Hello World!

  • Перевозка багажа в велопоходе. Часть 2


    admin

    ссылка на Часть 1

    Монообъемные рюкзаки — для российского велотуризма

    27.jpg

    Монообъемный рюкзак (обычно называется велоштанами или велобаулом) — ноу-хау российских велотуристов, представляющее собой единую большую (40-100 литров) сумку П-образной формы из прочной ткани, «садящуюся» на задний багажник велосипеда. При этом нижние части рюкзака («штанины») плотно облегают багажник с боков примерно до уровня оси колеса, понижая центр тяжести и упрощая надежное закрепление рюкзака.

    Отличительная особенность велоштанов — возможность легкой переноски на спине в пешеходном режиме. Существуют модели велобаулов, ведущие прямую родословную от пешеходных туристических рюкзаков — фактически, это современный пешеходный рюкзак, доработанный для установки на багажнике. Однако большая часть ныне выпускаемых моделей была разработана с нуля специально для велотуризма, и в первую очередь ради удобства перевозки на велосипеде, а не на спине.

    Монообъемные рюкзаки идеально подходят для российского стиля велотуризма, в котором рюкзак приходится регулярно снимать с багажника для посадки в транспорт или для преодоления непроезжаемого участка.

    ВЫБОР ТИПОРАЗМЕРА

    1.jpg

    13.jpg

    Монообъемные рюкзаки выпускаются в различных типоразмерах, отличающихся объемом, габаритами и предназначением. Нередко у велотуриста есть несколько рюкзаков под различные цели, поскольку слишком маленький рюкзак не вместит все вещи, а слишком большой в полупустом виде может парусить и болтаться. Стоит учитывать, что в объем рюкзака не включается туристический коврик, который обычно едет снаружи, а также возможное размещение багажа сверху на рюкзаке в гермоупаковке или без нее.

    Примеры использования приведены для велотуристов-мужчин, а женщины обычно возят велобаул «на размер меньше».

    А. 80-90 литров

    Классические полноразмерные велоштаны, наиболее распространенные среди велотуристов, не озабоченных облегчением и оптимизацией снаряжения. Предназначены для перевозки 10-35 кг багажа. Это весьма универсальный вариант рюкзака, подходящий для ПВД (при ужимании стропами верхней части по высоте), но также имеющий достаточный объем и для использования в длительных автономных походах, включая зимние. Однако в ПВД появляется соблазн взять множество ненужных вещей, с чем необходимо бороться. Также такие рюкзаки популярны в велосипедных семействах, где муж везет в поход туго набитый 85-литровый рюкзак, а жена — полупустой 45-литровый.

    Б. 60-75 литров

    9.jpg

    Полноразмерные велоштаны меньшего размера, позволяющие перевозить 10-25 кг багажа. Представляют собой немного уменьшенную по высоте 80-90-литровую версию, а размер нижней части штанин у них одинаковый. Такие рюкзаки подходят для любых ПВД (включая зимние), а также для длительных велопоходов без автономных участков. Самый универсальный вариант, позволяющий возить действительно много вещей, но при этом не брать с собой слишком много лишнего.

    Кстати, полноразмерные велобаулы часто имеют трапецеидальный скос в нижней передней части штанин. На велосипедах с короткими перьями, а это большая часть современных маунтинбайков, такой скос позволяет избежать касания рюкзака пятками при вращении педалей (особенно актуально для контактной обуви большого размера).

    В. 40-55 литров

    3.jpg

     

    t90a.jpg

    Маленькие велоштаны, используемые для перевозки 5-15 кг багажа. Используются преимущественно в летних ПВД владельцами легкого, компактного и дорогого снаряжения (или же суровыми аскетами, готовыми довольствоваться самым минимумом вещей). Но даже с компактным снаряжением количество возимых с собой продуктов здесь серьезно ограничено. Иногда такие рюкзаки берут в однодневки, чтобы не возить груз на спине.

    Некоторые производители в прицеле на использование в однодневках упрощают конструкцию таких рюкзаков, лишая их тех или иных особенностей, присущих старшим моделям (толстая ткань, карманы, лямки, отсеки и так далее). С другой стороны, подобные рюкзаки могут и полностью повторять по конструкции и материалам полноразмерные модели, со множеством карманов и лямками для переноски на спине.

    Г. 90 литров и более

    Экзотический типоразмер велобаула, предназначенный исключительно для автономных многодневных походов с перевозкой особо большого количества вещей (например, воды или зимнего снаряжения). Позволяет перевозить такое количество груза, которое уже создает риск поломки заднего колеса, багажника или опрокидывания велосипеда на подъеме. Использование таких рюкзаков ограничено, поскольку такое количество вещей чаще либо не возят вообще, либо разгружают заднее колесо с помощью боковых сумок на переднем багажнике или грузового велоприцепа.

    КОНСТРУКЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ

    Лямки для переноски на спине

    25.jpg

    (фото Екатерины Костюхиной — ветер готов сбросить туриста с обрыва)

    Необходимый атрибут монообъемного рюкзака, позволяющий быстро снять рюкзак с велосипеда, закинуть за спину и продолжить поход в пешеходном режиме, ведя велосипед рядом с собой. Лямки могут быть съемными или несъемными (убирающимися в специальный карман), с поясом и без него.

    Обычно в велопоходах удобнее всего возить лямки уже установленными на рюкзак и плотно притянутыми к нему. Это позволяет быстро переходить в пешеходный режим и обратно без процедуры привязывания-отвязывания лямок. Для удобства надевания рюкзака и переноски на спине расстояние между верхним и нижним крепежом лямок должно быть достаточно большим, чтобы рюкзак ощущался рюкзаком, а не кульком.

    Для длительных переходов в пешеходном режиме (к примеру, больше получаса непрерывной пешки) существуют велобаулы с полноценными пешеходными лямками, имеющими пояс для разгрузки спины. Однако для кратких переносок рюкзака на себе (посадка в транспорт, преодоление брода, бурелома и т. д.) наличие пояса излишне и скорее помешает.

    Способ закрывания основного отсека

    6a.jpg

    (на фото — велобаул с клапаном, видно неизбежное сужение верхней части)

    В большинстве моделей монообъемных велорюкзаков используется мощная «тракторная» молния на основном отсеке. Это позволяет придать рюкзаку «квадратную» форму, наилучшим образом используя доступный объем без неоправданного увеличения высоты рюкзака. Молния обязательно разгружается стропами, стягивающими верх рюкзака, поэтому ее надежность в походных условиях весьма велика.

    В тех велоштанах, которые ведут свою родословную от пешеходных рюкзаков, используется классическая стяжка верха шнуром в сочетании с верхним клапаном, закрывающим отверстие стяжки от пыли и дождя. Потенциально такой способ надежнее молнии, однако рюкзак неизбежно получается узким и вытянутым вверх, что повышает центр тяжести, ухудшает управляемость велосипеда и устойчивость рюкзака на багажнике.

    Следует также заметить, что крышка с клапаном требует заполнения рюкзака доверху. Если рюкзак заполнен наполовину (что постоянно бывает в ПВД), клапан болтается, дополнительно ухудшая поведение рюкзака на багажнике.

    Задние вертикальные карманы

    2.jpg

    Предназначены в первую очередь для перевозки бутылок с водой — так они не повышают центр тяжести рюкзака и в то же время легко доступны. Вместо воды в этих карманах можно перевозить литровую емкость с бензином для горелки и прикрученным насосом, запасные камеры и вязанки инструментов в длительных походах. Обычно на задних карманах пришиты петельки для установки мигалок, однако прикрепленную таким образом мигалку несложно потерять или разбить.

    Крепление для туристического коврика

    21.jpg

    Свернутый в трубочку коврик (как правило, шириной 50 см, чтобы не выходить за габариты рюкзака, а стандартные 60-сантиметровые коврики легко обрезаются) перевозится закрепленным на задней или верхней части рюкзака, для чего должны быть предусмотрены стропы с фастексом. За эти стропы можно дополнительно привязать куртку, когда та не используется.

    Хорошим тоном считается возможность открыть рюкзак, не отстегивая коврик, однако это может повлечь за собой слишком низкое расположение коврика (на фото), который в результате закрывает мигалку на багажнике и может даже задевать за заднее колесо велосипеда.

    Крепление к велосипеду

    19.jpg

    Часто для крепления к велосипеду велоштаны имеют 2 стропы в передней и задней части (но для надежной фиксации обычно достаточно одной). Также встречается вариант с широкой стропой сзади, которая заодно ужимает рюкзак по высоте и помогает удерживать вещи, уложенные на рюкзаке сверху.

    Для закрепления строп используется либо быстроразъемная клипса «фастекс», либо классическая скоба-трехщелёвка. Фастекс, безусловно, удобнее в эксплуатации, поскольку он мгновенно соединяется и разъединяется, а также не требует снимать зимние рукавицы при закреплении рюкзака на велосипеде.

    С другой стороны, скоба-трехщелёвка гораздо надежнее, у нее практически исключена вероятность поломки или самопроизвольного расстегивания, тогда как фастекс для надежной работы должен иметь качественное исполнение. Если же производитель сэкономил на фурнитуре, фастекс может либо самопроизвольно расстегиваться, либо вообще сломаться (в частности, при сильных морозах).

    Жесткие или полужесткие вставки в ногах

    5.jpg

    Уменьшают вероятность касания рюкзаком спиц при неправильной упаковке. Следует помнить, что в отличие от пешеходных рюкзаков, велобаулы не требуют для разгрузки спины туриста наличия пластиковых или металлических лат и тем более — жесткой рамы. Наличие подобных вставок — достаточно неоднозначная опция, поскольку от дыр в ткани они не спасают (даже наоборот), а вот мертвая масса рюкзака и габариты в сложенном виде увеличиваются весьма заметно. Например, если рюкзак «мягкий», то одну из штанин можно вывернуть наизнанку, вставить в другую и превратить 85-л крупногабарит в компактную заплечную сумочку для перевозки в ручной клади. Для владельцев полужестких рюкзаков такая опция недоступна.

    Для чего действительно нужны жесткие вставки — это для возможности кидать вещи в рюкзак как попало, о чем пойдет речь далее. Однако и в «мягких» рюкзаках достаточно проложить внутренние боковые стенки сидушками, чтобы требования к упаковке резко упростились.

    Защита от воды

    10.jpg

    Большинство велорюкзаков изготавливается из прочной промокаемой ткани, которая выдерживает слабый дождик и дорожную грязь, но для защиты от серьезного ливня или затяжных дождей не предназначена. Причина в том, что ткань не может быть одновременно прочной (надежной), водостойкой и доступной по цене: толстые ткани вроде Cordura 1000D даже при покрытии слоем полиуретана продолжают промокать из-за больших зазоров между толстыми нитями. Не говоря уже о том, что ткань велорюкзака все время подвергается истиранию изнутри и снаружи, и в этих условиях сохранить хорошую водостойкость в процессе эксплуатации малореально.

    Для защиты от воды обычно используется отдельно приобретаемый легкий чехол (тонкую ткань сделать водонепроницаемой гораздо легче), натягивающийся поверх велоштанов и, к сожалению, имеющий небольшую долговечность — 1-2 сезона при активной эксплуатации. Когда чехол не используется, его удобнее всего перевозить внутри свернутой в трубочку пенки — так он не пачкает ваши вещи и может быть быстро надет на рюкзак при необходимости.

    Альтернатива этому — возить все боящиеся влаги вещи (одежда, спальник, продукты, бумаги, электроника) в гермоупаковках. Но на самом деле, для боящихся воды вещей гермоупаковка не помешает даже при наличии чехла, поскольку тот плохо защищает от потоков воды с заднего колеса и брызг при проезжании луж. (Наличие заднего крыла при езде с велоштанами — обязательно.)

    Существуют и полностью непромокаемые рюкзаки из тезы или более тонких высокотехнологичных тканей, однако их вес и стоимость весьма высоки, а объем — ограничен. В зависимости от конструкции, в таких рюкзаках может обеспечиваться защита либо от дождя (в типичном случае), либо иногда от полного погружения.

    Верхние карманы

    tr90jgut.jpg

    Обычно в верхней части рюкзака (или в клапане) находятся 1-2 крупных закрывающихся кармана (размером вплоть до формата А4) или же отдельный отсек, шириной во весь рюкзак. Наличие карманов очень важно для перевозки мелких и/или хрупких предметов, которые могут быть повреждены при перевозке в основном отделении. Если карманов два, это дополнительно повышает удобство, позволяя не возить в одном объеме, например, стальной мультитул и телефон.

    Стяжка штанин

    tr90zad.jpg

    Позволяет скрепить штанины между собой для удобства переноски на спине или при сдаче рюкзака в багаж в аэропорту. Для переноски на короткие расстояния обычно не используется. Бывают стяжки не в виде отдельной стропы, а в виде небольших фастексов в нижней части штанин, прячущихся в специальные кармашки.

    LnQmvQZ3ht8.jpg

    Нижние боковые карманы

    Обычно используются для хранения различных мелочей или потенциально грязных вещей (например, эспандеров или флаконов с маслом, средством от комаров). Кроме того, эти карманы очень удобны для складирования мелкого мусора и упрятывания мешающихся ремешков. В случае с полноразмерными велобаулами (60 литров и более) боковые карманы не должны иметь слишком большого объема, чтобы ширина рюкзака не выходила за разумные рамки.

    Кстати, у «правильного» велорюкзака наружу торчит лишь необходимый минимум ремешков, а длина их такая, что даже если забыть их спрятать, это не приведет к попаданию ремешков в трансмиссию.

    Боковые ручки для переноски

    Хорошим тоном считается наличие в конструкции боковых ручек для переноски рюкзака в руках. Несмотря на то, что их необходимость сильно переоценена (часто удобнее взять рюкзак в охапку или за плечевые ремни), эти ручки удобны для поднимания с земли велосипеда с установленным рюкзаком.

    ПРАВИЛЬНАЯ УПАКОВКА РЮКЗАКА

    11.jpg

    В отличие от боковых сумок, которые абсолютно не требовательны к правильности загрузки, монообъемный велорюкзак требует соблюдения определенных правил для того, чтобы он держал форму, не перекашивался и не норовил свалиться с велосипеда.

    Издревле умение правильно упаковать рюкзак было одним из важнейших навыков туриста-пешехода, который помогал ему избежать усталости и болей в спине. Рюкзак-велоштаны в определенной степени продолжает эту традицию, хотя, в отличие от пешего туризма, неправильная упаковка не несет прямого вреда для здоровья, а лишь превращает рюкзак в бесформенный куль, норовящий съехать с багажника вперед, начать задевать за спицы или свеситься вбок.

    Вот правила упаковки велорюкзака, в порядке от важных к второстепенным:

    1. Плотно набивать штанины вещами, не оставляя пустот. Для успешного удержания на велосипеде (и исключения касания спиц) нижняя часть штанин до уровня багажника должна быть заполнена вещами. Не рекомендуется возить велобаулы со слишком малым количеством вещей внутри, в таких случаях лучше переместить туристический коврик с внешней подвески внутрь.

    2. Распределять массу более-менее симметрично по штанинам. Конечно, никто не требует возить с собой электронный безмен, однако следует избегать ситуаций, когда в одной штанине едет большой спальник, а в другой — топоры, тушенка и вода. В противном случае, по законам физики, велоштаны будут перекашиваться и стремиться попасть в спицы, либо упасть с багажника.

    3. Стараться тяжелые вещи укладывать вниз, а легкие — наверх. Разумеется, делать так не всегда возможно, однако это позволяет увеличить устойчивость велосипеда.

    4. Если рюкзак имеет мягкую конструкцию, не помешает уложить сидушки вдоль внутренних стенок штанин, обращенных к багажнику. Это исключит возможность попадания рюкзака в спицы и смягчит остальные требования к загрузке.

    5. Желательно при возможности укладывать велоштаны, когда они уже установлены на велосипеде. Это поможет набить их максимально плотно и без пустот.

    При соблюдении этих нехитрых правил ваш велобаул будет практически одним целым с велосипедом и не потребует особых мер для закрепления рюкзака на велосипеде, кроме одной стропы. С другой стороны, чем больше правил нарушено, тем больше времени и сил уйдет на закрепление рюкзака, чтобы тот не норовил свалиться.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

    23.jpg

     

    Для крепления велоштанов к багажнику, подседельному штырю или раме велосипеда используются стропы со скобой-трехщелёвкой или фастексом. Конструкция монообъемного рюкзака такова, что при правильной упаковке он сидит на багажнике практически без посторонней помощи, требуется лишь прикрепить его, чтобы рюкзак не съехал вперед или назад. Известно немало случаев, когда правильно уложенный рюкзак забывали прикрепить к велосипеду, и он спокойно ехал на багажнике целый день.

    Правильно упакованный велорюкзак обычно не требует закрепления с обеих сторон — достаточно закрепить стропу лишь в передней части. В задней части велорюкзак требуется крепить на сильно пересеченной местности, где приходится съезжать с крутых горок по ухабам (либо если рюкзак полупустой, упакован как попало и не держит форму), и рюкзак в результате может съехать вперед, задевая за пятки владельца при педалировании. Конкретная точка крепления велорюкзака обычно выбирается самим туристом, исходя из удобства и длины крепежной стропы. Это может быть подседельная труба рамы, подседельный штырь или сам багажник, разницы особой нет.

    Некоторые рюкзаки также оснащены дополнительными лямками для крепления каждой ноги к багажнику. Этот дополнительный крепеж призван помочь в случаях абсолютно неправильной загрузки рюкзака, когда в одной штанине едет тушенка или вода на два дня, а в другой — спальный мешок. Любой рюкзак в таких случаях будет пытаться свалиться вбок с велосипеда, и некоторые туристы верят, что привязывание штанин к багажнику убережет их от такой участи.

    На самом же деле, этот дополнительный крепеж в большинстве случаев только помешает снимать и надевать велобаул, отнимая лишнее время и мешаясь под руками. В велотуризме нередко требуется максимально быстро снять или поставить рюкзак, в этом случае дополнительные ленточки неизбежно однажды останутся не закрепленными, и при дальнейшем движении они могут намотаться на колесо или на кассету.

    НЕДОСТАТКИ

    24.jpg

    В этой статье уже много было рассказано про монообъемные рюкзаки, и единственное, что хотелось бы добавить — это собрать воедино перечень недостатков, чтобы быть справедливым по отношению к боковым сумкам. Не зря же половина мира ездит с боковыми сумками, а про велоштаны и знать не знает.

    Итак:

    1. Требовательность к правильной загрузке, склонность превращаться в бесформенный куль в полупустом виде. Про эту особенность уже много сказано, она может несколько нивелироваться полужесткими вставками (или усугубляться заведомо неудачной конструкцией рюкзака), однако все равно не решается окончательно. При желании, любой велорюкзак можно нагрузить так, что он будет лезть в спицы или норовить свалиться вбок. А велотуристы, не умеющие или не желающие тщательно упаковывать рюкзак, были, есть и будут всегда. Не говоря уже о случаях экстренного сбора вещей под ливнем, когда о вдумчивой укладке и речи не идет.

    2. Промокаемая ткань у большинства моделей. Более того, часто в продаже имеется только сам рюкзак, а чехол покупателю предлагается как-то добывать самостоятельно. Не все новички знают, что вещи в рюкзаке обязательно надо защищать от дождя (использовать чехол или укладывать всё в гермоупаковки), в результате первый же ливень становится для них неприятным сюрпризом.

    3. По сравнению с боковыми сумками на крючках, не всегда есть возможность быстро прикрепить рюкзак к багажнику, в частности, зимой в толстых перчатках (или плохим летом, не гнущимися от холода пальцами). Здесь особенно страдают модели, использующие трехщелёвки в сочетании с очень короткой стропой. Так, из-за тотальной экономии на длине крепежной стропы закрепить принадлежащий автору рюкзак Трек-85 2013 года гораздо тяжелее, чем такой же рюкзак 2006 года. Впрочем, в модели 2016 года эта проблема решена.

    4. Протирание ткани о багажник. Не самая важная проблема — скорость износа все же невелика, если не укладывать металлические предметы в рюкзак вплотную к стойкам багажника. А вот производители боковых сумок могут просто сделать внутреннюю часть сумки пластиковой, и здесь уже придется решать вопрос протирания багажника.

    5. Риск повредить хрупкие вещи ударами о багажник через ткань, что опять же вынуждает немного думать при упаковке рюкзака. У боковых сумок эта проблема также решается на корню пластиковым основанием.

    6. Всё же размещение всего груза на заднем колесе имеет свои недостатки — больший риск сломать багажник или колесо, меньшая стабильность велосипеда, склонность к опрокидыванию назад на крутых подъемах, сложность поиска предметов в недрах рюкзака. Впрочем, у варианта с передним багажником недостатков не меньше.

    Как ни крути, но для немалого числа велотуристов, особенно путешествующих в европейском стиле, качественные и дорогие боковые сумки все же предпочтительнее из-за своей «дуракоустойчивости».

    Заключение

    22.jpg

    В этой статье мы рассмотрели основные способы перевозки багажа в велопоходах. Было показано, что для различных стилей велотуризма оптимально подходят различные способы перевозки, например:

    • быстрые походы налегке — заплечный рюкзак и несколько небольших сумочек на велосипеде,
    • длительные велопутешествия по приличным дорогам — 2-4 боковых сумки,
    • велопоходы с передвижением преимущественно пешком — велоштаны «пешеходной» конструкции,
    • обычные велопоходы и ПВД по российским (и не только) просторам — велоштаны обычной конструкции.

    Важно помнить, что не существует одного идеального способа перевозки груза, равно как не существует и оптимального объема велорюкзака — каждый вариант заточен под свой стиль велотуризма. И бывает, что рюкзак предъявляет некие минимальные требования к опыту туриста для успешного выполнения своего предназначения.

    Надеемся, что эта статья поможет начинающим велотуристам лучше понять свои запросы и, исходя из них, подобрать идеально подходящий способ перевозки багажа и выбрать удачную модель снаряжения.

     

     

    ПИК99 - производство велорюкзаков, велосумок, палаток, спальниковОбсуждение статьи на форуме ВелоПитер

    © 2016 Владимир Горбунов (VORON)

    Фото из архива автора и фирм производителей

    2