ПЕРЕВОЗКА БАЙКОВ


По небу летят дирижабли
По рельсам бегут поезда
По синему морю корабли
Плывут неизвестно куда
И. Иртенев

Перевозка велосипедов по железной дороге
Чаще всего, на просторах нашей необъятной родины, велотурист выезжает в велотуристские угодья на поезде. Поезда и вагоны бывают разные: наши и не наши, купейные, СВ, плацкартные, сидячие, общие и нестандартные. Удобнее всего перевозить велосипед в плацкарте: на третьи полки спокойно влезает 4 велосипеда в чехлах со снятым передним колесом и левой педалью. Несколько хуже обстоят дела в сидячих вагонах. В них, как правило, нет третьих полок, на которые влезает велосипед, но зато есть разнообразные "шхеры", куда велосипед можно "зашхерить": у торцевых стенок вагона. Однако если в плацкартный вагон можно сложить хоть 10 велосипедов, то в сидячем проблемы начинаются уже от 4х. Просто физически для них нет удобного места. Приходится загромождать проходы, что плохо. Хуже всего обстоят дела с купейными вагонами. Их грузовые полки менее всего подходят для перевозки байков. Даже если вы практически полностью разобрали ваш велосипед, сняв и педали и оба колеса, то он все равно будет торчать из отсека, нависая над теми, кто едет на вторых полках. Конечно, если все купе ваше, то можно кое-как разместить там 4 велосипеда, для чего приходится использовать эспандеры, организуя подвески к потолку. Но это очень неудобно.
Существуют в природе трехместные купе, которые курсируют из нашей страны в зарубежные. Кто мог придумать такие странные купе сказать сложно, но в них вряд ли удастся более-менее сносно расположить даже один велосипед, не то, что три.

Особняком стоят вагоны общие и нестандартные. Общий вагон, как правило - обычный плацкарт, куда продают билетов в полтора раза больше, чем есть в наличии мест. Посадка в такой вагон сопряжена с проблемами: все стремятся забраться внутрь как можно быстрее, чтобы занять себе место. В том числе предметом народного вожделения являются и третьи полки - на них можно спать. Если вы попадете в заполненный общий вагон, где даже третьи полки заняты, то у вас будут проблемы с размещением байков. Единственный светлый момент - в общем вагоне часто ездят люди на короткие расстояния. 2-3 часа, и человек выходит на своей станции, а вы можете сложить на его место свой скарб.

Нестандартные вагоны обычно встречаются в фирменных поездах, при этом их проектировщики стремятся реализовать свои хитрые замыслы, забывая о нуждах нашего брата велосипедиста. Таких поездов надо всемерно избегать. Итак, из всех типов вагонов наиболее удобен плацкарт.

Чтобы попасть в вожделенный вагон надо согласно инструкции МПС разобрать и упаковать велосипед в чехол. Разбирается велосипед не полностью: снимается переднее колесо, и левая педаль. Чехол в России выпускает одна фирма - петербургский "ПИК-99". Далее велосипед кладется на третьи полки, либо на две сразу (поперек отсека), либо на одну, но тогда надо дополнительно фиксировать байк эспандером.

Еще один нюанс - поезда бывают наши и … не наши. Скажем, украинские. Если вы едете на Украину - будьте осторожны. На украинских дорогах свои правила, отличные от российских. А вот у белорусов правила практически ничем от наших не отличаются.

Во многих (но не всех) поездах есть багажные вагоны, куда в случае необходимости можно сдать байк для перевозки. Есть два нюанса: все, что сдается в багажный вагон, оплачивается, в то время как байки, едущие вместе с вами в плацкарте, перевозятся бесплатно. И второй момент: нет ни какой гарантии, что ваши велосипеды сгрузят на нужной вам станции, особенно если поезд стоит там всего 2 минуты. Этот процесс надо контролировать лично!
Интересно перевозить байки по железной дороге за рубежом. Очень часто это нетривиальная задача. Какие бывают варианты?

1. Для велосипедистов есть специальные вагоны
2. Для велосипедистов есть специальные поезда, а в обычные с велосипедом просто не пускают.
3. Велосипед провозится отдельно от пассажира: то есть, вы должны сдать его в багажный вагон.

Вероятно, есть и еще более экзотические правила, но есть и универсальный совет: перед тем, как сесть в поезд идущий по зарубежной стране, узнайте, какие действуют правила для провоза велосипеда именно на данном поезде, а не в целом в стране.

Отдельная тема - перевозка байков в электричках. Правила действующие на МПС давно устарели, что не помогает нашему брату. В правилах записано: перевозка велосипедов в пригородных поездах осуществляется за плату, а провозятся они по одному в тамбуре. Хорошие правила, но что делать, если 40 байкеров выезжают покататься на природу? Где взять столько тамбуров? Кстати, в последнее время появляются специальные электрички, где предусмотрено место для велосипедов и тележек - снят один ряд сидений. Если такого места нет, то байки провозятся в салоне. Если их не много (до 4-5), то они ставятся вертикально, и крепятся к грузовой полке эспандерами. Если байков много, то тогда они размещаются на сиденьях: одно колесо на одном - другое на спинке противоположного.

Самолет
Перевозка байков на самолете дело не простое. Во-первых, авиакомпаний много, и у каждой свои правила. Причем правила варьируются в широких пределах: от "велосипеды перевозить можно и бесплатно", до "велосипеды перевозить можно, но за деньги, даже если они разобраны и упакованы". Во-вторых, велосипед с вами… разлучают! Если в поезде вы лично, аккуратно укладываете свой байк на третью полку, то в самолет его швыряют аэропортовые грузчики.
Итак, авиакомпании имеют ограничения по весу багажа: 20, 25, 30, 35 килограмм, а также лимитируют габариты груза. Но если взвешиванию подвергается весь багаж, то случаев измерения велосипедов в чехлах рулеткой зафиксировано не было. Как правило, на превышение габаритов в несколько сантиметров внимание не обращают. Конечно, 20 килограмм груза - это очень мало, с учетом того, что велосипед вместе с чехлом и всякими фонариками - багажниками добрых 15-16 килограмм. Что нам остается? Остаются маленькие хитрости: одеть на себя больше одежды, положить в карман что-нибудь тяжелое, например, снятые с байка педали. Важно еще грамотно распределить вес между участниками перелета, чтобы все были загружены одинаково. Как правило, в аэропортах есть для этих целей весы.

Как же перевозить велосипед? Алгоритм таков: сначала надо узнать требования той конкретной авиакомпании, которой вы собираетесь лететь. Делать это надо перед взятием билета, ибо от этого многое зависит. Скажем, несколько лет назад авиакомпания КLМ требовала перевозку байка в жесткой упаковке (картонная коробка) и за каждый килограмм веса взимала 1% стоимости билета. Другими словами стоимость перелета увеличивалась сразу на 15-18%, и к тому же добавлялась проблема с коробкой. Ну, дома то ее найти не проблема (в любом веломагазине дадут), а на обратном пути? Еще пример: осенью 2003 года, у Чешских авиалиний были такие правила: велосипед должен быть разобран, колеса сняты и крепко прикреплены к раме, педали демонтированы, свернут руль… При выполнении этих условий велосипед считался частью багажа и не оплачивался (если не превышался общий вес). Заметьте - даже чехол не требовался. Более стандартная ситуация - это когда разобранный велосипед все же должен упаковываться в чехол.

Как сохранить велосипед в целостности при перелете? Однозначных рецептов тут нет, но кое-что помогает: байк должен быть в чехле, снятое переднее колесо должно быть туго прикреплено к раме с правой стороны (где система и переключатели), заднее колесо по возможности надо оставить на своем месте, а спереди поставить специальную распорку, чтобы передняя вилка сохраняла жесткость. Такие распорки бывают в продаже, или их можно самостоятельно сделать из оси с резьбой и 4х гаек. Кроме этого приходится снять все фонари, велокомпьютеры, щитки и крылья.

Автобус
Автобусы бывают разные, как по типоразмерам, так и по принадлежности к разным фирмам - перевозчикам. В отличие от авиации, на автотранспорте часто царит беспорядок, так как руководство фирмы далеко, а у шофера есть свои интересы. И "беспорядок" бывает не только в России: однажды в Турции нас просто высадили из автобуса с формулировкой: "я передумал вас везти". Вот так: передумал и все - кому жаловаться?
Итак, при посадке в автобус есть две основные проблемы: контакт с водителем, и габариты багажного отсека автобуса. Багажники располагаются под салоном, и чаще всего их размеров для велосипеда хватает. При этом требуется снять седло, иногда оба колеса, и байк ставится вертикально, седлом вниз. Если велосипедов много, то их надо ставить без чехлов - так больше помещается. Если один - два, то в чехлах. Хуже обстоит дело, если багажник не позволяет разместить байк - это бывает не только на маленьких автобусах, но и на огромных двухэтажных. Как ни странно в них тоже маленькие багажники, а иногда они разделены дополнительными перегородками. Что делать? Ставить в салон. Это тонкий момент, ибо водители, как правило, трепетно относятся к чистоте внутри автобуса. Чем более новый и хороший автобус, тем больше проблем у вас будет с посадкой в него. Хуже всего - на международных рейсах, там в погрузке велосипеда в салон вам могут просто отказать, ибо зарубежные "гаишники" ряда стран весьма придирчивы к соблюдению правил, а правила не поощряют перевозку в салоне каких-либо грузов. С другой стороны, на местных линиях в российской глухомани никто и не заметит, что в салон ПАЗика погрузили 15 велосипедов.

Корабли - пароходы
С посадкой в белоснежный лайнер у велосипедистов проблем не бывает. Как правило, велосипеды ставятся либо вместе с автомобилями, (если вы на пароме), либо размещаются на верхней палубе. Важно отметить два нюанса: надо предусмотреть большое количество эспандерных резинок для жесткого крепления байков, и продумать систему безопасности. С одной стороны, украсть велосипед с парохода - сложно. Кругом море. С другой, стоят велосипеды от вас вдалеке… Хороший вариант - разместить байки в носу судна, в закрытой для посторонних зоне. Иногда за провоз велосипеда на пароме взимают плату.
Проблемы с перевозкой байков по воде бывают, если вам надо воспользоваться "Ракетами" - "Кометами" - быстрыми катерами на подводных крыльях. Увы, места на них весьма мало, а багаж часто ограничивают как по весу, так и по габаритам. Если на посадке "аншлаг", то могут возникнуть неприятности. Если вам предстоит ехать на судах такого типа, то разговора с капитаном избежать сложно. Чаще всего надо "уговаривать" капитана разрешить занять место в корме, и прикрепить байки к фальшбортам. Обычно морские и речные волки люди добрые и не отказывают велотуристам.

Машины
Апофеозом велотуризма является перевозка велосипеда на личном автомобиле. Очень удобно: погрузил байк на крышу машины, и можно его все путешествие и не доставать! Если отставить шутки, перевозка велосипедов на автомобиле помогает устраивать однодневные покатушки вокруг крупных городов. Выехали за зону сильного движения и тотальной загазованности, распаковали велосипеды и катайтесь! Существует два основных вида велобагажников: на фаркоп и на крышу. И те, и другие имеют достоинства и недостатки: на крышу велосипед погрузить тяжеловато, зато там он не мешает, скажем, доставать вещи из багажника. На фаркопный багажник байк погрузить легко, но вот достать что-то не снимая байки - становится сложно. Автомобильные багажники продаются во многих автомагазинах.