Анализ
аварийности от Алексея Панкова. |
В случае, когда аварий мало, разброс очень большой. Улицы, на которых зарегистрировано меньше пяти аварий, я не брал. А улиц с более чем пятью ДТП набралось 68. Вот их рейтинг. Сразу замечу, что говорить тут стоит никак не об опасности, а об аварийности. Большое количество аварий связано в первую очередь с объемом велосипедного трафика по той или иной улице. Чтобы считать опасность, надо количество аварий делить на количество проезжающих там велосипедистов, а у нас таких данных нет. Поэтому буду говорить аварийность. А аварийность в нашем случае, это число ДТП с велосипедистами на километр дороги.
|
улица |
длина, км |
ДТП с участием велосипедистов |
ДТП/км |
1 |
Ждановская ул. |
1,22 |
6 |
4,92 |
2 |
Невский пр. |
4,5 |
21 |
4,67 |
3 |
Парашютная ул. |
1,8 |
8 |
4,44 |
4 |
Гражданский пр. |
5,86 |
26 |
4,44 |
5 |
Вавиловых ул. |
1,2 |
5 |
4,17 |
6 |
Карпинского ул. |
1,2 |
5 |
4,17 |
7 |
Непокоренных пр. |
3,9 |
16 |
4,10 |
8 |
Литейный пр. |
1,9 |
7 |
3,68 |
|
Луначарского пр., (пр. Культуры - ул. Руставели), есть велодорожка |
3,96 |
14 |
3,54 |
9 |
Каменноостровский пр. |
3,4 |
12 |
3,53 |
10 |
Испытателей пр. |
3,6 |
12 |
3,33 |
11 |
Художников пр. |
3,042 |
10 |
3,29 |
12 |
Луначарского пр. |
7,05 |
22 |
3,12 |
13 |
Малый пр., ВО |
2,9 |
9 |
3,10 |
14 |
Просвещения пр. |
7,5 |
22 |
2,93 |
15 |
Трудящихся бульвар (Колпино) |
2,05 |
6 |
2,93 |
16 |
Коломяжский пр. |
2,8 |
8 |
2,86 |
17 |
Савушкина ул. |
6,4 |
18 |
2,81 |
18 |
Ланское шоссе |
1,85 |
5 |
2,70 |
|
Луначарского пр., (Выборгское шоссе - пр. Культуры), нет велодорожки |
3,02 |
8 |
2,65 |
19 |
Науки пр. |
4,2 |
11 |
2,62 |
20 |
Белы Kуна ул. |
2,3 |
6 |
2,61 |
21 |
Культуры пр. |
3,08 |
8 |
2,60 |
22 |
Королева пр. |
3,5 |
9 |
2,57 |
23 |
Садовая ул. |
4,376 |
11 |
2,51 |
24 |
Славы пр. |
3,6 |
9 |
2,50 |
25 |
Загородный пр. |
2,03 |
5 |
2,46 |
26 |
Северный пр. |
6,75 |
16 |
2,37 |
27 |
Энгельса пр. |
11 |
26 |
2,36 |
28 |
Московский пр. |
9,5 |
22 |
2,32 |
29 |
Будапештская ул. |
6,1 |
14 |
2,30 |
30 |
Большой Сампсониевский пр. |
4,8 |
11 |
2,29 |
31 |
Замшина ул. |
2,25 |
5 |
2,22 |
32 |
Лиговский пр. |
5,6 |
12 |
2,14 |
33 |
Стародеревенская ул. |
2,8 |
6 |
2,14 |
34 |
Большой пр., ВО |
3,4 |
7 |
2,06 |
35 |
Камышовая ул. |
3,45 |
7 |
2,03 |
36 |
Партизана Германа ул. |
2,47 |
5 |
2,02 |
37 |
Светлановский пр. |
7 |
14 |
2,00 |
38 |
Богатырский пр. |
6,2 |
12 |
1,94 |
39 |
Долгоозерная ул. |
2,6 |
5 |
1,92 |
40 |
Бухарестская ул. |
8,45 |
16 |
1,89 |
41 |
Коллонтай ул. |
3,86 |
7 |
1,81 |
42 |
Руставели ул. |
5,1 |
9 |
1,76 |
43 |
Ленинский пр. |
8,5 |
15 |
1,76 |
44 |
Комендантский пр. |
3,48 |
6 |
1,72 |
45 |
Косыгина пр. |
3,5 |
6 |
1,71 |
46 |
Стачек пр. |
7,77 |
13 |
1,67 |
47 |
Есенина ул. |
4 |
6 |
1,50 |
48 |
Оптиков ул. |
3,44 |
5 |
1,45 |
49 |
Маршала Захарова ул. |
3,6 |
5 |
1,39 |
50 |
Планерная ул. |
4,35 |
6 |
1,38 |
51 |
Пискаревский пр. |
8 |
11 |
1,38 |
52 |
Обводного канала наб. |
8,08 |
11 |
1,36 |
53 |
Петергофское шоссе |
6,34 |
8 |
1,26 |
54 |
Металлистов пр. |
4,8 |
6 |
1,25 |
55 |
Тореза пр. |
4,15 |
5 |
1,20 |
56 |
Грибоедова кан. наб. |
5 |
6 |
1,20 |
57 |
Обуховской Обороны пр. |
11 |
13 |
1,18 |
58 |
Ветеранов пр. |
7,8 |
9 |
1,15 |
59 |
Маршала Блюхера пр. |
4,7 |
5 |
1,06 |
60 |
Энергетиков пр. |
4,7 |
5 |
1,06 |
61 |
Суздальский пр. |
8 |
8 |
1,00 |
62 |
Дунайский пр. |
7,2 |
7 |
0,97 |
63 |
Фонтанки р. наб. |
6,44 |
5 |
0,78 |
64 |
Маршала Жукова пр. |
6,7 |
5 |
0,75 |
65 |
Софийская ул. |
18,5 |
12 |
0,65 |
66 |
Выборгское шоссе |
11,5 |
7 |
0,61 |
67 |
Народного Ополчения пр. |
10,5 |
6 |
0,57 |
68 |
Приморское шоссе |
59 |
18 |
0,31 |
Приморское шоссе по уму стоило бы отсюда выбросить. Очень уж оно длинное, а аварии на нем сосчитаны только в городах и поселках.
По проспекту Луначарского, кажется, и так все видно. Статистика вроде бы демонстрирует наше раздолбайство. Да, но не совсем. Половина из аварий (7 из 14), случившихся между пр. Культуры и ул. Руставели – в той части, где рядом с дорогой проходит велодорожка, случились на перекрестках. В протоколах это не отмечено, но не исключено, что это были аварии на переходах, с участием тех, кто ездит по велодорожке. Для шести ДТП на перегонах (из семи), случившихся в этой части проспекта, указан номер дома. Все шесть произошли на четной стороне (велодорожка проходит по нечетной стороне), про еще одно не известно, на какой половине оно случилось.
В той части пр. Луначарского, где велодорожки нет (от Выборгского шоссе до пр. Культуры) большинство аварий (6 из 8) произошли на перегонах. Одна – на перекрестке, одна – на переходе.
Прим.ред. Пожалуй, эти цифры позволяют говорить о том, что вопрос о пересечении велодорожки и улиц не решен в полной мере правильно и провоцирует ДТП. Мы не уверены на 100% в этом, но улик за такую версию много.
Аварийность по времени суток
Таблицы не очень наглядны. Покажу на графиках.
В общем, распределение аварий по времени выглядит так:
Все логично. Ночью мы спим. В восемь утра, похоже, едем на работу. В пять-шесть усталые возвращаемся домой. Попадаем в аварии.
Разделим эти столбцы на аварии, случившиеся в рабочие дни, и в выходные. Разделение получилось неоднородным. В утренних авариях доля тех, что приходятся на рабочие дни, больше, чем в дневных. Вот так будет еще нагляднее:
Что
видно?
Про ночь говорить не будем. Данных там мало. Видим максимумы на синей половине:
· в восемь утра – очевидно, это те, кто пострадал, по чужой ли вине или по своей, по пути на работу,
· в час дня – неужели так много людей ездят на велосипеде на обед, что это настолько проявляется даже в статистике ДТП?
· в семь-восемь часов вечера – это, наверняка, и те, кто едет домой, и те, кто, уже приехав, выбрался покататься для души.
В выходные картина иная. Утро начинается медленнее – утренний максимум приходится на 12 дня. А вечером наблюдаем две вершины. Первая, вероятно, соответствует количеству велосипедистов на улицах. А вторая, в 9 часов вечера, подозреваю, связана с наступлением сумерек – статистика-то у нас преимущественно летняя.
Аварийность по месяцам
Начнем опять с общей картины:
Общая картина мало что говорит.
Но уже видно, что в 2010 пострадало меньше велосипедистов (точнее, было зафиксировано меньше ДТП с участием велосипедистов), чем в последующие годы. Но это и из таблички в статье Ильи и Виталия хорошо видно. Что не видно из таблички, так это то, что в 2010 и 2011 годах месячные максимумы аварийности приходились на июль, а в 2012 велосипедисты вроде бы стали выползать на улицы позже (в апреле было меньше аварий), но зато быстро и массово начали попадать в аварии (максимум приходится на июнь). Впрочем, это может быть вызвано и какими-то другими факторами – состоянием дорог, какой-нибудь новинкой дорожного законодательства или еще чем-нибудь.
Что меня очень удивляет – так это то, что в 2012 году я видел на улицах намного больше людей на велосипедах, чем в предыдущие годы. А количество ДТП с участием велосипедистов из-за этого не выросло. И это не может не радовать. Люди, пересаживайтесь на велосипеды. Чем нас больше, тем каждому из нас безопаснее.
Снова повторим финт с рабочими и выходными днями. Дабы не обвиняли меня в том, что в разные месяцы число выходных и рабочих дней отличается, сразу скажу, что не я придумал такой календарь. А чтобы это не помешало сравнивать аварийность выходных и будних дней, перевел все в среднее количество аварий за день – в целом за месяц, и отдельно по рабочим и выходным дням (годы там не подписаны, но догадаться несложно – 2010-2011-2012):
Видно, что синие столбцы каждый год сначала быстро вырастают, потом чуть медленнее уменьшаются. Вот почти то же самое на отдельном графике – аварийность будних дней (количество ДТП за месяц):
Кажется, что август 2010 года был дождливым и люди мало ездили на работу на велосипедах, меньше даже, чем в сентябре.
Красные столбцы на предыдущем графике – аварии выходных дней, демонстрируют, что в начале сезона, в апреле, у среднестатистического велосипедиста гораздо больше шансов попасть в аварию в выходной день. И это повторяется каждый год. Сравните красные апрельские столбики с синими.
Еще можно заметить, что смещение максимума аварийности в 2012 году на месяц ранее связано только с рабочими днями. Вообще распределение аварий выходного дня по месяцам в целом не такое понятное, как статистика будних ДТП. Вот отдельно данные по количеству аварий в выходные дни:
Только и можно сказать, что с апреля по сентябрь аварий с велосипедистами в выходные дни случается больше, чем в апреле и ноябре. И что сезон велопрогулок по выходным дням в разные годы заканчивается в разное время – в 2010 году резкое уменьшение аварий приходится на сентябрь, в 2011 – на ноябрь, в 2012 – октябрь.
.