Сколько стоит километр пути на велосипеде? Илья Гуревич, по материалам Анатолия Чайки |
Сколько стоит километр пути на велосипеде? Волнующий вопрос, особенно в кризисные времена. Прочитайте эту статью, и никому из близких не рассказывайте о том, что в ней написано. В самом деле, большинство людей, покупая велосипед, полагают, что на этом их траты завершены, что, соответственно, километр пути на велосипеде, раз в него не надо заливать бензин, стоит ноль рублей ноль копеек. Щаз! Или даже лучше скажем так: Шчаз! Покупка велосипеда открывает светлый путь в кассы разных магазинов, где оседают вполне заметные в бюджете деньги. Итак:
Есть у меня один приятель, зовут которого Анатолий. Не то, чтобы он был абсолютным занудой, но все свои траты на велосипед за долгие годы он вносил в таблицу.
Также в таблицу он вносил все километры, которые он проехал на этом велосипеде, даже если он проехал всего лишь в соседнюю булочную и обратно 3 километра.
Получил я от него этот файл, посмотрел, и увидел, что километр пути на велосипеде обходится в 3.33 рубля на километр.
Сводная таблица (километраж за 2002-2004 годы указан суммарный).
Год
|
Пробег
|
Сумма
|
Руб/км
|
2002 |
15 000 |
30 200 |
4,21 |
2003 |
7 500 |
||
2004 |
25 500 |
||
2005 |
8 061 |
16 920 |
2,10 |
2006 |
5 789 |
14 409 |
2,49 |
2007 |
4 815 |
12 467 |
2,59 |
2008 |
4 744 |
21 044 |
4,44 |
2009 |
87 |
- |
0,00 |
Всего |
38 496 |
128 040 |
3,33 |
Итак, из таблицы мы видим, что за 6 лет на велосипеде наезжено без малого 40 000 километров, а денег потрачено, учитывая покупку велосипеда, 128040 рублей. Если Анатолий вел свою таблицу для памяти, то уж лучше склероз, чем такая память…
На что уходили деньги? Я разбил все Толиковы траты на следующие группы:
Колодки, цепи, камеры, смазка, замена изношенных переключателей и так далее, я объединил в первую группу трат, и назвал ее «износ». Борьба с износом унесла из кармана Анатолия 22% всех средств потраченных с 2002 года.
Апгрейды, это замена одной части велосипеда на аналогичную, более высокого уровня. Замечу, апгрейды, это не просто прихоть. Зная нашего Таляна, можно предположить, что на апгрейд он идет обычно тогда, когда старую деталь все равно надо менять.
Ремонт, к которому я отнес замену всего, что ломалось (а ломались вилки и колеса, и даже один раз заваривалась рама) и апгрейды, доставили 19% страданий расставания с деньгами. Деньги, уплаченные сторонним механикам, я учел отдельно. Впрочем, Толик, похоже, на людях экономил, заплатив им за нелегкий труд жалкие 2630 рублей, что составляет 2% расходов. Анатолий, ты о семьях веломехаников города подумал???
А вот на одежду наш Талян не скупился. 22% расходов пошли на туфли, куртки, подшлемники и шлемы. Довольно много, конечно. Но вопрос о том, была ли бы достигнута существенная экономия денег (в ущерб, понятно, здоровью), если бы вместо велотуфлей Толик носил бы обычные кроссовки, к примеру. Да, они дешевле, но и ресурс, вероятно у них заметно ниже. Можно, конечно, пытаться ездить в джинсах, или в ватнике. Вероятно на этом можно сэкономить, только надо ли?
Стоимость велосипеда в общей сумме расходов составляет 24%, и на аксессуары (крылья, насосы) было протранжирено 14% всех средств.
Конечно, скажем прямо, все люди разные. Полагать, что если у нашего доброго Анатолия стоимость километра пути составляет 3.33 рубля, то значит и у вас столько же, вряд ли имеет смысл. Изначально велосипед Толика был не дешевым – 30200 рублей в 2002 году, что дает 24% всех расходов. Да и аксессуары и обувь он покупал тоже не «полный ацтой». С другой стороны, стиль езды Толика не самый жуткий. Хотя, велосипед постоянно летает с ним в самолетах, участвует в мультигонках.
Если кто-то из вас, товарищи ВелоПитерцы и сочувствующие вел подобный файл и имеет подобные цифры, пришлите их нам. Будем смотреть, сравнивать. А пока, посмотрите для наглядности схему трат на велосипед:
Конечно, у Анатолия есть машина. И разумеется, на нее тоже ведется файл по тратам. Автомобиль – не тема нашего исследования, но отметим, что по расчетам Толика, километр на автомобиле обходится в три раза дороже, чем на велосипеде.
Заметим, что в Толиковом файле не учитывается топливо для велосипеда… то есть, для велосипедиста. А было бы интересно посмотреть, на сколько больше съедает человек, вкручивавший весь день, по сравнению с каким-нибудь лентяем, который этот же день провалялся дома.