На велосипеде в Данию Статья
- впечатления петербургского велосипедиста от |
ДАНИЯ
- велосипедное королевство!
Каждый истинный мусульманин должен хотя бы раз
в жизни совершить паломничество в Мекку. Каждый истинный байкер, если
позволяют
средства, должен совершить
хадж в
Копенгаген, велосипедную Мекку цивилизованного мира. Пишут, что в
Копенгагене
даже на собственную свадьбу влюбленные приезжают на велосипеде. Невеста
в
свадебном платье и на белом велосипеде с открытой рамой. Завидую! У нас
в
России, конечно, тоже есть отдельные боевые подруги, которые готовы
пойти за
тобой на велосипеде хоть в
заполярную
тундру, хоть в районный ЗАГС, но проблема в том, что в ЗАГС на
велосипеде не
пускают.
Полгода назад я прочитал в Интернете, что
датчане вновь были увенчаны званием самого счастливого народа на свете.
Согласно "Докладу о мировом счастье" (World Happiness Report), Дания
на 1-ом месте, Финляндия на 2-ом, Норвегия на 3-ем. Россия на 76-ом
месте из
156 стран, участвовавших в опросе. (На последнем месте Бенин).
Критериями
оценок служили политические свободы, системы социальной защиты
населения и
отсутствие коррупции. Понятно, что по всем этим позициям в России дела
обстоят
скверно. Да, от голода у нас народ не умирает, но прогуляйтесь по улице
и
приглядитесь к толпе сограждан. Много ли счастливых лиц вы встретите?
То-то и
оно. Все чем-то озабочены независимо от возраста, пола и
благосостояния. А
почему? Потому что все те, кто имеет счастье жить в России, находятся в
подвешенном состоянии. В России по-настоящему счастлив может быть
только тот,
кого радует чувство постоянной неопределенности.
Первое впечатление от Дании: за пределами
международного копенгагенского
аэропорта Каструп английский язык закончился. Все надписи, указатели,
расписание только на датском языке. И это прискорбно! С непривычки
разбираться
сложно. Приходится сверяться с путеводителем и постоянно переспрашивать
у
местных жителей, чем я и занимался на платформе в ожидании поезда
Копенгаген-Оденсе.
Я думал, что поезд InterCity будет сиять
чистотой и порядком, и внутри будут только благовоспитанные
законопослушные
граждане. Граждане, которые не разговаривают вслух по мобильному
телефону,
поскольку это может побеспокоить окружающих. Так было написано в
путеводителе.
На деле оказалось иначе.
В проходе рядом
со мной прямо на полу расположилась шумная группа подвыпивших датчан.
Вот они,
первые встреченные мною счастливые датчане! Они действительно
производили
впечатление самых счастливых людей на земле! В этом им помогало
баночное пиво
Карлсберг, к которому они поминутно прикладывались. Щелчки от
открывающихся
банок раздавались непрерывно. Хорошо, хоть не курили в вагоне. Курить они, покачиваясь и
хватаясь руками за
воздух, уходили в тамбур! Еще раз повторю: это была не местная электричка, но солидный и
дорогой поезд
InterCity! Самое удивительное, что поведение молодых датчан не вызвало
ни
малейшего общественного порицания ни у пассажиров, ни у кондукторов. И
те, и
другие улыбались местным алкашам
и даже
иногда с ними что-то весело обсуждали, вставляли какие-то комментарии.
Может,
обсуждали победу любимой футбольной команды? Похоже, единственный
человек, кто
был недоволен происходящим, так
это был
я. Поскольку сам я с некоторых пор пью мало и в основном вино, то явные
признаки алкоголизма у соседей по вагону меня напрягают. Сам я в вагоне
пил
клубничный йогурт, купленный в аэропорту.
И
все-таки читать на ночь сказки Андерсена,
даже в моем возрасте, гораздо лучше, чем смотреть по НТВ на ночь
"Глухарь.
Возвращение". Датского солдата-гуляку, потакающего своим самым
низменным
инстинктам, следует считать праведником по сравнению с подполковником
Карповым
из ОВД "Пятницкий". Карпов не просто зарубил бы колдунью шашкой. Надо,
чтобы колдунья начала активно работать со следствием и давать
признательные
показания. Карпов стал бы пытать колдунью, чтобы выяснить, в каком еще
дупле
она прячет общак. Он примотал бы бабушку к дереву скотчем, на голову
надел ей полиэтиленовый
пакет, чтобы стала задыхаться, и долго бил бы ее ногами в живот. Что
поделать,
если работники правоохранительных органов у нас и в жизни, и в кино
нередко
законченные садисты!? У нас на НТВ уже давно научились закручивать
кровавые
сюжеты похлеще Андерсена или Шекспира.
Я
думал, что Андерсен писал только сказки, но
он оказывается писал еще и путевые заметки, как это делаю я. Вот еще
цитата из
Интернета про Андерсена. "Из всего его огромного творческого наследия
(пять романов, более двадцати пьес, очерки, чудовищное количество
путевых
заметок - всего пятьдесят томов) в мировой литературе по-настоящему
прочно
прописались только сказки. Да и то не все - едва ли полтора десятка из
168. В
этом плане он истинный сын своей парадоксальной родины. Известно ведь,
что
Дания - одна из самых крупных стран мира, правда, 98% её территории
находится в
другом полушарии и представляет собой никому толком не нужный
обледеневший
остров Гренландия…"
Действительно,
Гренландия слишком далеко, а
сегодня я поехал на остров Тосинге, который гораздо ближе, 40 км на юг
от
Оденсе. На поезде я подбросился до Свеннборга, и там на велосипеде по
мосту
длиной более километра переехал на остров. Остров Тосинге очень
понравился! На
самой верхней точки острова кирха, от кирхи открываются отличные
панорамные
виды на Свенноборг, на пролив, на море. Дания очень красива! Красивая и
ухоженная страна!
Напрашивается
сравнение с Голландией. Голландия
это плоская страна, идеально ровная, как бильярдный стол, выложенный
зеленым
сукном. Дания же - как одно большое поле для гольфа! В Дании много
холмов,
умеренный рельеф, что добавляет удовольствие от велосипедных прогулок!
Тут,
недалеко от Оденсе, есть фьорды. Конечно, не те фьорды, что в Норвегии.
Фьорды
Норвегии в районе Бергена незабываемое зрелище! Здесь в Дании все
гораздо
скромнее. Заливы, уходящие вглубь материка с изрезанной береговой
линией. Дания
нечто среднее между Голландией и Норвегией. Дания ближе к Голландии, но
моему
сердцу все-таки ближе Норвегия!
Хорошо,
что в датской глубинке меня не
воспринимают как гражданина России. Я катаюсь по Дании на велосипеде в
красной
шапке, разрисованной под норвежский
флаг. В магазинах меня спрашивают: "Почему ты с нами
говоришь
по-английски, если ты сам из Норвегии?" (Датский и норвежский -
родственные
языки). Комплимент
продавцов мне
приятен! Я не акцентирую внимание на своем происхождении. Вообще, за
все свое
недельное пребывание в Дании русских не встретил ни разу, и это не
может не
радовать!
Когда
я выписывался из отеля, то девчонка в
кедах чистосердечно призналась, что не знает как это делается. Она
очень
стеснялась, и ее щеки покрылись румянцем.
Она сказала, что первый день работает здесь. Я все понял и
занял ее
место на рисепшине, и сам понажимал кнопки на датском языке. Из черной
коробки
мне вылез чек почти на 400 евро. Девчонка искренне
обрадовалась! Может быть, ее еще научить
целоваться?
И
вот Копенгаген! Русалочка, которая сидит на
камне и смотрит в море. Не следует думать, что образ Русалочки морально
устарел! Приятно осознавать, что на свете не перевелись девчонки,
которые
бескорыстно любят тебя!
В
почти что соседней Голландии есть город
Заанстад. Мне он запомнился тем, что там я угодил в следственный
изолятор и,
будучи задержанным, несколько часов
оправдывался перед полицейскими. На самом деле я ехал на
велосипеде в
Заанстад осмотреть памятник Петру Первому. Царь-плотник изображен с
топором в
руке за изготовлением ладьи. Точная копия этого памятника с недавних
пор стоит
у нас на Адмиралтейской набережной возле Дворцового моста. Я подумал:
почему бы
не установить еще и копию Русалочки, скажем, на набережной л-та Шмидта? Недалеко от памятника
Крузерштерну и
мореходного училища. Наши курсанты точно позаботились бы о ней в
отличие от
сказочного Принца, который сам того не зная предал Русалочку.
Приключения
Русалочки продолжились бы в России. Правда, если Царь-плотник
действительно
бывал в Голландии (и даже в Дании), то Русалочка никогда не заплывала
так
далеко, в российские территориальные воды. Место действия сказки Андерсена, судя по всему, проливы Северного моря
между Данией и
Швецией.
Ганс
Христиан Андерсен считается самым
знаменитым датчанином. Кроме него, можно еще вспомнить
физика Нильса Бора, создателя теории атома. И
всё! Других безусловно знаменитых датчан я не знаю! Разве что Витус
Беринг,
датчанин по происхождению, но русский офицер. Не густо за два с
половиной
столетия для такой в общем-то немаленькой страны, как Дания! Видимо,
чтобы
стать великим человеком, необходимо сначала родиться гадким утенком.
Сытая
благополучная жизнь никак не располагает к творчеству. Зачем
напрягаться, когда
у тебя и так все хорошо? По моим наблюдениям, художники, и вообще люди,
которые
занимаются творчеством, испытывают сильный внутренний дискомфорт и
пытаются
исправить свое внутреннее состояние, выплескивая стихи, картины, сказки
или
теорию атома.
Русалочка
находится довольно далеко от центра
Копенгагена, в портовой части города, и я поехал туда на велосипеде.
Велосипед
взял утром напрокат рядом с моим отелем Ansgar 3*. Мой путь лежал мимо
парламента, по-датски, фолькетинга. Перед парламентом собралась группа
человек
пятнадцать, которая размахивала флагами и к чему-то призывала
проходящих мимо.
Правда, на проходящих мимо призывы не оказывали какого-то видимого
действия.
Даже в самой благополучной стране и то найдутся недовольные, которым
все не так.
А может, они недовольны тем, что в центре Копенгагена, особенно в
районе ж/д
вокзала, хватает мест, где все перекопали, развели стройку, дорожные
работы и
т.п.? Если так, то тогда я, пожалуй, солидарен с митингующими!
Но
все это, по большому счету, мелочи жизни.
Надо ли говорить, что Копенгаген отлично приспособлен для езды на
велосипеде!
"Велосипед здесь перестал был средством передвижения, он превратился в
одну из стихий, как земля, вода, огонь и воздух". Велосипедных дорожек
в
городе много, в основном с односторонним движением. Надо соблюдать
осторожность. Многие датчане, не
только
молодежь, носятся по городу на приличной скорости. Прежде чем совершить
маневр,
или даже хотя бы слегка повернуть руль вправо или влево, следует
посмотреть
назад: не обгоняет ли тебя какой-нибудь господин в костюме и галстуке
или милая
девушка в мини юбке с сумочкой через плечо. Не уследишь - столкновение
неизбежно! Чтобы уменьшить риск столкновения, лучше всего перепустить
попутный
поток велосипедистов. Еще из мелких неудобств: приходится довольно
долго стоять
на светофорах, ожидая зеленый. Для велосипедов тут свои светофоры. Вот,
пожалуй, и все проблемы. В остальном в Копенгагене велосипедисту
комфортно.
Велосипедист здесь уважаем и пешеходами, и водителями.
И
все-таки, с велосипедной точки зрения, нельзя
сказать, что Копенгаген имеет явное преимущество перед тем же
Амстердамом, где
мне часто приходилось бывать по работе. Скажем, в Амстердаме дела с
прокатом
явно лучше: предлагают вполне приличные сити-байки с планетарной
втулкой.
Правда, в Копенгагене постарались пойти еще дальше. В столице целая
армада
прокатных велосипедов. На руле коробка-замок, в которую надо вставлять
монетку
20 крон, и тогда можно отцепить велосипед. Закончил кататься - прицепил
велосипед к стойке и забрал назад свою монетку. На руле велосипеда
карта центра
Копенгагена и предупреждение, что заезжать за пределы этой карты
запрещено. В
противном случае тебя повяжет полиция, подумав, что ты хочешь украсть
велосипед. Вроде бы идеальный вариант для гостей Копенгагена и
знакомства с
городом, но велосипед откровенно неудобный: слишком вертлявый и слишком
тяжелый, с узким рулем и без скоростей. Камер нет, в покрышки залили
какой-то
компаунд. Своего рода гадкий утенок в датском велосипедном королевстве.
Забегая
вперед: накануне отлета я покатался на
этом бесплатном велосипеде по вечернему Копенгагену минут сорок. По
гладкому
асфальту еще куда ни шло, а вот по булыжнику ездить невозможно. Да, эта
техника
явно не для велосипедных гурманов! Эта техника для тех, кому
принципиально
плевать на комфорт. По-видимому, это
велосипедное чудо специально сделано так, чтобы приезжие
не слишком
злоупотребляли гостеприимством столицы. И поэтому если вы хоть
чуть-чуть
дорожите своим задом, берите более-менее
нормальный сити-байк за 100 крон в сутки.
Кстати,
забыл сказать, что ранее в Оденсе на
третий день у моего прокатного круизёра развалилась втулка переднего
колеса.
Такого в моей богатой велосипедной практике никогда не было! Колесо
стало бить
в тормозные колодки, пришлось расцепить передний V-брейк, и с
максимальными предосторожностями
добираться до поезда. Как назло, эта
неприятность случилась со мной на острове Тосинге,
довольно далеко от
Оденсе и от гостиницы.
Поскольку
моя работа, как я упомянул, связана с
водой, то на качество воды я всегда обращаю внимание. Поразило, что
вода в
канале в самом центре Копенгагена идеально прозрачная. Глубина канала
была
метров пять, и на дне канала были легко различимы камушки. Такую
идеально
прозрачную воду я встречал только в Хорватии в Адриатическом море. Но
там я был
на острове, а здесь, повторюсь, центр города. Бросьте в канал
Копенгагена на
счастье мелкую монетку две или пять крон и проводите ее глазами до
самого дна.
И вспомните, какая вода у нас в Обводном канале. Если, конечно, такое
воспоминание вам приятно.
В
поездках, как сейчас по Дании, меня
интересует природа, велосипед и местные жители. История страны меня
интересует
меньше. Историю все равно десять раз переврут и перепишут в угоду
политической
конъюнктуре. С природой так обойтись сложнее. Если ее не изгадил
человек, она и
сегодня такая, как двести лет назад. Не могу снова не вспомнить Федора
Тютчева,
моего любимого поэта. "Природа знать не знает о былом, ей чужды наши
призрачные годы, и перед ней мы смутно сознаём себя самих - лишь грёзою
природы. Поочерёдно всех своих детей, свершающих свой подвиг
бесполезный, она
равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной".
Одним
из самых красивых мест в Дании считается
остров Мён и национальный парк в восточной части острова. Остров
обрывается в
море огромными утесами из обнаженного известняка. С высоты утесов
завораживающие виды на бирюзовую гладь Балтики! Я задумался и даже не
сразу
заметил, как вдалеке "белеет парус одинокий", датский парус. Путь к
утесам лежал через красивые рощи и мимо пасущихся коров. В довольно
большом
национальном парке кроме меня встретилось еще 5-6 любителей природы из
Дании -
и всё! Никаких круглогодичных толп туристов, как предрекал
путеводитель. Редкое
по красоте уединенное место!
Правда,
добираться из Копенгагена до Мёнс
Клинта пришлось с
пересадками, в общей
сложности три часа. Сперва на поезде до Вордингборга, потом на автобусе
до
Стеге, потом еще на одном автобусе в сторону Мёнс Клинта и последние
пять
километров пешком. Такая логистика выглядит пугающей, но все оказалось
не так
уж страшно. Автобусы отлично согласованы с поездами и друг с другом.
Нигде не
ждешь более 5-10 минут. Времени как раз хватает на то, чтобы попить
кофе или
съесть мороженое. Все водители рейсовых автобусов хорошо говорят по-английски и
охотно помогают в
случае затруднений.
Когда
я шел пешком по асфальту в сторону
национального парка, то голосовал попутным машинам. Никто, однако, не
обращал
внимание на мою поднятую руку. Дания это не страна для поездок
автостопом. Не
помогла даже красная шапка в виде норвежского флага. Счастливые датские
водители пролетали мимо. Никто из них не захотел поделиться со мной
своим
счастьем. Впрочем, я на них не в обиде. Зато у меня сегодня получился
день
полноценного треккинга по холмистым лугам, по асфальтовым и проселочным
дорогам
острова Мён.
В
конце поездки пора вернуться к тому, с чего я
начал эти заметки. Датчане считают себя самым счастливым народом на
свете. Так
ли это на самом деле? Скорее всего, да. Хотя для меня, как
путешественника, нет
большой разницы между Данией, Финляндией и Норвегией (первые три места
в
"Мировом докладе о счастье"). По-своему хорошо везде. Финляндия ближе
к Петербургу и заметно дешевле. Норвегия самая дорогая страна, но и
природа
там, несомненно, самая величественная!
Из
перечисленных скандинавских стран Дания,
пожалуй, в наибольшей степени производит впечатление
образцово-показательный
страны. Люди видимым образом не напрягаются, а между тем живут хорошо!
На лугах
пасутся коровы, и кажется, что молоко, сыр, творог сами собой
появляются у тебя
на столе на завтраке. На хорошо продуваемых холмах стоят ветряки,
которые с
достоинством вращают лопастями и превращают энергию ветра в
электричество. Из
кранов весело течет чистейшая вода, не нуждающаяся ни в какой
фильтрации. И
даже поезда метро ходят в Копенгагене без машиниста!
Конечно,
и здесь в датском королевстве
временами может твориться что-то
неладное, но что тогда в этом случае говорить про Россию? Наши
правители
надувают щеки и пытаются причислить себя к Европе, но это выглядит по
меньшей
мере неуместно. По сравнению с Данией Россия находится в крайне запущенном состоянии, и
это печально. Увы,
Россия это страна, которая повсеместно заросла сорняком - и в прямом, и
в
переносном смысле. Жалкое будущее у страны, которая торгует на экспорт
одним
сырьем, а внутри страны для собственных граждан торгует справками,
согласованиями и прочей разрешительной
документацией...
Утром
опять взял напрокат тот же велосипед, что
и позавчера. Продавцу был нужен документ в залог. Он недоверчиво
покрутил в
руках мои международные водительские права. Такие международные права в
виде
книжечки, полученные мной когда-то в ГИБДД на шоссе Революции, он явно
видит
первый раз. К тому же мои права покрыты копотью. Он спросил: "Что это с
ними?" Я ответил: "Пострадали от
пожара в квартире". Про себя подумал: "Отстань от честного
человека. Я же не выясняю, почему на твоем прокатном велосипеде
лопнувшее
седло, прикрытое чехлом, якобы от дождя".
Снова
прокатился по широкой пустынной
набережной к Русалочке, тем более, что рядом симпатичный Лангелиние
парк.
Раньше, примерно сто лет назад, Русалочка прощала грехи матросам,
которые
возвращались из плавания и расслаблялись с местными девчонками. Сегодня
она, очевидно,
прощает грехи китайским туристам,
которых при мне привезли сюда на автобусе.
Правда, сама Русалочка смотрит не на туристов, а в море, и
думает о
чем-то другом...
Смена
королевской стражи у дворца
Амалиенборг. Процедура смены стражи
торжественная, но несколько затянута по времени и занимает минут
тридцать. Для
туристов это неплохо, так как успеваешь вдоволь нафотографировать
гвардейцев.
Их ружья, синие брюки с лампасами и огромные медвежьи шапки, надвинутые
на
самые глаза, выглядят эффектно. Гвардейцы не слишком возражают, когда
туристы
подходят фотографироваться к ним почти вплотную. Обнимать или хлопать
по плечу
гвардейцев, проверяя их реакцию, конечно, не рекомендуется, но в целом
молодые
ребята из королевской стражи весьма дружелюбны. Иногда даже
переговариваются с туристами,
особенно молодыми девчонками. Как тут не вспомнить стойкого оловянного
солдатика, который влюбился в танцовщицу?
Красив
оказался расположенный рядом Мраморный
дворец, своим куполом сильно напоминающий собор святого Петра в Риме.
Наверх на
смотровую площадку собора попасть не удалось, зато в Копенгагене
пускают на
шпиль церкви Vor Frelsers Kirke. Надо преодолеть наверх четыреста
деревянных
ступеней. Чтобы легче было подниматься, подъем
сопровождает музыка. Осмотрел сверху красные черепичные
крыши
Копенгагена, зеленые парки, каналы и гавань. Копенгаген буквально усеян
замками, кирхами, конными статуями!
Заканчивается
мой велосипедно-паломнический тур
в Данию. В Данию я съездил не зря! Мне хотелось посмотреть, как живут
люди в
Дании. Хорошо живут! Дания - оазис спокойствия и благополучия в Европе,
да и,
наверное, во всем нашем грешном мире! Наш мир отчаянно колбасит, совсем
как мой
велосипед с развалившимся передним колесом (три дня назад). И как
дальше ехать
с таким колесом - не скажет вам никто! Даже ныне здравствующая и всеми
уважаемая датская королева Маргрете II.
Тем
более приятно осознавать, что есть на земле
почти заповедные места, не подверженные всеобщему разложению и тлению
или, как
у нас стыдливо говорят, кризису. Я еще раз перечитал путевые записки
Карела
Чапека, написанные семьдесят лет назад, и сравнил с тем, что увидел
сейчас.
Кажется, что время остановилось в Дании. Особенно за пределами
Копенгагена, где
мне было ничуть не хуже, чем в столице. "Во всем милая, приветливая,
ласковая, спокойная и благопристойная страна. Даже не назовешь ее
страной, а
скорее большим, хорошим имением, которое сам Творец постарался
благоустроить и
наладил там исправное хозяйство".
Октябрь
2012