БИБЛИОТЕКА ОТЧЁТОВ: По Тянь-Шаню На Колёсах Алма-Ата - Фрунзе - Ош - Самарканд - Ташкент |
Сергей Маликов, Владимир Гущин
Два отчета об одном походе (Тянь-Шань, 1983г.)
Второй отчёт, написанный Владимиром Гущиным, можно прочитать здесь
Сергей Маликов.
ПО ТЯНЬ-ШАНЮ НА КОЛЕСАХ
Дневник велопробега Алма-Ата - Фрунзе - Ош -
Самарканд - Ташкент.
1983г.
ПО ТЯНЬ-ШАНЮ НА КОЛЕСАХ
07.08.83г. Воскресенье.
Упаковываемся с самого утра. К обеду почти полностью собрался. Не хватало только ключа для спиц, семейника и котелка. Ключ взял у отца и пошел к Гущину. У того тоже в конуре рабо-чий порядок. Получил от него ключ для спиц, а вот с котелком оказалось туго. У нас своих нет и мы намеревались взять у Ру-мянцева Арсения - тот обещал подьехать из пионерского лагеря (работал там вожатым),но его до сих пор не было. По дороге к себе встретил Арсена, который прибыл, но забыл от дома ключи. Котелок накрылся и оставалось только развести руками! Иду до-мой грустный, соображаю. Встретил Соколова Анатолия -тот тоже в отпуске и собрался в санаторий, поближе к Кавказу. Попросил у него котелок - не отказал.
Итак - за полчаса до отхода нашлась посудина для еды, да еще с крышкой!
17.00 -пора выползать на улицу, у подьезда уже ревет толпа, да и все участники уже на месте. Простился со своими, попро-сил не провожать - с балкона видно хорошо.
Кутин Володя с детьми и Соловьев Николай, Байковы в полном составе, а Сашка даже с велосипедом - решил проводить нас до Калиново. Слюсарев едет с нами до аэропорта. Я отдал ему бла-гоприобретенный котелок, т.к. тот что-то не хочет вписываться в мою общую экипировку. Помахали всем ручкой и тронулись!
Погодка не очень жаркая, ехать приятно. Как всегда, в первые моменты непривычно ощущается тяжесть и устойчивость нагружен-ной машины. Очень интересное чувство, что ты не связан с мес-том жилья, свобода во времени и в пространстве. Ты уже турист и целый месяц, каждый день будешь видеть другое, а потом опять другое. Мне это нравится!
Где-то у лесничества нас догнал парень на "Спутнике", серпухович. Их целая команда, тоже этим увлекаются, правда, понемногу. Проводил нас до города. В Калиново распрощались с Шуриком Байковым. Думаю, что с ним тоже еще сьездим куда-нибудь.
Серпухов и Чехов проехали спокойно. Несколько раз пробовал ехать первым - ехать довольно легко, сказались тренировки последних 3х недель. За Чеховым Гущин заметил, что у меня болтается багажник. Отвинтился винт с левой стороны. Ближе к Подольску стал уставать. Попили кваску на вокзале и поехали искать Домодедово. На окраине города заблудились и долго катались по заводским поселкам, пока не выехали на шоссе. Стемне-ло, когда проехали город Домодедово. Похолодало. Долго и мед-ленно ехали в темноте, пока не узнали, что до аэродрома оста-лось около 5 км. Тогда свернули в лес на ночевку, разожгли костер и сварили чай. Как ни странно, а пожевать у нас оказа-лось маловато, а есть захотелось, ведь проехали около 100 км. Дома я в спешке засунул в котелок вместе с килограммом кон-фет неколько твердых огурцов, а там их так размолотило, что из котелка я вытащил одну килограммовую "Барбарисину". Выкинул. Начали укладываться спать, т.к. самолет у нас около 7 часов и надо вставать в 4.
Гущин взял на этот раз "дутик", надул его и отключился. За-видую людям, которые умеют мгновенно засыпать! Я тоже залез в спальник и, стараясь не заснуть и не проспать самолет, поти-хоньку бил на лице редких и злых комаров. Слюсарев, не взяв с собой ничего, сделал себе ложе из березовых веток и, вороча-ясь на нем, иногда посмеивался.
Итого: проехали 100 км.
08.08.83г. Понедельник.
Около 4-х встали, все какие-то мятые и сырые. В воздухе ту-ман и прохлада. Выбрались на дорогу и поехали, как только на-чало светать. В аэропорту жизнь уже кипит. Мы расположились прямо возле входа в здание, разобрали "велики" и переоделись. Прошли регистрацию, сдали вещи в багаж, простились со Слюсаре-вым - и в самолет.
В 7.00 вылет. Лечу впервые."ТУ-154"- узкий и стремительный. Сижу сзади и у окна - все видно и слышно. Постепенно одолевает усталость в ногах, болит шея-навертелся головой накануне. Че-рез 2 часа пошли на посадку в Уральске, немного побродили по местному вокзалу и снова в самолет. Завтрак. Внизу бесконеч-ная степь. Еще через 2 часа показалась вода и цепь гор. Это Алма-Ата. И времени уже не 11.00, а около 14.00. Пока ждали багаж, я снял Володьку на фоне внутреннего фасада вокзала. Тут дежурный милиционер обьяснил, что этого делать не стоит и засветил эту часть пленки. Получили, собрали свои "велики" и потихонечку - в город.
Км.через 10 началась Алма-Ата - мы в столице Казахской ССР. Дорога все время постепенно повышается, т.к. город расположен на склонах гор. Довольно прохладно, т.к.недавно прошел дождь. Над горами еще виднеются темные тучи и видно,что там еще льет. Пообедали в довольно противной столовой, а вот здешний квас оказался недурным. Решили город смотреть,пока будем ехать на Медео и искать ночевку. От центра начался настоящий подьем. Прошли отметку 1000 м над уровнем моря. Сверху по дороге мчи-тся сплошной поток воды. Малюсенькая речка - Малая Алмаатинка, текущая через город, вся бурлит и грохочет, а говорят, что это ручеек!
Поднялись за городом на 5 км и остановились на ночлег. Свернули с дороги к речке. Берег довольно усиженный - чувствует-ся близость города. Натянули тент из куска полиэтилена, сде-лав крышу, если дождь вернется. Все вокруг мокрое, но вскоре костер запылал и мы напились чая. В полумраке чуть ниже нас видны огоньки ресторана, все звуки заглушает вода.
Итого: 25 км.
09.08.83г. Вторник.
Ночью было прохладно, часто просыпался. Собрали костер, сва-рили кашу рисовую. Потом стали чиститься. Похоже, что у Гущина деформировали колесо в самолете - стали лететь спицы. У меня стала проскакивать цепь и я укоротил ее на два звена. При упаковке вещей сорвалась резинка из рук и крючком разбила мне очки.Почувствовал стекло в глазу и сразу побежал к речке. Там засунул голову в бурлящий поток, пока все не вымылось из открытого глаза.Выбрались на подьем и полезли в гору, 8км хо-рошего подьема по прекрасному асфальту.Гущин выбрался вперед и стал подниматься на селевую плотину над стадионом, а я до-брался только до первой площадки и выдохся -очень крутой под-ем.Решил дождаться Гущина тут, а он тем временем тоже плюнул на это дело и спустился вниз мимо меня,пока я фотографировал Медео. Разьехались.Часа через 2 ожидания я не выдержал и пеш-ком взобрался на плотину. Володьки там не было. Спустился к своему "велику" и увидел его,поднимающегося снизу. Оказалось, что он не заметил меня из-за туристов вокруг и рыскал внизу, пока не догадался опять подняться. Мы опять развели руками и отпустили свои тормоза. 10 км стремительного спуска по иде-ально ровному и чистому шоссе, непередаваемое чувство бешеной скорости при почти полной тишине. Разница в высоте при спуске около 1 км - закладывает уши, как при посадке самолета.
День был довольно жаркий. В фонтанах, которых тут много, ку-паются детишки. Город отличается интересной современной архи-тектурой, широкими и зелеными улицами и проспектами, белоснеж-ными зданиями.
Наша дорога уходит на сев.-вост., в Капчагайскую степь. По-степенно редеют населенные пункты, вокруг поля с кукурузой и другой всячиной, знакомой и незнакомой. Дорога ровная, как стол.
Доехали до города Чилик. Я уже еле кручу педали, похоже,что и Володька устал, а ночевать особо и негде. Спрятались у доро-ги за редкими кустиками акаций на краю городка. Тут много ко-лючек и комаров. Напились чаю и вспомнили про взятый прием-ник - включили. Последние новости на казахском и китайском языках. В концерте - "Учкудук".
Быстро стемнело, застрекотали цикады. Здорово устал за день, гудят ноги. Как и всегда в поездках, стал занимать себя сче-том чего-нибудь, часто попадающегося на глаза. Во время езды в этот раз обьектом счета выбрал ишаков -замечательное и сим-патичное животное.
Итак: сегодня увидел 53 ишака, проехали 140 км, был подьем на Медео.
10.08.83г. Среда.
Спал ночью очень плохо - жара и комары, а встали рано. Рисо-вую похлебку сварили на примусе, т.к. колючки горят быстро, а собирать их радости мало. Тронулись по холодку. Вокруг все хуже, все безжизненней. Справа приближается гряда Заилийского Алатау. Дорога потихоньку пошла вверх. При подходе к горам от садов и полей остались одни колючки. Становится туго с водой. К тому же возникла проблема солнца. Чувствительно греть оно начинает уже с 9 часов и до 6-7 вечера. Приходится ехать с утра голышом, а к обеду одеваться полностью, чтобы не сгореть.
Первую горную гряду пересекли через 2 ущелья. У источника (как оказалось - последнего) напились и набрали воды, и проехали мимо столовой (как оказалось -последней) навстречу полу-денной жаре. Часа 2-3 ехали по голой и ровной местности (око-ло 70 км), только справа потихоньку приближалась очередная гряда, да сзади вдоль нее нас догоняли черные тучи. Пока дое-хали до гор, накрутился и есть захотел очень. После первого подьемчика Владимир долго чинил заднее колесо (спицы).Только тронулись, как налетел холодный шквальный ветер с ливневым до-ждем. Кладешь велосипед набок, как на повороте, чтобы не сду-ло с дороги и одна половина тела мокрая и мерзнет от ледяно-го ветра. Но все это длилось не более 10 мин.
Поднимаемся на перевал - высота за 2000м. Еле еду - 2х кон-феток, оказавшихся у Володьки, хватило ненадолго. На длинном участке подьема остановился и сел на бордюр. Выдохся. Подье-хал Гущин, посидели. Потом он поехал, а я пошел - на велосипед сесть просто сил нет. Кругом нас воют моторы огромных само-свалов. Метров через 30 дорога делает зигзаг, и я вытащил ве-лик напрямую, пока Володька это дело обьезжал, и увидел на по-лянке у поворота компанию закусывающих людей. Желудок мне сказал - "вперед!" Подошел я вовремя, т.к. они уже поели и со-бирались спрятаться в машину от начинающегося дождя. Это была семья: муж с женой (пожилые), взрослый сын и две девчушки. А оставили они нам много, особенно понравился нам сыр домашний (очень свежий) и компот. Володька подьехал и тоже обрадовался дарам (завтракали мы 110км назад). После этого присеста дела пошли веселей. Мы махом залезли на перевал, потом был долгий спуск до Кегена - это 90 км от КНР. Тут мы отведали кумыса. Кружка этого напитка стоила 22,5 копейки, и мы поняли, что нас уже занесло и довольно далеко. А хорошие люди есть везде (и их большинство -этот факт еще раз подтвердился в этом походе).
Выехали из городка. Вокруг степь, даже оврагов нет, а на го-ризонте высится очередная цепь гор, уже со снежными вершинами. Это главный на северном Тянь-Шане хребет Кюнгей-Алатоо, кото-рый проходит в основном вдоль северного берега озера Иссык-Куль. В степи видны отары овец, табуны лошадей, юрты пастухов. Надвигалась гроза, пора было становиться на ночлег, да и уста-ли мы очень. На местную турбазу нас не пустили, поэтому распо-ложились мы в низине под дорогой. Велосипеды поставили стоймя в 2х метрах друг от друга, между ними натянули веревку, а на нее положили полиэтилен и натянули его за углы. Получился тент. Успели напиться чаю и спрятаться под крышу, как налетела гроза. Дождь лил почти до утра и протекал на нас через много-численные мелкие дырки, заработанные при перевозке багажа в самолете. По этой причине спал урывками.
Итого: 155 км, 3 ущелья, 1 перевал.
11.08.83г. Четверг.
Завтракаем осточертевшим уже рисом. Привыкли готовить на примусе - благословляем аллаха за то, что он надоумил взять его с собой,дров просто нет. С солнышком сели в седла и дальше. Когда подьехали к хребту, асфальт кончился, началась грун-товка. Это признак границы (районов, областей, республик). Мы ожидали очередного перевала, а его не было - дорога прошла в распадке между гор и мы незаметно вьехали в Киргизию.
Жаркий день. Обедали в Тюпе, потом отдыхали в тени возле бани. Тут я и забыл свои перчатки. Начался большой спуск к озеру. Плодородная равнина, обилие растительности, много кишлаков. Понравились местные кладбища - красивые и необычные, стоящие, как правило, на видном месте. К вечеру проехали г. Пржевальск, ничего уже не рассмотрев, т.к. было уже поздно и темнело. Ноче-вать негде, остановились сразу же за городом, у поля, кажется, со свеклой. Легли спать на обочине дороги, за несколькими де-ревцами, перед этим испив чаю. Володька почувствовал себя пло-хо, может, чем отравился, т.к. по дороге едим все, что растет. Кормлю его тетрациклином. Сам мучаюсь шеей. Навертелся за день головой, да и сгорела она немного. А вот ноги работали сегодня неплохо.
Итого: 4 ишака, 110 км.
12.08.83г. Пятница.
Спал урывками, да это и понятно, когда в 2х метрах от головы проезжают машины. Доехали до ближайшего крупного поселка - Покровки и там позавтракали. Через некоторое время показался близкий берег и по всему горизонту сине-голубое озеро со снежными вершинами гор у противоположного берега. Иссык-Куль.
Находится на уровне 1609 м,длина - 183 км, ширина 58км,глуби-на - 702м.
Купаемся, отдыхаем, загораем, лечимся, сушимся, обедаем. Шея проходит. Вода теплая, прозрачная, чуть солоновата. Люди кру-гом добрые. Подошли двое мужчин-казахов, спросили, не нас ли они обогнали на машине дня три назад. Больше было некого об-гонять. Угостили нас свежим хлебом и дали картошки, которую мы испекли в костре. Из растительности по берегу растут ку-сты облепихи.
Итого: 27 ишаков, 40 км.
13.08.83г.Суббота.
Спал плохо - духота. Утром в 6.00 Гущин разбудил и до завт-рака проехали 60 км. Едем вдоль южного берега озера. Населен-ные пункты довольно редки. Обедали немного в стороне от доро-ги - в Каджи-Сае. Тут первый раз попали на базар, правда - маленький. Купили вишен - обьелись и остатки отдали двум де-тишкам. Потерял и нашел шапку. Упала, когда переодевался на вьезде, а кто-то подобрал и повесил на километровый столб.
Едем вдоль хребта Терскей-Алатоо. За ним должно находиться плато в горах, а км через 100 - тянь-шанский хребет Кокшаал-Тоо с пиком Победы (7439м). Но туда мы ехать не планировали.
Вьехали на небольшой перевал, образованный отрогом хребта, покрытого вечными снегами. Природа здесь достаточно суровая, а жара сейчас страшная,т.к.на солнце явно за 40 град.С
На ночевку встали рано, расположились опять на берегу. Мно-го соседей. Выходной день и людей много по всему побережью. Мы купаемся, отдыхаем, чистимся. Вечером - чай.
Итого: 13 ишаков, 130 км, 1 перевал.
14.08.83г. Воскресенье.
В этот раз выспался неплохо. На завтрак сварили вермишеле-вый суп и 40 км проехали до г. Рыбачье (из них около 30 под горку). Тут немного закусили, распростились с озером и вдоль реки Чу спустились по Боамскому ущелью, очень живописному, до г.Токмака, проехав еще 115 км (из них около 90 - под гор-ку). Там пообедали и двинулись на Фрунзе.
В Боамском ущелье один раз остановился сфотографировать отару овец. Пастух, застав меня за этим занятием, показал на своего коня и предложил засняться на нем, говоря, что его конь какой-то там породы.Я уговаривать себя не стал. Мы путешествуем уже неделю, нам это пока нравится и еще не надое-ло. Питаемся мы всеми местными блюдами, стараясь ничего не пропустить: лагманы, шорпо, манты, сайманы и прочее. Все пока экзотично и интересно.
К вечеру вьехали во Фрунзе - столицу Киргизской ССР. Моих дальних родственников решили не искать, обычно в таких случа-ях не знаешь, как себя вести. Юрий Лужецкий, служивший недав-но здесь, дал нам два адреса: своей квартирной хозяйки - тети Вали, и своего друга - киргиза Болота. Позвонили другу - жена сказала, что на службе. Тогда поехали разыскивать тетю Валю, тем более, что уже стемнело и второй вариант - пилить в тем-ноте за город и во мраке искать ночлег -нам не улыбался. На-шли нужный дом, во дворе злая собака. Открыл нам Александр - Юркин сослуживец. Передали привет и записку, а заодно попроси-ли, чтоб поговорил с хозяйкой насчет нашего ночлега. Вскоре пришла хозяйка. Тетя Валя оказалась приветливой. Поговорили с ней, передали привет от Юрки, поужинали, приняли душ и на покой.
Итого: 28 ишаков, 220 км, 1 ущелье.
15.08.83г. Понедельник.
Спали на полу, встали рано, но выспались великолепно. Похоже, что сказался эффект жилья и необыкновенная тишина в доме, а также никто не кусал и ниоткуда не дуло. Позавтракали, прово-дили Александра на службу, простились с хозяйкой. Думаю, что не каждая тетя Валя приютила бы двух таких бродяг, которые приехали только с приветом от бывшего жильца. Накануне здо-рово накрутился и чувствую резкую боль в чашечке левой ноги. Похоже, что натрудил связки. Такое у меня уже было, в первом нашем походе (Киев-Ереван). Во многом тут была повинна цепь, которая стала срываться все чаще, особенно на малой задней,
отчего даже при спуске приходилось крутить ногами чаще, чем это требовалось.
Замечу, что в предыдущие дни я забыл напи-сать о том, что у Володьки каждый день обязательно летели 2-3 спицы. Мы с ним к этому так уже привыкли, что принимали за нормальное явление и только шныряли по всем здешним мага-зинам для пополнения запаса, который был уже на исходе.
Все дороги во Фрунзе ведут на базар - через час мы в этом убедились.
Походили, потолкались, попробовали. Купили персиков и джюсая (травка) - для салата. В одном из магазинов купил мужской зонт и отослал в посылке домой вместе с травой, в качестве подарка отцу ко дню рождения. Фрунзе -зеленый, просто очень зеленый город и поэтому, хоть он один из самых крупных городов
в республике, его масштаб не ощущался. Между тротуа-рами и мостовой текут ручьи в арыках, а по-нашему, в канавах. От этого в воздухе свежо и не так жарко.
На одной из улиц встретили группу велотуристов, около 10 человек. Ребятишки 16-18 лет и двое старших мужиков. В форме.
Их велоклуб из Ташкента, через Чимкент (пер.Отмек - 3330м и пер.Тюзашу - 3586м) и Фрунзе едут прокатиться вокруг Иссык- Куля. Их много,им весело,значит им легко. Разьехались, предва-рительно узнав, что на перевалах снега нет. Ну теперь настал и наш черед проехать по Тянь-Шаню, ведь до сих пор мы ехали как бы по его окраинным хребтам,а теперь впереди нас ожидал Киргизский хребет и Таласский Алатау с самым высоким по на-шему маршруту перевалом. После обеда тронулись из города.
Дорога прямая и хорошая, идет вдоль гор. Еду с трудом с единственной задачей не отстать от Гущина. Кручу и работаю в основном правой ногой, т.к. левой нажимать невозможно -
острая боль в колене.
Город Кара-Балта проехали окраиной, дорога резко повернула на юг, в горы. Начался незаметный для глаза, но чувствитель-ный подьем. В единственном до перевала населенном пункте - Сосновке уже закрылись магазины и столовая. Пока я на одной ноге приближался, Володька успел ворваться в столовую, на-брать каких-то мясных котлет, побрехать с поваром насчет бе-зобразного обслуживания клиентов и, хлопнув дверью и забыв заплатить, встретить меня, потрясая мясом. Мы тут же в ближай-шем сквере уничтожили добычу, залили баки и вьехали в горы.
Встали на ночевку чуть раньше обычного, решив отдохнуть и проверить технику. Помылись. Чай готовили на костре, пили с медом.
Итого: 7 ишаков, 90 км.
16.08.83г. Вторник.
Спали хорошо и встали вовремя. Похоже, что обоими владеет деловое, рабочее и в то же время немного торжественное чув-ство. Сегодня у нас будет самый высокий перевал, который в этой поездке предстоит преодолеть.
Володька настроен по-боевому. Вылез из спальника и сразу залез в речку по самые уши. Я не стал. Потом позавтракали лапшой с тушенкой, взятой специально для перевала,и упакова-лись. Вылезли на дорогу - и начался тягунчик. Это когда идет небольшой, постепенный подьем, на котором бывают и ровные участки, и небольшие спуски. Едем вдоль реки. Она становится все бурливей, все уже, а скалы с каждым поворотом все выше. На небольших полянках иногда попадаются пасеки. Купили мед, у него необычный запах и вкус. Отары попадаются редко. Нога моя вроде бы разработалась, хоть основную нагрузку положил на правую. А вот цепь уже замучила. Здорово растянулась и стала проскакивать, или совсем соскакивать. Когда река ушла вправо, начался перевал - 20 км подьем. Перед перевалом Вов-ка, как обычно, выдал причитающуюся нам порцию допинга из 3х конфеток, и мы поехали вперед! Мне нравится в Гущине его злость и целенаправленность борьбы с трудностями. Вот перед ним перевал - и он пошел на него со всем своим упрямством и азартом борьбы, стараясь взять препятствие по возможности сразу, на одном дыхании. Мне за ним не угнаться и поэтому у нас принято препятствия преодолевать самостоятельно, не ме-шая друг другу. Мне удалось найти такой темп, когда цепь пере-стала слетать, а лишь простреливала через 2-3 нажима. Дово-льно утомительная и однообразная работа. Где-то через час дорога поднялась по склону сначала одной, потом другой горы, переползла на третью, уходя вверх еще круче, чем было до это-го. Я уже устал так, что мне захотелось осмотреться.
Добравшись до очередного поворота, где был родничок и небо-льшая площадка для машин, решил отдохнуть и погреть косточки. О погоде можно было не беспокоиться - с раннего утра на небе ни одной тучки. Высота уже за 3 тыс.м. Дышится легко и глу-боко. Прохладный чистый воздух, лишь иногда разбавляемый пы-лью из-под очередной машины; ультрафиолетовая ванна при тем-пературе за 30 град.С - все это располагало к отдыху. Минут десять я просто сидел, вытянув ноги и ни о чем не думая. По-том напился воды и сьел свою долю сладкого. Не знаю, долго ли я там бы еще торчал, если бы рядом не остановился очередной самосвал и его водитель не сказал бы мне, что "это, наверное, мой друг едет там впереди и ему уже немного осталось". До меня как-то сразу дошло, что и у этого подьема есть конец и он где-то там, недалеко! Наверное, сыграла свою роль и глюко-за, которую я проглотил, но больше я уже не останавливался и, наверное, еще через час или полтора впереди показались строе-ния. На столовой висел замок, дорога уходила дальше вверх. Воло-дьки не было видно. Не было его и у открытого магазина. Зная себя, решил заправиться, а после этого можно было вьехать хоть еще на один такой перевал.
Купил бутылку лимонада, несколько сырых яиц, печенье и бан-ку рыбного паштета - как сейчас помню! Уселся в сторонке и почти мгновенно все это срубал. Сразу почувствовал силу и уверенность. К сожалению, я в основном двигаюсь, как автомо-биль, на горючем. Я это прекрасно знаю, поэтому стараюсь обыч-но соблюдать пищевой режим, иначе, как это и произошло в оче-редной раз, пришлось вытягивать из себя последнее.
Как скоро я поел, так сразу вскочил в седло, а метров через сто оказалось, что подьем кончился и я очутился на площадке перед входом в тоннель, где меня и ждал товарищ Гущин с "тульским" пряником в руках. Этого я ему никогда не забуду! (расстрогал он меня сильно). Мы на высоте 3586м над уровнем моря. Это перевал Тюзашуу. Это наш рекорд!
Итак, хребет Таласский Алатау мы перевалили по тоннелю, тем-ному и мокрому, длиной около 2х км. На противоположной сторо-не хребта перед нами лежала долина реки Суусамыр, которую окаймлял хребет Суусамыр-Тоо. Сверху было такое впечатление, будто в долине нет не только деревьев, но и кустарника. В ос-новном так оно и было. Мы поехали вниз, хотя ездой это наз-вать трудно. Это была какая-то велотряска. Булыжники, щебень и песок, застилавшие дорогу, вытрясли из нас души, а у меня еще и флягу, которую я хватился только внизу, где в доверше-ние ко всему Володька проколол заднюю камеру. Поехали по до-лине, где вскоре начался асфальт, и ищем подходящее место для остановки. Сегодня самая высокая ночевка - свыше 2,5 км.
Остановились у речки, перед этим стрельнув бензина на ужин и завтрак. Поболтали с двумя ребятами-пастушками, пасшими овец. Довольно тупые, но ужасно любопытные пацанята. Вечером чай с медом и сразу спать в высокую траву от довольно силь-ного постоянного ветра с гор.
Ночь наступила. Холодрыга.
Итого: ишаками и не пахло, 80 км, 1 перевал.
17.08.83г. Среда.
Не знаю - спал или только делал вид, но под утро закоченел. Только рассвело, а мы уже прыгали вокруг примуса, пока готови-лась лапша с последней банкой тушенки. Когда умяли это варе-во, на душе потеплело. Показалось солнышко, когда мы уже кру-тили педалями по долине. Дорога ровная, незаметно поднимающа-яся вверх. Окружающие нас хребты должны будут сойтись впере-ди нас километров через 60. Дорога там раздвоится, и кто пое-дет направо, тот попадет через Таласский Алатау (пер. Отмек- 3330м) в Талас, Джамбул и далее в Ташкент, а если поедет пря-мо,как мы, то перевалив Суусамыр-Тоо через пер.Алабель на вы-соте 3184 м, попадет непременно в Ферганскую долину.
Но до плодородной долины было еще прилично, а тут вокруг были одни пастбища, где гуляло много, просто неприлично много шашлыка и конины, а у нас часа через три внутри заурчало, а учитывая предыдущий опыт, на харчевню рассчитывать не приходилось. Поэтому я, как самый нетерпеливый в этом плане, внес на обсуждение предложение стрельнуть хоть что-нибудь у або-ригенов. Оппонентов не нашлось, и мы, доехав до ближайшей юр-ты и поздоровавшись с местным обществом, культурно попросили продать нам немного "нана", то бишь хлеба, в чем отказа не бы-ло. Нам вынесли пол-лепешки, еще тепленькой, не взяв монет, и это лишний раз доказало, что вежливость в сочетании с доволь-но жалким видом и голодным блеском глаз является лучшим на-шим оружием и в этом районе нашей необьятной страны.
Хлеб с водичкой и конфетками исчез довольно быстро, а вот ехали мы довольно медленно. Вдали показались вершины, кое-где покрытые снегом, у меня постоянно слетала или срывалась цепь, и скорость была такой, что я давно уже удивлялся на терпение напарника, да и на свое тоже, т.к. в сумке у меня была совер-шенно новая запасная. Но лично меня уже заело, и я во что бы то ни стало хотел вьехать на старой.
Как мы и ожидали, на перекрестке стояла харчевня и, конечно, закрытая. Работала одна бензоколонка. Мы, как и положено, выру-гались и, сьев последние конфеты, углубились в пыль дороги, т.к. асфальт уже кончился. Вскоре были уже на перевале, не за-метив, как и вьехали. Дело в том, что накануне мы ночевали на
приличной высоте, да и перевал этот был ниже предыдущего, поэ-тому никаких серпантинов и прочей романтики. Просто постепен-но вползали на довольно плоскую площадку между гор - 3184 м.
На небе ни облачка, солнце жарит, душно, но иногда налетаю-щий горный ветерок пробирает до костей и заполняет весь обь-ем легких. Этот воздух не вдыхаешь, а пьешь. Мне приходится туго с водой. В этом районе нашего континента ее отсутствие нежелательно,поэтому,горько тоскуя о потерянной фляге, я по-добрал на обочине простую бутылку (0,5л - из-под водки), и пополоскав ее в соседнем ручейке, нашел ей место в сумке.
Вообще-то надо отметить, что в этих горах воды хватает, т.к. много родников, речушек и рек, берущих начало из ледников. Но внизу вода то есть, то нет, поэтому запас ее просто необходим.
Чувствуется, что мы преодолели не только самые высокие пе-ревалы северо-западного Тянь-Шаня, но и заматерели сами. У Владимира по внешнему виду - все в норме. Мы как-то сразу, с начала поездки, ничего друг другу о мелких болячках не гово-рили, кроме володькиного плохого самочувствия на Иссык-Куле и моей раздолбанной левой ноги. Про шею я давно забыл, ногу я почти не замечал - привык. Притерпелись мы и к местному сол-нышку и теперь едем раздетыми уже часов до 3х дня без пос-ледствий.
Вскоре начался асфальт, и спуск стал веселым. Оживился пей-заж, стало много воды и растительности. Так, вдоль речки Чыч-кан, мы и спустились к вечеру до Токтогула. Перед вьездом на-лопались пыльных абрикосов, росших у дороги, а до этого -зеле-ных яблок. Токтогул для этой местности является довольно кру-пным городом, весь разбит на квадратики улицами. Дома не выше пяти этажей, много зелени. Нашли почту, и я отправил телеграм-мы: домой - поздравил отца с днем рождения; Байковым -что в Кара-Балте мы не были, а проехали мимо. Чувствую себя очень слабым и, пока Гущин ходил по магазинам, я обпился воды из крана и сьел все нарванные абрикосы. Пришел Вовик и принес дыню, ели, пока лезла, поэтому, когда я садился на "велик", не-достающий баланс жидкости в организме был восстановлен. По дороге нарвали кукурузы и остановились на ночлег на одном из холмов, где проходили оросительные каналы. Расположились прямо на бывшей дороге у канала, и нас не было видно, если мы сидели или лежали. А кругом были кишлаки, поля кукурузы и плоские безжизненные пустыри, так что мы неплохо устроились у воды, попив чаю с медом и насладившись долгожданным отды-хом, тем более, что на этой высоте было уже тепло. Огорчило ме-ня лишь одно, что накануне я на прошлой ночевке оставил свой незаменимый ночной чепец - мой испытанный велошлем.
Итого: 8 ишаков, 130 км, 1 перевал.
18.08.83г. Четверг.
Ночь была теплая, комаров было мало и выспались мы велико-лепно. На завтрак был сыр с хлебом, недолгие сборы - и мы тро-нулись. Глядя на то, что растет на полях и сравнивая их с не-орошаемыми участками, ясно, что раньше тут не было вообще ни-чего. Доехали до Нарына и спустились к реке под мост, решив тут устроить дневку. Побрились, постирались, искупались и по-чинились. Вода в реке холодная и стремительная, мутно-серого цвета, непрозрачная. Снял старую цепь (наконец-то) и поставил новую. Она немного короче, чем надо, на несколько звеньев, и, соответственно, стала требовать осторожного к себе обращения при переключениях скоростей.
Ближе к обеду тронулись искать харчевню. Когда ее нашли, нам досталось по тарелке довольно гнусного плова с черствым хлебом, а заели и запили мы все это дело арбузом и в самый полдень(когда местный хозяин даже собаку на жару не выгонит) тронулись дальше. Жаль, что у нас не было термометра, пото-му что вряд ли поверят, что на солнышке было явно за 50. Рука обжигалась, дотрагиваясь до велосипеда в неизолированных мес-тах. Как назло, местность стала безжизненной, и дорога посте-пенно поднималась вверх, а это говорило о том, что придется перелезать через отроги Ферганского хребта, чтобы попасть в долину. Также назло судьбе я то ли на ночевке, то ли на днев-ке забыл бутылку для воды, а река уходила все вниз, разлива-ясь в огромную синюю лужу Токтогульского водохранилища, и ве-терок тоже почти сник. Короче, когда во фляге у Володьки было уже пусто, начался перевал. Вот где нам пришлось попарить свои косточки, особенно когда дорога уходила от берега вглубь гор, похожих на огромные желтые барханы. Там не было даже воз-духа, не говоря уже о воде, хотя внизу, в пятистах метрах ее было до безобразия много. От Гущина опять отстал из-за уста-лости и частых соскоков цепи при переключениях - новая цепь еще не приработалась. Забравшись наверх, я увидел Вовку в те-ни скалы у вывески, где этот милый перевальчик, высотой 1050м, называли Кетмень-Тюбе. Но, оказывается, это были еще цветочки. Ягодки начались после того, как мы, высунув наши сухие языки, спустились с перевала вниз почти до воды. Тут на небольшие поля ее с водохранилища подавали вверх для орошения по огро-мным трубам и мы, ошалев от радости, чуть ли не с ногами за-нырнув в эти трубы, давились и хлебали эту воду, как будто ее сейчас отнимут. И ее отняли.
Как только мы отьехали немного от этого места, начался нас-тоящий серпантин нового перевала, уводящий дорогу вглубь гор, вглубь песка и вдаль от воды. Короче, я опять остался вскоре один и с каждым поворотом силы меня покидали как-то постоян-но и ненавязчиво. Из внешних ощущений самым сильным было же-лание прохладного ветерка, а ледяной ветер с дождем под Кеге-ном показался просто манной небесной. Из внутренних желаний жажда преобладала над всем, и за глоток прохладной воды у ме-ня в этот момент можно было взять все.
На очередном повороте я увидел "москвич", который стоял, ожидая, пока у него в радиаторе кончит кипеть вода. Оказывается, технике в этих условиях приходится еще хуже. А вот у хозяев "москвича" оказался черный горячий кофе, и после двух крышек от термоса мне снова захотелось воевать, и я пополз дальше.
Почти у самого верха, как потом оказалось, росло одно-един-ственное дерево, и я разрешил себе постоять в его тени минут 10,чтоб немного остыть. Ведь, постоянно торча на солнышке, те-ло нагревается почти так же, как и все предметы вокруг, охлаждаясь все хуже и хуже из-за недостатка влаги в организме ,от-чего раскисают мышцы и пропадает в них сила. Немного остыв, я за очередным поворотом увидел Гущина, давно сидящего на ка-мешках.
Перевал Кок-Бель находится на высоте 1500 м. и, перевалив хребет, мы увидели под собой зеленое, а значит и прохладное. Когда показалась бурная горная речка, мы залезли в нее с го-ловой и были счастливы, как дети. Мы ее пили и пили.
Поели в г. Кара-Куль и к вечеру проехали плотину Токтогуль-ской ГЭС. Дорога вьется по отвесному берегу Нарына, и ночевка становится проблемой. Мы заметили на противоположном берегу параллельную старую дорогу, идущую теперь около воды и, пере-бравшись по мосту на противоположный берег, устроились при дороге в расщелине скал у всех на виду, т.к. с новой трассы дороги нас было прекрасно видно. Но в очередной раз рассудив: "а кому мы нужны!?", мы молча напились чаю, залезли в мешки и отключились.
Итого: 12 ишаков, 110 км, 2 перевала.
19.08.83г. Пятница.
Ночью было тихо и тепло. Поели немного варева, я напился до краев воды и мы поехали.
Новая цепь, поставленная накануне, притерлась, и теперь с этим проблем не было. Но, хоть ехали мы довольно легко, я чув-ствовал приличную общую слабость в организме, т.к. накануне ели мало и плохо, а трудились хорошо. Дорога все время следу-ет течению реки и петляет по карнизам скал то вверх, то вниз. Сделал себе приобретение в виде молочной бутылки с крышкой для воды. Пообедали километров через 60 в Таш-Кумыре, да и то остановились только после продолжительной брехни, т.к. Володька считал, что проехали после завтрака слишком мало, а я
уже очень хотел есть и чувствовал полное отсутствие запаса сил. И вообще до самого конца дня я чувствовал себя разбитым и несчастным человеком, которого кто-то забросил в такую даль вместе с несносным Гущиным, которого не берут ни усталость, ни голод. Все-таки у меня противный характер, и я похож на старого ворчуна. Ругаю себя, Гущина и все на свете, настроение мерзкое. Доехав до Ленин-Джола, мы свернули с основного мар-шрута налево, чтобы добраться на следующий день до кишлака Арсланбоб, т.к. Гущину сказали, что здесь есть один из самых высоких в Киргизии водопадов высотой 300 метров, а также ми-неральные источники, и кишлак считается курортом всесоюзного значения.
Погода весь день была нежаркая, а к вечеру еще поднялся ве-тер. Мы расположились ниже дороги, в оврагах, километров за 10 от поворота. Место оказалось неудачным, т.к. было очень открытым и поднявшийся ветер так и не дал нам развести при-мус, а искать другую стоянку было уже поздно. Решили ужинать в завтрак и легли спать с голодными желудками, хотя уже по опыту знали, что это не к добру.
Итог: 32 ишака, 150 км.
20.08.83г. Суббота.
Ночью было ветрено, но тепло, а ветер сдувал комаров, так что они не очень мешали. Встали, собрали шмотки и ,проехав ки-лометров шесть, нашли в горе расщелину от ветра и сварили завтрак. Я по-прежнему чувствую себя гнусно. За ночь ниско-лько не отдохнул, и вся вчерашняя и предыдущая усталость чув-ствуется. Ехать куда-то в горы и смотреть какой-то кишлак мне совсем неохота, поэтому я бурчу под нос и порчу настроение Володьке. До Арсланбоба идет постепенный подьем к Ферган-скому хребту около 30 км.
Огромный водопад оказался где-то далеко в горах, а местный, высотой до 30 м, никакого впечатления не оставил, хоть народ к нему валом валит. А вот местный небольшой базар очень по-нравился разными восточными сладостями. Посмотрев на все это, мы повернули назад и через 47 км были опять в Ленин-Джоле, где перед отьездом вдоволь напились молока.
После того, как тронулись, услышал характерный звон лопнув-шей спицы. Володька к этому времени переспичил, наверное, уже все заднее колесо, а у меня до сих пор ничего подобного не было.
Джелал-Абад проехали стороной и остановились ночевать у оросительного канала недалеко от дороги, между двумя кукурузными полями. Горы, наконец-то, разошлись и мы уже спустились
в долину, правда, едем пока по ее окраине, но это уже оазис, а самые засушливые и пустынные районы остались позади. Как все-гда, напились чаю с медом, а я еще наелся молодой кукурузы. Гущин есть не стал, опасаясь последствий.
Итого: 38 ишаков, 115 км.
21.08.83г. Воскресенье.
Спали замечательно, собрались и позавтракали через 30 км в Кара-Су, на окраине городка. Сегодня кончается вторая неделя нашего странствия, и местная кухня успела набить оскомину, тем более, что она тут сводится к двум блюдам: лагману и ман-ты. Мы стали специалистами по этим блюдам, пробуя их в тече-ние двух недель на протяжении более полутора тысяч километ-ров по всей Киргизии, да к тому же иногда и по два-три раза в день.
На завтрак нам подали по тарелке манты и по чайнику чая.
На этот раз Володька определил приготовление блюда, дав ему высший разряд. Подкрепившись чаем, мы опять свернули с прото-ренной трассы, решив заехать в Узген. Тут была уже моя иници-атива, т.к. в справочной литературе я узнал, что этому древне-му городу свыше 2300 лет, т.е. он старше Ташкента и даже Самарканда. Стоял он на перепутье дорог из Китая в страны Сред-ней Азии, был богат, потом был многократно разрушен и сейчас находится в забытьи.
Дорога проходит через густонаселенный район, вдоль дороги - кишлак за кишлаком. Люди работают в полях и дома, хоть сего-дня и выходной. Во дворах и прямо на улицах сохнут листья табака. На улице полно сопливых малышей, которые, завидев нас, бегут вдогонку и орут во все горло что-то русское и веселое, типа: "Споцмэн!" или "Турыст!". Эта история повторяется с пере-менным успехом в каждом кишлаке, и нас от этого давно тошнит. Перед вьездом в Узген пересекли крупную реку Карадарья, кото-рая вместе с Нарыном образуют одну из крупнейших рек Средней Азии - Сырдарью.
В Узгене впервые увидели попрошайку, попробовали азиатский шашлык. Замечательно вкусно и плотно пообедали, а в магазине я смог приобрести себе новую флягу. Купил себе и тюбетейку, надо же хоть что-нибудь привезти домой на память о поездке. А вот старины в этом городе почти нет. Нашли мы один красивый мавзолей с резьбой по камню, и небольшой минарет, который ре-ставрировался. Но что-либо узнать об этих памятниках узнать было негде, мы еще немного потолкались на улицах и уехали.
Под вечер вьехали в Ош, покатались по улицам и улочкам, на-смотрелись на одиноко стоящую среди города святую гору "Тахт-и-Сулейман" (трон Соломона) и уехали искать ночлег. Остановились километров за 10 от города прямо у дороги в яблоневом саду. Обьелись "зелепух", напились чаю с медом и отключились,
т.к. поработали неплохо.
Итого: 62 ишака, 145 км.
22.08.83г. Понедельник.
Проснулись довольно рано и, не позавтракав, тронулись. Дорога идет в центр долины, и мы все время спускаемся, поэтому даже на голодный желудок в виде утренней зарядки проехали около 30 км до Мархамата, вьехав в Узбекскую ССР. Этот первый узбекский городок довольно современен в центре. Позавтракав, про-шлись по магазинам. Володька купил в спорттоварах пару кулач-ков для трещотки, но вскоре явно пожалел, что показал их мне, т.к. они были немедленно конфискованы. Я вспомнил старый должок.
Проезжая город Маргилан, починил свои разбитые очки. Оба сте-кла мне вставили минут за 20, причем было впечатление, что у мастера проблема не в стеклах и времени, а в клиентах.
Начались хлопковые поля, которых чем дальше, тем больше. Ехать трудно - к полудню одолевает жара. Здесь, в низине, хоть и не так много ультрафиолета, как в горах, зато стоит сильный зной и духота. Обедали в Риштане. Дорога идет постоянно среди кишлаков, и шум людской цивилизации вместе с жарой здорово угнетают.
Сегодня с Гущиным время от времени попеременно портили друг другу настроение. Я особенно был обижен, когда мы проехали се-ление Багдад. Автоспуска у моей "Смены" нет, а Володька не со-изволил остановиться у вывески с этим экзотическим названием. Но к вечеру все прошло, и мы доехали до Коканда, где нашли ноч-лег в "доме колхозника" напротив базара. Ужинали тут же, у входа на базар, купив винограда и инжира. Потом напились чая, вскипятив его в "доме" на плите и улеглись на чистые кроватки, а "велики" бросив в коридоре у входа.
Итого: 4 ишака, 150 км.
23.08.83г. Вторник.
В кровати, конечно, мягче. Но на Володьку это не влияет, и встает он везде одинаково рано. Как и накануне, немного размя-лись перед завтраком, который был в Кирове, а ночевать решили на берегу Кайраккумского водохранилища, как только увидим под-ходящее место.
Вскоре окончился кусочек Узбекистана и мы уже едем по Тад-жикской ССР. Вокруг сплошной хлопок, и где-то его уже собирают вручную. Долго ехали вдоль берега, не находя подходящего места,
а остановились хоть и не очень удачно, но довольно рано. Купа-лись и стирались в этой теплой луже, образованной Сырдарьей. Приятными были только волны, из-за которых, наверное, от воды дул постоянный ветер и от которого просто некуда было на бе-регу спрятаться. Пришлось готовить вечерний чай в зарослях не-большой осоки, у одной из болотистых луж на берегу.
Встретили двух таких же, как мы, бездельников из Душанбе, но по сравнению с ними мы оказались трудягами, т.к. проезжаем каж-дый день в 2-3 раза больше. Вечером захотелось к чаю арбуза, и я отправился на добычу. Думал, что жилье недалеко, но проехал больше 5 км, ничего не обнаружил и повернул назад. Остановил-ся у одного из виноградников и у сторожа попросил продать мне арбуз, но тот ответил, что у него их нет, а вот винограда я могу взять какого захочу и сколько увезу. Долго я себя уговаривать не стал и набил одну, предварительно опустошенную, сумку вино-градом разного вкуса, вида и размера до отказа. Когда я приехал с добычей "до дому", меня тоже ожидал сюрприз, т.к. Гущин вместо стандартного чая сварганил целый котелок какао. Поэтому тем, кто страдает по ночам кошмарами, я очень советую перед сном выпить 1-1,5 литра какао и сьесть пяток увесистых кис-тей замечательного южного продукта. Кошмары к вам не придут! Не успеют.
Несмотря на ветер, вечер был теплый, и мы разлеглись около одиноко стоящего на пустынном берегу дерева. Было не очень уютно, ведь мы привыкли прятаться по кустам и оврагам, а тут лежали на открытом всем взглядам пустыре. Но ночью "все кошки серы", и я постепенно заснул. Гущин, по внешним признакам,
спал уже давно.
Итого: 29 ишаков, 100 км.
24.08.83г. Среда.
Утром "..рассупонилось солнышко, растолдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился". Было как раз что-то подобное. Доели мы все, что осталось от ужина и опять пошли без горячего. Для меня это становится трудным, и я опять бастую, хотя слова О.Бендера "Не делайте из еды культа" мне близки и понятны. Еле нашли харчевню в одном из городишек только км через 40. Плодородная Фер-ганская долина позади, и дорога сворачивает на юг.
Кончились бесконечные хлопковые поля, стало суше, меньше по-ливных земель. Вокруг очень много виноградников, которые пос-тепенно, с повышением местности, исчезают. До города Ура-Тюбе ехали около 30 километров по абсолютно голой и почти выжженой степи, где лишь изредка маячили небольшие отары овец, а доро-га все время неуклонно лезла вверх. Эти признаки гор очень характерны, т.к. по карте мы должны напрямую пересечь Турке-станский хребет.
Перед самым вьездом в город на подьеме не успел переклю-чить скорость. Остановился, развернулся и стал переключаться, сьезжая, чтобы потом быстро развернуться и вьехать, благо на дороге не было машин. Опять неудача. Очень резко переключил на большую заднюю, а т.к. цепь короткая, то трапецию утащило в
колесо. Снесло 6 спиц и заклинило колесо, а я от резкого тор-можения грохнулся на асфальт и ударился коленом, теперь уже правой ноги так, что еле оттащил себя и велосипед на обочину. Потом с трудом доплелся с ним на горбу до ближнего дерева, в тени которого устроился чиниться. Вернулся Гущин и помог снять шестеренки. Потом он отправился в город на разведку, а я остался переспичивать колесо. Теперь стал калекой на пра-вую ногу, а завтра, как всегда в этих случаях, перевал. Починился, на вьезде у бензоколонки набрал бензина и, встретившись с Володькой, купил себе футболки местного производства. Потом плотно пообедали, хоть время уже шло к ужину, причем я умуд-рился сьесть в два раза больше Володьки, купив добавку на свои. Кстати, система оплаты у нас осталась старой. Мы сбра-сываемся по червонцу и эти общие деньги находятся у кассира, который за все и всех платит один из общего кошелька, а когда тот пустеет, собирает очередной взнос.
Дорога из города уходит вверх, похоже, что начался тягун. Очень душно, и мы просто обливаемся собственным потом. Под вечер, проехав от города километров 15-20, то поднимаясь, то спускаясь, встретили "одиночку". Мужику по виду под сорок, сам киевлянин, а едет из Душанбе в Ташкент. Решил ехать один, т.к. надоел ему народ, и он отдыхает от товарищей. Каждому свое! Мы вскоре сошли с дороги в старый заброшенный сад и устрои-лись под яблоней. Сегодня у нас был костер! Чай с костра по-чему-то всегда кажется вкуснее и душистей. К чаю были булки и теперь уже постоянный в нашем вечернем рационе мед. Улег-лись тут же, рядком.
Итого: 42 ишака, 125 км.
25.08.83г. Четверг.
Встали сегодня очень рано и, пока я вылезал из спальника, Володька уже начал что-то чавкать. Сегодня был суп в пакетах, и мы, затолкав его в себя, тронулись на перевал. До серпантина ехали более трех часов медленного подьема. К нашему удивле-нию, тут стояла лагманная, где, кроме этого блюда, ничего не было. Сьев свои порции, мы тронулись и на первом же повороте были опять приятно удивлены. Аккуратная табличка возвещала, что на Шахристанский перевал высотой 3378м можно было забра-ться, проехав всего 13 км. Цепь у меня теперь была не в при-мер прежней и проблем тут не было. Забирались мы на него ча-са два (Вовка за 1,5), причем я фотографировал постоянно и до сих пор считаю, что это был один из самых красивейших подь-емов. Володька наверху к моему прибытию уже кончал менять очередные спицы. Сделав исторические снимки, мы перевалили хребет и пошли на спуск.
Этой дороги мы, пожалуй, никогда не забудем! Наличие отсутствия асфальта наблюдалось на всем протяжении спуска, а это подразумевает гравий, щебенку, булыжники, песок и пыль. Поэто-му спускаться в течение трех часов по такой дороге со скоро-стью чуть большей, чем при подьеме, было весьма весело. Спуск постоянный и крутой. Тяжелый велосипед разгоняется мгновенно и его приходится удерживать всеми тормозами. Едешь, уперев-шись взглядом в дорогу и крутя рулем, обьезжая более крупные камни, постоянно тормозя, чтобы не разогнаться и не вылететь в пропасть; а трясет так, что начинает отваливаться селезенка и все остальное хозяйство. С содроганием слышишь рев очеред-ной машины, после которой пыль стоит столбом до полной неви-димости. А выглядели мы после спуска ужасными, и поэтому сра-зу ополоснулись у небольшого ручейка. Отмылись. Проехав селе-ние Айни, повернули на запад вдоль реки Зеравшан, текущей по склонам Туркестанского и Зеравшанского хребтов. Кругом спло-шные скалы, которые к реке уходят отвесно вниз, а с другой стороны дороги - вверх. Никакой полянки или расщелины для но-чевки не нашли и решили остановиться на небольшой площадке между рекой и дорогой, заваленной огромными валунами. Вода в реке летит с грохотом и непонятной скоростью, т.к.глаз не ус-певает улавливать спад высоты. Напившись чаю, мы нашли себе по небольшой площадке между камней,залезли в спальники и ус-нули.
Итого: 26 ишаков, 110 км, 1 перевал.
26.08.83г. Пятница.
Выспался, несмотря на спартанские условия, великолепно. Сва-рили на завтрак какой-то бурды изо всего, что было, и снова вдоль реки по карнизам. Горы расходятся и постепенно умень-шаются. Опять поругались с Володькой по поводу обеда - мне нашего завтрака хватает ненадолго. Проехали около 60 км до Пенджикента, а там в столовой на выбор только одно блюдо. Пришлось опять хлебать это подобие щец, а его больше тарелки не сьешь. Вскоре опять вьехали в Узбекистан, горы кончились, и мы все время спускаемся в менее суровые районы. Опять ви-ноград, кукуруза и всякая всячина. И вот часам к шести дня мы вьезжаем в Самарканд, самый главный пункт в нашей поездке. Город начинается незаметно. Кажется, что просто идет кишлак за кишлаком. Потом кое-где появляются двух- и трехэтажные дома. Вдруг мы вкатываемся на современную улицу, и вот перед
нами жемчужина Самарканда -центральная площадь "Регистан".
Немного поглазев на все это, мы решили сначала устроить на покой свои бренные тела, а уже потом взять положенные нам су-тки на разграбление города. После нескольких неудачных попы-ток нас все же приютила гостиница с тем же "регистанским" названием. Сняв и выбрав себе койки по вкусу, мы немного и безрезультатно пошатались по вечерним улицам. Когда же вер-нулись домой, обнаружили приятную компанию, говорящую, навер-ное, на всех местных диалектах, кроме русского. "Велики" и бо-льшая часть вещей лежали в камере хранения, поэтому оставшее-ся барахло мы засунули под кровати и с наслаждением улеглись на чистых простынках, предварительно помывшись в единственном на все здание душе. Интересно, что заснул я тут необыкновенно быстро.
Итого: 159 ишаков, просто удивительно много. Проехали 135 км.
27.08.83г. Суббота.
Еще накануне начал болеть живот, и я, как следствие, начал глотать тетрациклин. Ночью он помогал слабо, поэтому, вспом-нив свой горький грузинский опыт, с утра принялся поглощать чай, благо что его тут пропасть. Подходит к концу третья неде-ля нашего совместного сосуществования, и надоели мы друг дру-гу хуже горькой редьки. Володьку за это время я стал пони-мать и уважать еще больше, но пресловутая совместимость людей все же существует, и мы ее в своем маленьком коллективе чув-ствуем всеми фибрами души. А поступили мы с ним конгениально. Купив билеты на автобусную экскурсию по городу на два часа дня, мы до этого срока разошлись в диаметральных направлениях. Потеряв напарника из вида, я пошел, как говорится, куда глаза глядят, и вскоре забрел в такие трущобы, что потом еле выбра-лся оттуда.
Вообще-то ходить днем в августе по улочкам восточного го-рода может быть и экзотично, но непрохладно, т.к. в этих мес-тах зелень находится в основном внутри дворов, а перед твоим
взором остаются только серо-белые глиняные стены и светло-голубое небо с ужасно горячим солнцем.
Обливаясь потом, я вспомнил, что мне пора лечиться, и в пер-вой же чайхане напился горячего чая. К этим заведениям мы уже привыкли, т.к. больше недели после полудня каждый день пи-ли зеленый чай. После этой процедуры даже в самое пекло зной-ного дня можно крутить педали около двух часов, не ощущая сильной жажды и легко справляясь с ее приступами. Поэтому, хоть и допился я до испарины, а на улице стало легче, и я вер-нулся в центр. Потом посетил еще один район города - везде одно и то же. Вернулся к центральному городскому базару и долго шатался по его огромным улицам. Все-таки восточный ба-зар -это непередаваемо интересное и красивое зрелище. Вокруг огромные массы всего вкусного, сладкого, пахучего, разнообраз-ного и цветастого, ходит и галдит такая же огромная, разнооб-разная и цветастая толпа. Тут кипит жизнь! На лицах и радость, и огорчения, и думы, и тупость, и еще бог знает что!
Бродил я тут долго, в перерыве между этим занятием выпив еще раз чайку с лепешкой, а потом пошел к центру, опять через старый район города. Тут много разных минаретов и мавзолеев, еще не подвергшихся реставрации. Но и они тоже создают этот необыкновенный и уникальный облик города.
К двум часам туристы-одиночки, вроде нас, сползлись к авто-бусу, и началась прекрасная трехчасовая экскурсия. Нас возили по всем памятникам, находящимся на окраине города, и пре-красно все обьясняли. Мы видели и памятник Улугбеку, и остан-ки его обсерватории. Посетили прекраснейший и чудом сохранив-шийся ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда.
Ближе к центру побывали в мавзолее Гур-Эмир, последнем за-хоронении Тимура. А потом вернулись на центральную площадь и осмотрели Регистан с его тремя медресе: Улугбека, Тилля-Кари и Шерр-Дор. Масса впечатлений и информации.
Правда, у меня разболелась голова - может, от жары, а может, от пилюль. После экскурсии на ужин наелись хлеба с колбасой - и опять в центр.
Прибыли на площадь вовремя, ровно в девять, когда начало темнеть. Народу тьма. И вот началось!
Заиграла восточная музыка, вспыхнули разноцветные огни и побежали по площади, окруженной тремя медресе. Это как сцена, а с четвертой стороны находились мы - зрители. Раздался "го-лос Регистана". Под грохот грозной музыки он рассказывал нам о своей прошедшей жизни. Он видел и Чингисхана, и арабских завоевателей, и своих кровавых властителей. Ему вторят голо-са трех медресе. У каждого своя история и свой характер. Во-круг нас уже полностью стемнело. Медресе Улугбека окрашивает-ся в приятные и светлые желто-голубые краски и говорит о му-дрости и жизни спокойным мужским голосом. Но вскоре его по-весть прерывает злой и ехидный голос напротив. Шерр-Дор окра-шивается желто-красными цветами, символизирующими его крова-вую историю. Центральное медресе Тилля-Кари разговаривало спокойным женским голосом. Его роль в истории я понял плохо, но зрелище это действительно впечатляющее, и мы были рады то-му, что, оказывается, вовремя приехали. Это было не только по-вествование, но и прекрасное зрелище, т.к. даже характер и настроение темы передавались в цвете, и в зависимости от цвета
и силы освещенности менялся даже рисунок орнаментов и мозаики зданий, а все в целом на музыкальном фоне просто потрясало своей красотой и силой.
Этот день мы прожили не зря.
Итого: ходил пешком, катался на автобусе, видел 2 ишака
28.08.83г. Воскресенье.
В кроватке спать замечательно, но в шесть утра мы уже были на ногах и, упаковав пожитки, простились со славными самар-кандскими улицами. Теперь наш путь лежал на северо-восток, и мы приближались к Ташкенту. Ели мы сегодня четко и хорошо, т.к. накануне я постился и энергией не запасся, а Володька стал это учитывать. Позавтракали километров через 30 в Крас-ноармейске, а обедали еще через 65 -в Джизаке. Дорога прямая, пустынная и чуть холмистая, только по краям растут редкие кустики. Воды очень мало, поэтому бережем запас и сразу попол-няем его.
За Джизаком началась "бетонка" - прямая, как стрела, дорога через степь километров на 150, почти до самого Ташкента. Мы на нее как выползли, так и пилили до самого вечера, иногда ос-танавливаясь напиться газировки, поесть дыньки или винограда. Степь тут орошается, и ближе к ночи мы уже отчаялись увидеть хоть немного деревьев или группу кустарников.
Наконец, остановились у кустов между хлопковыми полями. Тут до безобразия много комаров, которых даже в закипевшем чае было предостаточно, а ведь это район, который когда-то назы-вался Голодной степью. Но тогда этих зверей, наверное, не было.
Мы опять ночуем на кусочке казахстанской территории.
Итого: 25 ишаков, 190 км
29.08.83г. Понедельник.
Встали около 8 часов. Ноги еще гудят после вчерашнего. То-лько выехали на дорогу, как увидел на обочине полиэтиленовый пакет, в котором оказалось пять лепешек свежего хлеба. Мы себе взяли три, а остальные положили опять на дорогу - может, кому-нибудь тоже будут нужны. Километров через 40 прилично устали, а харчевня все не появлялась, поэтому зашли в чайхану и уломали одну лепешку с парвардой вприкуску и с чаем. На этом горючем проехали более 70 км и вьехали в столицу Узбек-ской ССР.
С билетами домой нам очень повезло. Купили на 1 сентября, значит, в запасе есть еще два дня, и придется ехать на Чимган, искать там вовкину мечту - кишлак Бричмулла!
Пообедали, проехали город насквозь и к вечеру уехали от не-го километров за 40. Вокруг много жилья, поэтому нашли место для ночевки за одним селом в яблоневом саду возле дороги. Сегодня на ужин было подано какао с сахаром.
Итого: 24 ишака, 140 км.
30.08.83г. Вторник.
Сегодня проснулись с солнышком и, немного проехав до Газал-кента, позавтракали. Чувствую себя неважно - болит голова. От-ехав от городка, почти сразу же полезли вверх. В песне эти горы зовут "Чимганскими", т.к. в этом районе самая высокая вершина -гора Большой Чимган высотой 3309м. Вот на соседний с ней перевал высотой 1600 м мы и полезли. Ну а по карте это горы Пскемского хребта, который является одним из самых край-них хребтов западного Тянь-Шаня.
Вершина Большого Чимгана нам видна очень хорошо, т.к. только на ней есть местами снег. Чем ближе к полудню, тем становится жарче, дорога круче, а голова раскалывается все больше. Само-чувствие до тошноты противное, мне очень стыдно, что я опять расклеился. Наверху перевала находится отличная горнолыжная база, а вот прохладней тут не стало. Еле нашли воды - кругом продается одно пиво - и полетели вниз. Спуск немного привел меня в себя, хотя головная боль появляется при каждом чувст-вительном толчке.
Вскоре увидели указатель, а еще через 15 км от него вьехали наконец-то в Бричмуллу. Самое обидное было то, что перед вьез-дом не было указателя с названием кишлака, а мы очень мечтали возле него увековечиться. Время давно за полдень, а подкре-питься негде. Дорогой ели только хлеб и виноград. В кишлаке тоже не нашлось общепита и ничего особенного он из себя не представлял.
Ехать сразу дальше я уже не мог, надо было как-то отдохнуть, поэтому решили, что я проеду участок дороги, по которому надо возвращаться на основное шоссе, автобусом. Гущин купил в мест-ном магазине немного пожевать на вечер и уехал, а я остался на остановке ждать автобус. Приблизительно через час он приехал, и я залез туда вместе с "великом". До поворота мы прибыли с Володькой почти одно-временно и продолжили наше славное путешествие совместно.
Отдых не прошел даром и, хоть голова продолжала болеть от каждой кочки и выбоины, общее самочувствие улучшилось.
Прокатились по горам в виду Чарвакского водохранилища и спустились в долину. Ночевать решили встать пораньше и нашли небольшое местечко на террасе берега реки Чирчик. Место хорошее и удобное, но довольно засиженное местной животиной и населением. Привели себя в порядок, благо вода рядом, и разо-брались в шмотках. Сегодня последняя ночевка, поэтому по нашей традиции все лекарство, имеющееся к этому моменту в нали-чии, должно быть уничтожено. Для интересующихся пишу рецепт коктейля "Бричмулла". Надо взять 150 гр. чистого медицинско-го спирта и столько же граммов чистого гранатового сока. До-бавлять надо второе в первое, кинуть один кусочек рафинада и после этого дать отстояться в ближайшем родничке. И вот две небольшие порции лекарства готовы! Кстати, количество грам-мов того и другого из составных частей коктейля можно не ог-раничивать, лишь бы пропорция 1:1 была соблюдена.
Потом был выпит весь чай и мы улеглись. Воздух был очень теплый, комары почему-то отсутствовали, и я долго лежал на спальнике, а потом и в нем, и никак не мог заснуть. Последнее лекарство подействовало почти мгновенно, но может от него глаза и не закрывались. Где-то на другом берегу играл магнитофон с записями 70х годов, навевая ностальгию, а иногда эту идиллию нарушал крик ишака. Звуки, которые воспроизводят эти создания, очень трудно передать. Это вопль, крик, обида и за-хлебывающийся звук несмазанной телеги. Ужас!
Итого: 23 ишака, 85 км.
31.08.83г. Среда.
Уснул я на рассвете, но проснулся выспавшимся и отдохнувшим. В голове у меня все в порядке, на душе у нас весело. Сегодня последний день пребывания в Средней Азии, и мы стараемся по-лучить последние впечатления от нее. После непродолжительно-го сбора вещей тронулись и завтракали в той же газалкентской столовой, где были накануне. Потом по знакомой дороге верну-лись в Ташкент. Город выглядит очень нарядным, все здесь цве-тет и зеленеет. Через неделю Ташкент будет праздновать свое 2000-летие. Памятников старины тут почти не осталось, а вот современные здания поражают своей красотой и нестандартностью.
Решив, что вещей у нас слишком много, нашли почтамт и отпра-вили часть их домой. Потом пошли на базар и купили дыни. Тут мы немного погорячились, т.к. самолет у нас улетал почти под утро и покупки дынь можно было б отложить на вечер. Но мы все--таки погорячились и купили по две штуки. Мне вдруг захотелось привезти на работу такую дыню, чтобы все ахнули и долго ее ели. Поэтому домой купил небольшую, приблизительно на 6 кг, а на ра-боту на 14 кг. Ну и помучился я с ними, пока упаковывал на ба-гажник! А потом полдня катался с ними, осматривая город.
На одной из улиц мы с Гущиным как-то разьехались и потеряли друг друга. Поэтому город мы смотрели в одиночку и каждый ви-дел свое. К вечеру я решил, что с меня Ташкента хватит, да и кататься с грузом было чертовски трудно, поэтому я повернул в аэропорт, а по дороге закупился местными конфетами - парвардой. Очень вкусная и сладкая штука! Аэропорт в Ташкенте находится километрах в 5-8 от центра, и вскоре я уже отдыхал на лавочке, ожидая напарника. Гущин прибыл в темноте.
Самолет наш улетал в 4 утра по московскому и в 7 утра по местному, поэтому мы от нечего делать стали шататься по вокзалу, есть мороженое и пить газировку.
Итого: видел 5 ишаков, проехали 80 км.
01.09.83г. Четверг.
Шатаемся по вокзалу. Захотелось есть, пошел в кафе и сьел местного супа "мамлар". Сидеть и ходить нам надоело. Отошли в сторонку и улеглись на газончике. Я довольно быстро заснул и даже не слышал ,как к нам подходил милиционер и проверял наши документы.
Уже начало светать, когда пошли на посадку. И тут тоже не без приключений. Вещей у меня теперь было трое: разобранный велосипед, багажник с вещами и сетка с дынями. Все тяжелое, и перетаскивать это приходилось в два присеста. Когда я пришел к весам после второго рейса, володькин "велик" уже стоял на них, и контролер попросил меня поставить туда же и мой, т.к. мы, мол, летим вместе. А вместе они потянули на 30 кг, и нам предьявили счет в размере 26 рублей за провоз багажа. Поднялся крик и вой, после чего победила молодость и правда.
Мы почти последние влезли в самолет и вскоре уже болтались между небом и землей, вернее - между небом и облаками. Домой нас вез огромный аэробус "Ил-86". В нем было очень приятно. Широкий и просторный, и в то же время уютный, да и стюардесс было в пять раз больше, чем на "Ту".
Вскоре подали завтрак, где мне беспощадно недодали кусочек сыра. А так все было прекрасно!!!
Хоть улетали мы в 7 утра, прилетели во Внуково в 8.30. Ско-рость просто удивительная! Когда получили вещи из багажа и собирали велосипеды, познакомились с коллегой из Воркуты. Об-менялись с этим шахтером адресами и поехали на железнодорож-ную станцию.
Да! Уже осень. Мы прилетели из лета не только по времени года, но и по климату. Но, хоть и было прохладно, а глаз и душа радовались нашему лесу, речке и церквушке у дороги. Эти несколько километров до железки мы ехали не спеша и любуясь окрест-ностями. Дома лучше!!!
Поезда на Обнинск ждать было долго, поэтому поехали в Москву. Там по Садовому кольцу проехали на Курский вокзал и через два часа были уже в Серпухове. Людям вокруг явно нравились наши дыни, да и пахли они прилично, поэтому очень хотелось побыстрее довезти их. Так мы и сделали. Вскоре я распростился с Гущиным
и уже распаковывался у себя дома.
Итого: ишаки в Подмосковье не водятся, проехали около 35 км.
02.09.83г. Пятница.
Спал дома просто великолепно. К 10 утра поехал на работу, взяв огромную дыню и тюбетейку. Именно в это время наши обыч-но садятся пить чай, и надо было вовремя застать их на месте. Мне это удалось, и я в тюбетейке и с дыней на плече доставил народу удовольствие меня видеть, а потом удовольствие сьесть очень сочный и вкусный продукт.
Дыня оказалась великолепной, и ее ели, похоже, все в нашем здании, около часа. Я понял, что не зря надрывался последние сутки!
Именно на этом я считаю наше путешествие оконченным.
ИТОГО:
Вся поездка заняла 25 дней.
Было пройдено 2880 километров.
Прошли 8 перевалов, из них три - выше 3000 м.
Видели 629 ишаков и еще очень много всего. Теперь самая высокая точка, на которую мы вьехали - 3586 метров над уровнем моря.
Средняя Азия нам очень понравилась, и я при возможности посетил бы ее еще.
Cергей Маликов
Январь-март 1984г, Протвино
Второй отчёт, написанный Владимиром Гущиным, можно прочитать здесь