По странам и континентам. |
Так случилось, что однажды, то ли давно- то ли недавно, восемь лет тому назад, я стал гражданином Израиля. Точных причин уже не помню. Официально, чтоб ничем не отличаться от остальных - в поисках простого человеческого счастья, но, копаясь внутри себя, я понимал, что просто назрело желание поменять все в жизни с ног на голову. В буквальном смысле. И велосипед-это одна, но значительная часть меня "нового". Именно в Израиле компьютер стал для меня электробытовым прибором и как-то копаясь на просторах Интернета в поисках идеи, чем бы скрасить рутину дней, похожих один на другой (или тогда я еще этого не осознавал?), я напоролся на ВелоПитер... Карелия, Оймякон...- Мертвое Море, пустыня Негев... Передо мной открылся целый мир возможностей, но вместе с ним и сожаление..., как много времени я потерял. Передо мной открылся Новый Мир! Но это было позже, а тогда...
Тогда, в то прощальное время, мама говаривала: "Сынок, что ты задумал? Это же ВОСТОК! А я, наивный, не понимал причины ее беспокойств. Через какое-то время мне суждено было убедиться, что разница между нами таки есть. Еще находясь на Украине, жить я нацелился в пригороде Хайфы, в так называемых, "крайот". В одной из спальных деревень севернее Хайфы. Мыслей о том, что я еду в "Мекку" израильского горного велосипедизма, в ту пору не было совершенно. Я знал только, что Хайфа - могучий (по меркам нашей страны-лилипутии), третий по величине город Израиля с населением (по данным на 2005 год) 267700 человек и главные торговые ворота страны. Добрался я сюда отнюдь не морем, а из аэропорта Бен-Гурион по приморскому шоссе номер два. Отсюда и первые впечатления о состоянии на дорогах. Других тогда еще просто не было. "Забитость" дороги автомобилями и пробки в пролетах между городами впечатляли. Привык я как-то к меньшему количеству авто на асфальтокилометр.
За всю свою прошлую, более чем тридцатилетнюю жизнь на Украине, мне не приходилось слышать такой какофонии сигналящих друг другу водил! Тем более что причины для этого были едва ли. Много позже со мной делился впечатлениями знакомый дальнобойщик советской закваски, объездивший всю Европу. "По ментальности, - говорил он, - из Европейцев ближе всего к Израильтянам итальянцы. Только итальянский водила могучего трака, въезжая в туннель обязательно дуванет в свою трубу. Просто так. От избытка чувств. Если ты с дуру посигналишь немцу, типа, чтоб он ехал быстрее, то он, скорее всего, остановиться и выйдет осматривать свою машину. Если ему сигналят, то, наверное, от его "Мерседеса" как минимум отвалился глушак или из колес вываливаются недокрученные болты. Да, подогретый солнцем народ здесь излишне эмоционален. Даже те, которые европейского происхождения. Восток. Популярный местный анекдот: «- В Израиле скорость звука опережает скорость света. - Как это? - На светофоре еще горит желтый, а сзади тебе уже сигналят".
Если кто-то, читая эти строки, считает, что я отвлекаюсь, то напрасно. Я помню тему сочинения. Просто я хочу, чтоб читатель, далекий от Израильских дорожных реалий достаточно хорошо представил себе образ врага. Не могу сказать, что они (водилы) ненавидят нас "от души", нет. Просто нас игнорируют. Они генетически безалаберны и легкомысленны. Страховка покроет убытки. Вряд ли кто-то будет тянуть срок, если искалечит кого-нибудь в результате ДТП. Лямку будет тянуть страховая компания. Если редкий водитель и объедет тебя по встречной полосе, то этим водителем скорей всего окажется домашняя девочка-ботаник, просто потому, что ей всякую букашку жалко. Спасает положение то, что за рулем все-таки немало таких вот "ботаников". Основная же масса водителей - это наездники за рулем. Джигиты с горячим североафриканским характером.
Манера вождения и культура на дороге - бесконечно далека от европейской. Помню я дыхание горячей покрышки могучего буржуйского автобуса у своей щеки, и боль в своем кулаке от удара "от души" по его фюзеляжу. Привыкшие в ту пору к террактам пассажиры по логике должны были повалиться на пол. В ответ он мне «фафакнул» два раза: «Чего щумищь, да-а???» Но было приятно. Заметил! Наивно в такой обстановке рассчитывать на джентльменское отношение.
Российский велотурист, избалованный турами по Европам помни, находясь на шоссе в Израиле, ты находишься на тропе войны!
Как-то зашел я на русскоязычный ресурс «Наше дело» и увидел «ржавый» крюк со съеденной наживкой. Некий москвич Михаил собирается приехать в Израиль повелопутешествовать и будет рад попутчикам. К тому времени, как я увидел этот пост, Михаил уже вернулся в Москву и рапортует об успешно завершенном походе. Он побывал в Тверии, поездил по Христианской Галилее, был где-то на юге. Михаил расстраивается по поводу битых фар и отражателей на обочинах (бьются у нас действительно фанатично), радуется, что его с «удовольствием» пускали с велом (в багажник есссно) в красивые автобусы. Стоит это удовольствие, кстати, пятьдесят процентов от стоимости билета. Но могут и не взять, в зависимости от настроения водителя. Хорошее настроение у них бывает довольно часто. В выводах Михаил пишет: «...за две недели путешествия по стране не встретил НИ ОДНОГО ВЕЛОТУРИСТА!» А что он хотел за две недели? Я катаюсь здесь уже четвертый год и тоже еще не встретил ни одного велотуриста.
Было бы совсем необъективно, если бы он встретил меня с мешками на багажнике (в Израиле и не такие встречи случаются), и сделал неверный вывод, что в стране ЕСТЬ велотуристы. (P. S. Здесь я прошу прощения у амбициозных, серьезных велотуристов, которые «ходят» за пределами страны. В статье речь идет о «туризме» который происходит внутри Израиля). Однако скорее всего Михаил ездил в будни и не встретил даже «активно катающихся». Водится эта братва либо на асфальте, либо в местах заповедных, в буквальном смысле, в зависимости от породы, но пастись же выходит строго по выходным. Где их искать, поговорим чуть позже. Сейчас немного о том, кто на чем и куда ездит.
Приехав как-то по какой-то надобности из Хайфы в Тель-Авив на паровозе, который, кстати, в нашей стране, с население немногим большим, чем население Питера, выполняет приблизительно роль метро, я увидел такую тематическую картинку. Вдоль ближайших имеющихся заборов и пригодных для этого деревьев, заняв все немногочисленные велопарковки были пристегнуты (в основном чисто символически) велосипеды. Люди добираются до железки на лисапедке, а дальше едут на работу на паровозе. По количеству велов это конечно не Амстердам, но у нас в Хайфе я не видел и такого. Картина поразила даже не столько количеством, сколько качеством. Это были люмпены велосипедного труда, которым кроме своих ржавых цепей уже нечего было терять. Седла многие из них уже потеряли - ведь их так удобно красть. Попробуйте, дорогие велобратья напрячь воображение и на минуту представить себя велосипедом. Причем породистым велосипедом, попавшим в хорошие руки. Увидев такую картину, какой-нить «Конондейл» скорее всего, потеряет сознание от страха. Голливудский шедевр «Чужие» вспомнили? Это большей частью велоподобные монстры, уроды велосипедного царства. Некоторые с колесами разного диаметра (проведите аналогию с человеческими органами), некоторые с непропорционально высоченными рулями (а-ля Харлей), вызывающие восьмерки... Однако снимем перед ними шлемы. Эти чудища, скрипя и кашляя, не требуя ни еды, ни ухода доставляют своих неблагодарных хозяев на работу. В будни путешествующий по Израилю, скорее всего ничего другого не увидит. Использую для езды на работу свой вел и я. Правда, без фанатизма. В сезон ненастья, с декабря по март я предпочитаю цивилизованные способы доставки тушки на работу. Летом же - милое дело. До работы пятнадцать, да с работы, что позволяет сохранять прекрасную форму. Главное, что хочу при этом сэкономить, это время. Придя домой вместо того, чтоб делать заезд в набившем оскомину ближайшем лесу, могу уделить время каким-то другим не менее приятным мелочам или неприятным обязанностям. Но сотрудникам это сложно объяснить. « Ты откуда ездишь?» «Из Кирьят-Ата.» «Какой кошмар!!!» а «кошмар» этот, как вы помните, составляет пятнадцать кэмэ. Народ уверен - если человек готов проехать ТАКОЕ расстояние на велосипеде, то у него должны быть серьезные материальные проблемы. Когда я поимел неосторожность, приехав на велосипеде, показать в свое оправдание проездной на автобус («Ну нравится мне просто ездить на веле, нравится, блин!») я получил в ответ физиономию, как у героя Этуша в небезызвестном фильме «Иван Васильевич меняет профессию», когда «изобретатель» ему говорит, что в его квартире действительно Иван Грозный.
На работе дали кличку «Шумахер» Уже только то, что не «Армстронг» говорит о велосипедном бескультурье. Хотя... Шумахер мне нравится больше.
Ехать приходится по тротуарам. В наших краях, по северу велодорожки встречал только в милом городке Нагария, что на самой границе с Ливаном. По слухам они там есть, потому как мэр - из наших, из «катающихся». Вполне может быть. Среди серьезных дядек тоже в моде кататься. Только дорожка эта никакого серьезного велосипеднохозяйственного значения не имеет. Так, чисто для променада. Выглядит она, как двухметровая полоса, украденная у тротуара и выложена плиткой, в отличие от асфальта, который заасфальтирован. Плитка выкладывалась арабскими ручонками и местами (очень частыми) серьезно попроседала. Вел на этой «велодорожке» колбасило похлеще, чем на пересеченке. Пришлось съехать на тротуар. В Тель-Авиве слышал, что тоже якобы имеется. Но если мне она на глаза не попадалась, то можно сказать, что ее нет. Если в Германии она есть, то куда не плюнь - везде велодорожка.
Конечно, работа местными велоактивистами ведется давно, но безуспешно. Улицы на Востоке узкие и не понятно у кого красть эти два метра полосы, то ли у авто, которые и так разъехаться не могут, то ли у пешеходов. Но должно вымереть не одно поколение Израильтян, прежде чем здесь научатся ходить в затылок друг другу на оставшемся метре тротуара. От страны, которая сделала резкий скачок от культуры (была ли она) управления гужевым транспортом, к культуре (в процессе становления) управления авто, вряд ли можно ожидать иного отношения к велосипеду. Здесь проскочили нечто очень важное. Нет европейских велотрадиций - нет велодорожек. Все очень просто. Но вот приходит пятница (йом шиши), последний перед выходным (субботой) день. Некоторые в пятницу работают пол дня, но на приличных предприятиях, где не сильно напрягают «личный состав», этот день, как правило, тоже выходной. Уже с утра можно наблюдать навьюченные красавцами-велосипедами замечательные авто. Велы грузятся на велобагажники на крышу машины, либо на специальные «рога» прицепленные к багажнику. На многих машинах по два-три вела. Это тусовка с какого-нибудь сайта, которых здесь множество едет на «сходняк». Преобладают велы с очччень мужественными чертами даунхила и фрирайда. Спешилайзед, ДжиТи, Норко, МЕрины, Швиньи... Эти «звери» готовы на все, только подведи их к спуску и скажи «фас». Все остальное зависит от хозяина. Однако многие велы за свою жизнь так и не услышат эту команду. Основная масса хозяев совершает на них спокойные покатушки на 30-40 км. Хотя есть, конечно, и безбашенные герои, не без этого. Культурный чел в Израиле, имеет средства на такие «маленькие» радости, а для многих приехать на Мериде на покатуху - все равно, что прийти на концерт во Дворце съездов в спортивных штанах. Хотя вобщем - то ничего чисто Израильского я в этом не вижу. На просторах России, я уверен, точно так же уровню доходов соответствует дом, машина, жена и велосипед. Хотя Мерида, кстати, тоже имеет здесь полное право на жизнь.
К чести местных «крутых», должен отметить, что они значительно «проще» ваших крутых. Не то что даже в плане анализа: на чем ты приехал, во что ты одет, а вообще, по жизни проще... Приехав как-то на место покатухи один на своей Мериде, ваш покорный слуга застал там толпу местных серьезных челов уже снявших велы со своих шикарных джипов и новеньких «Вольво». Они участливо спросили меня, не хватит ли у меня ума отправиться одному в столь опасное путешествие? И когда я сказал, что хватит, то они (радостные такие) сообщили, что мне здорово повезло, что они здесь оказались и что я запросто могу к ним присоединиться. Пришлось вежливо «косить». Неуютно я чувствую себя с местными. Мои любимые русские анекдоты, переведенные на иврит, их почему-то не смешат.
Каким же образом велобратва строит свои маршруты? Где принято кататься? Прежде всего, хочу отметить издаваемую в Израиле карту 500-метровку. Вся страна поделена на участки под номерами с севера на юг. Стоят карты примерно 20 долларов за кусок и продаются в сетях, продающих снарягу для путешествий (Рекошет, Леметайель и пр.). Недавно выпущены и 250-метровки национальных парков (гора Кармель, лес Британия и пр.) специально для велосипедистов с размеченными маршрутами для «тихо помешанных» и с синглами для «буйно-оторванных». Так вот, когда вы возьмете в руки эту карту (а я надеюсь, что вы ее возьмете) и ткнете пальцем в любое место вне шоссе - на пересеченку, то «не нужно и к бабушке ходить» чтобы сказать, что вы попали либо на территорию управления парками, либо на территорию управления заповедниками («шмурат тева»).
Чем отличаются эти две фирмы-хранительницы природы Израиля? А тем, что на территории национального парка вы можете ходить и ездить по всем тропкам и джипповкам, которые увидите под ногами. Размеченные цветом тропы - лишь рекомендованные к посещению маршруты. Другое дело заповедник. Если вы не дай Бог пойдете или поедете по неразмеченной тропе... Или еще хуже - заночуете на территории заповедника..., то, скорее всего вам ничего за это не будет, но должен быть штраф как минимум 1500 шек при сегодняшнем курсе 4.17 за один единственный доллар США.
Для того чтобы с вами такое случилось должно быть несколько причин: во-первых, вы должны хотя бы для начала встретить лесника, что, в общем-то, реально (как и реально то, что вы его не встретите); во-вторых, лесник должен быть в очччень плохом настроении, причем имейте в виду, к отсутствию выпивки его настроение не имеет никакого отношения, и не вздумайте ему предлагать. Народ здесь либо не пьющий абсолютно, либо пьющий так мало, что в России сказали бы, что он вообще не пьющий. В третьих, если именно вы сделали леснику плохое настроение тем, что он поймал вас на поляне рубящими деревья для костра, на котором жарится только что застреленный вами кабан. В остальных случаях вы, скорее всего, отделаетесь порицанием типа: «Ну-ну-ну!!!», («ой-ва-вой» по нашему). Но их понять можно - популяции змей, козявок..., кабаны опять же должны спариваться в интимной обстановке.
Об одной типичной встрече с таким лесником, я хочу рассказать. Как-то придумал я себе маршрут: доехать автобусом до Кирьят-Шмона (почти самый север) и через долину Хула с ее заповедником, по каньону небезызвестной реки Иордан доехать до Тверии. Это было еще в то далекое время, когда от СПИДа уже научились предохраняться и перестали его бояться, а кошмара «птичьего гриппа» на горизонте еще не было. Под вечер приезжаю в Кирьят-Шмона, кручу по долине и темнота застает меня в заповеднике. А к слову сказать, заповедник этот нешуточный. На сотнях дунамов озер зимуют журавли, пеликаны..., всего не перечислишь. К тому же был «разгар сезона». Не нужно думаю говорить, что мои надежды на тихий отдых в этом дурдоме не оправдались. Гомон стоял такой, что под утро я буквально понял смысл выражения «сносит крышу». Короче в темноте я не просто сбился с "правильной» дорожки, я еще поставил палатку (просто показалось мне наиболее удобным), проигнорировав знак: «ПРОХОД ТОЛЬКО СОТРУДНИКАМ ЗАПОВЕДНИКА»
Часа в четыре утра слышу, подъезжает машина. «Рыбаки» - смекнул я. На всякий случай подождал еще пару минут команду: «Выйти из палатки! Руки за голову!», но ничего не происходило и я вновь расслабился. Наутро сижу у палатки в предвкушении заваренного чая и вижу, вылазит из камышей этот «рыбак» в погонах и идет ко мне. Между нами происходит примерно такой диалог: Рыбак: «Я приехал сюда очень рано, чтобы не впускать таких как ты, но ты уже как-то оказался здесь. Поэтому если ты сейчас быстро соберешься и смотаешься, то я не оштрафую тебя на 1500 шек.» «Ой, мужик, - говорю я ему, -я тут только чай заварил. Когда человек чай пьет его даже змея не жалит». «Ну ладно, - исправляется «рыбак» - поменяем условия задачки. Если ты быстро попьешь чай, быстро соберешь палатку, то я тебя не оштрафую» На том и порешили. Он свою часть договора выполнил, и я поторопился, но не очень. Если Ваше общественное положение, социальный статус не позволяют Вам «опускаться» до разговоров с лесниками из-за поставленной не там палатки, либо вы просто фанатично брезгливы, вы можете переночевать либо в циммере (коттедже), либо в кемпинге.
О ценах в циммере не скажу, не останавливался, мне социальный статус позволяет общаться с лесниками. А вот о кемпингах хочу сказать подробней. Переночевав на пробу на крайнем севере и на крайнем юге, в рамках сбора материала для этой статьи, могу сказать однозначно. У нас на севере велотурист (и не только) найдет абсолютную халяву. Во всяком случае, одинокий турист. Если завалит толпа на байках, я не знаю, как там себя поведут. На въезде в кемпинг висит прейскурант с ценой на въезд на легковом авто, минибусе и автобусе. Нормальные люди иначе в кемпинги не ездят. Цена, например за легковую машину-70 шек (курс 1:4.30) Когда на въезде видят одинокого меня, подъехавшего на велосипеде, то сначала чешут «репу» (чего с меня взять?). Потом говорят: «Это стоит 10 шек, но проходи так». В другом случае это мне стоило 5 шекелей и «проходи так». За эти смешные деньги я имел: культурный пляж на берегу Кинерета или реки Иордан, культурный туалет и культурный душ. Так же имелся деревянный столик с лавочками, возле которых я привязывал любимый лисапед и ставил палатку.
На юге все было примерно так же культурно, только с той разницей, что до пляжа дальше и народ - жлобье. Берут деньги непосредственно с каждого лица. Причем берут хорошо. Как у нас на севере с авто. Место на коврике-циновке в «бедуинском шатре» (голимая китайская подделка)-60 шек. В другом месте, правда, ночевали по цене 25 шек за палатку. Очень гуманно.
Однако интеллигентные люди, таким образом не путешествуют. Что это такое! Куда попало поехал, под каким-то кустом заночевал, туну из банки ножом ковырял... Для культурных людей выпущено, по крайней мере, три прекрасно изданных книги с картами и подробным описание маршрута. Они были выпущены еще до массового использования ЖоПиЭс, поэтому ориентированы на велокомпьютеры. В описании указывается, через сколько метров-километров поворот направо - налево и т. д. Кроме этого на сайте «ШВОНГ» один из корифеев, местный Змей Гуревич ведет такую работу. Серьезный русскоязычный деятель велотуризма и интересный чел Игорь Скорубский ведет сайт http://is-israel.com/ Зайдите на сайт www.velik.org Посмотрите галерею и маршруты. Маршруты эти очень интересны и насыщены и если и проходят небольшим куском по асфальту, то лишь для увязки кусков пересеченки.
«Велотуристу» из центра страны нужно выехать на машине в шесть утра, чтобы в восемь он «стоял» на маршруте или в дебрях лесов на севере, либо в пустыне Негев на юге. К пяти-шести вечера, а то и раньше надо успеть домой - супчик стынет. Даже если замутить автономку через Негев до Эйлата, что теоретически возможно, то маршрут придется строить так, чтоб каждый третий день выходить к цивилизации, к людям, потому как воды на больший срок упереть с собой не реально, а у природы ее не выпросишь.
Да, такой вот туризм, господа. Не Оймякон, конечно, и не Карелия с велом на шее, но все равно клево. Если вздумаете приехать к нам на «Колыму», то, путешествуя именно таким образом, получите настоящее удовольствие и неизгладимые впечатления. Ведь, "категорию" за Израиль все равно вряд ли присвоят.
Вадим Чернявский dchevsky (гав гав) gmail.com
Ну а от себя добавлю: русскоязычные велосипедисты в Израиле собираются на сайте www.velik.org