ВелоПитер - home   Веломагазин Ритм Меридиан Байк chainreactioncycles.com
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере





ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
ПЛАНЕТАРНЫЕ ВТУЛКИ
 
О втулках планетарных молвим слово...

Передний переключатель, задний переключатель, "петух", кассета... Человека, решившего купить себе велосипед, обилие новых терминов, порой, вгоняет в ступор. А уж если "продвинутый" продавец в веломагазине раскроет перед обалдевшим покупателем страшную тайну постоянного обслуживания многоскоростного велосипеда – настроек переключателей, мойки и смазки цепи, замены изношенных деталей привода – то бедолага, поразмыслив, может вообще отказаться от покупки столь сложного агрегата, либо предпочесть ему старый добрый дорожный лисапед с одной-единственной передачей…

Между тем, есть решение, сочетающее в себе удобство многоскоростного велосипеда с простотой обслуживания односкоростного. Это – планетарная втулка. Суть ее в том, что в самом корпусе втулки заднего велосипедного колеса помещается планетарный шестеренный механизм переключения передач.

  ВЕЛОСИПЕД С ПЛАНЕТАРНОЙ ВТУЛКОЙ ВЫГЛЯДИТ КАК ОДНОСКОРОСТНОЙ, НО…

 

Кстати, этот механизм ставится на велосипеды с начала ХХ века (первые 2-скоростные планетарные втулки были произведены фирмой Sturmey-Archer в 1902 году). С тех пор "планетарки" пользуются большой популярностью в Европе – большинство велосипедов класса "комфорт", продающихся в европейских странах, оснащены именно планетарными втулками.

На сегодняшний день самыми распространенными являются планетарные втулки гигантов велоиндустрии SHIMANO (3-, 7- и 8-скоростные) и SRAM (3-, 5-, 7- и 9-скоростные). "Рекордсменом" по числу передач – 14 – является втулка, выпускаемая немецкой компанией ROHLOFF, правда, стоит она одна, как хороший велосипед...

Планетарные втулки выпускаются как под ободные тормоза, так и под дисковые/роллерные. Кроме того, существуют втулки со встроенным ножным тормозом – таким, как на односкоростных дорожных велосипедах – где торможение осуществляется вращением педалей назад.

  ВТУЛКА SHIMANO NEXUS INTER 8 СО ВСТРОЕННЫМ НОЖНЫМ ТОРМОЗОМ

 

Какие же преимущества у планетарного механизма перед традиционным ныне параллелограммным переключателем, и какие недостатки?

ПРЕИМУЩЕСТВА:
1. Планетарная трансмиссия – практически необслуживаемая, единственная регулировка – подтяжка тросика в процессе эксплуатации;
2. Ресурс планетарных втулок огромен – при правильной эксплуатации это десятки тысяч километров. Кроме того, в приводе используются толстые цепи и звездочки (как в односкоростных велосипедах). Их ресурс также во много раз превышает срок службы аналогичных компонентов велосипедов с параллелограммным переключателем;
3. В планетарной втулке передачи можно переключать, стоя на месте, и с любой на любую (не обязательно на соседнюю). Это очень важно при езде в городе, где переключаться приходится часто, и не всегда удается переключиться заблаговременно.

НЕДОСТАТКИ:
1. Большая, по сравнению с обычными втулками, масса. Для спорта это, безусловно, критично. Для прогулочного катания и туризма – не столь существенно;
2. Большее, опять же по сравнению с обычными втулками, внутреннее трение – все-таки шестеренная передача. Но, как и в п. 1, это будет заметно лишь на гоночных трассах, где решают доли секунды…
3. Ремонт "планетарок", в случае поломки (что, правда, бывает крайне редко), может осуществить только квалифицированный специалист.

Многие, кто приценивался к велосипедам с планетарной трансмиссией, записали бы в недостатки их высокую стоимость. Однако, с этим можно поспорить. По сравнению с дешевыми китайскими «творениями», цена таких велосипедов высока. Если же рассматривать велосипеды, на которых можно кататься, не опасаясь, что у него вдруг что-то отвалится, то окажется, что стоимость велосипедов с планетарной втулкой вполне конкурентна. Не стоит забывать и о том, что планетарные механизмы изготавливаются только уважаемыми фирмами с многолетней историей; "на коленке", на маленьком китайском заводике такое произвести просто не в состоянии…

  ПЛАНЕТАРНАЯ ВТУЛКА SRAM i-MOTION 9 "НА ПРОСВЕТ" – ПРОДУКТ "ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"

 

Второй вопрос, который волнует потенциальных покупателей планетарных втулок – о количестве передач: "А почему это их так мало? Вот у "обычных" велосипедов – 21, 24, 27. Тут же – 7, 8… да и 14 маловато…"

Постараюсь объяснить: У велосипеда с "обычными" параллелограммными переключателями (передним и задним) общее количество передач – это количество звезд "системы" (передних), умноженное на количество звезд кассеты (задних). Например: 3 передних Х 9 задних = 27. На деле же используются далеко не все эти комбинации. Чтобы избежать перекосов цепи, обычно пользуются только следующими: 1х1,2,3, 2х2,3,4,5,6,7,8, 3х7,8,9, итого – 13 передач. Если же учесть, что некоторые передачи имеют очень близкие друг к другу передаточные отношение (практически дублируют друг друга, т. н. "двойные" передачи), то эффективное количество передач получается и того меньше. В планетарном же механизме все заявленные передачи – эффективные, т. е. реально работающие.

В России велосипедов с планетарными втулками гораздо меньше, чем в Европе. На мой взгляд, причина тут, скорее, историческая – в СССР планетарные втулки не выпускались никогда. И вот почему:
– «планетарки» очень сложны как в изготовлении, так и в ремонте. Вряд ли Госплан дал бы какому-либо заводу добро на строительство дорогущего цеха по выпуску планетарных механизмов для нужд любителей покататься с комфортом. Да и при том, мягко выражаясь, посредственном качестве производства велосипедов, которое сполна ощутили владельцы "Туристов" и "Спутников", хозяева велосипедов с планетарными втулками просто замучились бы с их ремонтом…
– в СССР во главу угла всегда ставился большой спорт, и велосипедизм тут – не исключение. А в велоспорте планетарные втулки не прижились в силу их большой массы…

В наше же время многие велоторговые фирмы просто боятся ввозить из-за рубежа в общем-то не дешевые велосипеды, рассчитанные не на "профи", готовых выложить "кругленькую" сумму за гоночный болид, а на любителей. Последние же, не задумываясь о последствиях приобретения заведомо некачественной вещи, часто покупают «пародию на велосипед» в ближайшем супермаркете…

Но времена меняются, все больше любителей велосипеда понимают, что к выбору "двухколесного друга" надо подходить серьезно, что настоящее удовольствие от катания принесет только надежная, простая в эксплуатации и неприхотливая техника – и количество велосипедов с планетарными втулками на наших дорогах постоянно растет.

© Михайлов М. Г., ВелоПитер, текст
© Фотографии: www.sram.com, www.cycle.shimano-eu.com, www.hubstripping.wordpress.com
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.

 

Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский и байкерский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Председатель клуба: Виктор Нечаев [n_vic@mail.ru]
(C) Федерация Путешественников, 1997-2013