ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Отчет о ландшафтной велоэкспедиции.
Восток Ленинградской области (Тихвинский, Бокситогорский районы)
8-21 августа 2005 г

Маршрут: Будогощь – Сред.Село – Заполье – Рапля – Тихвин – Дыми – Бокситогорск – Мозолево – река Рагуша – Забелино – Климово – Журавлево – Сомино – Ефимовский – Радогощь – Сидорово – Красный Бор – Корвала – Нойдола – Корбеничи – Харагеничи – Пашозеро – Шугозеро – Ганьково – Ладвуши – Исаково – Коськово – Владость – Тихвин – Большой Двор – Пикалево

14 дней - 800 км из них 369 асфальт, 242 «улучшенная» грунтовка, 139 проезжие лесные дороги, 50 непроезжие лесные дороги и тропы.

Участники: Андрей Резников, Ольга Степочкина Велосипеды: «тяжеловоз» - горный “Gary Fisher” и «боевой скакун» - гибрид “Wheeler”. Оба оборудованы злобной резиной, что очень помогло проходить песок и не сваливаться в колею на глине. Оба оборудованы передними амортизаторами, что не помогло не отбить руки. Оба оборудованы подрулевыми сумками и рюкзаками-штанами на багажник (вес рюкзаков 15 - 20 кг).

Предисловие. Целью нашей экспедиции было мелкомасштабное ландшафтное картографирование Тихвинского и Бокситогорского районов Ленинградской области. Потому маршрут мы проложили с таким условием, чтобы пересечь указанные районы вдоль и поперек и посмотреть как можно больше. В результате маршрут наш на карте выглядит замысловатыми зигзагами. Причем велосипеды были только средством передвижения, а основная работа заключалась в описаниях растительности, почв и рельефа, за километражем мы не гнались, уделяя значительную часть времени работе. Навряд ли кто-нибудь вздумает повторить наш маршрут, потому основное внимание в своем отчете я буду уделять состоянию дорог и наличию магазинов во встреченных деревеньках.

1 день (8 августа). Электричкой 8.40 из Питера добрались в Будогощь. Около станции много магазинчиков, ассортимент по нашим скромным командировочным приличный, закупились продуктами, выехали на восток. Почти сразу за мостом через Пчевжу закончился асфальт, пошла «улучшенная» грунтовка. Улучшенные грунтовки там встречаются повсюду, они представляют собой широкую дорогу с песчано-гравийным покрытием, обычно они бывают в большей или меньшей степени раздолбаны машинами и похожи на стиральную доску. Средняя скорость по такой дороге 8-12 км/ч, при этом очень сильно трясет. Машин не много, но пролетают они мимо с приличной скоростью, оставляя после себя облако пыли, и через несколько часов песок уже скрипит на зубах. Прошли деревни Градоша, Бестоголово, Лашино, Среднее Село, Дуброва, Петровское, деревни жилые, но магазинов в них мы не заметили. За то, есть магазинчик в деревне Заполье, работает до 18 ч. Часть трассы от урочища Уродыня (там вообще много замечательных топонимов) до урочища Бойцов Хутор проходит по территории Новгородской области. На Хортицы и Заозерье идет такая же грунтовка со щебнем. Вокруг мелколиственные (осина, береза, ольха) травяные леса с елью на красных супесчаных почвах, небольшие холмики, спуски, подъемы, в общем дорога вполне интересная. Между Заозерьем и Раплей лесная дорога без щебня, но еще более убитая – большие лужи и глубокие колеи от тракторов. После Рапли снова пошел песок с камнями, но уже без луж. Проехали Заручевье и остановились на ночлег на небольшом озерце, км в пяти к северо-востоку от Заручевья. За день 65 км (4 асфальт и 55 «улучшенный» грунт и 6 лесная дорога) + от дома до вокзала.

2 день (9 августа). В 5 км к северу от озерца начался асфальт. Очень приятная дорога, новый асфальт и практически нет машин. Вокруг Тихвина живописные сосновые леса на песках. На въезде в Тихвин обнаружили неплохую недорогую столовую в помещении завода «Пластмасс». Тихвин объезжали не через центр, а по новостройкам с юга. Впечатление не из приятных - плохой асфальт, много грузовиков и очень-очень пыльно. Был сильный встречный ветер, по улицам носились пыльные бури, песок слепил глаза. Мы уже были в Тихвине за год до этого, тем же, кто не был, настоятельно рекомендуем побывать в Тихвинском монастыре и побродить по центру. Далее идем на восток. Проехали Астрачи, после виадука через железку есть отворотка на юго-запад, там примерно в 4 км от трассы на берегу красивого Дымского озера находится Антониево-Дымский мужской монастырь. А на перекрестке в Дыми есть кафеюшник, расположенный на втором этаже видимо бывшего ГАИшного поста, пиво там наливают, но с едой плохо. После Дыми на Бокситогорск пошел неплохой асфальт, но налетевшая гроза заставила нас остановиться не доезжая км 7 до Бокситогорска. Справедливости ради нужно отметить, что дожди чаще всего обходили нас стороной, в то время как в Питере они шли постоянно. ПИКовские вело-накидки от дождя не помогали совершенно, сзади они короткие и попа сразу намокла, спереди на руках скапливается вода и выливается прямо на колени, а от пролетающих машин брызги летят в бок, потому сухими у нас остались только плечи и грудь. За день 63 км (55 асфальт и 8 «улучшенный» грунт).

Бокситовые карьеры г. Бокситогорск3 день (10 августа). Изучали Бокситогорск и окрестности. Городок вполне приличный, чистый, обнаружили в нем аж целых два веломагазина (из ассортимента поразил огромный выбор детских велосидений российского производства от 300 до 800 руб). Неподалеку от города стоит глиноземный комбинат и дымит на город из всех своих труб. Посмотрели бокситовые карьеры, вполне симпатичные, заполненные зеленоватой водой, а отвалы по краям засажены деревьями и выглядят как симпатичные красные холмики. Через город течет речка с забавным названием Пярдомля. Посетили интересный геологический объект конечно-моренный холм высотой 198 м в 7 км к юго-востоку от города в урочише Усадище (не путать с деревней Усадище, которая находится прямо рядом с городом). Туда ведет ужасная дорога, раздолбанная лесовозами, с огромными лужами и колеей почти метровой глубины. Вернувшись в Бокситогорск, закупились продуктами и выехали через Бор на юг. Проехали Бороватое, Межуречье ночевали к западу от дер. Селище на Карачунском озере (озеро приличное, но вокруг бродит много пьяной местной молодежи). За день 56 км (34 асфальт и 22 лесные дороги).

Окаменелости в пойме р. Рагуша4 день (11 августа). Выехали из Селища на юг вдоль р. Воложбы. Дорога – асфальт, с большими подъемами и спусками, проходит по полям, вдалеке через глубокую и широкую долину виднеется полоса леса. Очень просторные пейзажи. Проезжали симпатичные деревеньки Колбеки (в ней есть магазин), Школа, Максимова Гора, Золотово, Пареево. Затем идет поселок Дрочилово, который при советской власти за неблагозвучие переименовали в Мозолево (нам понравилась такая игра слов). Там кончился асфальт, дальше идет «улучшенная» грунтовка. Есть магазин и полуразрушенный клуб, где по праздникам бывают дискотеки. Сам поселок на грани вымирания, всюду пустые блочные дома. Дальше идут две деревни Пустая Глина (жилая) и Жилая Глина (нежилая) под общим названием Глина. Остановились пообедать на берегу реки в природном заказнике «река Рагуша». Это удивительный природный объект – исчезающая река. Представьте, течет себе речка, но в середине течения вдруг уходит под землю и появляется вновь через несколько километров. Прямо под мостом реки нет. Ходили наверх до того места, где она исчезает и вниз, до того места, где появляется, еще ниже есть водопад и высокие обрывы по берегам. Все русло заполнено обломками карбонатных пород с большим количеством различной окаменелой живности. Пока гуляли и собирали камешки, вечерело, решили здесь и заночевать, тем более, что по берегам, есть хорошие стоянки. Всего за день 32 км (24 асфальт и 8 «улучшенный» грунт).

В пампасах (Спирово - Осницы)5 день (12 августа). От Рагуши поехали на восток, по пути завернули в очень симпатичную деревню Рудная Горка, проехали Дмитрово, Половное, Савино, Калинецкое, симпатичную деревню Струги. До Струг шла грунтовка, как обычно - песок с камнями, дальше пошла узкая песчаная вполне проезжая грунтовка до Спирова. В Спирово перебрались через протоку Гусиного озера по жердочкам, на другой стороне залива на холме есть старое кладбище с разрушенной деревянной церковью. От Спирова в Осницы дороги практически нет. Видимо она когда-то была, но уже давно кончилась, заросла кустами и мелкими деревьями, завалена валежником, в бывших колеях стоит вода, низкие участки превратились в болото. Продирались с трудом. Через 2-3 км начались сплошные вырубки, лесовозные дороги заросли. Дорога часто теряется, приходится ломиться через лес с велосипедами и рюкзаками. Без GPSа и приличной карты там не обойтись. Никому не советую повторять наш подвиг, это надо быть маньяком, чтобы 6 часов тащить по буреломам велосипед с рюкзаком. По ходу отломалось переднее крыло у Фишера. Ближе к Осницам бывшая дорога, заросшая ивовыми кустами, идет вдоль не менее заросших травищей выше человеческого роста бывших сельхозугодий. Вконец измученные, в 21.30 вышли к Осницам (нежилая). Ночевали у моста в 1 км к западу от Осниц. За день 36 км (23 по «улучшенной» грунтовке, 7 по лесной дороге и 6 пешком по лесу).

Церковь в д. Журавлево6 день (13 августа). Утром из кострового крюка соорудили нужную деталь и приладили отломанное крыло на место (до сих пор держится). Выехали от Осниц на восток вдоль оз. Струпино, от восточного края озера уходит на юг лесная дорожка, к Березорадинскому озеру, известному тем, что иногда вода из него буквально за несколько часов уходит через карстовые воронки и местные жители ездят по дну на мотоциклах. К слову, вокруг озера тоже множество карстовых воронок (поноров), некоторые достигают 40 и более метров в диаметре. Далее на Забелино идет сильно песчаная с большими лужами дорога. От Забелина на восток и дальше на север пошла «улучшенная» - песок с гравием. В Забелино видели магазин, но при нас (в 16 ч.) он был закрыт, может быть, он вообще не работает, еще там есть почта. Проехали мост через Чагоду, деревни Коргорку и Бирючево. В стороне от дороги в поселке Климово есть несколько магазинов и столовая, работают допоздна. В деревне Городок, возможно, раньше находилось древнее городище. На стенке обрыва между речкой и оврагом в закопке видна каменная кладка. После деревни Бережок начался вполне приличный асфальт, машин мало. Дорога идет по мелколиственно-сосновым лесам на редких карбонатных флювиогляциальных отложениях и симпатичным полям. В Журавлево прямо у дороги стоит красивая полуразрушенная церковь. Свернули направо на Сомино. Дорога до Сомино лесная песчаная, но вполне проезжая. Ночевали на красивом оз. Лошево под рев дискотеки в лагере на другом берегу. За день 62 км (10 км по асфальту, 23 по «улучшенной» грунтовке, 25 по лесной дороге и 4 км по лесу).

7 день (14 августа). Выехали из Сомино, прокатились 11 км на северо-восток, посмотрели окрестные леса, вернулись обратно и выдвинулись в сторону Ефимовского. По совершенно замечательной Вологодской трассе с гладким асфальтом и новенькой разметкой быстро долетели до Заголодно. Не доезжая деревни с замечательным названием - Косые Харчевни свернули на северо-восток на Ефимовский. К Ефимовскому идет убитый асфальт. В поселке много магазинов, столовая, универмаг, но сам поселок довольно невзрачный. От Ефимовского пошли на северо-запад через Сухую Ниву, Чудскую, Ростань, Пятино по отвратной «улучшенной» дороге. После Вологодской трассы эта гравийная стиральная доска жутко раздражает. Вокруг поля и елово-мелколиственные травяные леса. Перед Пятино обнаружили, что на очередной остановке потеряли лопату, а это наш самый главный рабочий инструмент. Погоревали, но возвращаться не стали, потому, как даже не знали, где могли ее оставить. Ночевали на оз. Кривули, озерцо приятное, но по берегам полянки с высокой травой и совершенно нету дров. За день 78 км (51 км по асфальту и 27 км по «улучшенной» грунтовке).

8 день (15 августа). Выехали от оз. Кривули, в ближайшей деревне Койгуши купили у местных лопату за 100 руб. и довольные поехали дальше. Дорога такая же, как вчера – песок, камни, колдобины, проложена по т.н. Тихвинской моренной гряде, постоянные небольшие, но крутые горки вверх-вниз, утомительно. Проехали Борисовщину, в Радогощи есть два магазина, один из них был закрыт, второй открыт, но в нем, как в наше советское прошлое, - наименований 10 продуктов (суповые пакеты, рыбные консервы, конфеты; хлеба и водки нет). Некогда большой совхозный поселок выглядит нынче очень печально. В деревне Пожарище местный пастух сообщил, что магазин есть в Петрово, а дальше по дороге ходит автолавка по вторникам. Проехали Пелуши, Прокушево, Лахту. В симпатичной деревне Сидорово обнаружили еще один магазин, который работает почти каждый день, кроме четверга и воскресенья, по утрам. От Сидорова до Санькова Бора самая плохая дорога на всем маршруте (исключая, конечно, те места, где нам приходилось проводить велосипеды пешком или переносить их на себе) - песчаная, убитая лесовозами, вся в колдобинах, лужах и, что самое отвратительное, очень каменистая, валуны большие и маленькие по всему полотну дороги, и их ни как не объехать. Вести велосипед глупо, а ехать ужасно. Дорога – убийца велосипедов. Умудрились на Фишере погнуть большую переднюю звездочку, видимо, когда велосипед боком соскочил с очередного камня. Саньков Бор и Красный Бор проехали мимо по окружной дороге. От моста через Колпь в сторону Корвалы идет отличная лесная песчаная дорожка. На дороге округлые мягкие бугры, ехать по ней очень весело - как на качелях качаешься, вокруг прелестные сухие сосновые леса. Ночевали на симпатичном озере Екшозере, на него с дорожки уходит тропинка налево. Стоянка в сосновом лесу на берегу озерца очень симпатичная. За день 67 км (47 км «улучшенная» грунтовка и 20 км лесная дорога).

Д. Корвала9 день (16 августа). Утром при плановом осмотре велосипедов обнаружилось, что на Фишере стерты до железа задние тормозные колодки, передние колодки Фишера и обе пары на Велере тоже уже на пределе. Пожалели о том, что взяли только одну пару запасных колодок и поменяли задние на Фишере. Дальше старались ехать под девизом «тормоза на скорость не влияют» и тормозить как можно меньше. От Екшозера выехали на Корвалу: дорога лесная не то чтобы очень приличная, но почти везде проезжая. Корвала – симпатичная деревня на берегу Муромозера. Озеро это тоже периодически меняет уровень и очертания своих берегов, сейчас оно растет и затопляет прибрежные леса и деревенские постройки. От Корвалы до Нойдалы велики практически везде проводили вручную, дорога, которая еще в прошлом году была вполне приличная, убита лесовозами в мясо. Нежилая деревня Нойдала расположена на холмах между тремя озерами. Очень красивое место, интересно полазать по разрушающимся вепсским избам, однако дело это весьма опасное, потому как разрушаются они прямо на глазах. Вполне вероятно, что еще через пару лет от памятников деревянной вепсской культуры вообще ничего не останется. От Нойдалы до брода через реку Геную дорога тоже плохая, но местами по лесу все же можно ехать. Лес вполне симпатичный мелколиственно еловый, насобирали много грибов. Ночевали у второго брода через Геную, там их два, причем, опять же в отличие от прошлого года, когда воды было по пояс, в этом году воды по колено. Перешли нормально, даже не снимали велорюкзаки. Всего за день 32 км (из них 12 км лесная грунтовка и 20 км практически непроезжей лесной дороги).

д. Корбеничи10 день (17 августа). Выехали с Генуи на Нюрговичи. Большую часть дороги велосипеды снова вели пешком, на одном небольшом участочке можно было проехать по замечательному сосновому лесу, но тут нам под колеса стали бросаться белые грибы. В Нюрговичах нас ждала грустная птица обломинго – мы-то думали, что жилая деревня наверняка соединяется с внешним миром какой-нибудь более-менее приличной дорогой и круто обломались, когда узнали, что местные жители из двух-трех оставшихся домов добираются сюда по озеру на лодках, а вдоль берега дорога почти заросла. Пришлось снова вести велосипеды пешком дальше до Корбеничей. Корбеничи тоже весьма симпатичная деревня на высоком берегу большого озера Капшозера. Магазина в деревне не обнаружили. От Корбеничей пошла «улучшенная» стиральная доска, как обычно из песка и гравия. Через Капшу вместо парома недавно построили понтонный мост. Чуть к западу от моста в том месте, где из озера вытекает р. Капша, на пригорках стоит симпатичная деревушка Усть-Капша. В Харагеничах пытались найти магазин - безуспешно. Ночевали на еловом мыске, вдающемся в болото между Харагеничами и Стрелково. Всего за день 34 км (из них 20 км по лесу и 14 по «улучшенной» грунтовке).

Закат на Шугозере11 день (18 августа). Выехали на Стрелково, дорога опять гадкая, вся в выбоинах, по обочинам сыпучий песок. Случайно заметили, что на Велере нет переднего крыла, когда умудрились потерять - так и не вспомнили, наверное, когда перетаскивали велосипеды через болото между Нойдалой и Нюрговичами. Заехали в Пашозеро, обнаружили там полную разруху и два магазина. Пошли дальше на Шугозеро. Плохая дорога идет до Тимошино, дальше начинается асфальт. На асфальте долго пытались выровнять погнутую переднюю звездочку на Фишере, вроде получилось, работает. Проехали Кильмуя, Андронниково, потом Бурмакино и Шугозеро. Шугозеро большой вполне живой поселок, со множеством магазинов, есть даже «Автозапчасти», но запчастей к велосипедам там нет. Вокруг Шугозера песчаные холмы с сосновыми лесами. Ночевать остановились на берегу Шугозера, в юго-западной его части есть очень симпатичный мыс, к которому ведет тропинка от шоссе (начинается на вершине горы, до озера метров 500). Всего за день 62 км (37 по грунтовке и 25 по асфальту).

12 день (19 августа). Обнаружили, что на Фишере сломана одна стойка багажника в месте крепления к подседельной трубе, стянули проволокой, держится. Выехали от Шугозера в сторону Ганьково, вполне приличный асфальт, вокруг красивые сосновые леса. В Ганьково свернули на север, на Серебрянку. В Серебрянке кончился асфальт, пошла опять «улучшенная» дорога с гравием. Но мы через километр свернули на запад в сторону Ладвушей. Мост через Капшу в этом месте разрушен, но есть неплохой брод, воды по колено, дно каменистое. Дальше пошла песчаная лесная дорога, вполне приличная, почти не трясет, без луж и глубокой колеи. Вначале немного вязли в песке, но камней на дороге не много. Лес вокруг мелколиственно-елово-сосновый. Завернули на Сапозеро, вполне симпатичное озерцо. В Ладвуши не заезжали, пошли дальше на север. После моста через Шижню свернули направо, хотели посмотреть дер. Пустыню (нежил), думали, что, может, там раньше монастырь был, раз деревня так называется. Дорога туда плохая, большую часть велосипеды вели пешком. До самой деревни дорога не доходит, да и деревни уже нет, только остатки фундаментов. Остановились в 1,5 км на Пустынском озере, у бывшего моста. Всего за день 50 км (27 по асфальту и 23 по лесной грунтовке).

13 день (20 августа). От озера вышли снова на дорогу и поехали в сторону ур. Бродищи. Дорога песчаная с лужами, кое-где велосипед конкретно вязнет в песке. В Wheeler набился песок и стал жутко хрустеть, долго чистили, но все равно хрустит. В Исаево есть магазин. Начался асфальт, движемся на Каськово. Вокруг песчаные равнины с мелколиственно-сосновыми лесами. Каськово большая деревня, но магазина мы не видели. В Каськово заканчивается асфальт из Тихвина, дальше на север идет грунтовка. Мы свернули на юг, на Тихвин. Проехали мимо Тумище, там обедали на берегу Паши, в Прогали открывается замечательный вид на самое большое болото Ленинградской области – Соколий мох. Проехали Пяхту, завернули во Владость – интересная деревня на острове в болоте, на берегу небольшого озера. Кругом пески и сосны. В поселке Горка есть несколько магазинов, вполне приличный поселок. Ночевали на берегу речки Шомушки, к западу от дороги очень симпатичные места. Всего за день 75 км (16 км по лесной грунтовке и 59 по асфальту).

14 день (21 августа). Выехали от Шомушки, пошли на Тихвин. Заехали на озеро Царицыно, со стороны школы-интерната есть пляжик, с других сторон болото, к востоку от озера большой песчаный массив – древние дюны, поросшие сосновым лесом. Очень красиво, но по песчаным дорожкам очень трудно ехать. Тихвин обходили с севера по объездной дороге, в очередной раз убедились, что самый плохой асфальт у нас - это в Тихвине. После моста через Тихвинку завернули налево посмотреть на бывшую когда-то здесь плотину. Самой плотины не оказалось, все давно развалилось, зато на берегу стоит очень симпатичная база отдыха. После Астрачей снова свернули к Тихвинке, в этом месте сохранились остатки старых шлюзов XVIII в. На Пикалево поехали через Галично, Горелуху и Большой Двор, там машин поменьше, чем на трассе, и ехать интереснее. Большой Двор и на самом деле оказался большой деревней с магазинами. Дальше через Михайловские и Павловские концы на Пикалево. Перед Пикалево сначала большой спуск, а затем огромный, нет ОГРОМНЫЙ затяжной подъем, вот уж где мы попотели. Через какие-то заводы, через железку заехали посмотреть самые большие в Ленинградской области бокситовые карьеры. Карьеры очень большие по площади, около 20 кв. км. Но глубокими они не выглядят, т.к. после добычи их заполняют вскрышной породой с разрабатываемых карьеров. Все это дело заросло мелколиственными породами деревьев и кустарниками, есть луга, несомненно, эти карьеры могут представлять большой научный интерес для ботаников. По ним можно долго колесить, но дороги там плохие. В Пикалево добрались уже в темноте, начал накрапывать дождик. Поездили по городу, город понравился – большой, чистый, уютный. Правда, комбинат работает и премерзко дымит, но ночью это практически незаметно. Тем, кто собирается выезжать из Пикалево на электричке, советую заранее озаботиться поисками ж/д вокзала, мы потратили почти час, плутая в полнейшей темноте по каким-то страшным проулкам, по колдобинам и грязи, пока его нашли. Вокзал очень неудобно расположен, за заводом, который можно объехать только с юго-востока по ужасной убитой дороге. В 4.30 сели в электричку до Волхова, там пересели в электричку на Питер. Всего за день 88 км (80 асфальт и 8 «улучшенная» грунтовка) + от вокзала до дома.

ВелоПитер благодарит Ольгу Степочкину за присланный нам отчет!


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015