ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Шужегорский излом . Сентябрь 2005

Со 2 по 5 сентября 2005 года состоялся велопоход «Шужегорский Излом». Целью похода являлся монастырь на Шужгоре. Место весьма примечательное. Представьте себе леса Вологодской области. Представили? Хорошо. А теперь представьте себе болота Вологодчины. Тянутся эти леса и болота на многие десятки и сотни километров. Местность немного холмистая, но в целом плоская. То есть неровности рельефа маленькие. Чуть поднялся на холмик метра на 3-4, чуть спустился. И вдруг, посреди этого леса стоит настоящая гора. При чем, гора – одна! Высота, наверное, метров 40 над уровнем подошвы. И на вершине этой горы стоял некогда монастырь. Сегодня, ясное дело, нет монастыря, но остались руины. Но не это самое притягательное в том месте. Самое же притягательное – красивейший пейзаж, открывающийся с горы. Мы были летом, но золотой осенью наверное еще краше.

Что видно с Шужгоры кроме бескрайнего моря тайги? Виден цех какого-то предприятия и его же труба в поселке Кадуй. Вас не привлекает возможность насладиться зрелищем трубы? А если я скажу, что от станции до монастыря мы намотали более 80 км? С другой стороны виднеются трубы Северстали, что в Череповце. Знаете сколько километров мы проехали до них на следующих день? Тоже 80. Конечно, мы ехали не по прямой, но и видны не только трубы, но и огромные, во много горизонтов, пространства Вологодчины.

Маршрут получилось пройти за 1,5 дня. В Вологодский поезд сели в 20-40. В Кадуй прибыли в 5 утра, и нас сильно ломало. Именно поэтому маршрут носит имя «Шужегорский излом». Еще бы – встать в 4-30!
Рассвело, и мы двинулись на север по асфальтовой дороге. Для затравки осмотрели в поселке Зеленый Берег Ирапскую Филиппову пустынь.

Посмотреть здесь есть что - в селе на высоком берегу реки стоит монастырь, обнесенный не стлько стеной, сколько стеной стоящими постройками. По углам находятся башенки, а внутри двора - руины церкви. В советские времена здесь была больница, которая ныне расформирована.

К завтраку докатили до села Великое (примерно 45 км от станции). В селе – развилка. Асфальтовая дорога уходит дальше на север, а нам – на восток. Магазины в селе есть, и находятся метрах в 300 за перекрестком на север.

Через пару километров - мост через реку Казару. Здесь можно перекусить, хотя рядом и стоят дома. Дорога в этих краях представляет собой хорошую поднятую (отсыпанную) лесовозную дорогу, ехать по которой одно удовольствие.

Километра через три – поворот направо, при этом, создается ощущение, что главная дорога идет как бы прямо. Моста через следующую реку – Кумсару нет, но автомобили, и велосипедисты, могут воспользоваться бродом. Качество дороги не падает – но на ней становится довольно много луж. Колей практически нет, ехать легко и приятно.

Важно не пропустить поворот на деревню Блиново. Виден он хорошо, и хорошо показан на карте Вологодской области. Через некоторое время дорога заканчивается, и начинается тропа. До этого места сюда можно не то что на байке – на «Жигулях» приехать. Тропа частично проезжаемая, частично проходимая пешком. Тропа не очень длинная, хорошо натоптанная. Единственная преграда – ручей запруженный бобрами. Переходить надо ниже плотины, и метров 20 – 30 приходится идти хлюпая ногами в каком-то не глубоком, но все равно противном, болоте.

Тропа выходит на дорожку, которая, в свою очередь, выведет в село Захарово.
В селе надо собрать волю в кулак, и не свернуть ни вправо – в сторону Череповца на накатанную грунтовку, ни влево, на менее накатанную, но тоже хорошо видимую грунтовку в сторону деревни Закукобой, а пойти прямо (на север), по плохо видимой, а правильнее сказать, хорошо заросшей дороге. Дорогу эту использовали лесосеки, но незадача – лес вырубили полностью, и дорогу забросили. Думаю, что лет через 100 – 120 здесь вновь вырастет лес, который можно использовать в коммерции и дорогу возобновят.

Идете по этой дороге, по «мейнстриму», доходите до ручейка. На этом участке по тропе, пожалуй, даже можно ехать процентов до 70%. За ручьем начинается подъем. Мой вам совет – выберете здесь стоянку, и оставьте велосипеды с рюкзаками тут. От села это примерно километр. Дальше тропа становится непроезжей для велосипеда на всем протяжении (6 км). GPS trek можно скачать тут.

Итак, подъем вас выводит на делянку. Вроде как дорога должна идти на север, но она идет на восток, буквально несколько сот метров, а только затем разворачивается на север. Теперь остается только идти и идти. За 2 часа тропа вполне проходится. Особых «ужасов» на ней нет, но она, конечно, много хуже той, что ведет в Реконьку. В конце пути болотистый лес сменяется более сухим, и наконец появляется гора! Восходим на гору – и… да, тут очень красиво.

Дам совет: в эту пешую радиалку возьмите с собой еды. Воду можно набрать у подножия горы в источнике. Все таки сходить туда – сюда – обратно, получается 12 км, или почти 4 ходовых часа. Ну и на вершине, конечно, хочется посидеть. Мало таких красивых мест у нас.

На следующий день мы вышли из лагеря, вернулись в Захарово, и легли на курс на юго-восток в сторону Череповца. Дорога постоянно становилась лучше, грунтовка сменилась грейдером, а грейдер – асфальтом. В месте появления на дороге асфальта – село Поповка, надо поворачивать на юг. Весь участок до Череповца весьма красив – много дальних горизонтов открывается с холмов, но все таки, не так красиво как на Шужгоре.

Последняя достопримечательность на пути – «крестик» обозначенный у деревни Кроминская. Здесь тоже интересно – руины монастыря. Особый интерес представляет колокольня, обрамленная декоративными колоннами.

Финал в Череповце получается сильным – надо проехать километров 10 между заводами. В одном месте концентрация воздуха в струе аммиака выбрасываемого в воздух тамошним заводом, существенно меньше необходимой для дыхания. Носом дышать невозможно просто – всю слизистую обжигает, ртом в принципе удается, но лучше не дышать и ртом. Метров 100 надо проехать, прежде чем в атмосфере появляется воздух.

Вечером в Череповце удачно ходят поезда: 21-30 – Вологода – Петербург, 0-50 – Архангельск – Петербург.

Если сравнивать поход на Шужгору с экспедициями в Реконьку, которые стали столь популярны в последнее время, то можно отметить, что место на горе – много красивее. Зато руины не такие красивые, как в Рекони, и конечно, их много меньше. Зато место более глухое. В последние годы вокруг Рекони началось шевеление, и возможно замечательный памятник истории будет утрачен, и через несколько лет превратится в обычный монастырь. К сожалению, мы часто видим, что благие намерения, приводят к результату прямо противоположному начинаниям. Во всяком случае, душу не трогают Иверский монастырь или Оптина пустынь, прошедшие евроремонт, не говоря о еще более комерциализованных религиозных центрах. Шужгоре такое развитие событий не грозит.


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015