Статистика ДТП за 2012 год.
Илья Гуревич, Виталий Новгородов


В Январе 2013 года наш велоклуб запросил статистические данные по ДТП, которые произошли с велосипедистами за прошедший год. Отметим факт: впервые мы получили развернутую статистику, где указаны и места произошедших ДТП, и условия при которых оно имело место быть. И данные мы получили не за год, а сразу за три года. Раз так, то мы, видимо, в первый раз, хотим и поблагодарить и начальника УГИБДД ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области С.И. Бугрова, а также исполнителя документа  Гвенцадзе Г.К. Спасибо Вам, господа офицеры. И кроме Вас, хочется поблагодарить и приветливых девушек из отдела пропаганды безопасности дорожного движения. Ваши данные помогут нам в борьбе за общее дело – безопасность велосипедистов на дороге. А бороться за безопасность начнем прямо с этой статьи. 

Теперь перейдем собственно к статистике.

В Санкт-Петербурге зафиксировано за три года 1418 ДТП, в которых приняли участие велосипедисты. 21 человек погиб, 751 человек ранен. В том числе погибло двое детей, 113 получили ранения. Цифры прямо скажем, безрадостные. Хотя, даже если бы ДТП было всего одно, то радоваться бы мы все равно не стали.

В 2010 году произошло 409 ДТП, погибло 7 человек
В 2011 году произошло 521 ДТП, погибло 6 человек
В 2012 году произошло 488 ДТП, погибло 8 человек


За три года в нашем городе погиб 21 велосипедист. Уровень смертей, достигнутый к середине прошлого десятилетия (5-6 человек в год) сохраняется.

Как же и почему погибли наши коллеги?

21 человек погиб. Из них, в 19ти случаях причиной ДТП записано «наезд на велосипедиста». В одном случае столкновение велосипедиста с машиной, и в одном случае «опрокидывание». Не то автомобиль опрокинулся на велосипедиста, не то велосипедист опрокинулся под колеса автомобиля. Это мы пока не знаем. В любом случае, самым распространенным случаем гибели велосипедиста является наезд на него автомобиля.

Какие причины привели к гибели велосипедистов?

7 человек погибли (каждый третий) на перекрестках, так как было нарушено либо правило проезда перекрестка (либо автомобилист не пропустил велосипедиста, либо наоборот), либо были проигнорированы одним из участников ДТП сигналы светофора. Кто-то проехал на красный.

5 человек погибли по причине «Несоответствие скорости конкретным условиям». Это, понятно, вина автомобилистов.

В числе остальных причин, неправильный выбор дистанции, выезд на встречную полосу, несоблюдение требований знаков. Словом, ассортимент нарушений на любой вкус.

Можно отметить, что езда в вечернее время более опасна, чем в утренние часы. 17 человек из 21 погибло во второй половине дня. Из этих данных трудно сделать однозначный вывод, надо понимать, как распределяются велосипедисты, ездящие по городу, по времени суток. Может быть, вечером больше катающихся. Но, все равно, имейте ввиду.

Какие рекомендации нашего клуба, чтобы не попасть в такое ДТП?

Главная рекомендация велосипедистам – одеваться как можно более ярко, ездить с фонарями, мигалками, катафотами. Одна из главных причин наездов, что автомобилист не видит велосипедиста. Без злого умысла. Просто не видит. Яркая одежда, конечно, не панацея. Но это необходимое условие для снижения аварийности.

Вторая рекомендация, быть более внимательным при проезде перекрестков. Жизнь учит, что мало руководствоваться только ПДД, и верить разрешающим сигналам светофора. Увы, вы можете ехать на зеленый, а какой-нибудь джигит, будет нестись на красный. Особенно это важно, когда вы едете прямо, а автомобилист со встречной полосы поворачивает налево, и вас не пропускает. Следите внимательно не только за сигналами светофора, но и за поведением других участников дорожного движения.

Статистика погибших сообщает: 3 велосипедиста погибли на пешеходном переходе. 4 на перекрестке вне пешеходного перехода. Остальные велосипедисты погибли на перегонах. Значит, 2/3 велосипедистов гибнет не на перекрестке. Возможно, это следствие того, что на перекрестке скорости движения ниже, чем на перегоне. Ведь, кажется, что на перегоне ехать проще: никто никуда не поворачивает. А вот не так.

Ниже опубликована информация о местах, где происходили ДТП с летальным исходом

23.07.11  00.15

Выборгский (гор.) район: Лесной пр.  д.59 к.1  

15.01.12  01.30

Выборгский (гор.) район: Тореза пр.  д.44  

18.06.12  08.30

Выборгский (гор.) район: Институтский пр.  д.27  

14.08.10  16.55

Калининский район: Гражданский пр.  д.2  

11.06.11  01.20

Калининский район: Непокоренных пр.  Меньшиковский пр.  

10.07.12  16.05

Красногвардейский район: Большая Пороховская ул.  Энергетиков пр.  

05.07.10  16.05

Курортный район:  Зеленогорское шоссе 3  км  

24.07.11  01.05

Курортный район:  Полевая ул. д.5  

17.09.10  19.20

Московский район: Коли Томчака ул.  Заставская ул.  

29.08.12  00.01

Московский район: Орджоникидзе ул.  д.56/63  

26.11.12  22.30

Московский район: Дунайский пр.  д.15 к.1  

08.06.11  16.00

Невский район: Тельмана ул.  д.52  

31.07.12  00.50

Петродворцовый район: Александровская ул.  д.40  

06.05.10  23.00

Приморский район: Оптиков ул.  д.6  

27.08.11  11.10

Приморский район: Приморское шоссе  д.117км  

12.07.10  14.30

Пушкинский район: Петербургское шоссе  д.5км  

23.07.10  00.05

Пушкинский район: Саперная ул.  д.36 к.7  

25.07.12  23.25

Пушкинский район: Саперная ул.  Кадетский бульвар  

06.07.10  22.55

Фрунзенский район: Бухарестская ул.  д.67 к.1  

08.11.11  16.50

Фрунзенский район: Белы Kуна ул.  д.13 к.1  

08.09.12  13.30

Фрунзенский район: Софийская ул.  д.60  

 

Мы рассмотрели 21 случай гибели велосипедистов на дорогах. Всего же ДТП в городе (за три года) произошло 1418. Посмотрим на их статистику.

Самые аварийные магистрали Санкт-Петербурга

Хит парад самых опасных городских магистралей для велосипедистов выглядит так:

Энгельса пр.

27

Гражданский пр.

26

Луначарского пр.

22

Московский пр.

22

Просвещения пр.

22

Невский пр.

21

Приморское шоссе

18

Савушкина ул.

18

Бухарестская ул.

16

Непокоренных пр.

16

Ленинский пр.

15

Светлановский пр.

15

Северный пр.

15

Будапешская ул.

14

Каменноостровский пр.

13

Обуховской Обороны пр.

13

Стачек пр.

13

Богатырский пр.

12

Испытателей пр.

12

Лиговский пр.

12

Пискаревский пр.

12

Большой Сампсониевский

11

наб. Обводного канала

11

Науки пр.

11

Софийская ул.

11

Культуры пр.

10

Малый пр.

10

 

Обратите внимание на эту статистику. Здесь видно, что самые аварийные магистрали – те, по которым люди вынуждены ездить больше всего. Это магистрали, выводящие из центра в спальные районы, и из спальных районов в область. Это, например, проспект Энгельса, Гражданский и Московский, Приморское шоссе и ул. Савушкина. Это нагруженные велосипедным (и любым другим) движением проспекты, такие как Невский, Просвещения, пр. Непокоренных. Обращает на себя внимание третье место в рейтинге проспекта Луначарского. А ведь по нему проложена велосипедная дорожка. Первая в Петербурге. Люди не пользуются? 22 ДТП за три года.

Конечно, мы анализировали эту статистику с целью предложить людям варианты безопасного движения. Но, как видим, это не так просто сделать. В итоге рисуем карту, где все ДТП будут нанесены. Тогда и увидим что к чему. Наш клуб, кстати, предлагал включить в концепцию развития велосипедных дорожек Петербурга как раз многие магистрали из тех, что в перечне. Мы интуитивно чувствовали, где самые опасные места для езды на велосипеде в городе.

Более ясная статистика по ДТП по месяцам. Зимой, несмотря на ухудшающиеся погодные условия,   происходит ДТП меньше, чем летом. Меньше и велосипедистов на дорогах. Здесь сюрпризов нет.

Январь

4

Февраль

7

Март

6

Апрель

100

Май

215

Июнь

254

Июль

282

Август

209

Сентябрь

159

Октябрь

94

Ноябрь

53

Декабрь

15

    

В заключение статьи, давайте посмотрим на дополнительные факторы, которые были при ДТП.

Освещение (уличное):

Включено

210

Не включено

10

Отсутствует

3

Светлое время суток

1195

Состояние погоды:

Состояние погоды

 

Дождь

55

 

Снег

5

 

Пасмурно

288

 

Туман

1

 

Ясно

1069

 

Как видно из приведенных таблиц, ДТП происходят в массе своей днем, и при хорошей погоде. Это, видимо, связано с тем, что в плохую погоду люди на велосипеде ездят меньше.

.