Вдоль Сухоны и Уфтюги

(Велопоход на тандеме 13 - 23 июля 2005)

Поход в этом году прошел не так, как мы планировали. Виной тому – изнуряющая жара и обмелевшая Северная Двина. Тем не менее, 825км пути пройдено, и может быть, кто-нибудь найдет для себя полезную информацию в описании нашего маршрута:

Вологда – Тотьма – Великий Устюг – Котлас – Сольвычегодск – Верхняя Уфтюга – Красноборск – Котлас.

В Вологде мы бывали раньше, нам она нравится, и поэтому начинать маршрут из нее было приятно. На выезде из города расположен Прилукский монастырь. Трасса М8 на Архангельск довольно оживленная, но полосы широкие и особо нервных ситуаций при разъезде двух встречных грузовиков для велосипедиста не создает. Несмотря на это, мы почувствовали сожаление, когда после отворота на Тотьму количество машин не убавилось.

Городок Тотьма находится в стороне от трассы на берегу реки Сухоны. Попасть в него можно, следуя указателям на дороге, но это крюк почти 12 км. Можно, наверное, свернуть на Никольск, перед мостом через Сухону повернуть налево и попасть на главную улицу Тотьмы. Мы же въехали в городок где-то посередине, свернув на подвернувшуюся дорогу, когда увидели справа на горизонте панораму Тотьмы. Пусть этот путь был не самым хорошим, но он привел нас в город.

После прекрасного описания Тотьмы, действительность не произвела на нас сильного впечатления. Асфальтированных улиц раз, два и обчелся, асфальт покрыт толстым слоем пыли. Удивило большое количество машин, из-за которых дорогу запросто не перейдешь. Может быть, конечно, нам просто так «повезло». Храмы в Тотьме, конечно, очень красивые, высокие и их стоит посмотреть. Но ощущения умиротворенности от тихого провинциального города, как, например, после посещения Каргополя, у нас не возникло.
В Великий Устюг мы поехали по «новой» Нюксенской дороге. На нашей карте ее не было. Дорога идет мимо практически всех деревень и поселков и за 8 км до Нюксеницы переходит на правый берег Сухоны, и так же вдали от жилья идет на Великий Устюг. По пути мы свернули в деревню Опоки, что на берегу Сухоны, это примерно 3 км в сторону. На трассе есть указатель и щит, гласящий о редчайшем геологическом разрезе. Виды в Опоках действительно замечательные, и посмотреть их очень рекомендуем.

Дальше «новая» трасса на Устюг пошла, по-видимому, по старой дороге, которая была у нас на карте, и по расположению деревень относительно дороги мы смогли сориентироваться. Перед Устюгом, она вышла километров на 10 южнее, чем «старая» дорога, на трассу с Никольска.

Приехали в Великий Устюг. Его центр, несмотря на раскрутку «Деда Мороза», столичной парадности не приобрел. Зато стал чистым и ухоженным и произвел на нас очень приятное впечатление. Из-за недостатка времени (надо было успеть на теплоход в Котласе) мы не заехали в Троице-Гледенский монастырь (правый берег Сухоны, отворот с Никольской трассы), но, наверное, стоило бы.

А общее впечатление от участка Вологда–Великий Устюг сложилось следующее: шоссейный «пилюган» мимо всех населенных пунктов, в основном по смешанному заболоченному лесу, где мало удобных мест для стоянок. За исключением хлеба и сока в Тотьме у нас получилась почти полная автономия.

От Устюга до Котласа характер лесов другой, здесь в основном боры.

В Котлас мы прибыли с двухчасовым запасом, но рейс теплохода «Адмирал Кузнецов», на котором мы собирались спуститься до Пинеги, отменили из-за низкого уровня воды в Двине. Поэтому вторую часть маршрута, пришлось придумывать на месте.

Решили съездить на Уфтюгу, причем не гнать по жаре, как приходилось делать до Котласа, а прокатиться не спеша, что мы и сделали. Выехали в сторону Сольвычегодска по шоссе на Коряжму. Сольвычегодск очень приятный тихий провинциальный городок. Хоть к нему ведут одни гравийки, но в самом Сольвычегодске – асфальт. Здесь интересно посмотреть каменные купеческие и монастырские дома, храмы, построенные еще самим Строгановым, источники с местной минеральной водой.

 

Из Солвычегодска мы поехали на запад по гравийке на Грuгорово. В Грuгорово, довольно большом селе, расположенном у стариц Северной Двины есть развалины каменной церкви. Что это за церковь, мы не знаем. Дальше наш путь шел по дороге на Вeшкурье (поворот направо перед самым Грuгорово) по гравийке. Чтобы попасть на Уфтюгу, мы свернули по лесной дороге направо, примерно в 10 км от развилки на Грuгорово – Вeшкурье. (Первый "отвороток" направо отмеченный первый знаком «уступи дорогу» примерно в 5 км от развилки надо пропустить, а, проехав еще примерно столько же, повернуть направо по второй, более наезженной дороге, тоже обозначенной знаком «уступи дорогу».) Эта лесная дорога была разбита лесовозами. Грунт здесь – сплошной песок, тандем глубоко зарывался в него, и нам пришлось почти все последующие 18 км тащить велосипед. Но сосновый лес здесь просто изумительный. На дороге есть места отдыха, оборудованные скамейками и местом для мусора, около одного из них мы увидели родничок.

Выйдя из сухого светлого леса, дорога привела нас в деревню Борок и дальше шла через деревеньки в Березонаволок. Проезжая одинокий жилой дом слева от дороги (это оказалась деревня Больница, которая сейчас не существует), мы попросили набрать воды у бабушки, поливающей грядки в огороде. Валентина Васильевна, так ее звали, напоила нас еще замечательным козьим молоком, за что ей большое спасибо. Колодцы у нее в огороде сохранились очень интересные. У них вместо сруба вставлены в землю трубы, выдолбленные из стволов осины.

В Березонаволоке мы повернули обратно, чтобы попасть на насыпную дорогу идущую по левому берегу Уфтюги вверх по течению (чтобы не делать небольшой «крючок», надо было свернуть направо, не доезжая Березонаволока). Этой дорогой мало пользуются и она меньше разбита. Ближе к Верхней Уфтюге ее все же потрепала местная сельхозтехника.
Вдоль реки Уфтюги в окрестных деревнях часто встречаются дома с интересной характерной особенностью. Все они, конечно большие, как положено на севере, но крыши у них не с плоскими скатами, а немного бочкообразными. Еще почти у всех есть балкончики на фронтоне под свесом крыши с резными столбиками (кое-где сохранились лишь балки опоры балкончиков). И еще некоторые дома вместо одной общей рубленой стены разделяющей дом вдоль на две половины имеют две рубленые стенки примерно в полуметре-метре друг от друга.
Переехав мост через какую-то речку (мы грешным делом подумали, что это Уфтюга, так как других мостов на нашей карте не было), помывшись и постиравшись, мы покатили дальше. Через некоторое время выехали к настоящей реке шириной метров 60. Это уж точно была Уфтюга. Моста не было, был брод. На нашем берегу стоял УралАЗ. Мужики в нем травили байки, расслабляясь после переправы. Стали переправляться и мы. Дно здесь песчаное, глубина – чуть ниже пояса. Течение существенное, если расслабишься – снесет. По обоим берегам песчаные пляжи. На правом берегу на горушке заброшенное с виду нефте- или бензохранилище.

Поднявшись в деревню, мы увидели в паре километров шатер церкви села Верхняя Уфтюга. Подъехали посмотреть. Через дорогу от деревянной церкви (интересно, что шатровой, несмотря на постройку в 1785 г) стоит полуразрушенная каменная церковь. В магазине находящемся в доме рядом с каменной церковью, мы, воспользовавшись имеющимся там «чайным столом» и душевностью продавщицы, расположились на перекус. Сидя за столом и отдыхая от навязчивого присутствия разнообразной кровососущей пакости, мы вкусили купленную тушенку и ароматный местный хлеб с хрустящими корочками и запили все это изрядным количеством лимонада (других напитков кроме пива и более крепких в магазине не было). Подкрепившись, двинулись по гравийке к Красноборску. Гравийка была очень рыхлая, опять с обилием песка и в основном сплошная «гребенка», как для ресурсных испытаний подвески. Было жарко и душно, снова надвигалась гроза. Встали на ночлег на левом берегу реки Лахома (перед мостом налево). Хорошее местечко, даже оборудовано столом со скамьями. Поужинали, и тут разразилась сильнейшая гроза. Сверкало и трещало одновременно, казалось, что молнии били чуть ли не в нашу палатку.

После дождя гравийка стала плотнее, и двигаться стало легче. При подъезде к Большой Слуде (Кулига, как называют местные) есть развалины каменной церкви. Трапезная почти вся развалилась, остался один куб церкви и поэтому смотрится она как кубоватая церковь древней постройки. Как сказал нам один местный, здешние власти раскошелились на восстановление церкви и выделили аж целых 6 тысяч рублей (200$!). Этой суммы хватило только на то, чтобы заколотить досками оконные и дверные проемы. У этого же мужичка спросили про деревню Цывозеро, которую не могли найти ни на одной карте. Он сразу сказал, что это не одна деревня, а целый куст (группа) и официально они называются по-другому. Он подтвердил, что в Цывозеро есть древняя деревянная колокольня (1658 г). Мы поехали туда. В Большой Слуде и деревне Борок – асфальт. Насыпная дорога на Цывозеро уходит направо, сразу, как закончится асфальт. До колокольни оказалось не 6, как нам сказали, а 12 км в сторону от основной трассы. Но дорога оказалась на удивление легкая. Заехать посмотреть на колокольню стоит. Интересна она сама, дома в окрестных деревнях, открывающиеся виды и удивительное разнотравье, пьянящее медовыми запахами.

Вернулись на трассу и докатили до Северной Двины. Дябрино осталось чуть позади. Здесь есть паромная переправа до Красноборска. Официально паром ходит три раза в день. Практически – значительно чаще, так как лесовозы, везущие лес с верховья Уфтюги, переправляются другими паромами, и на них тоже можно переправиться на другой берег. Паромы здесь огибают острова и мели, и переправа походит на небольшой речной круиз.

По дороге в Котлас заехали в Туровец. Там есть две церкви (действующие) деревянная и каменная. С Красной Горки, на которой стоят церкви, открывается вид на Туровецкие острова. На склоне горы есть «святой» источник.

Как нам позже сказал местный турист в Котласе, интересно было еще заехать на курорт «Солониха», расположенный недалеко от Красноборска, где целебный источник образует целое озеро с прозрачной холодной водой.

Вторая часть нашего похода, хоть и проходила по грунтовым дорогам, где порой проехать было невозможно, отличалась душевностью и человечностью. Поэтому и воспоминания о ней остались более теплыми.

Участники: Евгения и Андрей Жуковы