ВелоПитер - home   Веломагазин Ритм Меридиан Байк
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере





ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

ВЕЛОКРЕПЛЕНИЕ НА АВТОМОБИЛЬ. ЧТО ВЫБРАТЬ?

 

Велосипед, как средство передвижения, дает своему владельцу ни с чем не сравнимое чувство свободы – свободы от пробок, заправок, даже от дорог. Ведь любая тропинка в лесу, в парке, а иногда и бездорожье – для велосипедиста подчас лучше пыльной, забитой машинами, трассы. Тем не менее, любой велосипедист рано или поздно сталкивается с необходимостью перевозки двухколесного друга, в том числе, и на автомобиле. Ведь самый чистый воздух, самые интересные маршруты находятся вдали от города.

Сразу оговорюсь, что перевозка велосипеда в багажном отсеке, пусть даже большом – далеко не лучшее решение этой проблемы. Неудобно это, высока вероятность повредить, испачкать салон. Гораздо лучше воспользоваться специальными приспособлениями для транспортировки велосипеда – автомобильными велобагажниками, или, правильнее, автомобильными велокреплениями. О них, об их разновидностях и, главное, о правильном выборе велокрепления и написана эта статья.

Многообразие багажников для перевозки велосипедов мы рассмотрим на примере ассортимента, который предлагает жителям Петербурга фирма «БАГАЖНЫЕ СИСТЕМЫ».www.bagazniki.ru ( Савушкина, 20, Комсомольская площадь, проспект Стачек, 74). Мы рассмотрим марки «MONT BLANC», «THULE» (Швеция), «ATERA» (Германия), «FAPA» (Италия) и других.

 

 

Условно, все велокрепления можно разделить на несколько типов по способу их установки на автомобиль:

-         Устанавливаемые на крышу;

-         Устанавливаемые на фаркоп;

-         Устанавливаемые непосредственно на заднюю часть автомобиля;

-         Устанавливаемые на запасное колесо (для джипов и минивэнов).

Мы рассмотрим каждый тип в отдельности, оговорив как достоинства и недостатки самого способа крепления, так и так и различия внутри каждого типа.

ВНИМАНИЕ! Все ценовые диапазоны, приводимые в данной статье – условные, приведены для относительной характеристики уровня цен.

 

ВЕЛОКРЕПЛЕНИЯ НА КРЫШУ

пожалуй, самые распространенные в нашей стране. Сложилось это, скорее всего, исторически: перевозка велосипеда на верхнем багажнике самый «древний» вариант транспортировки велосипедов; вторая причина в том, что многие считают этот вид креплений самым дешевым, хотя это и не так (я объясню это ниже, в сравнении с другими системами).

 

 

Велокрепления этого типа присутствуют в линейке практически каждого производителя автомобильных багажников. Все они монтируются на стандартные поперечины, некоторые только на «классические» прямоугольные, некоторые – еще и на аэродинамические, при помощи хомутов или зажимов. Велосипед устанавливается колесами в специальный профиль, металлический или пластмассовый; колеса фиксируются в нем хомутами либо быстросъемными стропами от перемещения велосипеда вперед-назад и от выскакивания колес из профиля при тряске.

 

ФИКСАЦИЯ КОЛЕСА НА КРЕПЛЕНИИ ATERA GIRO

 

Самые большие различия подобных велокреплений - в вариантах фиксации велосипеда вертикально.

1-й вариант:

Крепление велосипеда за вилку. Переднее колесо снимается и перевозится отдельно. Велосипед ставится дропаутами вилки (пазами для оси колеса) в специальное крепление и зажимается там, как правило, эксцентриком от втулки колеса.

 

ATERA RAPIDO

 

 

Процесс не быстрый, да и переднее колесо надо куда-то девать, однако поперечная жесткость при таком способе крепления очень высока; кроме того, велосипед становится немного ниже, за счет чего, теоретически, уменьшается аэродинамическое сопротивление. Эти крепления пришли из шоссейного велоспорта, где использовались на машинах сопровождения с 50-х годов ХХ века. У спортсменов-шоссейников они популярны до сих пор.

2-й вариант:

Велосипед, установленный в профиль двумя колесами, фиксируется за раму тягой, двойной или одинарной; рама закрепляется специальным зажимом-струбциной.

 

FAPA EGO. НА ВЕЛОСИПЕДЕ – ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ FAPA COVER

 

 

2-й вариант установки быстрее 1-го, большинство креплений на крышу имеют именно такую конструкцию. Выбирая подобное крепление, замерьте диаметр нижней трубы рамы Вашего велосипеда и узнайте у консультанта, рассчитана ли струбцина на этот диаметр.

Справедливости ради, надо упомянуть и достаточно редкую конструкцию, когда велосипед устанавливается «вверх ногами», то есть, колесами:

 

MONT BLANC EIGER – КРЕПЛЕНИЕ, ПОПУЛЯРНОЕ В ЕВРОПЕ 90-Х ГГ.

 

Стоимость креплений на крышу колеблется в очень широких пределах, от 800 до 7000 рублей. Чем же отличаются дешевые модели от дорогих? Попробуем разобраться.

Итак, крепления нижней ценовой категории (800-1 500 рублей):

-         Изготавливаются из стали;

-         Рассчитаны, обычно, на поперечины прямоугольного сечения; крепятся к ним железными скобами с гайками-маховичками;

-         Рама зажимается в струбцине винтом с маховичком;

-         Замки от кражи велосипеда либо крепления не предусмотрены.

 

FAPA BRIO – НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 

 Крепления стоимостью 1 500-3 500 рублей:

-         Изготавливаются из стали, алюминия и пластика в разных сочетаниях;

-         Рассчитаны на поперечины как прямоугольного, так и аэродинамического сечения; установка и снятие как велосипеда с крепления, так и самого крепления с автомобиля, обычно происходит проще и быстрее, чем в «бюджетной категории»;

-         Рама зажимается в струбцине с помощью винта, либо эксцентрика;

-         Струбцина обязательно оснащается интегрированным замком от кражи; часто встречаются замки, предохраняющие само крепление.

 

MONT BLANC CLASSIC 622



КРЕПЛЕНИЕ, ОСНАЩЕННОЕ ЗАМКОМ НА ЭКСЦЕНТРИКЕ.

В РАЗОБРАННОМ ВИДЕ ЛЕГКО ПОМЕЩАЕТСЯ В ЛЮБОЙ БАГАЖНИК

 

 

 

Крепления, стоящие 3 500 рублей и выше:

-         Профиль из алюминия и/или композитных материалов; самые легкие;

-         Рассчитаны на поперечины как прямоугольного, так и аэродинамического сечения;

-         Модели многих производителей оснащены струбцинами и крепежом оригинальной конструкции;

-         И струбцина, и само крепление обязательно оснащаются интегрированными замками от кражи;

 

THULE 591 PRORIDE

КРЕПЛЕНИЕ С ФИКСАТОРОМ ОРИГИНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ

 

 

ATERA GIRO

 

Кроме того, каждый производитель старается внедрить в «верхние» модели собственные нестандартные решения, упрощающие процесс погрузки-разгрузки велосипедов. Например, MontBlanc выпускает модели «Barracuda» и «Discovery», основой которых являются композитные профили нестандартной формы, надежно удерживающие велосипед в вертикальном положении, пока владелец фиксирует раму струбциной – отпадает необходимость удерживать одной рукой велосипед, чтобы он не упал (правда, есть ограничение на ширину покрышки – 2.2 дюйма).

 

MONT BLANC DISCOVERY



УДОБНЫЙ ПРОФИЛЬ УПРОЩАЕТ УСТАНОВКУ ВЕЛОСИПЕДА

 

Конструкторы Atera пошли и того дальше – в линейке их продукции есть совершенно уникальное приспособление, помогающее поднять велосипед на крышу!

 

ATERA BIKE LIFT – ЧУДО НЕМЕЦКОЙ ТЕХНИКИ

 

Резюмируя, можно сказать, что, чем выше цена крепления этого типа, тем оно:

-        Легче;

-        Быстрее устанавливается и снимается;

-        Удобнее при установке велосипеда;

-        Надежнее защищено (и защищает велосипед) от кражи.

Если Вам не приходится часто перевозить велосипед на машине, у Вас не аэродинамический багажник, если Вы не планируете оставлять машину с велосипедом без присмотра (у кафе, магазина... кстати, само крепление тоже могут «позаимствовать» - например, пока Вы катаетесь) и вопрос времени установки и снятия Вас не сильно заботит - то смело берите недорогое крепление. Если же что-то из вышеназванных факторов представляется Вам существенным – стоит задуматься над более дорогими моделями.

 

ВЕЛОКРЕПЛЕНИЯ НА ФАРКОП –

выбор тех, у кого на машине есть... ну, естественно, фаркоп! Немного найдется людей, готовых купить и установить недешевое, в общем-то, тяговое устройство только для того, чтобы возить на нем велики. Однако и такие люди есть - лично я знаю двоих, поставивших фаркоп именно велокрепления ради. Кстати, оба очень довольны...

 

 

 

У креплений на фаркоп есть довольно большое (но не единственное) преимущество перед своими собратьями «с крыши» - устанавливать на них велосипеды гораздо легче, ведь поднять 10 - 15 (а то и все 20) килограммов на крышу, а потом еще и закрепить - удовольствие сомнительное. Есть и другие плюсы. Помните, выше я писал о том, что дешевизна креплений на крышу весьма спорна? Так вот: конструкции на фаркоп, как правило, ощутимо дороже, но! Они всегда рассчитаны на перевозку не одного, а сразу двух-трех (а то и четырех!) велосипедов. А практика показывает, что увлечение велолюбителя рано или поздно захочет разделить «вторая половина», друзья... Покупать второе, третье крепление на крышу? Теперь разделите цену «фаркопного» крепления (о ней - ниже) на три...

Итак, цены. В самом простом варианте они начинаются с 1 500 рублей. Наиболее же «навороченные» модели могут зашкалить… аж за 25 000! Давайте разберемся, почему.

Наиболее простые конструкции представляют собой стойки, идущие вверх от механизма зажима (он надевается на наконечник фаркопа и фиксируется на нем собственно рычажным, либо винтовым зажимом), от которого отходят два кронштейна. На них «нанизываются» велосипеды, которые затем фиксируются на них хомутами, а внизу – стяжкой.

 

THULE XPRESS 970  – ОЧЕНЬ ПРОСТОЕ В УСТАНОВКЕ КРЕПЛЕНИЕ

 

«Страховкой» от кражи, как правило, является обычный тросовый велозамок, которым соединяются велосипеды и крепление: снять все вместе с фаркопа не сложно, а вот унести – проблематично. Система, как видите, очень проста, но ей присущи некоторые недостатки:

-        Возить на ней можно только велосипеды с «классическим» передним треугольником рамы. Даже «женскую» раму расположить на таком креплении иногда достаточно трудно; рамы же сложной формы и большинство двухподвесов – просто невозможно;

-        Если фиксация велосипедов в поперечном направлении (от раскачивания вправо-влево по ходу автомобиля) – достаточно жесткая, то в продольном – весьма посредственная. При резких торможениях и быстрой езде по проселку велосипеды могут биться друг о друга. Страшного в этом ничего нет, но звук бывает неприятен, да и сколы краски на раме с течением времени могут появиться… Впрочем, при спокойной езде по асфальту и хорошим грунтовкам этот недостаток совсем не проявляется;

-        Как правило, подобные крепления сильно затрудняют доступ к багажному отсеку. Если в Вашем автомобиле крышка или дверь багажника открывается вверх (в основном, это седаны или хэтчбэки), то есть возможность достать необходимые вещи сбоку. А вот если у Вас – универсал, внедорожник, минивэн, тогда остается только снимать велосипеды с крепления, снимать само крепление, и только после этого… Ух, а потом все это вешать обратно...

- Размещенные на фаркопе велосипеды частенько закрывают ГОС. номер автомобиля, что может вызывать неприятные разговоры с представителями ГИБДД.

 

Возможно, у Вас уже созрел вопрос: зачем же вообще нужны такие крепления? А ведь они, при всех своих недостатках, очень популярны. Ответ прост: если Вы предполагаете возить велосипеды на небольшие расстояния и не по тряским дорогам, если Вы уверены, что лезть в багажник в пути не придется, либо, что в него можно попасть сбоку или из салона, если рамы всех Ваших велосипедов позволяют перевозить их таким образом – данное решение будет для Вас оптимально. Ведь у него, помимо «минусов», у него есть и «плюсы», причем немалые:

-        Крепление очень быстро ставится – достал, откинул кронштейны, надел на фаркоп, затянул рычаг (или болт) – и все!

-        Оно занимает мало места в сложенном состоянии;

-        И, в пересчете на один велосипед, оно ОЧЕНЬ ДЕШЕВОЕ!

 

А теперь посмотрим, что же мы можем получить, заплатив увесистую сумму, превышающую стоимость простого крепления в несколько раз:

-        Велосипеды ставятся на специальные профили, фиксируясь и снизу (хомутами или стропами, аналогично креплениям на крышу), и сверху (за стойки или кронштейны) – при этом исключается какое-либо перемещение велосипедов;

-        Велосипеды можно ставить на крепление и, главное, снимать в любой последовательности. Вдруг Вам понадобится только один, но зато самый ближний к автомобилю?

-        Можно перевозить любые типы велосипедов, вне зависимости от их геометрии;

-        Многие модели имеют интегрированные замки. Они и надежнее, и удобнее тросовых;

-        Крепления эти, в основном, откидные. То есть, чтобы получить доступ к багажнику, не надо демонтировать всю конструкцию – достаточно ослабить специальный фиксатор, и наклонить крепление (даже вместе с велосипедами) назад. Некоторые модели, как например Atera Strada, при этом даже сдвигаются назад.

-        Подобные крепления являются самыми прочными и надежными, в Европе и США именно им доверяют «двухколесных коней» в путешествиях за многие сотни километров.

 

ATERA STRADA

ПУТЬ К БАГАЖНИКУ СВОБОДЕН!

 

Кстати, многие, в первый раз увидевшие велосипедное крепление на тяговое устройство, спрашивают – не может ли такая большая штуковина в дороге оторваться от такого мааааленького фаркопа? Не беспокойтесь – конструкция зажима всегда делается достаточно массивной, а усилия в несколько сотен кгс, зажимающего наконечник фаркопа, с лихвой достаточно для того, чтобы исключить любую подвижку крепления.


Наиболее «быстрые» зажимы рычажные. Надел крепление на наконечник фаркопа, повернул рычаг и готово! Их «винтовые» собратья устанавливаются немного сложнее - надо, удерживая крепление, затянуть болт зажима гаечным ключом.

 

БОЛТОВОЙ ЗАЖИМ КРЕПЛЕНИЙ THULE

 

Ну а если у Вас нет-таки прицепного устройства, а велосипеды Вы хотите возить только сзади? Быть может, на крышу Вашего автомобиля сложно поставить поперечины, либо автомобиль столь высок, что поднимать туда велосипеды «не пожелаешь и врагу»? Тогда Вашим выбором будут

 

ВЕЛОКРЕПЛЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЯ.

Они закрепляются на крышке багажника, либо на двери багажного отсека, с помощью строп и специальных крючьев. В нижних точках возможно закрепление строп под бампером. Велосипеды крепятся так же, как и в случае с конструкциями на фаркоп. При этом вес креплений и размеры в сложенном состоянии обычно меньше «фаркопных» аналогов.

 

FAPA DATO

 

 

Сразу оговорюсь, что, в отличие от креплений, о которых я рассказывал выше, модели данного типа подбираются с учетом геометрии конкретного транспортного средства. Производитель, как правило, указывает в каталоге марки и модели автомобилей, для которых предназначены соответствующие крепления. Более универсальные модели выпускаются для определенного типа кузова, например, «хэтчбэк», или «универсал».

 

Существенный недостаток этого типа креплений - затрудненный доступ к багажнику. Если конструкция крепится только к крышке/двери багажного отсека, то сама по себе она не мешает - крышка или дверь открываются вместе с ней; но велосипеды, все же, придется снять. Если же крепление фиксируется еще и на бампере (что, кстати, повышает надежность системы в целом), то, увы - придется снимать. С другой стороны, в большинстве современных автомобилей можно без труда добраться до багажника и из салона - достаточно откинуть спинку заднего кресла...

 

ВЕЛОКРЕПЛЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ НА ЗАПАСНОЕ КОЛЕСО

И последняя категория в нашем обзоре предназначена тем, кто не прячет запасное колесо под днищем своего авто, или в недрах багажного отсека, а гордо украшает им тыл своего танка. Речь идет о счастливых владельцах внедорожников и минивэнов.

Почему «счастливых»? Да потому, что велокрепления, монтирующиеся на «запаску», зачастую имеют все преимущества вышеупомянутых  конструкций и на фаркоп, и на заднюю дверь, но... совершенно не мешают «погрузочно-разгрузочным работам»!

 

MONT BLANC CROSS 620

 

Впрочем, речь идет только о «запаске», установленной на двери багажного отсека, открывающейся вбок, либо на кронштейне, который перед открытием двери также отводится в сторону. В этих случаях крепление (с велосипедами или без) тоже «уезжает» вместе с дверью, или кронштейном, открывая доступ к багажу. Естественно, не стоит часто открывать дверь, на которой висит дополнительных 50-60 кг - даже мощные петли «джиповских» дверей подвержены износу и усталостным деформациям.

Если же дверь Вашего авто открывается вверх, или «запаска» на кронштейне опускается вниз, то велосипеды с крепления все же придется снять – в первом случае газовые стойки двери просто не смогут поднять ее; во втором же Вы можете не суметь плавно опустить вниз  более чем 100-килограммовое сооружение «кронштейн+запаска+крепление+велосипеды», и оное с грохотом упадет на землю. Первыми ее достигнут велосипеды...

Способы размещения и фиксации велосипедов на креплениях этого типа полностью аналогичны описанным выше: «подвесить за раму – стянуть стропой», или «поставить на профиль – закрепить за раму».

 

Теперь, когда мы сравнили характеристики основных типов велокреплений, я, для наглядности, приведу их в табличную форму:

 

СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ ТИПОВ КРЕПЛЕНИЙ

 

 

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ
НА КРЫШУ

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ НА ФАРКОП

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ НА ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЯ

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ НА ЗАПАСНОЕ КОЛЕСО

 

1

2

3

4

Что требуется для установки

Автобагажник на крышу (поперечины)

Фаркоп

Ничего

Наличие запасного колеса на багажной двери

Насколько быстро ставятся на машину

Дорогие модели – быстро; дешевые - долго

Модели с рычажным зажимом – быстро; с винтовым - медленнее

Чуть медленнее, чем
установка на фаркоп

Аналогично столбцу 3

Насколько быстро собирается для установки

Быстро; многие модели вообще неразборные

Сложные модели – долго; простые - быстрее

Обычно быстрее, чем
крепление на фаркоп
(зависит от конструкции)

Аналогично столбцу 3

 

Количество перевозимых велосипедов

1 (можно установить до 4-х креплений в зависимости от ширины поперечин)

2-3, реже 4

2-3

2-3

Насколько удобно устанавливать велосипед

Неудобно – большая высота погрузки

 

Удобно

Удобно

Удобно

Габариты в сложенном состоянии

Небольшие у складывающихся пополам; большая длина (более 1 метра) у нескладывающихся

Большие (чем сложнее модель, тем больше)

Большие (чем сложнее
модель, тем больше)

Аналогично столбцу 3

 

 

 

 

 

 

Основные плюсы данного типа крепления

Велосипед находится высоко над дорогой – на него попадает меньше грязи;
не увеличивает общую длину машины;
не ухудшает обзор;
можно варьировать количество креплений от 1 до 4

Простота установки и снятия велосипеда;
можно перевозить до 4-х велосипедов на одном креплении

Простота установки и снятия велосипеда;
можно перевозить до 3-х велосипедов на одном креплении

Простота установки и снятия велосипеда;
можно перевозить до 3-х велосипедов на одном креплении;
отводится в сторону вместе с дверью багажника

Основные минусы данного типа крепления

 

Трудности установки крепления и велосипеда, особенно на высокую машину;
для двух и более велосипедов надо приобретать дополнительные крепления;
увеличивается общая высота машины

Ухудшается обзор через заднее стекло;
увеличивается общая длина машины;
затруднен доступ к багажному отсеку;
в сложенном виде многие модели занимают внушительный объем

Аналогично столбцу 2, но установка сложнее;
доступ к багажному отсеку зачастую невозможен
без снятия крепления

 

Аналогично столбцу 3, но не мешает доступу к багажному отсеку

 

Ценовой диапазон*

800-7 000 руб.

1 500-24 000 руб.

2 000-15 000 руб.

3 000-10 000 руб.

* приблизительно, на начало 2008 года

 

 

Как видите, сказать однозначно, какой тип крепления лучше, невозможно. Все зависит от того, какие факторы лично для Вас являются определяющими, ведь понятие «удобства перевозки велосипеда» у каждого – свое. Надеюсь, теперь Вам будет проще сделать свой выбор.

Удачного Вам выбора и доброй дороги!

 

P. S.

Да, чуть не забыл: пара добрых советов напоследок:

Велосипед, закрепленный на автомобиле (все равно - на крыше или сзади), создает серьезное аэродинамическое сопротивление. Не стоит создавать излишнюю нагрузку на крепление, ведя машину с большой скоростью;

Переезжайте препятствия осторожно – это советуют все производители велокреплений. Большие динамические нагрузки не идут на пользу ни машине, ни креплению, ни велосипеду;

Самое неприятное случается с теми, кто забывает, что едет с велосипедом «на броне». Ведь габариты автомобиля ощутимо увеличиваются. Мне известен случай, когда забывчивый водитель попытался въехать в гараж с двумя великами на крыше. Велики были неплохие...

Того, кто перевозит «двухколесного друга» на заднем креплении, тоже поджидают неприятные сюрпризы – но уже при движении задним ходом. Кстати, тут можно нанести урон не только своей поклаже и креплению, но и, например, другому автомобилю, в недобрый час оказавшемуся сзади… Будьте осторожны!

 

 

 

«БАГАЖНЫЕ СИСТЕМЫ»

Санкт-Петербург,

ул. Савушкина, д. 20, тел. (812) 430 7185, (812) 972 4266;
пр. Стачек, д. 74, (812) 973 4488

Дальневосточный проспект 9. (812) 716-07-33

www.bagazniki.ru

 

© Михайлов М. Г., текст

© Фотографии: Михайлов М. Г., www.bagazniki.ru, www.atera.info, www.fapa.it, www.montblanc.se, www.thulegroup.com,

При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.

 


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский и байкерский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Председатель клуба: Виктор Нечаев [n_vic@mail.ru]
(C) Федерация Путешественников, 1997-2013