ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ВРЕМЕНА ГОДА

январь апрель июль октябрь
февраль май август ноябрь
март июнь сентябрь декабрь

Примечание. Данный обзор является не догмой, но информацией для размышления. Современный климат частенько преподносит сюрпризы! Тем не менее, надеюсь, обзор составленный на основе личного опыта наведет вас на некоторые размышления о том, куда стоит ехать а куда нет в то или иное время года.

Апрель покатушечный.

Хороший месяц апрель! Солнечный, теплый! Если конечно сравнивать его с недавно ушедшей зимой. Апрель - один из самых лучших месяцев для покатушек. Почему? Во-первых, все изголодались по теплым денькам и сухим дорогам. Во-вторых, все асфальтовые дороги в наших широтах полностью освобождаются от снега и грязи еще до начала месяца (или в первых его числах), а к его концу, подсыхают грейдеры и многие лесные тропы, особенно на высоких местах. В лесах, в темных местах еще лежит снег, многие лесные озера вскрываются только к самому концу месяца, а в иной год и к концу первой недели мая. Лесные дороги идущие по низинкам в апреле - это еще жуткая грязь, иной раз по колено залитая талой водой. Часто ночами еще держится минусовая температура и к утру грязь на тропах и дорогах задубевает и их можно преодолеть не запачкавшись.

В апреле, особенно в его начале, приятно, что электрички еще не забиты несметными полчищами дачников, мечтающих вырастить на своем огороде большой урожай огурцов. То есть нам, велосипедистам, есть, где разместиться! Что в апреле неприятно, так это колебания температуры. Помню, выехал я 15 апреля прокатиться под Выборг - +15, красота! Возвращаюсь - град, ветер, холод! Даже выезжая на один день, надо брать с собой запасной комплект одежки на "непредвиденные обстоятельства". Бывает и снежок выпадет на денек - другой. Следует отметить, что на юге Ленобласти весна наступает на 1-2 недели раньше, чем на севере и востоке. Скажем, листиков на деревцах в Приозерске в конце апреля не увидишь, а вот в Луге - можно. Итак - апрель отличный месяц для покатушек по шоссе и просохшим грейдерам. А вот тропы лучше отложить до лучших времен.

Апрель велотуристский.

В апреле велотуристы практически не проявляют активности. Связано это не с тем, что апрель неудачный месяц, а с тем, что впереди большие майские праздники - время массовых выездов в походы. Тем не менее, в апреле есть, где прокатиться.

У любителей зимнего велотуризма апрель - "момент истины". Начало апреля (до его середины, а в некоторых районах и до конца), отличное время для зимних велопоходов по Восточной Сибири. Кто хочет пройтись по зимникам Забайкалья, прокатиться по льду Байкала, отправиться в Якутию или еще куда, на Восточно-Сибирские просторы - самое время! День длинный, солнце днем пригревает! Правда ночами может и 35 "ударить". Ну да Сибирь есть Сибирь! Ходить в зимние походы в апреле в Европейской части страны уже плохо (за исключением самого северо-востока). Зимники становятся мягкими, на них выступает вода, многие становятся непроезжими. Полупротаявшие грейдерные дороги "радуют" взвесью из талой воды и песка, вскрываются ручьи. Зато ночью все это замерзает, и наутро велосипед надо приводить в чувство: на цепи (если с вечера ее не протереть) борода изо льда, переключатели заледенели, на "советских" велосипедах собачки в трещотках скованы льдом…

"Летним" велотуристам тоже есть, где прокатиться. Начало месяца располагает к посещению пустынь и степей в Средней Азии, В Астраханской области и на Северном Кавказе, к невысоким горам Армении, к теплой Грузии, Крыму, побережью Черного моря. На территории России для летнего велотуриста в апреле почти везде плохо, разве что далеко на юге в скучных степях, которые велосипедисты не очень-то любят. На большей части территории страны распутица, да и крайне неустойчивая погода в центральной и северной части - то солнышко и тепло, то последним снежком присыпет. Остаются асфальтовые дорожки. Если судьба подарит отпуск в апреле, то лучше ехать далеко на юг - на Ставрополье, в Астраханскую область, Краснодарский край, не то придется месить грязь или ездить только по асфальту.

Планируя апрельский поход, нельзя не учитывать потерю формы за зимний сезон - не стоит закладывать чрезмерных километражей, оставьте это для августа.

Май покатушечный.

Первая декада мая знаменуется приходом "больших праздников" и массовым выездом туристов и дачников загород. Вереницы машин везут из города нехитрый дачный скарб, вместе с дедушками - бабушками, отправляемыми в ссылку на летнее время на дачную каторгу. Когда наши ветераны перекопают огороды, приведут в порядок дома, им в награду привезут в конце мая любимых внучат, чтоб было чем заняться длинными летними днями. Для покатушечника это означает "смену приоритетов". Если до майских вполне можно катать по радиальным дорожкам в направлении Питер - пригород, то с майских лучше направления менять, отдавая предпочтения езде поперек потока, или учитывать его направление. Поперек потока это, скажем, не по шоссе Питер - Сертолово - Первомайское, а Зеленогорск - Васкелово, или Кириши - Волхов. Но тогда возникает проблема с электричками! Ничего не попишешь - электрички в это время года сильно забиты. Иной раз трудно в них вписаться даже на конечных остановках. Тем не менее, есть пара советов: приходите на электричку заранее, не позже чем за 20 минут, садитесь на кольце. А если надо возвращаться электричкой домой - садитесь на последнюю. Дачник - человек несчастный! Выйдя на вокзале с электрички, он на своей тележке домой уехать не может. Поэтому в город старается приехать не поздно, чтобы транспорт еще ходил. А нам до транспорта дела нет - можем и в 23-50 прибыть! Главное чтоб мосты не развели!

Что в мае приятно, что к концу месяца в наших широтах "досыхают" последние тропы. На майские еще и вода высока, и ледок на озерах, а к концу месяца все практически сухо. Самое время начать езду по бездорожью.

Интересно, что на майские праздники в Питере и окрестностях всегда холодает, особенно на Первомай. Прямо наказание какое-то! Вроде только что, в апреле, температура превышала 20 градусов, то на Первомай два года из трех идет мокрый снежок или просто стоит дикий холод! На меня сыпало снежной крупой и под Выборгом и на Валдае, и даже далеко от нас - во Владимирской области! Может по всей стране так? А вот 9 мая - уже все по-другому! Почти что лето!

Май велотуристский.

На "большие майские праздники" уважающий себя велотурист едет в поход! Однако в своем стремлении на природу он не одинок. В поход едут "байдарочники", "пешники", "горники", хуже того - группы школьников! Все поезда забиты, электрички переполнены… Билеты на поезда надо брать заранее, причем сразу "туда и обратно", иначе проблем не избежать! А, кстати, куда стоит поехать на майские?

На майские праздники лучше всего ехать на юг от воображаемой линии Приозерск - Волховстрой - Ярославль - Нижний Новгород - Казань. К югу и западу от этого рубежа "весны" погода заметно лучше, теплее, дороги (проселки) суше. К северу от этой линии в тени еще лежат сугробы, грунтовые подъемы на холмы обращенные к северу еще не просохли, погода менее устойчива, вероятность попасть под последний снежок весьма велика (хотя я попадал под снежок и к югу от "линии весны"). В это время года совершенно замечательные маршруты можно делать в направлении север - юг! Классический "бросок на юг" совершил Влад Васильев в 1999 году. Начав в Великих Луках, где было довольно прохладно, он прошел до Киева, где к концу майских цвело все, что может цвести, в лесах уже были долгожданные комары, и деревья стояли зелеными! Вот такое путешествие из весны в лето! Вспоминаю в этой связи свою дневку на озере Валдай 3-его мая: +1, мокрый снег, ни листика на деревцах. Другой раз прямо на "линии" - рядом с Весьегонском пришлось несколько километров брести по колено воде, так как дорога превратилась в рукав реки. Вообще разлившиеся реки - частое явление на майских. В 2001 году группа Николая Сороко переходила в Мещере вброд речку, которая разлилась более чем на километр в ширину. Подтопленные места, кстати, создают проблему и для постановки палатки. Тот же Николай рассказывал, как в районе Лодейного Поля ему пришлось проехать с десяток "лишних" километров, пока он не нашел более менее сухую полянку в полузатопленном лесу.

Раньше, старики сказывают, хорошо на майских было в Прибалтике - в Эстонии, Литве, Латвии. Сейчас в этих местах тоже хорошо, но да кое-где уже визы нужны! А визу сейчас намного легче получить Финскую, чем Эстонскую. Кстати, в Финляндии на майские тоже весьма хорошо: погода теплее, чем у нас, а кемпинги еще не переполнены.

В настоящие "большие горы" в мае еще не ездят - не из-за того, что "боятся", а просто пока не набрал хорошую форму, нечего в горы лезть. Не следует ездить в конце мая в Сибирь и на Урал. На ее необъятных просторах бушуют паводки, которые сносят все, что только можно снести, в том числе и многие дороги.
Конец мая велотуристами обычно игнорируется - после бурных праздников наступают рабочие будни. Однако именно в конце месяца и в начале июня в наших широтах многие деревья начинают цвести, а леса даже на севере области становятся полностью зелеными. Хорошее время, а пропадает зря!

Июнь покатушечный.

Июнь самый светлый и комариный месяц в году. Хочешь - катай сутки напролет, никакая ночь не помеха. Тепло, не дождливо. Одним словом, практически идеальное время для покатушек любых типов. Интересно отметить, что ночью автомобильное движение на дорогах сильно ослабевает… это намек!

Июнь велотуристский.

Если с точки зрения покатушек июнь чуть ли не идеальный месяц в году, то для велотуризма дело как раз обстоит едва ли не наоборот! То, что день длинный, это, конечно, хорошо, но что делать с комарами и мошкой? Все леса в окрестностях Питера наполнены комариным звоном, а про Карелию, Архангельскую и Вологодскую область и говорить страшно. Бывает, утром встанешь - ни секунды на месте не устоять! Жалят, жалят, жалят! Съедают просто на корню! Но сущий ад может случиться, если у вас в палатке есть дыра и ночью в нее пролезают, пролетают, проползают зловредные кровососущие насекомые. Кроме того в конце весны - начале лета всякая кусачая гадость наиболее опасна. Энцефалитные клещи наиболее энцифалитны, ядовитые змеи и насекомые наиболее ядовиты и насекомы…

Но нет худа без добра! Коль скоро ночь в июне не наступает, можно начинать походы с вечера. Садишься в пятницу после работы на электричку, приезжаешь на место в 10 вечера, частик едешь в сторону от станции и спокойно ставишь палатку, благо светло! Еще можно порекомендовать использовать газовую горелку. В палатку зашел, закрылся от кровососущих, и ужинай спокойно.

В июне можно поймать приятную недельку на Кольском полуострове, когда с одной стороны уже тепло, с другой комары и гнус еще не вылезли, но это - на удачу. Если весна будет чуть более ранней - можно хорошо "попасть" прямо гнусу на завтрак, если поздней - может накрыть снежком.

Если судьба гонит вас в поход именно в июне и именно в нашем, северо-западном регионе, то могу посоветовать держаться открытых мест. Приятно проехаться вдоль Онежского озера (западным берегом), останавливаясь на стоянки прямо на берегу под ветерком. Можно прокатиться вдоль Финского залива или Ладоги. Стоянку не обязательно делать на берегу озера или моря. Однажды нас жизнь (в лице комаров) заставила встать лагерем прямо посреди гранитного карьера - от комариного леса далеко, и ветерком обдувает.

Июнь - самый малонаселенный летний месяц в традиционно курортных местах. В июне хорошо в Прибалтике (например, в нашей Калининградской области), можно "попробовать на прочность" горки Крыма, Карпат, Кавказа. Хорошо в июне и в Европе.

Совсем плохо в июне, равно как и в июле, на грейдерных дорогах с интенсивным движением. Глотать пыль всегда противно, а на жаре так вдвойне.

Июль покатушечный.

Июль обычно самый жаркий месяц в году, что накладывает свой отпечаток на проведение покатушек. Как "вжарит" солнце 30 градусов в тени, так хочется сделать большой дневной перерыв. Конечно, если вы движетесь по тенистым лесным тропинкам, то может быть и ничего. А вот на шоссе! День в июле длинный, и хорошо покатушку разбивать на две части, с перерывом "на жару". Интересно отметить, что статистика по Питеру выдает на июнь 50% дней с осадками, что существенно больше, чем в сухом июне. Другая статистика говорит о том, что в июле начинаются самые крупные транспортные проблемы вокруг Питера. В самом деле, если в июне электрички забиваются только несчастными дачниками, то в июле к ним добавляются грибники и любители позагорать.

Июль велотуристский.

Если говорить о первой половине июля, то это отличное время для познавательных походов по центру страны. Золотое Кольцо, Пушкинские горы, Селигер. В это время на европейской части страны стоит более менее устойчивая теплая с малым количеством осадков погода.

Вторая половина июля и следующий за ним август - лучшее время для проведения больших и сложных велопоходов в горах. Памир и Тянь-Шань, высокий Кавказ, Алтай и Саяны. Кроме этого, вторая половина июля благоприятствует к поездкам и в Карелию, Архангельскую область и в целом на север России, где комариный кошмар к этому времени несколько ослабевает. С другой стороны на юге очень жарко. Спортивного плана походы, когда человек настроен на то, чтобы ехать, а не лежать на пляже, в июле на жарком юге лучше не проводить. Да и на курортах велотуристу в это время делать нечего: жарко, многолюдно.

За границей в июле тоже хорошо, но есть пара "но". Известно, что в туристическом бизнесе есть такое понятие как сезонность. Сезон бывает высоким, низким, средним. Что это значит? Это значит, что в феврале билет в Нью-Йорк обойдется вам в 500 долларов, а в июле в 850. С другой стороны, это означает, что в кемпинг в пригороде, скажем, Стокгольма в апреле вы можете приехать в расчете на наличие свободных мест, а летом без предварительного бронирования можно "пролететь". Июльским "хитом" может стать велопоход по северной Норвегии, на самую северную точку Европы, по фьордам. Здесь в июле лучше, чем в августе.
Если говорить об экзотических местах, то в июле можно отправиться в … Турцию! Но не в те места, куда все ездят - на южное побережье, а в горы Восточной Турции, на озеро Ван. В целом вся местность приподнята здесь на 1,5 - 2 км над уровнем моря, а вокруг еще перевалы до 3х км. Можно хорошо покататься, при этом без особой жары. Другая июльская "экзотика" - Западная Монголия.

Август покатушечный

По условиям для покатушек август мало чем отличается от июля. Немного больше дождливых дней, чуть холоднее, меньше комаров и переполненные электрички. Август не имеет противопоказаний к покатушкам любых типов, кроме традиционного совета выбирать спокойные дороги. Именно в августе хорошо забираться в "пампасы", пробовать торить неизведанные тропы с бродами и болотами. В теплом августе никакие препятствия не страшны!

Август велотуристский

Данный обзор пишется для облегчения выбора места для похода. В этой связи, говорить про август довольно сложно, так как он, в самом деле, самый благоприятный месяц для туризма. Если вы задумали сделать сложный поход спортивного плана, то август - лучшее для него время! Связано это не только с погодой, но и с набором хорошей спортивной формы. Первая половина месяца располагает к северу, где еще не холодно, а количество гнуса минимально, к высоким горам: Памиру, Кавказу, Алтаю. Вторая половина более прохладная и дождливая в наших краях, но по-прежнему жаркая на юге. Важно отметить, что август плохо подходит для походов по курортным местам и Европейской загранице. Причина та же, что в июле: высокий, а значит и дорогой сезон, транспортные проблемы. Хуже всего обстоит дело с транспортом с 25 августа по 1 сентября. В это время все поезда и самолеты забиты возвращающимися домой школьниками в сопровождении их мам, пап и бабушек. Билет на поезд на обратный выезд надо брать за максимальное время (45 суток). Удобно получается в этот срок возвращаться в Питер из походов на север (получается против основного потока отдыхающих), и уезжать в походы на юг, с идеей возвратиться домой в сентябре.
В августе можно сделать приятный поход "рядом с курортными местами". Что это значит? Все едут к морю, на воды, или в горы. А мы можем проехаться рядом по тем местам, которые туристами не посещаются. Что это дает? В частности, очень дешевые фрукты, которые на курортах стоят не многим меньше, чем у нас на севере.

Знатоки утверждают, что вторая половина августа весьма хороша в равнинной Сибири и в невысоких ее горах. Связано это по большей части с полным исчезновением гнуса и появлением огромного количества грибов. Интересно отметить, что в походах в августе "по северам", можно значительно экономить вес на раскладке за счет даров леса. Так наша раскладка на 6 дней автономного пути по Кольскому полуострову незаметно превратилась в 8-и дневную, за счет грибов. В расчете на них имеет смысл добавлять в раскладку растительное масло или сало, увеличивать количество круп, снижая количество тушенки.
За границей можно посоветовать походы по тем же местам, что и в июле.

Сентябрь покатушечный

В сентябре покатушки делать весьма хорошо! Отличная форма, набранная за лето, день еще довольно длинный, погода не такая уж плохая. В начале месяца - совершеннейшее лето. Распутица еще не коснулась наших любимых троп. Впрочем, в конце месяца это может быть и не так. Уже бывают дождики, льющие по три дня к ряду, попадаются холодные дни. Зато бывает, остановишься в лесу на перекус - привезешь грибов домой. В конце сентября начинается сезон соревнований у туристов всех конфессий. Каждую субботу что-то интересное устраивается. Можно удачно совмещать покатушку с участием в каком-то очередном туристском "беспределе".

В целом, в зависимости от погоды в конкретном сентябре, к концу месяца приходится "начинать завершать" покатушки по грунту и бездорожью, отступая на асфальт и грейдер. В конце концов, месить теплую летнюю грязь куда как приятнее, чем идти по колено в холодной жиже.

Сентябрь велотуристский

Сентябрю досталась тяжелая доля месяца чуть ли не изгоя. В самом деле, хороший же месяц, а велотуристами по большей части игнорируется! После бурного лета наступают трудовые будни, и это касается не только работников сферы образования, которые начинают работу с началом учебного года. Скажем, я работал в фирме в департаменте систем автоматизированного проектирования в судостроении. Казалось бы, какая связь с сезонами года? Ан, нет! Наступает сентябрь, и количество работы неожиданно возрастает раза в два, если не в три! Какой уж тут велопоход!

На самом деле, велопоход в сентябре может быть очень даже ничего! Начнем с того, что заметно пустеют наши курорты, и цены там начинают ползти вниз. Уменьшаются транспортные проблемы, становится не так жарко. С другой стороны, в сентябре, особенно к его концу, как бы "открываются" регионы, где летом плохо ездить из-за жуткой жары. Это равнинны в Средней Азии, Средиземноморское побережье Турции, Греции, других Европейских стран.

На севере Европы, там где мы живем, ситуация наоборот становится заметно хуже из-за начала холодных осенних дождей. Впрочем, в последние годы сентябрь в наших краях смотрится совершенно по-летнему: тепло, более-менее сухо. Однако в целом, сентябрь уже характеризуется неустойчивой погодой. Совсем на севере, на Приполярном Урале, на севере Сибири начинается настоящая зима, выпадает первый снег. Кольский (на равнинах) еще держится, но и там, погода уже "не фонтан". Не хорошо в низких европейских горах, в Карпатах. Там идут частые дожди.

Интересно в конце сентября покатать по достопримечательностям центра страны. Золотой осенью приятно осматривать монастыри и храмы в обрамлении разноцветных деревьев. В тоже время желание променять осмотр музеев на купание в реке уже не так сильно как во время летней жары.

Некоторые "ценители прекрасного" рекомендуют сентябрь для походов по южным районам Сибири, по Приморскому краю. Однако на юге Сибири у нас "растут" горы, а там в это время может уже снежком присыпать. Иногда в сентябре можно наблюдать интересное явление. Сидишь на равнине, идет холодный дождь, а окрестные сопки покрываются сверху и до определенной черты снегом. Как будто белой краской кто-то красит их из пульверизатора!


Октябрь покатушечный

Октябрь - месяц неблагоприятный для покатушек, хотя заметно лучше следующего за ним ноября. Единственное, что в октябре приятно - это разгар золотой осени.
Лесные и полевые дороги, как правило, раскисшие, мокрые. Холодная речная вода не радует своим видом. Частые дожди могут иногда сопровождаться мокрым снегом.

Изюминкой октября являются покатушки по асфальту или грейдеру с "культурными целями". Скажем, крепости в Копорье или Старой Ладоге в обрамлении ярких деревьев смотрятся куда эффектнее, чем в любое другое время года. Иногда в октябре (по статистике примерно 1 раз на 11-12 лет) может начинаться и ранняя зима, однако это бывает все реже и реже.

Октябрь велотуристский.

В октябре на просторах нашей необъятной страны остается не так то много мест, куда может поехать "летний" велотурист. С другой стороны, начинает открываться "очень южная" заграница. Октябрь располагает к поездкам в средиземноморские страны, в Израиль, начинается сезон в Египте, а в Турции (особенно, в южных районах) для велотуриста просто рай. Отмечу, что сезон у велотуриста не совпадает с "обычным" сезоном. Если при +35 градусах в тени хорошо лежать на пляже, то ехать при такой температуре - просто ад. В октябре можно еще хорошо покататься и по европейской загранице - Чехия, Венгрия, Болгария. Октябрь здесь уже считается практически "не сезоном", что довольно удобно. Транспорт свободнее, в отелях-кемпингах есть места.

Но вернемся обратно в Россию и близлежащие страны. Летний велотурист еще может застать погожие деньги на юге Украины, в Крыму, на южном побережье Кавказа, в южных областях России от Ростовской до Астраханской. Приятно в октябре на равнинах Средней Азии. Это хороший вариант продлить лето.
В начале месяца, пока "идет октябрьская изюминка" - золотая осень, можно с интересом прокатиться по центру России - Золотому Кольцу, в Пушгоры, Псков, Новгород. Можно застать замечательные деньки, но есть и риск попадания под непрекращающиеся дожди. Можно попробовать менее интересный, но чуть более сухой район к югу от Москвы: Тульская, Орловская области. В целом, я бы не рекомендовал для октября (особенно для его второй половины) походы с большими кусками бездорожья. Можно хорошо "попасть" на распутицу.

В Сибири и на севере зима входит в свои права, и зимний велотурист открывает сезон! Октябрь - самое тяжелое время для таких походов. Представьте себе, на дорогах распутица, днем +3 и идет дождь со снегом. Ночью минус 5. Утром асфальтовые дороги покрыты корочкой льда. Грунтовые дороги подмерзают, становятся тверже. Днем все это разбивается колесами, грязь и вода летит на байк. К вечеру, когда температура переходит через ноль, начинаются проблемы с техникой. На цепи вырастает "ледяная борода", обмерзают тросики переключений передач. Особый "кайф" можно поймать, если надо переходить ручьи вброд, или вытаскивать байк из луж. Мокнуть в воде куда приятнее в августе!

Отлично открыть зимний сезон можно в горах центрального Урала! Если в низинках еще держится плюсовая температура и на дорогах жуткая непролазная грязь, то стоит чуть подняться на перевал, и вы уже в зоне зимы! Кругом снег, холодно, и главное - байк "замерзает"! Проехали внизу по луже, поднялись на перевал, постояли пару минут… А на ободах уже ледяная корка! Что может быть приятнее таких условий для соскучившегося по зиме велотуриста?

Ноябрь покатушечный.
Если Октябрь был неблагоприятным месяцем для покатушек, то ноябрь, пожалуй, худшее время в году для этих целей. Холодно, темно, погода крайне неустойчивая. Помню, в один год я купался на ноябрьские праздники. Было градусов всего около 10, но после "горячей гонки" можно было на минутку-другую окунуться в озеро, охладиться. В другой год в то же время ночью "придавило" -15, а днем было минус 8. В лесах мокро, деревья стоят без листьев. Куда не поедешь, все время назад возвращаешься мокрым, в темноте и на грязном байке. Многие в ноябре вообще никуда не выезжают - ждут снега. Но уж если ехать, то надо выбирать дистанции относительно короткие, по хорошим дорогам, если, конечно, нет цели "испытать себя и байк".

С другой стороны, бывают относительно "счастливые ноябри", когда устанавливается холодная для этого времени года погода, да еще и без осадков. Доходит до сюрреализма: едешь по лесу, подъезжаешь к озеру, а оно покрыто чистым льдом! Резюмируя написанное, скажу, что дать универсальные рекомендации для покатушек в ноябре - невозможно, надо смотреть на погоду.

Ноябрь велотуристский
В ноябре у летнего велотуриста сезон походов, как правило, закрыт. Иногда на ноябрьские праздники ездят по южному берегу Кавказа, Крыму, но это скорее от безысходности, чем от желания получить от похода удовольствие.

Как-то не принято среди велотуристов в ноябре ездить за границу. Корни этого явления, наверное, лежат в области непознанного. Но если ехать куда-то в ноябре, то на Красное море - в Египет, Израиль, Иорданию, можно прокатиться по южному берегу Турции, Кипру.

У зимнего велотуриста ноябрь - это сезон небольших походов, которые можно назвать еще "полулетними". В самом деле, какая уж тут зима, когда на улице плюс три? Настоящие зимние велопоходы в ноябре проводить проблемно. С одной стороны, на север и в Сибирь отправляться в ноябре - не вариант. Зимники еще не встали, многие реки и озера не замерзли, но уже стоит жуткий холод, помноженный на короткий световой день и низкую облачность. В наших краях бывает еще хуже - распутица, снега нет, грязь. В ноябре хороший вариант - ловить погоду для походов дня на три. Будет теплая погода - можно ехать в поход по асфальту или хорошим грейдерам, но избегая проселков. Будет погода холодная - можно поймать время, когда на байке можно ехать почти по азимуту - почва становится твердой, а снега еще нет, или очень мало. Тогда можно выбрать дорогу, идущую через болото, и проехать по ней "аки посуху". Но пик таких походов, обычно приходится в начале декабря.

Декабрь покатушечный.
Не смотря на свою темноту непроглядную, декабрь отнюдь не худший месяц в году для покатушек! Конечно, многое зависит от текущей погоды, которая в декабре неустойчива, зато открываются новые возможности! В декабре, при хорошем раскладе, когда есть холод, но мало снега, можно катать по льду различных водоемов. Скажем, Ладожские каналы и сама Ладога. Быстро становится место у Кобоны - ровный лед, а вот вдоль западного берега - как повезет. Залив часто становится плохо - лед на нем бывает неровным. Отлично и быстро встает Ильмень, куда, однако, далековато ехать для однодневной покатушки. Разумный километраж по льду на один день - до 40 км, однако, закладывая 40, надо всегда предусматривать варианты отхода. Дело в том, что по льду, чуть присыпанному снегом, байкер может ехать и 20 км/час. Но, как только количество снега увеличивается, скорость падает… в 10 раз! Пешком по снегу на льду человек идет со скоростью 2-3 км/час. Сами понимаете, 10 км с такой скоростью - это уже не 1 час, а 4. Классикой жанра декабрьских покатушек стали покатушки на форты финского залива от Сестрорецка, покатушка вдоль берега Ладоги от поселка имени Морозова до станции Ладожское озеро. Ну и люди, которые не любят ночевки на снегу, но хотят прикоснуться к прекрасному, иногда ездят на остров Коневец за один день от станции Отрадное. Кроме рек, озер и морей, в декабре хорошо прокатиться по задубевшим лесным тропам.

Одним словом, декабрь - хороший месяц для покатушек, если, конечно, не ударяет оттепель.

Декабрь велотуристский.
Летний велотурист в декабре обычно не путешествует. В самом деле, ни по России, ни за рубежом в декабре хороших и доступных мест для походов нет. В России не сезон, как и в остальной Европе, а там где сезон, например в Таиланде, все дорого из-за рождественских каникул.

Декабрь тяжелый месяц и для зимнего велотуриста. Конечно, возможности прекрасны! Именно в декабре мы пересекали насквозь озера Ильмень и Валдай, добирались до Реконьской пустыни и Рдейского монастыря. Однако погода в декабре неустойчивая - падение температуры на 20 градусов - дело обычное. Выходишь из дома - около нуля, а к вечеру уже стоит трескучий мороз. Хуже бывает наоборот! Выходишь из дома - 10 градусов мороза, отличная погода. А наследующий день как наступит "жара" и +3, так мало не покажется. Вот во время похода в Реконьскую пустынь на 12 декабря после мороза ударила оттепель до +7 ! Так колея, идущая через лес к монастырю, сверху оттаяла, а внизу все еще оставался лед. Было очень скользко, мокро и противно. Для декабрьских походов отлично подходит Европейская часть страны к югу от Питера: Псковская, Новгородская, Тверская области. В декабре я бы не рекомендовал совершать большие походы. Три - четыре дня вполне хватит, чтобы ощутить все прелести начинающейся зимы. Также не разумно ехать на север - и так темно по 16 часов в сутки, а на севере и того хуже. Еще в декабре, а вернее на новогодние праздники, люди путешествуют "цивилизованно", но об этом написано в отдельной статье.

Январь покатушечный

Согласно статистике, январь - самый холодный месяц в году. Во всяком случае, в нашем, регионе. Кроме того, в "нормальную зиму" снега уже достаточно для того, чтобы сделать такие развлечения как пересечения различных озер по льду проблемными. Хотя все зависит от текущей погоды: снег может сдуть ветром, он может растаять в оттепель, а затем превратиться в лед. В отличие от декабря, который при благоприятной погоде оставляет для нас возможности езды по тропам, январь приковывает нас к чищеным дорогам.

Январь велотуристский

Летним туристам в январе хорошо путешествовать в дали от дома под лозунгом "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Отчего так? Непосредственно на январские праздники сильно вырастают цены на все заграничное, поэтому многие наши соотечественники стараются ехать в Таиланды во второй половине месяца, когда цены падают. В январе хорошо в юго-восточной Азии - самый разгар сухого сезона. А вот в Египте и Израиле могут быть сюрпризы. На севере Израиля вполне может идти снег, особенно в горах, да и в Египте минимальная зафиксированная температура - два градуса мороза. С другой стороны, на побережьях морей таких температур не бывает.

Для зимнего велотуриста январь - время подготовки к "высокому сезону". Время набирать форму перед февральскими и мартовскими походами.

Февраль покатушечный

Февраль самый светлый месяц зимы, что способствует проведению более длинных и сложных покатушек. К концу месяца становится меньше снегопадов, а значит, дороги улучшаются. Особенно это относится к зимникам. В феврале уже можно катать по 100 километров в день, но все также придерживаясь чищеных дорог. Когда снегопадов нет длительное время, можно пытать счастья на озерах и морях.

Февраль велотуристский.

В месяце феврале, особенно теперь, когда 23 число стало выходным днем, удобно проводить тренировочные походы на 2-3 дня. Классические маршруты: Лодейное поле - Тихвин, Выборг - Приозерск, Луга - Новгород. К концу месяца бывают по-настоящему теплые дни. В феврале также ходят и в большие походы, но в основном, потому, что на этот месяц приходятся студенческие каникулы.

Каникулы есть - значит надо куда-то поехать. Однако, все самые интересные места для зимнего велотуриста еще довольно холодны.
А вот для летнего велотуриста февраль хорош. Если в Европу ехать рановато, то в Африке, в Тунисе и Египте уже хорошо, хорошо в Израиле, в разгаре сезон в Таиланде. Заметный минус - в феврале вода в заморских морях даже холоднее, чем в январе.

Март покатушечный.

Март - это уже время выхода из зимней спячки больших масс велосипедистов. Если в лесах - полях еще лежит снег, то асфальтовые дороги уже хорошо протаивают, а на солнышке просто жарко. Очень приятно в марте то, что дороги, находясь уже в приличном состоянии, еще не заполнены огромным количеством автомобилей. Не ценит март месяц автомобилист!

Главная достопримечательность начала марта, это покатушки по замерзшей воде. Часто в марте есть для этого идеальные условия: днем на солнышке снежок подтаивает, а ночью его прихватывает морозом. В результате, на озерах и морях образуется хорошая для езды на байке поверхность. Только не забудьте ездить на шипах! С другой стороны, к концу дня часто становится довольно мокро. Так что еще совет: собрались "на воду", не забудьте запасную пару обуви.

Март велотуристский.

Март - очень удачный месяц для велотуризма, особенно зимнего. В марте хорошо совершать походы по всей территории нашей северной страны, от Карелии и Архангельской области до Урала и Сибири. В большинстве районов март один из самых сухих месяцев в году, что повышает шансы на прохождение того или иного зимника. В первой половине месяца хорошо в Европейской части страны, во второй - в Азиатской. В марте можно пересечь по льду Байкал, или попробовать свои силы на зимниках на Лене, а можно, не удаляясь далеко от Питера, достичь Кижей или Валаама прямо по льду.

Летние велотуристы тоже иногда открывают в марте сезон. Однако на просторах нашей страны в марте почти везде довольно плохо: либо еще царит зима, либо просто стоит холодная погода. Тем не менее, можно на "школьные каникулы" заехать в холодный Крым, на южный берег Кавказа, и на равнины Средней Азии.