ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
ТИПЫ ВЕЛОСИПЕДОВ

Где-то с середины 90-х годов, дремавший до этого велосипедный рынок России начал оживать. Появилось множество разнообразных велосипедов из США, Европы и Азии, в то время как до этого импортных велосипедов в нашей стране практически не было. Помимо хорошо известных ранее типов велосипедов, появилось много новых, что разобраться во всех их различиях стало не так-то просто. Многие, кто плохо знаком с велосипедами, считают, что существует всего три типа велосипедов: дорожный, спортивный (читай - шоссейный) и горный. На самом деле, это лишь три наиболее характерных и часто встречающихся типа. Если вы хотите немного расширить свои познания в данном вопросе, вы можете почитать подробные статьи в Рунете, дающие достаточно подробную информацию по классификации велосипедов. Здесь же я попытаюсь изложить лишь краткое резюме такой классификации, не загромождая его подробностями.

1.ГОРОДСКОЙ ВЕЛОСИПЕД (Citybike, дорожный велосипед).

Этот тип велосипедов предназначен для неспешного и удобного передвижения по городу. Характерными чертами городского велосипеда являются закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, большие колеса (28'', 622 мм) с шинами средней толщины, ножные, как правило, тормоза. Всегда присутствуют несъемные щитки на колесах, защита цепи, багажник. Часто на него уже в магазине установлено электрооборудование. Посадка на городском велосипеде очень высокая, что разгружает руки, а седло - подпружиненное или установленное на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде.

Велосипеды обычно комплектуются задними планетарными втулками с внутренним переключением на 3-7 передач, например Shimano Nexus или SRAM Spectro. Раньше такие велосипеды часто имели одну передачу и назывались в нашей стране дорожными, а за границей single speed или coaster brake. Изредка можно встретить велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно было бы также отнести к городским.

Главное достоинство ситибайков - практически полное отсутствие необходимости их обслуживать, так как все наиболее изнашиваемые механизмы спрятаны внутрь. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что также удобно для города. Но такие велосипеды достаточно тяжелы и не предназначены для экстремальных нагрузок.

2. ШОССЕЙНЫЙ ВЕЛОСИПЕД (Road bike, road racing bike).

Шоссейный или гоночный, как его называли раньше, велосипед предназначен для продолжительной быстрой езды по хорошим шоссе. Визитная карточка шоссейного велосипеда - гнутый нисходящий руль, называемый в народе "бараньими рогами". Колеса, как правило, 27'' (622 мм, 700c), 2 или 3 ведущих звезды и 8-10 звездочек в кассете, подобранных с малым шагом от передачи к передаче. Итого - 16-30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов - манетки, интегрированные в тормозные рычаги. Более старые велосипеды оборудуются манетками, закрепленными на раме. Почти на всех велосипедах сейчас устанавливаются клинчерные шины высокого давления (трубки уже стали редкостью).

Преимущество шоссейных велосипедов в полной мере проявляется, соответственно их названию, на шоссе, где появляется возможность ехать значительно быстрее, чем на других велосипедах. На гладком асфальте при одинаковых энергозатратах можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде, хотя, на крупнозернистом асфальте преимущество существенно меньше, а повышенная тряска будет сильно утомлять.

3. ГОРНЫЙ ВЕЛОСИПЕД (MTB, mountain bike).

Основное назначение горного велосипеда - езда по дорогам невысокого качества (или вне таковых) по местности с сильно пересеченным рельефом. Вообще говоря, понятие горный велосипед очень широкое и включает в себя несколько подтипов, которые будут рассмотрены в конце статьи.

Характерные черты горных велосипедов - прочная рама относительно небольшой высоты с большим дорожным просветом. Колеса, как правило, 26'' (559 мм), с прочными, часто двухстенными, ободами из легких сплавов и мощными покрышками. Сейчас практически любой горный велосипед имеет амортизационную вилку, не такой уж редкостью стала и задняя амортизационная подвеска. Манетки (рукоятки переключателей передач) всегда располагаются на руле, так что переключать передачи можно не отрывая рук от руля. Горные велосипеды имеют от 21 до 27 передач, обеспечивающих изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными консольными тормозами, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами, или дисковыми тормозами. Среди тормозов высокого уровня не редкостью стал гидравлический привод, как ободных, так и дисковых тормозов. Специальная конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.

К классу горных велосипедов с некоторой натяжкой можно отнести и вседорожные велосипеды (ATB), которые имеют с ними много общих черт. Изначально они создавались для езды по плохим дорогам. Главное отличие - то, что это боле утилитарные, нежели спортивные велосипеды: комплектуются щитками, багажниками и т. д. На данный момент, некоторые дешевые горные велосипеды скорее можно отнести к классу ATB.

4. ГИБРИД (Hybrid).

Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов. Один из таких представителей - гибридный велосипед. Это, как бы, облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для длительной езды по шоссе.

Особенности конструкции заключаются в более легкой, по сравнению с горным велосипедом, раме с геометрией лучше приспособленной для движения по шоссе. Колеса большего диаметра (28'', 622 мм) имеют шины средней толщины и не очень развитый протектор. Седло очень часто устанавливается на амортизированный подседельный штырь. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специализированной (Shimano Nexave, C900, C600 ... C050). В последнее время появилась отчетливая тенденция ставить на такие велосипеды короткоходные амортизационные вилки, с ходом 40-60 мм. Изредка встречаются модели с амортизационной подвеской заднего колеса. Багажник, грязевые щитки, "рога" на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда.

Главное преимущество - гибридный велосипед более универсален: при незначительном снижении свойств, характерных горному велосипеду, гибрид приобретает лучшие ходовые качества на шоссе.

5. ТУРИНГ (Touring, туристический велосипед).

Если гибрид - это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.

Рама и общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду. Туринг отличается от него более прочными колесами с более широкой резиной. Рама, обычно более длинная, что повышает и плавность хода. Главное же отличие от шоссейного велосипеда - широкий диапазон переключения передач. Обычно от горного велосипеда берется кассета и задний переключатель. Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед хорошо подходящим для велопутешествий с грузом.

Достоинства - большая приспособленность к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависимость от качества дороги по сравнению с шоссейным велосипедом. К тому же туристический велосипед имеет средства для перевозки грузов, позволяющие предпринимать длительные путешествия.

6. СКЛАДНОЙ ВЕЛОСИПЕД (Folding bike).

Велосипед, который удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или в метро. Иногда бывают многоскоростными, что, впрочем, не очень улучшает их ездовые качества. Колеса 20" или 24".

Главный недостаток всех складных велосипедов - плохая накатистость и большой вес.


7. ТРЕКОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД (Track bicycle).

Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27'', хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль - "бараньи рога". Самый легкий тип велосипедов.

8. ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТРИАЛА И ФРИСТАЙЛА (BMX).

Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Может быть как чисто трюковым велосипедом с небольшими колесами (на фото), так и "основательно переработанным" для тех же целей горным велосипедом.

9. ДЕТСКИЙ ВЕЛОСИПЕД (Kids bike).

Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные "аналоги" горных или шоссейных велосипедов.

10. ДРУГИЕ ТИПЫ ВЕЛОСИПЕДОВ.

Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с горизонтальной на седенье типа кресла. Этот тип велосипедов за границей называют recumbent bike. Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, это 2 колеса.

ТИПЫ ГОРНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ

Если рассматривать различные компоновочные схемы горных велосипедов, то их можно разделить на следующие типы: без амортизаторов в подвеске, с амортизационной вилкой и с амортизаторами в обеих подвесках колес. Кроме того, существуют еще велосипеды с "полужесткой" задней подвеской.

Самый обычный горный велосипед без амортизаторов (Rigid). Сейчас встречается в основном среди самых недорогих моделей начального уровня. Обычно имеет стальную или легированную хромомолибденовую раму, так как алюминиевые рамы слишком жесткие, чтобы использоваться на велосипедах без амортизационной вилки. Вполне применим для поездок по шоссе и не очень плохим грунтовым дорогам. В последнее время таких велосипедов становится все меньше: наличие амортизационной вилки на горном велосипеде становится нормой. Но у этого класса велосипедов есть не так мало поклонников, которым не нужны амортизаторы, но которые хотят иметь велосипед с широким набором передач.


Хардтейл (Hardtail) - горный велосипед с амортизационной вилкой и классической рамой. На данный момент к этому типу относится наибольшая часть горных велосипедов. Уровень оборудования, устанавливаемых на них, может варьироваться в широких пределах, от начального до профессионального. Такие велосипеды используются как для гонок кросс-кантри, так и просто для езды по дорогам не очень высокого качества. Именно Hardtail изображен на фото в части статьи посвященной горным велосипедам в целом.

Софттейл (Softtail) - горный велосипед с передним амортизатором и рамой, обеспечивающей некоторую подвижность заднего треугольника. Верхние перья имеют специальную геометрию (обратите внимание на фото), обеспечивающую небольшую подвижность заднего колеса относительно рамы. Иногда в разрыв верхних перьев устанавливаются короткоходные амортизаторы. Такое решение позволяет смягчить велосипед, но обойтись без колебаний задней подвески при интенсивном педалировании.

Двухподвесочный велосипед (Full-suspension) - горный велосипед со специальной конструкцией рамы. Имеет амортизационную подвеску обоих колес. Такие велосипеды имеют два недостатка: достаточно большой вес и раскачку при педалировании. Иногда применяются в соревнованиях по кросс-кантри, но чаще в параллельном спуске, фрирайде или скоростном спуске с гор. Велосипеды для фрирайда более прочные, чем для кросс-кантри, даунхильные же аппараты много прочнее и тяжелее предыдущих.

Так какой же велосипед нужен конкретно вам? Этот вопрос касается, конечно же, новичков, выбирающих свой первый с детства велосипед или тех, кто плохо знаком с современными велосипедами, но собирается приобщиться к велопоездкам. Кратко можно было бы ответить следующим образом. Если вы ищете велосипед для езды с дачи на лесное озеро, то вашим выбором может стать недорогой горный или вседорожный велосипед, если хотите удобно добираться от дома до работы и обратно - ситибайк, если вы регулярно ездите из города на дачу с элементами лесных дорог - гибридный велосипед, если вы не желаете съезжать с хороших шоссе и любите скорость - шоссейный велосипед. А возможно, под ваш стиль езды больше подойдет горный велосипед, туринг, складной или какой-нибудь другой велосипед. Главное - определиться в том, где и как вы собираетесь ездить

Андрей Григорьев. Санкт-Петербург "AGBIKE"


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015