Складные велосипеды, обзор (редакция для Velopiter.spb.ru)

Так получилось, что много лет прожив в Питере я переехал в Москву. Москва – большой город, слишком большой. Если Питер проезжается на велосипеде за разумное время, то в Москве это трудно, даже за город на электричке не выехать. До вокзалов, с которых идут электрички на север области, с юга города на байке пара часов езды. Так я пришёл к тому, что нужно уметь заходить с велосипедом в метро и автобус, а лучше и в маршрутку. Под такие требования подходят только складные велосипеды.

Ничего нового в складных байках нет. Лет двадцать назад была популярной Кама – крепкий и практичный складной велосипед, правда, очень тяжелый. Современные байки стали гораздо легче и компактнее, но пока не у нас. Новое поколение складных велосипедов я увидел в Лондоне. Поначалу мне показалось забавным, когда солидные клерки в костюмах и галстуках разъезжают на миниатюрных двухколёсных машинах с длиннющими рулями и подседельниками, почти самокатах. Потом я понял, что ездить на таком велосипеде очень удобно. Городской транспорт в Лондоне довольно дорогой, а личного мало. Улочки в центре города узкие, часто они закрыты для проезда личных автомобилей. Парковки почти повсеместно подземные и дорогие, на улицах машины оставляют редко. И вообще, безусловный приоритет отдан общественному транспорту, личным пользоваться сложно, дорого и неудобно. В то же время, малоэтажные дома распределены по большой территории, вокзалы и станции метро далеко. Многие пользуются велосипедами: доезжают на них до железнодорожных станций, складывают их и едут с ними в центр, потом раскладывают и доезжают до работы. Сложенный велосипед почти незаметен в офисе, работодатели позволяют вносить их в здания (мой преподаватель, к примеру, хранил в личном шкафу небольшой скутер). Кроме того, после работы можно покататься, а можно совершить небольшую загородную прогулку по пути домой. Удобно, приятно и для здоровья полезно. Позднее я узнал, что складные велосипеды стали в Англии целой культурой. Мало того, что существуют клубы любителей складных велосипедов, о них выпускают специальных журнал A to B.

Со временем я выбрал и заказал себе через интернет-магазин складной велосипед Dahon Curve D3, которому потом дал имя Мышь (Мышь – это «он»). Здесь я написал о нём подробнее.

Складной велосипед Dahn Curve D3

Dahon Curve D3

Оказалось, что ездить на Мыше по городу довольно удобно. Мне даже удалось приучить охрану в офисе спокойно воспринимать его. В сложенном состоянии велосипед не только легко перевозится в лифте, но и помещается в шкафу для одежды.

Dahon Curve D3, перевозка в лифте

Dahon Curve D3

Перед тем как выбрать этот велосипед, я пересмотрел много сайтов и много моделей. После некоторого опыта поездок на Мыше, хотел бы поделиться своими соображениями, тем более, что теперь я бы подходил к выбору иначе. Думаю, для тех, кто интересуется складными велосипедами, этот опыт будет интересным.

Складных велосипедов в мире выпускается много, только здесь собрано 112 ссылок на сайты фирм, которые делают складные велосипеды.

Можно встретить самые разные, в том числе экзотические конструкции и технические характеристики. Есть велосипеды большие, маленькие, совсем миниатюрные, с моторами (WindJammer) и с электроприводом (eZee Quando, электроприводные модификации Dahon).

Windjammer, складной велосипед с мотором
Велосипед WindJammer с мотором на багажнике

Разброс цен тоже большой, от недорогих моделей за 300 долларов до 2500 евро. В целом все модели представляют собой компромиссы между весом, габаритами, ходовыми качествами и ценой. Есть отличные компромиссы, просто великолепные, но за них просят, как минимум, стоимость подержанной машины, поэтому я вынужден говорить в этой заметке не только о велосипедах, но и о деньгах.

Самый лёгкий велосипед, A-bike, разработан Клайвом Синклером, тем самым, который изобрёл компьютер ZX Spectrum.

Складной велосипед A-bike Клайва Синклера
A-bike Клайва Синклера

Этот экзотический велосипед с колёсами 150 мм, весит 5.5 кг, и его можно купить в Москве. Стоит он относительно недорого, около 6500 рублей. По отзывам пользователей, ездить на нём можно только до автобусной остановки или станции метро, не больше 2..3 км, для длительных поездок он неудобен. С другой стороны, 5.5 кг – вес пока недостижимый, и этим велосипед ценен. Подробнее об A-bike я писал здесь. А здесь есть тест байка, который закончился полной его поломкой. Производители обещают доработать велосипед с учётом статистики поломок и отзывов байкеров и в ближайшее время выпустить новую модель.

Из традиционных велосипедов самый лёгкий ­­- Dahon Mu XXV, всего 7.5 кг. Юбилейная модель в честь 25-летия фирмы, выпущена тиражом 250 штук.

Складной велосипед Dahon Mu XXV
Dahon Mu XXV

Правда, в Европе он стоит 2500 евро, поэтому может, скорее, стать музейным экспонатом, чем транспортом (производитель честно пишет об этом на своём сайте).

В остальном чудес здесь пока нет, и велосипеды по вменяемым ценам весят в районе 10..13 кг.

На габариты и вес велосипеда сильно влияет размер колёс, чем меньше колёса, тем меньше и легче велосипед. Однако на больших колёсах удобнее ехать, не так заметны неровности, легче заезжать на бордюры, из-за хорошего гироскопического эффекта велосипед на них устойчивее и легче управляется.

Выпускаются складные горные велосипеды с традиционными колёсами 26” (26 дюймов), например, Dahon Flo, или американский военный велосипед Paratrooper.

Военный складной велосипед Paratrooper

Военный складной велосипед Paratrooper
Военный складной велосипед Paratrooper

В этом классе есть туристические, и городские велосипеды, вроде Dahon Candeza 8.

Dahon Сadenza 8
Dahon Сadenza 8
Dahon Candeza 8

Их оценит тот, кому приходилось выезжать в велопутешествие на самолёте. Больше всего путешественники оценили бы складные тандемы, такие тоже существуют.

Складной тандем Bike Friday
Складной тандем Bike Friday

Есть даже тандем Bike Friday XLQ Traveler Tour, который можно превратить в обычный велосипед простым удалением средней части. Очень удобно.

Складной тандем Bike Friday XLQ Traveler Tour
Складной тандем Bike Friday XLQ Traveler Tour

Как человек, ездивший в компании с тандемщиками, считаю, что все тандемы должны быть складными. Только этим способом можно избавиться от желания подвесить этот велосипед на палку, как добытую древними людьми дичь, и так пронести по всему маршруту. В ночной переноске тандема по густому лесу участвовало от трёх до шести человек одновременно. Наверное, всем нам хотелось распилить его на три-четыре части, и удерживало от этого только отсутствие ножовки.

Для езды по городу популярны модели с 20” колёсами (как у привычной Камы), это хороший компромисс между габаритами, весом и ходовыми характеристиками. Уже 16-дюймовые колёса предназначены для езды по асфальтированным дорожкам или сильно укатанным тропинкам, на брусчатке седока сильно трясёт, а чтобы заехать на бордюр, приходится выставлять ногу. Однако существуют и более компактные велосипеды, с ещё меньшими колёсами, ездить на них можно только по ровным дорогам. Экстремальную, пожалуй, конструкцию представляет собой тот же A-bike Синклера.

По опыту я понял, что важное свойство складного велосипеда - возможность катить его в наполовину сложенном состоянии как сумку-тележку на колёсах, а не нести на плече или в руках. К сожалению, большинство моделей Dahon катить в сложенном виде нельзя. Правда, я научился катать своего Мыша (если сложить седло, но не складывать руль, велосипед можно неспешно катить впереди себя), но это «недокументированная возможность».
Велосипедов, которые можно катить в полусложенном состоянии, достаточно много: Strida 5 , JZ88, и серия велосипедов Brompton, которые можно катить на специальных роликах как пылесос.

Складной велосипед Strida 5
Strida 5

Складной велосипед JZ88
JZ88

Brompton M3L
Brompton M3L

Среди этих велосипедов мне понравился и Mobiky Genius.

Складной велосипед Mobiky Genius
Mobiky Genius

Он весит 13 кг, диаметр колёс 12“, складывается и раскладывается за три секунды. Хочется прокатиться на нём, пока я только видел его и держал в руках.

И, конечно, больше всех мне понравились английские складные велосипеды Brompton - хорошие, удобные и дорогие. На одном из Brompton’ов объездил половину мира учёный и путешественник Александр Мумжиу.

Для русского любителя складных велосипедов нужно помнить одно обстоятельство. Лишь немногие складные велосипеды поставляются в Россию, а те, что поставляются, из нехитрого транспорта превратились в дорогие сувениры. Можно заказать велосипед через интернет-магазин, и его пришлют. При этом родная таможня потребует оплатить 20% пошлины по коду товара ТН ВЭД 8712003000, 18% НДС, 250 рублей таможенного сбора и 2000-3000 рублей стоимости услуг по таможенному оформлению, если не делать этого самостоятельно. Если при этом магазин не исключил сразу европейский НДС (VAT), да ещё и включил стоимость доставки в общий счёт, и без того дорогой велосипед станет золотым. При покупке велосипеда в магазине ситуация не лучше. При заказе через интернет Mobiky Genius будет стоить 699 долларов, это около 17 тысяч рублей. В одном из московских магазинов он продаётся за 54 тысяч рублей, то есть в три раза дороже.

Из складных велосипедов, которые продаются в России стоит обратить внимание на Author Simplex, лицензионную реплику популярного когда-то Dahon Helios с оригинальными комплектующими. С колёсами 20”, он весит 13 кг и имеет 7 скоростей, вполне достойный велосипед за вменяемые деньги – около 11 тысяч рублей.

Складной велоипед Author Simplex
Author Simplex

Из того, что продаётся в России интересен велосипед Shulz GOA-3, тоже сделанный на базе Dahon.

Других доступных велосипедов этого класса, которые бы продавались в России, я пока не знаю. Надеюсь, что со временем ситуация улучшится и продавцы станут привозить к нам недорогие велосипеды разных фирм, по крайней мере, в Москве они будут востребованы. К примеру, Dahon продающий более 300 000 велосипедов в год, предлагает лицензионную программу, по которой уже выпускаются десятки тысяч велосипедов по всему миру. На мой взгляд, было бы выгодно производить такие велосипеды и у нас.

В завершении нельзя не напомнить про самый распространённый у нас складной велосипед Кама, который можно встретить до сих пор.

Складной велосипед Кама
Кама, современная модификация

Это классический велосипед с 20” колёсами, однако по современным меркам тяжёлый. На рынках продаётся много китайских складных велосипедов с 20” колёсами, но все они очень тяжелы и плохо сделаны. Для поездок по городу с использованием общественного транспорта они не очень удобны, а для компактного хранения в маленькой квартире лучше купить складной Аист или ту же Каму.

И последнее. Производство складных велосипедов быстро развивается, появляются новые и новые велосипеды, они удобнее, легче и надёжнее прежних. В новые модели вкладываются серьёзные инвестиции (заявлено, что разработка Mobiky Genius стоила миллион долларов). Складные велосипеды часто получают премии за лучший промышленный дизайн, лучшие идеи. Некоторые модели никогда не окупятся, и являются лишь предметом гордости или престижа фирмы, как, например, велосипед Mercedes.

Складной велосипед Merdez Benz
Складной велосипед Mercedes, складывается для размещения в багажнике седана

Уверен, в ближайшие годы можно ожидать прорыва в этой области. Очень востребованы миниатюрный в сложенном состоянии и лёгкий (до 7.5 кг) велосипед с колесом 12-16” и не очень тяжёлый (до 12 кг) велосипед с электроприводом на аккумуляторах. Поживём – увидим.



Денис Букин (aka abra)
http://www.nektolukas.ru