Интервью с Равшаном Балгабаевым

...полюбить велосипед как форму жизни.


На ВелоПитере была хорошая традиция – брать интервью у героев велосипедного движения в нашем городе, и представлять их на нашем сайте. Сегодня речь пойдет не просто о «герое», а о настоящем спортсмене. Что значит «настоящем спортсмене»? Это значит, что человек, о котором идет речь, профессионально занимается спортом, защищает цвета Scott в России, соответственно, имеет спонсора, выступает (и побеждает) на гонках. У редактора «ВелоПитера» в гостях Равшан Балгабаев. В самом деле, пусть расскажет, как он добился своих успехов. А мы подумаем, может и для нас двери на пьедесталы не закрыты?

Наша справка: Равшан Балгабаев.

Родился 5 января 1972 г. в городе Наманган Узбекской ССР. Для тех, кто не знает географию, сообщим: Наманган располагается в Ферганской долине, которая со всех сторон окружена горами. Горы, скажем прямо, настоящие: С юга – Памир, с севера и востока – Тянь-Шань, с северо-запада - Чимган. В велоспорте с 13 лет, когда пошел в секцию велоспорта в родном городе. В 1989 году поступил в Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта, который и окончил по специальности тренер, а профильная кафедра – велоспорт. Женат, имеет сына 12 лет. Работает тренером в велосипедной школе «Локомотив», а также выступает за Scott Racing (команда официального дистрибутора марки Петербургской фирмы “Maximum”). В год Равшан накатывает в районе 20 000км, может чуть больше. В неделю до 26 часов тренировочной работы. То есть около 4х часов в день, при условии, что один день в неделю - отдых.

Мастер спорта СССР.
Результаты сезона 2005г. 1 место: Зимний и летний чемпионаты СПб, Кубок СПб, Кубок губернатора Лен.области, Приз мэра Петергофа, Кубок Бивака, Кубок «ВелоПитера», 3 место: этап Кубка России "Атом 6 часов", марафон "Кубок Волги"

Сезон 2006г. 1 место: Зимний и летний чемпионаты СПб, Кубок СПб, Приз мэра Петергофа, Мичуринский марафон, "Атом 6 часов", Кубок "ВелоПитера", этап "Кубка Модина". 2 место: Кубок "Бивака", 3 место - два этапа Кубка Модина

Часть первая. Родом из детства …

Вообще на велосипеде я с самого раннего детства. У меня была Кама. Велосипед, понятно, не для рекордов, но длительные поездки мы совершали. Примерно в тридцати километрах от города протекала крупная река – Сырдарья, в которой водилось много рыбы. И вот, мы, совсем молоденькими мальчишками, вставали в 4 часа утра, садились на велосипеды и ехали на рыбалку. Темно, фонарей нет, воют шакалы где-то в полях, собаки лают. А ночь настоящая южная. Видишь одну полосу разделительную и больше ничего. Конечно, старались проехать побыстрее…

…В секцию велосипеда пошел в 1985 году. Хорошо помню, как все было. Меня и еще нескольких ребят тренер привел в кладовку, и сказал: вот, выбирайте технику. А техника была соответствующая тому времени: старенькие, потрепанные «Старт шоссе», которые надо было для начала отремонтировать. При этом первые пол года ездили вообще без переключателей. Ездили при этом на трубках…

Тренеры были в то время Настоящие. С большой буквы. Один из них, Ерошкин Геннадий Федорович, до прошлого года работал в Сестрорецке, а теперь переехал в Московскую область.

Сегодня наши люди мало что знают о Средней Азии, а ведь это был очень велосипедный край. Здесь тренировалось много известных спортсменов, проводились гонки, о которых знала вся страна! Это были многодневные гонки на призы республик. Например, гонка на призы Совета Министров Узбекистана, которую называли «Узбечкой». Была еще «Таджичка»… на гонки приезжали спортсмены со всего Советского Союза.

При всем при этом, местное население не особенно жаловало велосипедистов. Это ж центр Азии – здесь сильны патриархальные устои. А как выглядит тренирующийся спортсмен? Ноги голые, что в странах Средней Азии не приветствуется, одежда обтягивающая. Едешь тренироваться – пару раз в тебя камнями кинут. Больно, да и обидно. Например, году в 1987 была традиционная «Узбечка». Приезжают Самарцы – а у них новинка! Колеса с дисками! Диски из картона. Выезжают на тренировку – возвращаются, а все диски в дырах! Местные пробивают камнями!

С другой стороны, места для гонок замечательные. Тут тебе и горы, и равнины, и «дополнительные удовольствия». Вот, например, запомнилась мне гонка 1988 года. Идет «разделка» (гонка с раздельным стартом), и тут налетает песчаная буря. Видимость почти нулевая, песок скрипит на зубах, забивается под одежду, в обувь. Да что и говорить – после гонки из таких мест достаешь песок, что удивляешься, как он туда попасть-то мог. Но судьи непреклонны: этап должен состояться. Так довольно большую часть спортсменов потом пришлось просто отлавливать по всей Азии – они проскакивали мимо разворотов! Не видели в песке и пыли! В другой раз гонка шла вдоль границы с Афганистаном. Велосипедисты гоняются, а впереди на всякий случай БТР едет…

…А еще вспоминается смешной случай! Был туман. И при въезде в один из кишлаков, дорогу перешли коровы, ну и оставили после себя коровьи «лепешки». Завал случился страшный – на свежем теплом еще навозе велосипед отменно скользил!

…А летом тренер вывозил нас в походы – ездили из Намангана в горы Киргизии, на озеро Иссык-Куль. А там два перевала по 3500 метров. В день проходили по 150 км – это на первом году занятий. От Намангана до гор вообще рукой подать! Но вообще, если кто хочет стать спортсменом, то пусть знает, что начать надо с того, чтобы полюбить велосипед как форму жизни. Движение на велосипеде должно приносить удовольствие. У меня в детстве так и было. Отправляет мама меня в магазин в 500 метрах от дома, спускаюсь с 4ого этажа с велосипедом и авоськой, гоню в магазин, покупаю еду и обратно на 4-ый этаж.

Равшан и гонка.

Вообще из человека ничего не получится, если он не будет этого страстно желать! Не получится спортсмена, если он не будет ощущать радость победы. Это, вообще, наверное, самое сильное чувство – чувство заслуженной победы. Нет более сильных переживаний для человека! А многодневная гонка – как жизнь в миниатюре. И радость, и отчаяние, и взлеты и падения. Вот, например, случай на «Узбечке». Многодневка звездная гонка по разному рельефу, в том числе и по горам. Каждый этап по 120 – 170 км. Вот на Чимганском горном этапе, я ехал по юниорам, но вместе с мужским зачетом. Въехал пятым по мужчинам! Горы дают положительные эмоции: едешь в отрыве, «терпишь» рядом с мужиками, дышишь на равных… Вижу – приняли! Отнеслись на равных, хоть я и был юниор! Это важно для спортсмена и человека, почувствовать себя значимым!

Этого, конечно, надо добиваться, перебарывая себя. Сначала научишься побеждать себя, а только потом – других. Гонка – синтез разных чувств, эмоций… трудно сказать что главное. Иногда выходишь на старт, и «аппетит приходит во время еды». А иногда за несколько дней ждешь, когда же на старт! Черта многодневки: гонка показывает тебя как ты есть – вся шелуха слетает. Силы на то чтобы быть дипломатичным, скрывать свои плохие черты - нет. Бывает и нечестная борьба. Шла однажды гонка критериум (гонка по очкам). Выигрываю первые два финиша. И в один момент, основной конкурент специально подрезает меня на одном из поворотов! Я падаю, потом догоняю группу, но, конечно, «раздача слонов» уже завершена. Подъезжаю к парню, говорю, мол, что ж ты творишь? А он просто и честно отвечает: – а как тебя иначе? Но такими вещами, равно как и допингами разными из себя спортсмена не сделаешь. Тот паренек, что меня толкал, как-то скатился с результатов. Да те, что допинги принимали – тоже «выстрелят» - и «сядут». Стабильного результата нет.

ИГ. А вообще с допингом сталкивался?

Да, но в основном в новое время. В советский период в нашей команде не было подобных случаев. Не было миллионных гонораров, ради которых стоило бы уходить в подобный криминал.

ИГ. Не было желания как то простимулировать себя?

На допинге можно выиграть старт-два за сезон. Но общий уровень не поднимешь. Сработает компенсация – здесь ты стрельнул – а потом провалился. У меня отношение такое – я должен держаться на уровне. Пусть не запредельно высоко, но я буду знать, что вот мой уровень, что этого я достиг честно.

Равшан и Петербург

Приехал в Питер поступать в Лесгафта на тренерский факультет на кафедру велоспорта. Конкурс был со всей страны – 5-7 человек на место. Экзамены – гонка на время, общефизическая подготовка (подтягивания, прыжки всякие), сочинение и биология. Закончил институт в 1993 году. Познакомился с будущей женой Аллой, и остался в Питере. Сын Тимур – 94 года рождения. Основная проблема не отогнать ребенка от велосипеда, а от компьютера. Есть некая несправедливость: если бы в моем детстве был такой велосипед как у него, я бы с велосипеда просто не слезал! Впрочем, у сына еще год в запасе – я ведь сел на велосипед в 13, а ему пока 12. Вообще говоря, не простое было время для спорта. Был период - работал тренером в Локомотиве в Парголово. Вечером тренировал детей, а утром торговал водкой и сигаретами в Апраксином дворе. Но куда деваться? Бросить любимое дело? Это не путь спортсмена.

Равшан и МТБ.

Как-то давно в 2000 году на кубке губернатора Ленобласти был любительский зачет. Ребята катались на байках, и я вместе с ними. Решил поучаствовать. Так и пришел в МТБ. В настоящее время катаю кросс-кантри и марафоны. Люблю марафоны. Этим летом в Москве выиграл марафон. «Велогон 6 часов». Проходил в Битцевском парке. Круг 12 км. За 6 часов накрутил 134 км. Это на МТБ. Трасса такая - не отдохнешь! Или трясет, или в горку. Получается так, что после 3-4 часов, многие парни «дохнут»! Особенно важно, что дохнут именно те парни, с которыми на 2 часа тяжко ехать. И они уже едут не так быстро. Марафон – дело «зрелых» людей. Марафон – дело зрелых людей, но победы все равно куются на тренировках. Бывает, конечно, что не хочется тренироваться, выдерживать режим – это все не самые приятные вещи в нашем деле. Но тренируешься и думаешь – придет час, когда это все будет не зря. Придут победы, а ведь слаще чем чувство победы ничего нет!

Что откуда берется:

Я райдер «Скотт Рейсинг». На данный момент пока один. Было время, вместе с Григорием Лалиным ездили. Его считаю одним из своих тренеров. А начиналось так: был Гриша Лалин, которому «Максимум» помог в спорте. Потом я пришел с Григорием, и он сказал – вот человек. Надо попробовать. «Максимум» дал велосипед, форму. Смотрим на Москву – спортсмены там стали получать призовые, а потом и зарплату. Это сильно помогает.

Равшан и велосипеды

ИГ. Сколько у тебя велосипедов?

1. тренировочный Author Kinetic – для грязевой работы в подготовительный период,
2. гоночный Скотт Scale для соревнований,
3. шоссейник.

Любимый байк Равшана.

1..Рама SCOTT SCALE жесткая, накатистая, легкая и крепкая (проверено неоднократными падениями).
2.Вилка - SID RACE - умеют в RS делать кросскантрийные вилки - очень легкая и надежная.
3.Седло - SELLE ITALIA FLITE - важнейшая часть велосипеда – если 5-ой точке хорошо, то и гонщику легче.
4.Колеса MAVIC CROSS MAX SL - название говорит само за себя - прекрасно выдержат любую мыслимую и немыслимую нагрузку, можно ставить безкамерку.
5.Тормоза и ручки переключения совмещенные SHIMANO LX - до сих пор не понял, для чего придуман DUAL CONTROL на байке.
6.Переключатели SHIMANO XT XTR - отличная работа в любую погоду и в любое время суток.
7.Руль и вынос BBB - получил в качестве приза на одной из гонок. Трофеи не подводят.
8.Система TRUVATIV. Хорошее соотношение цена - качество, опять же в цвет. По-моему надо добавить жесткости.
9.Покрышки.4 комплекта в зависимости от погоды и покрытия.

Вообще, техника конечно важный момент. Стремится по оборудованию надо, если не к ХТР, то к ХТ. Все таки у более высокого оборудования более длинный переход от хорошего переключения к плохому. Ресурс больше. Если взять мою технику, то не думаю, что дополнительное денежное вливание намного улучшит мой результат. Ездит гонщик, а не велосипед. Многие на разных сайтах обсуждают проблемы апгрейда. А надо обсуждать себя! Соблюдать режим, искоренить вредные привычки.

И.Г. А было ли так, что именно техника тебе не дала победить?

Да, бывают иногда такие мысли, что где-то мог бы «добрать» результат за счет «железа». Например, иногда бывает, что нужна вилка с блокировкой – трассы ведь разные! Иногда с резиной ошибешься. Или угадаешь, но дождь грянет, а у тебя резина для сухой погоды.

И.Г. Какие самые интересные старты в Питере…

Гонки без официальных структур все проходят хорошо. Например, тот же кубок «Бивака».

ИГ. А можешь ли назвать пятерку сильнейших в Питере и в России?

Юра Трофимов – 2005 чемпион мира кросс кантри в категории до 22х лет, Ваня Селедков – оба из Москвы, а вообще родом они из Ижевска, Удмуртия. Далее Гоголев Максим (Кант, Удмуртия – Сосновый бор), Петр Ухов (Веломир, Москва), Витя Трохин В Питере: Саша Ломакин да Вова Гнедовский (Олимпийские надежды) Кстати «прирост» спортсменов в Питере не за счет школ идет, а за счет любителей.

ИГ. Ну расскажи немного, о том, как начать? Предположим, есть у меня байк среднего уровня, 350 –500 долл. Хочу стать как ты – лицом солидной фирмы, побеждать на соревнованиях… с чего начать? Не считая, конечно, любви к велосипеду?

Надо построить план годовой, представить, когда у тебя какие старты. Заложить «базу». Это делается зимой. База - функциональная подготовка. Например, лыжи. 2-3 раза в неделю, кроме этого велосипед, бассейн. До 20 градусов ездить на велосипеде, ниже – лыжи. К первому старту «1500 должно быть в «ногах», чтобы в гонке неприятностей не случилось, чтобы «мотор работал». Кстати, надо протестироваться, следить за пульсом, особенно в юношеский период, когда в организме много подвижек. Бывают случаи подрыва здоровья. В диспансер, наконец, сходить. Врачи у нас конечно перестраховщики, но к здоровью надо подойти аккуратно.

Для начала надо просто поучаствовать в соревнованиях: галочка поучаствовал, вторая галочка – доехал, третья – пришел, скажем, в двадцатке. Без революций, постепенно.

А в принципе: любой успех зиждется на том, сколько ты в него вложил…

Вместо послесловия. Равшан живет в нашем городе, и вы вполне можете увидеть его на соревнованиях, которые проводятся в Петербурге. Спортсменами не рождаются, спортсменами становятся. Попробуете?