"ТАНДЕМ", или "Два колеса для двоих "
Андрей Жуков:
"Тандем скрепляет супружеские узы покрепче, чем штамп в паспорте"

Если вы хотите кататься вместе на велосипеде, но у вас не равные силы или умения, то возможно выходом из такой ситуации станет тандем. Тандем выровняет силы, расширит горизонты, даст массу новых впечатлений и встреч. Не буду утверждать, что тандем легко купить, но сделать его довольно просто.

В качестве примера хочу поделиться личным опытом счастливого обладателя тандема.

Почему у нас появился тандем.

Я с детства любил кататься на велосипеде и летом на каникулах не слезал с него. У моей жены велосипеда в детстве не было, поэтому она с некоторой неуверенностью каталась на нем. Наши совместные поездки на велосипедах показали, что ездить рядом неудобно из-за машин, а друг за другом – скучно, не поговоришь. Также чувствовались разные скоростные и силовые возможности. Посему, вместо изнурительных тренировок, мы решили получать удовольствие и сделать тандем, тем более, что такая вещь скрепляет супружеские узы покрепче штампа в паспорте.

Краткое техническое задание

Задание определялось возможностями, а именно: отсутствием производственной базы и малогабаритной квартирой на четвертом этаже без лифта. Кроме этого мы собирались ездить по дорогам России, поэтому колеса маленького диаметра нам не подходили. Да в то время и выбор-то был не большой: колеса дорожные – большие, средние от «Орленка», да маленькие от «Камы».

В итоге тандем должен быть: со складной рамой, на дорожных колесах и с максимальным использованием узлов и деталей серийных велосипедов.

Как мы сделали тандем

Итак, зимой 1989 году мы начали и к весне закончили делать тандем. Одну раму мы взяли у нашего друга. Она была сломана в районе рулевой колонки, и он собирался ее выбрасывать. За второй мы пошли в магазин и купили велосипед «Универсал» уральского завода. Это был складной велосипед на больших дорожных колесах. Практически все его узлы и детали мы использовали в тандеме. Дома, не откладывая в долгий ящик, дабы не успели появиться сомнения, распилили новый велосипед. С помощью ножовки и напильника подогнали рамы друг к другу, прикинув как близко можно разместить седоков, чтобы второй не задевал коленками первого. Спаять рамы удалось на заводе, введя в конструкцию еще дополнительную трубу для большей жесткости. На этом производственная поддержка исчерпалась. Остальное делалось дома подручными средствами. Через проставки к ведущим звездочкам приболтили звездочки от велосипеда «Школьник» и на них поставили цепь, связавшую кривошипы переднего и заднего седока. Совершенно случайно расстояние между осями кареток и диаметры звездочек получились такими, что промежуточная цепь не требовала никакого натяжного устройства. Привод от второго ездока на колесо оставили штатным. На подседельный палец первого закрепили вынос руля, взяв его от складного велосипеда, и поставили второй руль, чтобы было за что подержаться второму ездоку. Поставили еще один клещевой тормоз тоже от складного велосипеда на заднее колесо. В итоге у нас было три независимых тормоза: два клещевых на переднее и заднее колесо и «ножной» тормоз в дорожной втулке заднего колеса. Последний тормоз мы использовали только как резервный (аварийный). В такой компоновке мы совершили несколько пробных поездок.

Как мы поехали

Жена набралась мужества, доверив мне себя и управление тандемом, я набрался мужества, что бы оправдать это доверие, и мы поехали. Поехали на удивление легко. Сначала беспокоили раскачка и осознание большой длины машины, но минут через десять управление уже не доставляло хлопот. Могу похвастаться, что я не уронил ни жену, ни свое достоинство в ее глазах – испытание тандема прошло успешно.

Раз от раза взаимопонимание и слаженность действий росли. Я совершенствовался в управлении, жена – в умении крутить педали, не раскачивая тандем. В результате росло и удовольствие, получаемое от поездок.

Дальнейшие модернизации

Вскоре опыт эксплуатации показал, что такой элемент, как натяжитель промежуточной цепи все-таки необходим. Поэтому мы поставили на качающемся рычаге, использовав ручку от ручной кофемолки, натяжной ролик на нижней ветви цепи. В качестве упругого элемента создающего натяжение взяли черную резинку, которая тогда широко использовалась при упаковке товаров в магазинах. Резинки рвались через 1000 км пробега, но заменить их было не проблема. Натяжные ролики были разными. Сначала – стальной на шарикоподшипнике (подшипник заклинило из-за песка). Потом – в виде катушки из фторопласта с двумя ребордами, удерживающими цепь (служил лет пять, пока не стал вращаться с трудом, опять же из-за песка). И, наконец, штатный пластиковый натяжной ролик заднего переключателя (легко купить и заменить).

Следующая проблема, которая выявилась в походах уже на загруженном рюкзаками тандеме – поломка спиц заднего колеса. По грунтовкам на 100 км пути приходилось 2-3 сломанные спицы. В то время усиленных двойных ободов в продаже мы не видели. Всякими правдами и неправдами удалось раздобыть точеный обод. Он, конечно, тяжелый, но спицы стали ломаться значительно реже. Однажды купили комплект спиц диаметром 2,2 мм и на два года о замене спиц мы забыли. Но потом накопились усталостные напряжения в спицах, и нам опять приходится мириться с их заменой.

В 1995 году удалось сделать себе подарок и раздобыть на велорынке трехскоростную планетарную втулку фирмы SACHS. Отличная вещь! Правда, она была без механизма переключения, но мы использовали простую манетку от «Туриста», поставив риски для правильного включения соответствующих передач. Столь ответственное дело, как совмещение рисок при движении можно было доверить только жене. Надо заметить, что она с этим прекрасно справляется, переключая передачи буквально за сотые доли секунды.

Клещевые тормоза для тандема оказались слабоваты. Сначала мы пытались всякими ухищрениями их ужесточить, но потом к походу 2003 года заменили их на «V-брейки».

Так же, по мере возможности, мы заменили стальные подседельные трубы и рули на алюминиевые, перешли на «Туристские» кривошипы и звездочки: 40-зубые для промежуточной цепи и 51-зубую на главной передаче.

Поломки

Как я уже отмечал, много хлопот в первых походах доставили спицы на заднем колесе. Проблема решилась жестким ободом и тщательной регулировкой натяжения спиц.

В первый год эксплуатации сломалась передняя вилка. Должно быть, был производственный брак. Мы поставили новую, немного выпрямив перья. Эта вилка прослужила десять лет пока в начале похода 1999 не дала трещину в проушине крепления оси колеса. Нам ее заварили прямо в поле оказавшиеся на удивление в нужный момент и в нужном месте ремонтники, и мы благополучно закончили поход.

В походе 1999 года, прослужив нам верой и правдой 10 лет, сломался багажник – штатный от родного «Универсала».

Еще один дефект образовался по моему недосмотру. На первых порах мы установили диск, предотвращающий соскакивание цепи с малой звездочки на валу задней каретки. В процессе работы диск немного погнулся и стал задевать зараму. Это я заметил только в конце сезона и обнаружил, что диск пропилил в трубе рамы узкий и глубокий паз от которого уже пошла трещина. Пришлось раму подваривать, а диск выкинуть.

Надежность

Архаичная по сегодняшним меркам, но простая конструкция оказалась достаточно надежной и не доставляла практически никаких хлопот. В эксплуатации наш тандем уже более 15 лет.

Достоинства тандема

1. Всегда вместе, всегда можно поговорить и обсудить увиденное.

2. Жена может не следить за дорогой, а может крутить головой как хочет, поэтому много чего видит, замечает и мне рассказывает. Она может смотреть карту, читать книжку, доставать понадобившиеся вещи, убивать на моей спине слепней и прочую гадость и делать массу других полезных вещей.

3. Реализуется принцип «от каждого по способностям – одно общее дело».

4. Преимущество перед одиночным велосипедом при движении по твердому покрытию из-за меньших относительных энергетических затрат. Это было проверено в первом походе, когда с нами путешествовал наш друг, и в велопрогулках, и в поездках за клюквой на болото.

5. Интерес и симпатия со стороны местного населения. Многие впервые видят такой транспорт.

6. Складная рама. Кроме того, что она позволяет легко маневрировать на лестнице и хранить тандем в квартире, она упрощает перевозку тандема в поездах. Складная махина ставила в тупик даже очень категорично настроенных проводников поезда. Они крутили головой, хлопали глазами, чесали в затылке, но опровергнуть заявление, что мы перевозим велосипед в сложенном виде, не могли.

7. Если на велосипеде не проехать – ну очень крутая горка, болото, грязь или мало ли что еще, то втащить-перетащить-перетолкать надо только один велосипед, пусть он и тандем.

Особенности тандема

1. Конечно полная масса тандема как транспортного средства больше чем одиночного велосипеда. Поэтому колеса глубже увязают в рыхлом грунте.

2. За счет большей колесной базы геометрическая и реальная проходимость тандема ниже, чем одиночного велосипеда.

3. Если упали, то уж сразу вдвоем.

Пройденные на тандеме маршруты

В общей сложности мы накатали на тандеме 20 тыс. км. Ездили по Питеру и окрестностям, на дачу, в окрестностях Ростова Великого. Удалось совершить несколько многодневных походов.

В 1990 году мы путешествовали по Заонежью и, обогнув Онежское озеро через Медвежегорск – Пудож – Вытегру, доехали до Волхова.

В1991 году стартовали из под Ростова Великого на Углич и далее через Рыбинск, Пошехонье, Кукобой, Грязовец на Вологду, потом на Кириллов и Белозерск, и минуя Череповец по вологодскому шоссе до ст. Чагода.

В 1995 выехали из Окуловки на Пестово, затем через Лесное, Максатиху, Бежецк, Кесову Гору, Кашин, Калязин, Заозерье, Ильинское до Борисоглебского.

В 1996 начали в Волхове, через Старую Ладогу на Тихвин, потом Устюжну, Весьегонск, вдоль реки Сить, затем в Новый Некоуз, Мышкин, Углич, Борисоглебский.

В 1999 отправились из Лодейного Поля по деревянному зодчеству Подпорожского района, потом на Вытегру, Кириллов, Вологду, далее по древним мерянским землям через Буй, Галич, Чухлому, до Солигилича, и через Судиславль, Кострому до Ярославля.

В 2003 решили посмотреть деревянное зодчество Каргополья, начав и закончив маршрут в Лодейном Поле. Отчет опубликован на ВелоПитере.

В 2004 продолжили знакомство с достопримечательностями Архангельской области. Мы проехали вдоль реки Онеги и Северной Двины. Отчет опубликован на ВелоПитере

Как показал опыт, возможности тандема не ограничиваются только асфальтовыми дорогами. Грейдер и грунтовки тоже вполне приемлемы. Главное, не было бы трясины, зыбучих песков, да огромных камней.

Мы не спортсмены, не тренируемся круглый год, а просто катаемся летом в свое удовольствие. Тем не менее, даже с такой слабой физической подготовкой, везя с собой 25-30 кг груза, мы проходим в походах в среднем около 100 км в день. И эти километры приносят море впечатлений.

В заключении

Тандем является практически идеальным средством для велопрогулок или неэкстремального вида путешествий с близким человеком. Его достоинства явно преобладают над особенностями (не недостатками!). Не очень понятно, почему у нас так мало тандемов? Может потому, что их нет в продаже или они очень дороги? Но тандем можно собрать самостоятельно! Попробуйте, у вас получится! И вы почувствуете радость движения, радость общения, и радость ваша будет удвоена!

Для начала поиска информации по тандемам можно заглянуть на http://www.veloplus.ru/tan/index.htm или http://velotandem.ru/ .

Если у вас есть какие-либо технические вопросы, касающиеся нашего тандема, то я с удовольствием отвечу на них.

Желаю удачи! Андрей Жуков