Готовим предложения по изменению в ПДД 

часть два: "Обочина"

И. Гуревич

 Итак, в прошлой статье мы поговорили о том, что в следующем окне изменений в ПДД, я буду вносить предложение (если опять буду в рабочей группе), о разрешении движения велосипедистов по полосам для ОТ. А в этом материале поговорим о внесении изменений в пункт правил 24.1 

Пункт правил 24.1 описывает где и как должен двигаться велосипедист в «мирное время», Кратко так: по велодорожке или велополосе. А если нет таких, или двигаться по ним нельзя? То по правому краю проезжей части. А если по проезжей части тоже двигаться нельзя? Тогда что? Куда деваться бедному велосипедисту? А на обочину. И двигаться по обочине. Вот этот пункт правил вызывает вопрос. 

Посмотрим картинку. На ней изображена редкой красоты дорога. Асфальт. Металлическое ограждение. Линия разметки 1.2.1 как новая. Вопрос: где должен двигаться велосипедист по ПДД? Ответ: по проезжей части. А где будет двигаться "здоровый велосипедист"? Только велосипедист-курильщик поедет в таком случае по правилам., оставляя справа от себя пол метра асфальта. Да каких пол метра! Чудесных! Эти золотые пол метра асфальта стоят целой дороги! Почему? А автомобилистам туда заезжать практически запрещено! Считай хоть узкая, но велополоса уже готова! 

обочина

Обочина бывает разной. 

Для начала термины:

Правила. Раздел 1. "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. 

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Итак, мы на своем безрельсовом транспортном средстве должны двигаться по правому краю проезжей части, слева от линии разметки 1.2.1. 

Честно говоря, я всегда двигаюсь справа от этой линии. Да и большая часть людей так делает. Согласитесь, довольно странно ехать в потоке автомобилей, имея справа от себя пол метра асфальта. Да и мужики (те что за рулем) не поймут. Они ж правил не читали (возможно). Значит мы правила читали. И даже писали. Попробуем переписать и это. Для начала, как это должно выглядеть по логике. 

Итак, по логике это должно выглядеть так: велосипедист должен ехать по велодорожке или велополосе. Если их нет, или движение по ним невозможно, то по обочине, справа от линии 1.2.1. Всегда? Нет, я бы сказал так: только в том случае, если справа от линии 1.2.1 или, кстати, 1.2.2 продолжается асфальт. Если часть обочины — асфальтовая. Ибо если справа от линии 1.2.1 будет грунт, то тогда велосипедистам правильнее двигаться по проезжей части. И удобнее, и часто безопаснее ехать на тонких колесах по твердому, чем вспахивать песок. 

Посмотрим на картинку: типичная обочина в средней полосе России. Линии разметки 1.2.1 нет. Дорожное полотно заканчивается, за ним идет обочина из ПГС (песчано-гравийная смесь) и далее уже грязь и свалка, там где ранее была природа. На такой обочине, особенно в плохую погоду (когда грунт мягкий) велосипедист может легко поймать занос и вылететь на проезжую часть под чьи-нибудь колеса. Этого не надо.

обычная обочина 

Итак, пытаемся сформулировать пункт правил на будущее:

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. 

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: 

по обочине с твердым покрытием, отделенной от проезжей части разметкой 1.2.1 или 1.2.2 — в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; 

по правому краю проезжей части - в следующих случаях: 

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; отсутствует твердая обочина, отделенная от проезжей части горизонтальной разметкой 1.2.1 или 1.2.2, габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине без твердого покрытия - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части; отсутствует твердая обочина, отделенная от проезжей части горизонтальной разметкой 1.2.1 или 1.2.2, 

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:.... далее по тексту текущих правил.

Продолжение темы изменений в ПДД последует. Есть, увы, что еще, над чем надо думать и о чем говорить. Новые ПДД лучше старых, «велосипеднее». Но улучшать их, увы, есть еще куда.