Подножка – удел "лохов" или полезный аксессуар?
С незапамятных времен в общем-то дружное сообщество байкеров периодически разделяется на враждующие лагеря. СРАМоводы точат зубы на Шиманофилов, двухподвесники идут войной на хардтейльшиков, рыцари ордена зубастых покрышек скрещивают мечи с адептами секты лысых полусликов…
Но есть один велоаксессуар, несчастных владельцев которого дружно клеймят позором почти все "продвинутые" байкеры. Имя этому изгою – велосипедная подножка.
Конечно, подножка, установленная на карбоновом кросскантрийном болиде, вызовет у окружающих приступ гомерического хохота. Для покатушек с маленьким рюкзачком за плечами использование подножки также вряд ли целесообразно – положить "порожний" байк на землю и потом его поднять не сложно. Однако есть-таки байкеры, которым подножка бывает весьма нужна. Это – велотуристы.
Поясню на примерах из собственного опыта, как завещал всегда поступать в таких случаях незабвенный барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Вводные: велосипед без подножки, на багажнике висит рюкзак-"штаны" весом 30 кг:
1. Средняя Карелия. Вы останавливаетесь, чтобы сфотографировать крокодила, поедающего кадьякского медведя. Вдоль дороги идут канавы метровой глубины, в одной из которых и происходит поедание. Прислонить велосипед не к чему, и вы кладете его на землю, обеспечивая багажнику боковую нагрузку, на которую он не рассчитан. После пяти дней периодического "заклания" байка с рюкзаком набок (нынче в Карелии много крокодилов) багажник разбалтывается. Иногда ломается.
2. Саяны. Вы останавливаетесь, чтобы сфотографировать павлина, сидящего на ветке пальмы. Вдоль дороги – степь. Прислонить велосипед не к чему, но вы уже ломали багажник, поэтому знаете, что лишний раз велосипед класть на бок негоже. Вы подпираете байк своим бедром и достаете из фотобокса на руле фотоаппарат Canon Eos 5D, естественно двумя руками. В этот момент переднее колесо поворачивается, и байк начинает движение к матери-земле. Вы пытаетесь его поймать, но, видно, не судьба. Байк с грохотом рушится на дорогу. За ним падает фотоаппарат, который вы выпустили, хватая байк. Павлин улетает, хохоча и улюлюкая.
3. Предгорья Большого Кавказа. Вы останавливаетесь, чтобы сфотографировать песца, дерущегося с морской черепахой. Вдоль дороги, идущей, как водится, над ущельем, растут деревья, и вы, памятуя о событиях, описанных в пп. 1 и 2, прислоняете велосипед к одному из них. В момент, когда вы готовы нажать на кнопку спуска фотоаппарата, переднее колесо поворачивается (ну свойственно это велосипедам, что поделаешь), и байк начинает движение к матери-земле. Движется он достаточно долго, ибо до дна ущелья – 200 метров. Вы, вместе с песцом и черепахой, завороженно наблюдаете полет…
![]() |
Как вы понимаете, помимо фотографирования у путешествующего байкера бывают и другие причины для остановок – сориентироваться по карте, добавить сил, съев что-нибудь калорийное, уменьшить нагрузку на железного коня, совершив процесс, обратный поглощению еды и т. д. Почему же большинство велотуристов продолжает игнорировать подножки? Причина проста – подножки, продающиеся в наших веломагазинах, помогают байкеру так же, как голодный кот помогает хозяйке стеречь сметану. Речь идет о "боковых" подножках, которые выдвигаются в сторону (обычно влево) и поддерживают велосипед в наклонном положении. Нет, сам байк они держат неплохо, а вот, когда на байке висит тяжеленный рюкзак… Так вот, когда на байке висит тяжеленный рюкзак, центр тяжести "системы велосипед-рюкзак" находится очень высоко и по горизонтали смещен к багажнику. Когда вы наклоняете велосипед даже на небольшой угол, возникает достаточно внушительный момент силы тяжести, стремящийся ваш байк уронить. Часто ему это удается. Боковая подножка (особенно, крепящаяся около каретки) в этом случае играет роль шарнира, вокруг которого велосипед прекрасно переворачивается. Подножка, устанавливаемая рядом с дропаутом заднего колеса, несколько лучше сопротивляется опрокидыванию, но панацеей тоже не является. |
Однако есть все-таки приспособления, способные надежно удерживать байк.
![]() |
Памятуя о том, что чем выше боковая подножка прикреплена к байку, и чем дальше от него она упирается в землю, тем труднее свалить велосипед, Том Нострант из Абердина, штат Вашингтон, США, сконструировал, запатентовал и стал производить длинную складную… нет, даже не подножку – подставку для велосипеда, которую назвал "Click-Stand". Она действительно универсальна, тут не поспоришь, проста как палка (поскольку и является складной палкой с рогулькой на конце) и весит всего около 75 г. Плохо, что она не крепится к велосипеду, то есть ее надо откуда-то доставать, раскладывать и опирать байк на нее (я бы немного усовершенствовал конструкцию, сделав вместо рогульки хомут вокруг верхней трубы рамы). На сайте www.click-stand.com эта подставка стоит от 25 до 32$ в зависимости от длины, но что-то мне подсказывает, что наш соотечественник вряд ли станет клиентом мистера Ностранта. Ведь любая жесткая разборная дуга от палатки справится с задачей поддержания велосипеда не хуже фирменного Click-Stand, а уж приделать к ней рогульку – что плюнуть раз. Только помните, что без резинок, удерживающих тормозные ручки в нажатом положении, ваш байк не простоит вертикально и минуты… |
Но есть и другое решение. Это – "двуногие", симметричные относительно оси велосипеда, подножки, старшие сестры которых уже столетие применяются на мотоциклах. Результаты "велотуристского" теста такой подножки я и предлагаю вам.
Производитель – BILTEMA, артикул в фирменном каталоге 27-046
|
Масса – 640 г, что немало. Просверливанием отверстий и заменой стального крепежного болта на титановый можно, скорее всего, сбросить около 100-150 г массы. Оно вам надо?
Материал – алюминиевый сплав, литье.
Крепление в малый треугольник соединения нижних перьев с кареточной трубой, один болт М8 с конической потайной головкой под шестигранник 6 мм. Под болт установлена зубчатая шайба – открутится ли он при сильной тряске, покажет время (см. ниже). Длина болта – 6 см, этого достаточно даже для толстых профилированных перьев. А вот устанавливать подножку на велосипед с передним переключателем типа "top swing" (с нижним хомутом) очень неудобно – не хватает места для работы ключом. Если бы не шестигранник со сферическим наконечником, пришлось бы снимать переключатель…
![]() |
При установке можно надеть на правую "ногу" подножки неопреновую защиту (оптимально использовать стандартную защиту пера велосипеда) – зазор между нижней ветвью цепи и ногой – 1-2 см, цепь при движении будет нещадно бить подножку. Конечно, на эксплуатационных качествах последней это вряд ли отразится; я предполагал, что симпатичное матовое черное покрытие может быть сильно попорчено, однако ничего подобного не произошло. Грязевой просвет для покрышек шириной до 2.0" вполне достаточный, а ставить подножку на байк с широченной фрирайдной резиной вряд ли кому-то придет в голову… |
В полый крепежный кронштейн теоретически может набиться грязь или снег, но на практике добиться этого не удалось.
Как я уже писал, одной из частых причин падения велосипеда с подножки является поворот переднего колеса, происходящий под действием неких потусторонних сил в тот момент, когда вы отошли от велосипеда и, естественно, не успеваете его поддержать. А вот когда байк стоит на двуногой подножке, колесо может хоть извертеться – байк останется недвижим, ведь колесо-то переднее висит в воздухе!
По ходу теста возник еще один вариант использования подножки. Она заменяет ремонтный стенд! Ну, не на 100%, конечно, но она позволяет:
- Производить любые регулировки на переднем вывешенном колесе, и на заднем, нагрузив переднее;
- Регулировать передний и задний переключатель "в динамике". Очень удобно!
- мыть цепь с помощью машинки, не прислоняя байк никуда;
- отвинчивать систему и каретку (а это не каждый стенд позволяет!)
Закрепив подножку на байке, сразу проверьте, вертикально ли он на ней стоит. У экземпляра, доставшегося мне, был небольшой перекос. Для легкого велосипеда такой перекос - ерунда, а вот когда на байке висит тяжелый рюкзак, смещающий центр тяжести кверху... Я вышел из положения, чуть-чуть подрезав резиновый упор на более длинной ноге подножки.
Раз уж зашла речь о центре тяжести, значит, настало время рассказать о том, сколь твердо стоит на ногах (подножки, разумеется) педальный конь, навьюченный тяжелым и высоким рюкзаком типа "штаны". Сперва – про рюкзак тяжелый, в котором вес распределен правильно, то есть, все тяжелое (консервы, газовые баллоны, утюги, гантели и т. п.) сложены в самый низ, а сверху лежит все легкое-прелегкое. Такой подход должен лишь повышать устойчивость байка на подножке; практика показала, что так оно и есть.
А вот рюкзак с высоким центром тяжести устойчивость снижает, что, согласитесь, тоже логично (Байкер! Пакуй вещи правильно!). И еще. Пухлый рюкзак (а я ездил, в том числе, и с немаленьким "Миражом-80К") сильно повышает парусность. Вывод звучит смешно, но на практике помогает: ставьте байк по ветру, либо против ветра, не подставляйте борта злым пассатам и муссонам.
Научного интереса ради я решил узнать, какое же усилие надо приложить, чтобы свалить велосипед, стоящий на подножке. Берем электронный безмен и, пользуясь им как динамометром, тянем байк вбок за самую верхнюю точку – седло. Вот он наконец-то начал падать. Смотрим, что показывает безмен… Получилось чуть больше 1 кгс. Неплохо.
Если вы не собираетесь снимать подножку в обозримом будущем, затяните крепежный болт "со всей дури молодецкой". Если для этого придется снять переключатель - снимите (заодно попрактикуетесь в настройке оного). И ставьте болт на фиксатор резьбы. Ибо даже при наличии зубчатой шайбы (см. выше) подножка все же разбалтывается после пары недель походной эксплуатации.
А вот и главный практический результат: за два месяца катания велосипед упал, стоя на подножке... Да, что уж там, упал, было такое. Но! Только один раз. Произошло это, когда я наспех поставил байк на рыхлую обочину грунтовой (хотя и финской) дороги. Поскольку до этого я ставил его на подножку раз сто, то можно смело сказать, что ВЕЛОСИПЕД СТОИТ НА ПОДНОЖКЕ УСТОЙЧИВО.
Заключение
Сперва я решил, что сниму подножку после тестового трехдневного похода. Потом отложил демонтаж на пару недель. Потом... В общем, в конце концов, я признался самому себе, что снимать ее не хочу. Вообще. Пусть меня называют лохом, пусть сей девайс весит полкило - я уже настолько привык к возможности поставить велосипед там, где хочу, а не там, где есть к чему его прислонить, что, похоже, двуногая подножка "приросла" к моему походному велосипеду навсегда…
Подножка любезно предоставлена для теста Олегом Федоровым (клуб ВелоПитер), за что ему огромное спасибо!
© Михайлов М. Г., текст
© Фотографии: Михайлов М. Г., www.biltema.fi , www.wheels4life.org , www.click-stand.com
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.