Велосипедная страна Дания. И. Гуревич |
За последние два месяца, я провел 20 дней в Дании. Из них 18 – в седле велосипеда. Вероятно, 18 дней не тот срок, чтобы объявить себя великим знатоком страны Данов, но кое-что я увидел, и хочу поделиться тем, как путешествовать на велосипеде по этой местности. Тем более, что это уже четвертый мой визит в Данию. Отмечу, что мне есть с чем сравнивать, так как Дания стала 33ей страной, которую я посетил и 25ой, по которой ездил на велосипеде.
Чем интересна Дания для велосипедиста? Дания это скандинавско-германская страна, в которой можно увидеть черты двух культур – скандинавской и немецкой. Это интересно. Дания некогда играла большую роль в Европе. Можно вспомнить скандинавов-викингов, например. Они брали Париж, завоевывали Англию. Дания была первой скрипкой в Кольмарской Унии, которая объединяла Норвегию, Швецию (включая Финляндию), Исландию, Фарерские острова. Владела Дания в свое время северной Эстонией, где основала «Датский город» – Таллинн. Гренландией Дания владеет и поныне. Словом, деньги в стране водились, войны обходили ее стороной или были не слишком кровопролитны (во время захвата Дании фашистами погибло 13 человек). Все это привело к тому, что культурное наследие в стране сохранилось, его можно увидеть, посетить. Словом, не буду описывать достопримечательности Дании, об этом можно прочесть много в Интернете, сосредоточусь на чисто велосипедных делах.
Начнем с преимуществ Дании.
Дания близко, и перелет туда (в Копенгаген) стоит дешево. Даже прямые рейсы, без пересадок, и компаний-дискаунтеров дают вполне приемлемую цену менее 200 евро в оба конца. А если летать скидочными компаниями типа Эр Балтик (либо напрямую из Питера, либо из Лаппеенранты), или Эстонскими авиалиниями, то получается еще дешевле. Правда, они берут деньги за провоз велосипеда, что сводит практически на нет преимущества по цене. Да и суета.
В Дании приятный рельеф.
Это не абсолютно плоская страна, как Голландия. И не гористая. Небольшие холмики Зеландии очень приятны. Они не утомляют, но разнообразят маршрут. Сложных подъемов, когда язык на бок, в стране нет. Зато в стране много фьордов – длинных и глубоко проникающих в территорию страны заливов. Конечно, это не Норвежские фьорды, со скалами и ущельями. Это равнинные заливы. Но все равно, красоты пейзажам добавляют. Замечу, что горы не всем по плечу, особенно для семейного отдыха. И именно для такого отдыха Дания, пожалуй, весьма хороша.
Продолжая морскую тему, отмечу, что на малых островах на юге Дании, на Лангеланде, на Мюне, других, еще более малых, попадаются места, когда вы заезжаете на небольшой холмик, и даже этого достаточно для того, чтобы увидеть море и справа и слева. Это красиво и необычно. Красиво и то, что ввиду небольшого количества лесов (их свели еще в незапамятные времена), очень много где открываются далекие горизонты. Видны поля, шпили церквушек, деревеньки, городки…
Дания - морская страна, и здесь много пляжей и мест купания. Увы, моря довольно холодные, а лето – не жаркое.
Если в Дании попадаются леса, то, как правило, это старинные леса. Увидеть в них дуб в два обхвата – обычное дело. Деревья в лесах выше, чем у нас, все-таки, климат мягче. Попадаются широколиственные леса с соответствующими породами. Среди хвойников обращают на себя внимание огромные туи. У нас они тоже не вырастают до такого размера. В лесах бывают совершенно очаровательные грунтовки, езда по которым даже не удовольствие – просто наслаждение.
Есть в Дании и свои «низкие земли», например, остров Лолланд. На Голландию не похоже, хотя защитная дамба по южному берегу острова, по которой идет велодорожка, может напомнить аналогичные голландские дамбы.
Главная природная достопримечательность Дании – глинт. Глинт – это колоссальный обрыв берега в море. Как в Эстонии, только вдвое выше и вчетверо красивее. Глинт в Дании ( самый большой расположен в крайней восточной точки острова Мюн) сложен белыми известняками, обрывается в бирюзовое море и порос зеленым лесом. Очень красиво.
Удивительное дело, за 18 дней катания по Дании, стране довольно населенной, распаханной, малолесной, я видел: три раза косулю, несколько раз зайцев, один раз лис, и еще каких-то барсуков-енотов, правда, последних в сбитом виде. Один раз вообще удивительно: свернул с шоссе в лес, с размерами, грубо, километр на километр. Казалось бы, что тут может водиться. Еду – а на меня из леса выглядывает косуля. Натурально выглядывает, смотрит внимательно. Может быть, следующее поколение датских косуль уже будет спрашивать: Илья Владимирович, как ваше здоровье? Нравится ли вам в нашем лесу? Не буду врать: здоровье так себе, а в лесу очень нравится. Палатки ставить, кстати, нельзя. Только в специальных местах. Да толком и негде. Многие леса частные, и при въезде в них висит плакат, что можно делать, а что – нельзя. При всем том, страна полицейская. В том плане, что население, как почти везде в Европе, на раз вызывает полицию, и полиция на раз приезжает разбираться.
Дороги.
Понятно, что мы не говорим об автострадах и напряженных шоссе. Только о небольших дорожках, пригодных для велотуризма. Асфальт доминирует. Грунтовых дорожек мало. Как правило, они располагаются в лесах, парках. Или это подъезды к домам. Грунтовки идущие на дальние расстояния – редкость. Страна богатая. Одно время, не знаю как сейчас, Дания занимала первое место по ВВП на душу населения. А Португалия – последнее в Европе. Именно поэтому, наш президент ставил задачу догнать Португалию, а не Данию.
Что еще важно в открытой местности, что в Дании очень много бесплатных туалетов. Они попадаются и в городах, и на трассах в местах для отдыха водителей. Да, проза жизни, конечно, но удобно, чисто, приятно. Велосипедная инфраструктура в Дании очень развита. По этому показателю Дания, видимо, находится на одном из первых мест в Европе. Часто напряженные шоссе дублированы велодорожками. Что, кстати, не делает путешествие по ним приятным, но возможным. В городах повсеместно велодорожки. Обратите внимание: дорожки имеют направления движения. Не стоит ездить по встречной велодорожке – можно попасть в ДТП, причем это более чем реально. Одно такое ДТП, когда два велосипедиста сошлись на встречных курсах (один был из России и не знал, что велодорожки бывают разнонаправленными, хотя это было нарисовано на них) я наблюдал.
В Дании есть сеть национальных велосипедных маршрутов, а также региональные велосипедные маршруты, маркированные на местности. Это удобно, хотя пару раз я уезжал куда-то в сторону. То ли я лох, то ли кое-где на поворотах могут отсутствовать знаки. В Дании есть «главный маршрут» - дорога Маргариток. Вроде как королева Маргарита вторая лично разработала его. Честно говоря, во многих местах маршрут оставляет желать лучшего. Региональные веломаршруты разработаны более тщательно, реже выводят на дороги с трафиком.
Мосты. Огромные мосты через морские проливы – визитная карточка современной Дании. По крупнейшим из них, увы, движение на велосипедах запрещено. А вот с Зеландии на Мюн – можно. В хорошую погоду это довольно приятно, вы поднимаетесь на большую высоту с которой видно далеко-далеко!
Ночлеги. Очень удобна для ночлега сеть хостелов Дан Хостел www.danhostel.dk/ . Чем удобна? Если честно, то ценой. Второе удобство – там есть полноценные кухни, в которых можно готовить. Тут мы плавно перетекаем к недостаткам Дании. Главный датский недостаток – дороговизна. Особенно это касается услуг. Скажем, продукты питания, что продаются в магазине, не так уж дороги, если сравнивать с нашими. Особой дороговизной отличаются рестораны. Именно рестораны, а не «быстропит». Последний, где можно съесть гамбургеры, или картошку фри и кусок куры, жареный во фритюре, как раз более-менее адекватных денег стоит. Но настоящие рестораны своей ценой наводят тоску. А в Дан Хостелах есть все, чтобы приготовить себе что-нибудь вкусное в удобной обстановке. Полезно знать, как пользоваться Дан Хостелами. Бронировать их можно по интернету, правда, они предпочитают брать предоплату. Если ездить не в сезон, то можно бронировать буквально в день заезда утром, или накануне. Самая проблемная ночь – с субботы на воскресенье. В эту ночь везде наибольшая занятость дешевых отелей. Утром выезд из хостела должен быть осуществлен до 10-00. А заселение возможно, как правило, с 16 (17) до 19 часов. Иногда наоборот, с 14 до 17ти. Что делать, если приедете позже? Надо позвонить в хостел, вам сообщат код доступа к ящику, в котором будет лежать ваш ключ. Ящик будет на стене рядом с дверью. Ну да, не слишком удобно. Суета. Но экономия существенная. И на проживании, и на питании. Некоторые хостелы требуют карточку «хостел интернешенл». Ее можно купить как в России, так и в любом из хостелов. Денег стоит, но по ней дают скидки на каждый хостел, а некоторые хостелы без таких карт не селят. В хостелах есть специальная комната для хранения велосипедов, или навес для этих целей. Еще недорогой вариант – сеть отелей Cabinn. www.cabinn.com/ Этот вариант неплох для Копенгагена. По стране их мало. В заключение темы, тем, кого забанили на Гугле, даю ссылку на датские кемпинги www.dk-camp.dk Кемпингов в Дании пруд пруди, я не большой их поклонник, кстати. Я – экстремист: если стоять с палаткой, то посреди тайги, природы северной, так сказать, на лоне. Когда никого нет, ни людей, ни инфраструктуры. Ночлег в палатке на поляне, на которой стоят 37 других палаток меня не вдохновляет. Лучше уж хостел. Но! В Дании, равно как и в Швеции, Финляндии, Голландии, есть в кемпингах летние домики. По-английски cabins, по-датски hytter. Это такие домики на одну комнату, на 4, например, кровати в два уровня. Удобств в них, как правило, нет (удобства коллективные в отдельном блоке). Но жить там куда удобнее, чем с палаткой. Для проживания в них требуется комплект белья или спальники. Кабины эти тоже различаются на 5 разрядов по уровню комфорта.
Население. Население в Дании вполне себе европейское, что означает полное равнодушие к вам, если вы не клиент. При всем том, люди в массе своей приветливы. На вопрос «откуда приехали», я отвечал, что мы - те самые «ужасные русские». Что вызывало, конечно, улыбки. А одна довольно пожилая дама, улыбнувшись, поведала мне, как в 1945 году ее, маленькую тогда девочку, пугали, что если придут русские, то будут большие неприятности. Список неприятностей был значительным, но запомнилась мне одна: русские должны были заставить ее пить гоголь-моголь, в состав которого входят сырые яйца. Да, страшно было в Дании в 1945 году. И вот мы пришли... Страшные, на велосипедах... А гоголь-моголь то, оказывается, в России никто не пьет...
Дания, кажется, как бы сказать, национально ориентированной страной. Все написано только по-датски. Ну, иногда бывают надписи на других языках, но в целом – датский и все. В Дании очень жесткое миграционное законодательство. После поездки в Брюссель, мне кажется, что это хорошо. Не то, чтобы я был каким-то ужасным националистом, но, как путешественнику, в Дании хочется видеть датчан, датскую культуру. Еще немного времени, и в Брюсселе бельгийцев днем с огнем не сыщешь. Здесь вроде как, пока ситуация намного лучше. Есть шанс, что и наши дети смогут увидеть датскую культуру, если уж бельгийская канет в лету. Повторю, что ничего против турок или арабов не имею, они не лучше и не хуже датчан. Просто для путешествующего человека интересно знакомиться с культурами разных народов, и хотелось бы, чтобы такая возможность осталась.
Дети. Дания очень хорошо приспособлена к отдыху с детьми. В стране очень много аттракционов для детей, парков аттракционов. Многие музеи (например, замок Эгесков) совмещают аттракционы, выставки, музеи. Возможно, это неспроста. Развитая велоинфраструктура, мягкий климат, легкий рельеф, все это как раз и делает Данию привлекательной для отдыха с детьми. Отсюда, видимо, и такое большое количество всевозможных аттракций для детей.
Транспорт. Ужас, как дорого. Когда знакомишься с ценами на общественный транспорт в Дании, начинаешь понимать, что реально стоит за любовью датчан к велосипеду. Это, несомненно, не романтические или еще какие идеи, а экономия. Нас в Дании интересует, конечно, междугородный транспорт. Это паромы и поезда. В поездах есть специальные вагоны для провоза велосипедов. Надо брать на них билет. Посмотреть расписание, тип поезда, стоимость билетов можно тут: http://www.dsb.dk/om-dsb/in-english/
Паромы между островами Дании ищите в интернете. Обратите внимание, что некоторые чисто туристские паромы могут работать с середины мая, а то и с июня. Это соответствует местным понятиям о том, что такое туристический «сезон» в Дании. На паромы велосипеды тоже берут без проблем, но, увы, за деньги.
Основные проблемы для велосипедиста в Дании
Проблем в Дании у велосипедистов нет. Можно отметить, разве что, то, что Дания расположена между двух холодных морей. Северного и Балтийского. Соответственно, ветра дуют часто, а иногда со значительной силой. «Выгребать» против такого ветра – сложно. Вторую неприятность надо знать всем: при оплате карточкой торговые организации берут (почти все) с вас дополнительную комиссию от 1 до 5 (пяти!!!) процентов от суммы покупки. Это относится и к отелям, и к ресторанам, магазинам, бензоколонкам. Барыги, ничего не скажешь. Будьте внимательны, и расплачивайтесь лучше наличными кронами. Прокатившись по Дании, я составил два маршрута, «Большое Датское путешествие», треки с которых и комментарии к ним выкладываю.
Более простое, более короткое (7-8 дней) путешествие - вокруг острова Зеландия. Это великолепное путешествие, с лучшими датскими треками, которые идут через леса и поля, мимо замков и рядом с морем. Треки как проехать на велосипеде вокруг Зеландии. Недостаток один - мало. Неделя - мало! Треки Большого датского путешествия (12 дней) ниже.
По Дании на велосипеде. Трек 1. Нествед - Вординборг - Монс Клинт. 160 км 2 дня.
По Дании на велосипеде. Трек 2. Монс Клинт - Нюкобинг Фальстер - Наксков. 171 км 2 дня.
По Дании на велосипеде. Трек 3. Наксков - Транкяр - Свендборг - Оденсе. 123 км 2 дня
По Дании на велосипеде. Трек 4. Оденсе - Нюборг - Корсор - Соре - Роскилле
По Дании на велосипеде. Трек 5. Эльсинор -Копенгаген.
Если вы ищете несложный маршрут, то можете объехать остров Зеландия на велосипеде. Треки этого "подвига" будут опубликованы на ВелоГиде. Также можете взять велотур, например "Сказочная Дания", если ищете комфорт, машину сопровождения и размещение под крышей.