ВЫБОР ВЕЛОСИПЕДА или интервью с Велодоктором Арнольдом |
![]() |
Доктор Арнольд, зам. директора велоцентра "БИВАК" |
Тема выбора велосипеда поднимается в прессе и в сети Интернет довольно часто, однако, большинство публикаций отличаются до некоторой степени бессистемностью. В этой связи, мы решили взять интервью у "Велодоктора" Арнольда (зам. Директора Велоцентра "Бивак"), и представить на "ВелоПитере" его точку зрения на этот счет.
Начнем с представления Арнольда Леонидовича.
Арнольд пришел в велосипедный спорт в 1982 году, и профессионально занимался им до 1990 года. В период с 1992 по 1995 Д-р Арнольд работает в комплексной школе высшего спортивного мастерства (КВШСМ) механиком сборной Ленинграда по велоспорту.
В тоже время Арнольд был членом Ленинградского клуба туристов, участвовал в категорийных походах, а до 1994 года был тренером сборной команды Ленинградского велосипедного турклуба. Под руководством Арнольда действовала мастерская, в которой готовились к походам и соревнованиям по велотуризму ленинградские велотуристы. Кстати, команда Ленинградских велотуристов неоднократно выигрывала чемпионат СССР по велотуризму.
С 1995г. в России стали производить соревнования по маунтибайку (МТВ), а в 1996г. при Велоцентре "Бивак" была организована команда МТВ из 4х человек, которая на протяжении 3х лет занимала призовые места на первенствах Санкт-Петербурга и области. Лидер команды и неоднократный чемпион Ленинграда и области Сергей Покидько стал первым мастером спорта по МТВ в Санкт-Петербурге!
Наконец в Велоцентре готовились велосипеды для экспедиций "Федерации Путешественников". В период 1996-98гг. было построено несколько эксклюзивных велосипедов для Федерации, некоторые из них, эксплуатируются по сей день.
Таким образом, у Арнольда Леонидовича есть большой практический опыт, как в велоспорте, так и в МТБ, велотуризме. Следует отметить, что опыт - профессиональный. Поэтому мы обратились именно к нему за консультациями в вопросе выбора велосипеда.
Интервью.
Илья Гуревич (И.Г.): Большинство статей посвященных выбору Велосипеда традиционно начинаются с классификации, с рассказа о том, какие велосипеды бывают. Об этом на нашем сайте будет отдельный рассказ, а сейчас перейдем прямо к конкретике.
Глава 1. Велосипед для новичка.
И. Г.: Если говорить о новичках, которые сейчас, весной, будут покупать свой первый велосипед, то отчего им отталкиваться в своем выборе? Каков алгоритм выбора? Давайте попробуем расписать прямо по пунктам, алгоритм действия новичка.
Dr. Арнольд.: Прежде всего, новичку надо начать с того, что посетить
специализирующийся на велосипедах магазин, а не универмаг или галантерею, в
которой есть в продаже какие-то велосипеды. Цель первого посещения магазина
- это получение грамотной консультации у продавца, которую в галантерее вам
вряд ли дадут.
Дальше следует определить для себя перечень известных фирм. Кроме их известности
нельзя забывать и об истории фирм! Скажем, если компания производит велосипеды
50 лет, то это определенная гарантия того, что она накопила должный опыт в этом
деле. Если же фирма на рынке 7-й год, то это повод для размышления.
Наконец, перед тем как идти в магазин, новичок должен подумать, а как же собственно
он хочет кататься? Если он мечтает о гонках по шоссе - это одно, а если у него
есть жгучее желание заняться триалом - другое. Когда новичок придет в специализированный
магазин и расскажет продавцу о том, что он собирается сделать с байком, то получит
совет, из чего можно выбирать.
И. Г.: Какой разумный ценовой диапазон для первого в жизни байка? Вряд ли имеет смысл с самого начала покупать нечто "крутое" - не умея толком ездить понять преимущества байка высокого уровня будет сложно. С другой стороны за небольшие деньги можно купить "макет" велосипеда. Где компромисс?
Dr. Арнольд.: Если вы в Европе или Америке спросите в веломагазинах
о ценах на байки, то получите ответ, что качественного и при этом нового велосипеда
дешевле чем за 300 долларов не бывает. В России примерно такой же уровень цен:
дешевле 8 000 - 10 000 рублей качественный новый велосипед стоить не может.
Дешевле стоят новые велосипеды китайского и белорусского производства, которые
имеют весьма низкое качество. Собственно это и есть действующие макеты Велосипедов.
Предположим приятное - новичок имеет денег больше 10 000 рублей. Тогда алгоритм
таков: убедиться в том, что фирма на которой останавливается взгляд новичка
- достойная и уважаемая. Предположим, такая фирма имеет модельный ряд велосипедов
от 300 до 1500 долларов. Выбор модели стоимостью в 500 долларов является, пожалуй,
оптимальным. Такая модель будет иметь определенный "запас" возможностей, которые
новичок сможет открывать для себя еще пару лет.
И. Г.: Кстати, Арнольд Леонидович, а как отличить макеты велосипедов от настоящей техники?
Dr. Арнольд.: Ну, во-первых, опять же - ценой. Во-вторых, ярким, броским окрасом, с не менее броскими надписями типа "Super MTB". Уважающие себя фирмы не выпускают "супер" велосипедов. В-третьих, следует опасаться названий, которых вы никогда ранее не слышали. Есть и известные своим "качеством" марки "Ravellin", "Apollon" и так далее. Наконец, если из велосипеда торчат во все стороны пружины из самых неожиданных мест - это явно макет велосипеда.
И. Г.: Что первично при выборе байка, рама или навеска? Особенно в преломлении
того, что речь идет о новичках.
Прим ред.: под словом "навеска" или "навесное оборудование" понимаются переключатели,
манетки, тормоза, тормозные ручки, передняя система, кассета, цепь, втулки,
картридж а также тросики и рубашки для них; навеска условно делится на разные
классы, которые, грубо говоря, отличаются весом и надёжностью. Наиболее известные
фирмы выпускающие навеску это Shimano и SRAM. Также, навеску для шоссейников
выпускает фирма Campagnolo. При этом обычно впереди (система, пер. переключатель)
и иногда на тормозах используется навеска на 1-2 класса ниже, чем на заднем
переключателе, втулках и манетках. Обусловлено это тем, что передний передний
переключатель и система несут меньшие нагрузки и не имеет особого смысла использовать
для них дорогоие компоненты. Поскольку наибольшей популярностью пользуется фирма
Shimano, то обычно, говоря о классах оборудования, используют названия классов
оборудования этой фирмы. В этом тексте тоже будут использоваться названия классов
навески от Shimano. Подробнее о классах оборудования Shimano и их специализации
вы можете прочитать здесь или на сайте
Shimano.
Dr. Арнольд.: Всегда в случае выбора велосипеда первична рама. Хорошая рама может стоить до 60-70% стоимости байка. Заблуждение о первичности навески заставило ряд фирм пойти другим путем. Они ставят оборудование приемлемого для покупателя уровня (скажем, Deore), на неважные рамы, и выдают их за продвинутые байки. В результате, пользователь такого байка, часто говорит "Байк не катит".
И. Г.: Какой уровень навески можно порекомендовать для начинающего байкера?
Dr. Арнольд.: Навеска от Altus до Deore для новичка большой разницы не будет.
И. Г.: Имеет ли смысл для новичка покупать подержанный велосипед, с мыслью о том, что когда он покатается и поймет, что собственно ему надо, то продаст и сделает уже более осмысленный выбор?
Dr. Арнольд.: По моему мнению, новичку следует покупать только новый велосипед. Новичок в силу своей неопытности не сможет определить, сколько надо еще денег вложить в байк, чтобы привести его в надлежащее состояние, или определить, на сколько изношенным является предлагаемый байк.
И. Г.: При выборе велосипеда часто обращают внимание на переключатели. Это понятно - на них большими буквами написано DEORE, или там что еще. Но не является ли более приоритетной задачей анализ ободов и втулок?
Dr. Арнольд.: Да, первостепенное внимание надо обратить на раму. Затем на обода. Далее на втулки на колесах, затем на картридж (каретку). Обращать внимание на переключатели? Ну, начинающему байкеру, что Altus что Deore - работать будут адекватно задачам. Может даже Altus за счет своей "кондовости" прослужит дольше.
Рама. Новичку надо обратить внимание на то, что на раме написано. А написано
там то, из чего она изготовлена. Hi-ten - "конструкционные стали улучшенного
качества". Самый низкий уровень материала, применяемого для рам. Имеются ввиду
рамы байков, а не макетов, собранных из водопроводных труб. Хороший материал
CR-Mo (хром-моллибден). Рама полностью собранная из Cr-Mo труб стоит примерно
от 300 долларов, и в настоящее время такие рамы практически не выпускаются.
Выпускаются рамы в которых либо одна труба (подседельная) Cr-Mo, либо три трубы
Cr-Mo - остальное Hi-ten. В прошлом полностью Cr-Mo рамы высокого качества встречались
у Kona, Marin и Univega. Сегодня, когда производство вынесено из развитых стран
в так сказать, недоразвитые, качество применяемых материалов снизилось.
Большинство фирм сегодня выпускают байки на алюминиевых рамах. Алюминий тоже
бывает разным. Наиболее распространенный (в силу цены) 7005й. Об алюминии можно
сказать много, но новичку просто надо знать: чем меньше номер алюминиевого сплава,
тем он дороже, а качество его лучше. Более продвинутые фирмы используют сплав
6061.
Любые другие материалы (Карбон, Титан, Магний) не для новичка.
Обода. Обода также делают из алюминиевых сплавов, как дорогих так и дешевых. Они подвергаются термообработке, а некоторые известные производители ободов насыщают их нитридами других металлов, который повышает поверхностную твердость сплава. На хороших ободах может быть написано 6061 Hi-tempered. А так же название фирм производителей. Уважением пользуются Mavic, Rigida, Alex, Weinmann, Remerks.
Предпочтительнее двойные и тройные обода, если предполагается участие в походах,
то лучше, чтобы обода были пистонированные (прим. ред.: пистонированный обод, это обод у которого в отверстиях под спицы вставлены специальные пистоны [гильзочки, похожие на заклёпки]). Пистоны перераспределяют нагрузку
межды различными частями обода (внутренней и внешней) (а также повышают прочность отверстий для спиц и не позволяют спицам вырваться при сильных ударах - прим. ред.).
Втулки. Качественные втулки имеют тройную защиту от грязи, характерные пыльники
по бокам. На корпусе втулки должны быть видны следы обработки резцом (концентрические
круги) - это покажет, что втулка точеная, а не литая. Опасайтесь втулок "без
опознавательных знаков" - без надписей на них.
Картридж посмотреть невозможно, о нем можно прочесть в документах прилагающихся к велосипеду. Хорошо, если в каретке стоят промышленные подшипники, это лучше, чем традиционная конструкция (прим. ред.: каретка на пром. подшипниках - это неразборный картридж, который лучше защищён от попадания грязи, воды и песка - это позволяет ему долго служить безо всякой регулировки и смазки; а при возникновении каких-то неполадок обычно картридж меняется полностью).
И. Г.: Вот новичок пришел в магазин и видит двухподвес. Красивый такой, весь в пружинах. Есть ли смысл человеку брать двухподвес? Кому можно порекомендовать двухподвесы?
Dr. Арнольд.: Что сказать про двухподвесы? Двухподвес стоимостью до 20 000 является действующим макетом. Двухподвес до 10 000 рублей - это уже имитация макета. Эта "техника" лучше всего подходит для случая "первый парень на деревне". Двухподвесы стоимостью от 10 000 до 20 000 рублей - это "пенсионные велосипеды". Они отлично подходят для людей пожилого возраста для поездок в гараж, на автостоянку или "вокруг дачи". Неспешно и комфортно. Дороже 20 000 - это вещь для "безбашенного" экстремала. Новичку же лучше остановить свой выбор на "обычном" байке с передним амортизатором, или даже без него. Прим. ред.: подробнее про двухподвесы можно будет прочитать в одной из следующих глав этого текста.
Глава 2. Велосипед для велотуриста "не экстремала".
И.Г. Давайте, Арнольд Леонидович, пофантазируем на тему велосипеда для велотуриста не экстремала. Предположим, человек хочет путешествовать с рюкзачком на своем велосипеде по Европе, или по Золотому кольцу России, по Крыму. Какой тип велосипеда ему подойдет и почему?
Dr. Арнольд. Для таких задач наиболее оптимальным велосипедом является гибрид. Основные отличия гибрида от горного велосипеда заключаются в колесах большого диаметра (28" по сравнению с 26" на МТБ), большим количеством зубьев на ведущих (передних) звездочках, более узкой резине (до 1,75").
И.Г. Какие преимущества дает гибрид в туризме по сравнению с МТБ?
Dr. Aрнольд. Колеса большего диаметра и, вдобавок, более тонкие, позволяют с меньшими потерями энергии передвигаться на большие расстояния. У больших колес величина сопротивления трению качения ниже. Нормальный здоровый человек может проехать на гибриде 100 км и не почувствовать себя сильно утомленным. Для того, чтобы проехать 100 км на байке надо быть хорошо подготовленным.
И.Г. Какие конструктивные отличия гибрида по сравнению с МТБ вы бы отметили, и что они значат? Скажем, что геометрия рамы другая, это видно, но почему она именно такая?
Dr. Aрнольд. У гибридов действительно другая геометрия рамы. В частности, это касается "провиса каретки" (от 0 до 75 мм) (прим. ред.: провис каретки это расстояние от линии соединяющей центры втулок до центра каретки. Соответственно чем оно меньше, чем больше дорожный просвет (клиренс[англ. - clearance]).). У горного велосипеда каретка находится на одной линии с осями втулок. (а иногда и выше, например у некоторых полноподвесов - прим. ред.) Соответственно у гибрида другой угол наклона рулевой колонки, и, как следствие, другой изгиб перьев вилки, что делает велосипед более "накатистым". По уровню ("классу") и комплектации ("навеске") гибриды не отличаются от горных велосипедов. Гибриды и горные велосипеды делают из одних и тех же материалов.
И.Г. Существует распространенное мнение, что если на байк поставить слики и хорошенько их накачать, то отличий у байка от гибрида не будет. Так ли это? На сколько МТБ более проходим, чем гибрид?
Dr. Aрнольд. Отличия геометрии рамы гибрида и МТБ мы рассматривали выше, поэтому замена резины не делает горный велосипед гибридом. По поводу проходимости замечу, что в 90 случаях из 100 гибрид не уступает по проходимости горному велосипеду. Гибрид проезжает везде, где есть хотя бы тропинка. Не часто, следует признать, велотурист ездит напрямки по лесу или по тундре! Как правило, велотурист все-таки, движется по дороге или по тропе (прим. ред.: тем не менее, надо иметь ввиду, что хотя гибрид и действительно почти не уступает по проходимости и надёжности МТБ, но существенно уступает по устойчивости на дороге и особенно бездорожье; иными словами на МТБ вы будете увереннее себя чуствовать на плохих дорогах и высоких скоростях). Кстати сказать, у велосипедов, равно как и у автомобилей, есть зависимость - чем больше колесо, тем выше его проходимость. Есть тенденция к тому, что в будущем на горных велосипедах будут ставиться колеса 27", вместо 26. Ну и последнее, что хочется сказать о больших колесах гибридов 622мм (28"), это то, что в любом сельпо можно найти покрышки и камеры этого размера, или попросить у местного дедульки покрышку с его "Украины".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!