По странам и континентам!

Павел Боголюбов (Петрович)

Велосипедная страна - Северная Англия

Так уж сложилась моя карьера, что некоторое время назад я пошел работать гастарбайтером. Вообще, гастарбайтер - это очень почетная должность. Многие миллионы людей по всему миру спят и видят, как бы им стать гастарбайтерами. Примерно столько же товарищей получают деньги за то, чтобы этого не допустить. Они называются иммиграционой службой.

Собственно, к чему я завел этот разговор? Вполне понятно, что подобный поворот в карьере подразумевает переезд, и соответственно – новый опыт, в нашем случае – опыт велоезды за границей, конкретно – в Англии.

Сразу оговорюсь – я живу и работаю в Йоркшире. Это – почти что самый север Англии, в двух часах езды на машине от границы с Шотландией, и если проводить аналогию с Россией – что-то среднее между Вологодской областью и Карелией. Бесспорно красиво по природе, но несколько удалено от крупных городов. Самый крупный из городов в Йоркшире – Лидс – не добирает до миллиона. Расположенные относительно недалеко Ливерпуль и Манчестер - примерно такие же. До Бирмингема и Лондона не одна сотня миль.

Местность безусловно оригинальная. В местном диалекте сохранились крупицы наследия от викингов – nej вместо no , ta вместо thanks ; даже более традиционые слова тоже свучат по-своему – например, «очень смешно» будет по-йоркширски «фукинг фунни». Природа – в основном безлесые вересковые пустоши с высотами до 600 метров над уровнем моря, часто со скалами (известняк и песчаник), главным образом отведенные под овцеводство. Уровень населенности не слишком высокий, но очень постоянный – по всей округе разбросаны крохотные деревеньки или фермы.

На велосипеде я езжу на работу, на природу выезжаю в основном за каякингом, которого хватало бы с достатком, если бы не проблемы с частной собственностью на землю – об этом чуть позже. Всё это сказано к тому, что я могу говорить только о том, как ездится на велосипеде в наших краях, а не по всей Англией. Краткости ради, здесь и далее под Англией подразумевается Йоркишир, Ланкашир, Кумбрия и Нортумберленд – то есть, северная часть страны.

Вообще говоря, жить в Англии – это очень забавный способ провести время. Многие вещи могут показаться непривычными или удивительными. Поверьте мне, езда с «правым» рулем – это далеко не самое странное, с чем приходится столкнуться. Чего стоит один только режим работы большинства магазинов, включая самые крупные - до пяти вечера в будни, до семи по четвергам, полдня по воскресеньям. Забудьте про Гостинку, открытую допоздна. Почта, аптеки, банки, практически всё, кроме супермаркетов и маленьких продуктовых магазинов – всё закрывается около пяти, когда у большинства обитателей заканчивается рабочий день.

На многое в плане различий между Россией и Англией накладывает отпечаток несколько иной уровень жизни. В стране, где 99.99% машин не имеют отношения к российскому автопрому, да еще и в условиях подло развитой акулами капитализма системы кредитования, то, на какой машине ты ездишь, ничего не значит. В частности, это не значит, что можно подрезать на повороте байкера, потому что у тебя пятилетняя BMW . Дорога воспринимается как место, по которому надо ехать, а не как полигон для опробования свежеиспеченным владельцем 99ой новых лампочек в форсунках омывателя. Вопрос «чо ты казел на дорогу на своем драндулете вылез» в свете вышесказанного кажется неуместным. В самом деле, куда еще вылезти на драндулете, как не на дорогу? И это в равной степени касается всадников (кстати, вы когда-нибудь видели наездника, показывающего рукой повороты?), пенсионеров на электрокарах, и прочих средств передвижения. Дорога создана, чтобы по ней перемещаться.

Вследствие загнивания капитализма и формирования полицейского государства, в стране образовалась та самая полиция, способная не только брать на дорогах взятки. Помимо всего прочего, приводит это к тому, что, сбив велосипедиста, уже недостаточно поставить ему для полноты картины синяк под глаз, и, злому, но довольному уехать домой кушать борщ. Вследствие этого – байкеров пропускают: когда положено по умолчанию, когда не положено - от греха подальше, а если состроить жалобную мину – то пропустят и там, где не пропустили бы авто. Объезжают байкеров предпочтительно по встречной полосе, притормаживая, и смотря по зеркалам перед перестроением обратно. За городом на узких дорогах, которые тут раза в полтора уже российских, не редка картина, когда машина, а чаще целая вереница машин, несколько километров тащится за байкером до места, где его можно безопасно обогнать. При этом никто не утруждается проезжая мимо него опустить стекло, чтобы рассказать про то, что он должен быть ехать по встречной обочине, или что ему на дороге не место, или что он должен был всех пропустить потому что машина это круто, или что он моральный урод.

У вышеупомянутых моментов есть и обратная сторона.

В частности, поскольку дорога подразумевается доступной для байкеров, а может быть и просто по недомыслию, или потому что считается ненужным, велодорожек почти нет. В принципе они существуют, но ни один из трех маршрутов (каждый по 10 миль), которыми я могу ездить на работу, нигде даже не пересекается ни с одной велодорожкой. Стоянок для велосипедов в городе или около магазинов тоже почти нет. В общем, велосипедная инфраструктура скорее отсутсвует, особенно если сравнить с «велосипедными» городами вроде Копенгагена.

Безусловно, и любимый многими байкерами ответ на любую фразу водителя – «чо те нада, у меня одно колесо у байка стоит дороже твоей машины» - за очень редкими исключениями не будет соответствовать действительности. И байки в основной массе не те, да и машины редко напросвет напоминают решето.

Основной набор уложений Правил дорожного движения примерно тот же, что и в России, за небольшими исключениями. Например классика жанра – проезд круговых перекрестков. В Англии и в большинстве европейских стран приоритет имеет едущий по кольцу, в то время как в России каждая примыкающая к кольцу дорога рассматривается как Т-образный перекресток и соответственно машина на ней оказывается помехой справа для того, кто на кольце. Кстати, правила помехи справа или, как можно было бы ожидать, слева, тут нет. Поголовно все перекрестки либо регулируемые, либо размечены – равнозначных нерегулируемых почти нет, а те, что есть, находятся в такой глуши, что и одна машина там была бы редкостью, не то что две, да еще одновременно, да еще и на разных дорогах.

Езде на велосипеде отведен целый раздел «хайвей кода» - местных ПДД. Не стану его цитировать – если кому-то интересно, могу прислать копию. Можно ездить посередине полосы. Можно заворачивать направо (в России соответственно было бы налево), можно ездить «не более чем по двое в ряду». Нельзя ездить без шлема, фары, мигалки и набора отражателей.

Основное отличие от наших ПДД находится в самой сути английского законодательства, которое в паре основополагающих принципов мало похоже на привычное нам. Прецедентное право служит тому примером. Хайвей Код, как и многие другие законодательные акты, очень активно опирается на понятие о «разумных» мерах или действиях. Иными словами, если даже вы действуете в соответствии с законом, но карающему органу кажется, что вы не проявляете разумной предусмотрительности в действиях – открывайте кошелек. Отличный пример имел место месяца два назад, когда одну даму по суду оштрафовали на 35 фунтов за то, что она за рулем ела яблоко. Хотя в Коде не было ни слова про яблоки, суд постановил, что дама не проявила достаточного уровня ответственности при вождении. Кстати сказать, суд заседал 11 раз, поимка дамы вовлекала в себя вертолет, а общая сумма издержек, понесенных налогоплательщиками составила около 10 тысяч фунтов (минус 35 фунтов , взятых в виде штрафа). Отныне есть яблоки за рулем – наказуемо, ибо был создан прецедент.

По сути дела, хотя набор правил почти тот же, стиль применения его сильно отличается, и увы, больше в сторону выдать пинка за то, что не прописано в правилах. Например, если вам в лоб въехала машина, когда вы ехали по своей полосе, не факт, что вам не попеняют за то, что вы не отвернули вовремя. Иногда, хотя и редко, это имеет и обратное – положительное – применение. В частности, на хайвее в хорошую погоду можно превышать скорость на приличную величину без опасности быть оштрафованным. Беда только в том, что нигде не прописано, где пролегает грань между хорошей погодой и плохой, и какая величина превышения – приличная, а какая – нет.

Еще один печальный момент, связаный с английским законодетельством – это то, как в нем оформлено право собственности на землю.

В отличие от, скажем, Скандинавии, где можно ходить где хочешь, если ты там не гадишь, или от России, где пока можно ходить где угодно, пока не поймали, в Англии можно ходить (плавать, ездить) только там, где есть право доступа. В нашем случае, общественная дорога (дорожка, тропинка). Эти дорожки обозначены на карте и на местности, их довольно много - но это все равно не то же самое, что и право свободного доступа. Если вы находитесь на частной земле без разрешения хозяина, это – административное правонарушение и на вас могут подать в суд, что чревато финансовыми потерями.

Впрочем, с каякингом всё обстоит еще печальнее. Рек меньше, чем дорог, а правом определять кому плыть по реке, а кому не плыть, обладает хозяин берега. При этом, чаще всего хозяин берега не любит каякеров, потому что он любит рыбаков, которые платят за рыбалку деньги. Примерно один процент (буквально!) рек имеет регламентированый доступ, остальные реки официально закрыты для каякинга. Шотландия, кстати, отличается в этом плане. По ту сторону границы существует право свободного доступа, больше похожее на скандинавское.

Существенное различие стран в целом, отношений населения к законодательству и соответственно того, как это отражается на велосипедизме, состоит в том, что в России закон обычно не считается обязательным к выполнению, если нет шансов, что тебя поймают, или если даже и поймают, то не накажут. Работает это в обе стороны – можно ломануться туда, где написано «проход запрещен», а можно и повесить такую табличку там, где у тебя нет ни малейшего права ее вешать. При этом доказывать правомерность того или другого придется долго, не факт что успешно, и совсем не обязательно без мордобоя. Англия отличается тем, что если кому-то можно ездить на велосипеде в том или ином месте практически нет шансов, что кто-либо всерьез попробует этому воспрепятствовать хотя бы в устной форме. С другой стороны, если где-то написано «ноу сайклинг» - есть большая вероятность, что это и имеется ввиду. А за хозяином земли стоят закон и полиция, способные при необходимости помочь землевладельцу уладить возникшие затруднения. Иными словами, если у меня есть право где-то ездить – то существуют реально работающие механизмы это право отстоять, и поскольку все это знают, вряд ли кто-то будет мое право игнорировать или оспаривать без веских на то оснований. Если же права такого у меня нет - то и мне оспаривать это особого смысла не имеет.

Как это ни странно, уровень велосипедов в стране при в общем-то хорошем благосостоянии, оказывается намного ниже ожидаемого – впрочем, ситуация эта характерна для многих европейских стран, где мне доводилось обращать внимание на то, на чем ездит местная публика.

Из популярных в России брендов в продаже видел Kona , GT и Trek , у товарищей или на стоянке у работы – Specialized , Cannondale и Bianchi .

Остальная масса велосипедов (80%) – то ли нонейм, то ли высококачественные местные бренды, не возимые в Россию по недомыслию импортеров. Хотя, судя по железистости рам и невысокому уровню навески (буквально почти всё около Турнея) – скорее первое.

Довольно много шоссейников, что вполне объяснимо – вся страна покрыта сетью асфальтированных дорог, и при желании можно накручивать многие и многие тысячи километров, даже не касаясь колесами неасфальтированного грунта.

 

Как бы то ни было, все сложности с фермерами, плохими магазинами, левым рулем и слабоватым пивом с лихвой компенсируются чрезвычайно разнообразной природой – от рапсовых полей на равнинах до продуваемых атлантическими ветрами вересковых пустошей, от смешанных лесов в речных долинах до Пенинских гор со скалистыми склонами, горными речками и пещерами. Картина меняется чрезвычайно быстро, буквально за какой-то десяток километров ландшафт может смениться с зеленой холмистой местности с овцами и прочей пасторалью на тесные ущелья с одиноким пабом, в котором наливают… правильно, слабоватое пиво. Англия словно бы обустраивалась с мыслью о цивилизованном велотуристе, у которого с собой не рюкзак на полтораста литров с палаткой, спальником, горелкой и запасным велосипедом, а вторая футболка и кредитная карточка. Правда, очень толстая кредитная карточка, потому что ночь в бед энд брекфасте обойдется примерно в 50 долларов, завтрак в пабе – 10-15, ужин – ближе к 30 или даже 40. Если ужинать не всухомятку – по-хорошему, один день такой поездки, если считать с ночлегом, обойдется примерно в сотню долларов. Можно ездить с палаткой, которую придется разбивать в специальных кемпингах – на отведенной под это дело поляне, часто оборудованной душем и туалетом. За кемпинг тоже надо платить, но его стоимость несравнимо меньше – максимум 20 долларов с палатки за ночь. Интересное наблюдение – местные… не поворачивается их назвать туристами… палаточники, скажем так, не боятся оставлять палатки с вещами в кемпинге, если уезжают из него в радиалку. Мы однажды ушли на целый день в горы, и - о чудо! - палатки, спальники и даже коврики – всё было на месте. Правда, лишнего ничего тоже не появилось. Большая неприятность – запрет на костры в кемпингах. Да-да, такая вещь, как песни (предпочтительно нетрезвые) всю ночь напролет у костра, большинству англичан незнакома. Впрочем, и такая вещь, как «ненаселенка», даже сама идея местности, где на десятки, сотни километров нет человеческого жилья, им тоже неведома.

Подводя итог, могу сказать следующее.

Северная Англия не то чтобы как-то специально «доделывалась» до велосипедных стандартов в плане инфраструктуры – дорожек, стоянок и прочая. Однако, равномерно-положительное отношение со стороны не-велосипедистов, точнее, просто вежливая терпимость к странностям братьев наших меньших, делают езду на велосипеде похожей на любое нормальное человеческое занятие. Воруют мало – оставленный пристегнутым на улице велосипед, может быть, и не украдут в ближайшие 5 минут. Купить дефицитную в России железяку на зависть товарищам тут нельзя – и дорого, и ассортимент не блещет.

Если выбирать режим велопередвижения по Англии, я бы не советовал многодневки, если на то нет особо веских причин. Ночевки недешевы, таскать на себе кучу вещей по горам вряд ли добавит удовольствия, да и смысла в непрерывном маршруте я особого не вижу – в конце концов, езда по Англии - это не то же самое, что пересечение Сахары. Хотя если есть возможность двигаться с машиной сопровождения и организованно заказать гостиницы по групповым ценам – над этим стоит подумать.

Мне лично идеальным представляется режим многократных однодневок, по идеологии каячных родео-туров – если есть несколько дней, которые можно провести в седле, вешайте байк на багажник машины, собирайте вещи и езжайте в точку, откуда можно съездить на один день. Затем – переброска в другое место, снова интересный насыщенный маршрут, и дальше всё по новой. Важно, что не надо тратить время и силы на прогоны между основными достопримечательностями, если вы ставите перед собой хоть сколько-нибудь познавательные цели.

Так или иначе, если вы – турист-многодневщик, в Англии вам делать нечего, каким бы видом вы не занимались. Любая попытка пойти в поход будет здесь похожа на «поход» в парке Сосновка и по количеству народа, и по близости ларька, и по схожести с настоящей природой. Разве что толпа пьяных гопников в Англии скорее всего не придет к вам в гости.

 

Как бы то ни было, жизнь российского (вело)туриста в Англии - это многотрудный, зачастую извилистый и ухабистый путь. Но это – и опыт, переоценить который поистине невозможно.

ВелоПитер благодарит Павла Боголюбова за написание этой статьи.

Живете не в России, но говорите по-русски? Напишите нам, как обстоят дела в ваших странах. Мы будем рады узнать, как обстоят дела в Германии и Англии, Уганде и Автралии, Аргентине и Китае... Ведь в каждой стране свои правила, свои проблемы у велосипедистов...