их деятельность контролировалась и регулировалась. Но, если вы на своей лошади, в телеге, решили привезти в град-столицу урожай брюквы, то прав не требовалось. Вам надо было лишь ехать по-человечески, не галопом, а рысью, шагом.
Велосипеды на дорогах городов массово появились раньше, чем автомобили. И сразу попали под регулирование. Например, на велосипеды было необходимо ставить номерной знак.
Как на современные автомобили, или на те же кэбы на лошадиной тяге. Первые номерные знаки на велосипед в Петербурге появились в 1896 году по указу Градоночальника. Тогда же вышел указ о разрешении езды на велосипеде по улицам нашего города. А до этого было нельзя? До этого, вопрос не регулировался.
Первые регулирующие документы для автомобилей появились в 1894 — 1895 годах в Германии и Франции. Германские (точнее, герцогства Баден) права предписывали для автомобилистов много правильных ограничений. Разумным выглядит ограничение скорости в 12 км в час для загородных трасс. В пределах города скорость ограничивалась 6 км в час. Тогда же вводились и права для тех, кто хотел управлять этими жуткими дорожными монстрами. Шутка ли, 12 километров в час! Ветер в ушах!
Иными словами, причиной появления прав для водителей, и правил дорожного движения (для них же), являлось желание властей обеспечить безопасность населения и его комфортное проживание. К слову сказать, не удалось ни то, ни другое. Десятки тысяч погибших на дорогах ежегодно тому свидетели. Да и о комфортном проживании тоже... Где оно? Идешь по красивейшему городу мира (тут подставьте каждый, что хочет: Петербург, Париж, Лондон, Вена, Будапешт), и оный город весь утопает в автомобилях... Вот уж комфортное проживание, ничего не скажешь.
Но вернемся к нашей проблеме. В 80-ых годах позапрошлого, 19 века, для велосипедистов были изданы правила дорожного движения. Причиной для этого послужило... внимание: жалобы населения. Дескать, велосипедисты гоняют, людей и лошадей пугают, хаос в дорожное движение вносят. Надо как-то это пресечь, или упорядочить. Пресекли и упорядочили. Был издан указ получать «свидетельства об умелой езде», а также и на сами велосипеды вешали номера, требовали оборудовать их фонарями... Обратим внимание на параллель: причиной для обсуждения вопроса о введении прав на управление велосипедом в настоящее время является именно дикое поведение велосипедистов на дорогах. Это дает ошибочное представление для других людей (участников дорожного движения), что такое поведение велосипедистов на дорогах вызвано тем, что они не знают правил дорожного движения. То есть, водитель, сидящий в джипе, который только что обогнал через двойную сплошную «тихохода», припарковался на тротуаре, и смотрит как велосипедист проезжает на красный свет светофора... делает вывод, что «велосипедист не знает правил дорожного движения». Этот вывод прямо по анекдоту советских времен. Помните, когда ученый устанавливал, что у таракана уши в ногах? Очень просто, доказывается экспериментом. Берется таракан, хлопаем над ним в ладоши, таракан — бежит. Понятно, слышит хлопок. Теперь отрываем у таракана лапы, хлопаем над ним в ладоши — таракан не бежит. Значит, хлопка не слышит. Значит уши у таракана в ногах. Вот примерно такая логика. Мы видим на наших дорогах, что правила дорожного движения нарушают совсем не только велосипедисты, но и другие участники дорожного движения. И у нас есть все основания полагать, что большая часть нарушений ПДД происходит не от незнания ПДД, а от наплевательского к ним отношения. И в этом наплевательском отношении к правилам все равны, и автомобилисты, и пешеходы, и велосипедисты.
Тем не менее, мы признаем, что велосипедисты на дорогах и тротуарах нашего города дают много оснований для того, чтобы осуждать манеру их движения. Хотя вывод о том, что они не знают базовых правил дорожного движения, которые нарушают, не верен в корне.
Наиболее частые нарушения правил велосипедистами, это:
Трудно себе представить человека, который не знает, что на красный свет светофора нельзя переходить дорогу. Они это знают. Просто игнорируют! Игнорируют также, как игнорируют автомобилисты ограничение скоростного режима в городской черте в 60 км в час. Едут 80. Почему? Ехать 80 км в час в городе запрещено правилами дорожного движения, но наказание наступает с 81 километра. Ненаказуемость нарушения правил приводит к тому, что водители в городе ездят 80 км в час, что смертельно опасно для других участников движения. Однако водители едут 80, так как нарушение скоростного режима до 20 км в час не наказуемо в Российских условиях. Вот такой парадокс: ехать 80 км в час в городе запрещено, но не наказуемо. Автомобилисты не в курсе, что правила предписывают 60 км в час? В курсе. Но — нарушают.
В СССР существовали права на велосипед, и многие велосипедисты старшего поколения такие права имели. Не редко можно встретить в сети интернет сканы таких прав.
За рубежом тоже права на управление велосипедом не большая редкость. Вот что пишется про нашу соседку Эстонию:
В Эстонии велосипедист с 10 до 15 лет, прежде чем выезжать на проезжую часть, должен сдать экзамен на знание правил дорожного движения. Если раньше в случае сдачи экзамена ребенку выдавалось свидетельство о знаниях дорожного движения, которое он также должен был всегда иметь при себе, если выезжает на велосипеде, то теперь он получает права на управление велосипедом. Эти права в обязательном порядке юный велосипедист должен иметь с собой. Начиная с 16-ти лет на
велосипеде по проезжей части можно ехать без прав (с 10-ти лет велосипедисту нельзя двигаться по тротуару) .
Если же у ребенка, двигающегося по проезжей части, нет прав на управление велосипедом и если он достиг возраста 14-ти лет, ему назначается штраф. Если ему от 10 до 14 лет, дело о проступке может быть направлено в комиссию по делам несовершеннолетних. Кататься на велосипеде без прав можно только во дворе, где есть знак, обозначающий жилую зону.
Понимаем, о чем речь? Велосипедные права требуются для детей от 10 до 16 ти лет. С 16 ти лет человек может ездить на велосипеде без прав.
«Необходимость получения разрешения на управление велосипедом (а не водительских прав) стоит например в Австрии перед детьми достигшими 10 лет. Таким образом если 10 лет ребенку исполнилось в Австрии и начиная с этого возраста у него возникло желание ездить на велосипеде, например, в школу, то в соответствии с 65 параграфом правил дорожного движения Австрии (§ 65 der Straßenverkehrsordnung) ему необходимо сдать экзамены и получить разрешение.
В Германии же для детей начальных классов проводятся специальные уроки по правилам дорожного движения, где им разъясняется как безопаснее всего управлять велосипедом. Но в Германии все это носит рекомендательный характер. Если родители хотят максимально исключить любой риск для своего ребенка за рулем велосипеда, то отдают его на специальные занятия.
В Германии, управлять не моторизированным транспортным средством (например велосипедом) разрешено без получения специального разрешения. Запрещено управлять велосипедом может быть только человеку, который, например, был пойман за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.»
Похожие правила есть и в ряде других странах. Общий их смысл такой: права для езды по дорогам требуются для детей в возрасте до 16ти лет, и наличие таких прав дает возможность детям ездить по дорогам. Для лиц старше 16ти лет права не требуются нигде. Или, как минимум, нам не известны страны, где люди старше 16ти лет должны иметь права для управления велосипедами.
Кстати сказать, ну вот автомобилисты имеют права. И необходимость их получения не подвергается пересмотру. В чем разница автомобилиста и велосипедиста? Ответ довольно прост. Тяжесть последствий нарушения. Конечно, в столкновении пешехода с велосипедистом хорошего тоже мало. Но сколько людей в год гибнет в таких ДТП? Предполагаю, что количество людей погибших в таких ДТП стремится к нулю. Возможно, несколько больше пешеходов получает переломы. Наверное, некоторое количество таких людей в целом по стране есть. Люди, которые погибли под колесами автомобилей в нашей стране исчисляются десятками тысяч людей в год. За 11 месяцев 2015 года в Российской Федерации на дорогах погибло 16638 человек, что, кстати, намного меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Не знаю кого хвалить за это, но это на 38 процентов меньше, чем годом ранее. Ранено на наших дорогах за этот период было 168146 человек. Сто шестьдесят восемь тысяч сто сорок шесть человек. Это жертвы не велосипедистов и не пешеходов. Это жертвы ДТП с участием автомобилей, которыми, заметим, управляют люди с правами. Автомобиль, как гласят наши правила, источник повышенной опасности, и, соответственно, мы вправе требовать от людей, которые управляют этим источником повышенной опасности соответствующей квалификации. Свидетельством которой и являются права. Еще раз: 16638 человек погибло, 168146 — ранено. Это не шутки. Тем не менее, велосипедист также может стать виновником ДТП с автомобилем. И это — распространенная ситуация. И, несмотря на то, что, как правило, велосипедист в таких ДТП сам страдает намного сильнее, чем автомобилист, его вины это не заглаживает. Сострадание — да, вызывает. Но вина есть вина. В числе 16638 погибших на наших дорогах есть велосипедисты, которые погибли в ДТП, виновниками которых сами и явились.
Минусы очевидны. Главный из них — усиление правового нигилизма. Понятно, что подавляющее большинство велосипедистов будет игнорировать это нововведение, тотального контроля за соблюдением этих правил создать не удастся. Россия получит еще одно мертвое правило, а население получит еще один повод для глумления над неспособностью государственной машины контролировать свои же законы. Если же «успехи» в деле контроля над велосипедистами будут достигнуты, то можно прогнозировать снижение интереса к велосипеду, как транспорту, что противоречит всем мировым тенденциям. Во всем мире, как в Европе, так и в Азии, в Америке, люди стремятся больше ездить на велосипеде, меньше на автомобиле. Велосипед не шумит, не создает пробок, не загромождает города, не дает выхлопа. Вы не задумывались никогда, с какой стати мы весь этот автопарк нюхаем, слушаем, наслаждаемся его видом на фоне наших памятников архитектуры? Это правда правильно и справедливо? Нет, это не правильно и не справедливо, но так есть. И усиливать автомобилизацию нет причин. Мы хотим жить в чистых, тихих, зеленых городах. И велосипед, на ряду с общественным транспортом, один из путей решения этой проблемы.
Какие плюсы? Плюсы введения прав не очевидны. Мы можем предположить, что велосипедисты будут лучше знать ПДД, меньше их нарушать. Нет у меня уверенности в этом. Наблюдение за автомобилистами не дает оснований полагать, что знание ПДД как-то помогает в их соблюдении. Что точно помогает — это контроль. В моем районе повесили фиксирующие скорость камеры, и скорость потока автомобилей сразу стал соответствовать нормативу. СРАЗУ. Отъем прав у велосипедиста тоже может дисциплинировать его? Да, может. Но лишь в условии, если будет контроль и система. Если за нарушением будет следовать неотвратимое наказание, а также езда без прав на велосипеде будет выявляться... Вы в это верите? Мне — сомнительно. У защитников идеи прав на велосипеды есть тезис о том, что, благодаря правам, велосипедист станет по-настоящему участником дорожного движения, которого будут уважать другие! Ну, не знаю. Моим правам двух категорий на автомобиль уже больше 25ти лет, и никакого уважения к другим автомобилистам у меня нет. Не от того, что я сноб, а от того, что волосы дыбом становятся, когда видишь как люди с правами управляются со своими авто. К кому есть уважение, это к водителям фур и автобусов. Там да. Люди - профессионалы. А как ездят автомобилисты в легковушках... Какое тут уважение может быть? Никакого. Очень плохо ездят. Тут не уважение приходит на ум, а мысли о том, что права можно купить, или получить после обучения, которое явно недостаточно, для безопасной езды.
Тем не менее, идеи введения прав для велосипедистов могут быть и полезны. Во-первых, если обобщить международный опыт, то там велосипедные права ориентированы на детей. Это — совершенно рабочая схема. В ПДД России определяется возраст, когда велосипедист может ездить по проезжей части на велосипеде. Это — 14 лет. Вот тут, вполне можно пересмотреть ситуацию, и определить так, что человек может ездить на велосипеде по улицам при наличии прав с 12ти лет, а если прав нет, то с 16ти лет. Вероятно, это повысит интерес школьника к ПДД. Получить свою первую корочку в 12 лет... почему нет? Минусы у этого есть? Нету. Плюсы вполне очевидны.
Однако... Посмотрите на наши улицы... Кого там только нет! Что там велосипедисты... Самокатчики, роллеры, скейтбордеры... После вчерашнего снегопада интернет бурлит от видео, где по центру города едет человек на сноуборде, буксируемом автомобилем...
- И как такую сволочь в цирк допускают, - хмуро заметил Шариков, покачивая головой.
- Ну, мало ли кого туда допускают, - двусмысленно отозвался Филипп Филиппович
(Булгаков, «Собачье Сердце»)...
Самокатчикам — права категории «С».
Роллерам — категории «Р».
Скейтбордерам права категории «Й»...
Пешеходов нельзя забыть, и выдать им права категории «П».
А мы не далеко ли зайдем в бюрократизации нашей жизни? Я бы проблему безопасности на дорогах решал иначе. Я бы ввел в школьную программу обязательный полноценный курс Правил Дорожного Движения. Для всех детей. Полноценный курс. И тогда мы будем уверены, что если ребенок выйдет на дорогу не на велосипеде, а на скутере, или на лыжах, пешком, на ходулях (права категории «Х») или еще на каком-то транспорте, который мы и представить себе не можем сегодня, то он все равно будет знать ПДД. И, заметим, за невыполнение ПДД можно штрафовать. В том числе, за нарушение ПДД штрафуют ПЕШЕХОДОВ. Перешел дорогу на красный, или в неположенном месте — штраф. А никаких прав категории «П» для пешеходов нет. И для велосипедистов не требуется.
Включение в школьный курс полноценной программы изучения ПДД, это — метод. А права для велосипедистов... Очень не похоже, что это рабочая идея.
И. Гуревич. 2016
Сотрудники полиции, извозчики, велосипедисты, водители...