home  служба спасения  объявления  линки  о Федерации  контакты
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
 
Поход в Реконьскую пустынь, состоявшийся 9-11 декабря 2 000 года.

 

Красный крестик - это и есть Реконьская пустынь.

Есть в глухих лесах среди болот на севере Новгородской области монастырь, называемый Реконьская пустынь. Некогда он был весьма значительным, но теперь лежит в руинах. К нему от маленькой деревеньки идет дорога, вполне понятного болотного качества. Соблазненные рассказами Влада Васильева, побывавшего в этих краях 8 лет назад, мы еще в октябре запланировали поход в эти места. Задачи ставились две: достичь Реконьской пустыни - раз, и как можно больше на байке ехать и, соответственно, как можно меньше - тащить его на себе - два. Для этого, очевидно, было необходимо, чтобы дорога "встала" - то есть замерзла. Тогда мы бы по ней аки по суху.... Дату назначили - 12 декабря. В поход собралась банда из 8 человек - летом ездят меньше! Однако, жизнь как водится внесла коррективы в наши планы. Зимы в этом году нет, и похоже не будет. Температура стоит +5 градусов, идут дожди. Тем не менее, мы решили планов не менять. Выехали 9 декабря электричкой 19-51 до Будогощи.

Здесь я прерву свой рассказ на "философское отступление". Последние 10 лет ознаменовались просто революцией в дорожной сети в нашем северо-западном регионе. На моей памяти пущена электричка в Будогощь (ранее были только до Киришей), благодаря которой стало возможно путешествие в Реконь без проблем. Дорожные рабочие пробили дорогу от Будогощи через Бестоголово на Лашино и далее к существующей трассе ведущей от станции Тальцы через Петровское на Тихвин. До этого здесь была тропа и проехать было тяжело. Этой дороги даже нет еще в атласе Ленобласти, но уже есть в атласе "Восток Ленобласти". Пущена электричка из Питера до Лодейного Поля, которой мы только в этом году пользовались уже три раза. В новом 2001 году пустят прямую электричку до Тихвина! Тогда можно будет легко выбираться из этих краев домой без пересадки в Волховстрое и без вынужденной посадки в плацкартные вагоны подкидов, курсирующих между Тихвином и Волховстроем. На подступах к Тихвину кладут асфальт в сторону новгородской области. Уже 17 километров положено! Таким образом, путешествие, которое было еще недавно возможно совершить только за три дня, стало доступно всего за два. Единственное - утренняя электричка приходит в Будогощь поздно, а вечерняя уходит из Тихвина рано! Поэтому, мы и приняли решение, заезжать с вечера, экономя несколько часов.

 

Итак, прибыли мы в Будогощь чуть ранее полуночи. Темно. Прохладно, наверное где-то +3. Дождь. В полном мраке выехали из села, проехали километра 4 и стали искать стоянку. Лес кругом довольно паршивый, под ногами хлюпает вода... Нашли небольшой сухой пятачок, на котором и поставили три наши палатки. Утром встали затемно, чтобы с первыми лучами солнца (около 9 утра) быть уже в пути. Особый колорит походу придавал факт, что нашими следами должны были двигаться две независимые группы (скажу заранее, они так и не добрались до места встречи), но в силу разных причин выезжавшие позже. Одну из групп организовывал Миша Компаньёлыч. Эта группа, должна была выйти из города 11 декабря рано утром и догнать нас на пути в Тихвин. Это практически было невозможно. Мише пришлось бы к 5 часам вечера проехать чуть меньше 100 км + осмотреть Пустынь, а нам оставалось всего-то 43 км... Тем не менее, мы надеялись на встречу с ним. Вторая группа, как выяснилость, состояла из одного Антона Тилипмана, из Москвы, который должен был прибыть в Пустынь пешком.

Итак, утром 10 декабря мы ни свет ни заря выехали со стоянки. Однако, как только мы тронулись, так сразу у Андрея накрылось заднее колесо. Спидометр показывал ровно 730 метров. Собственно накрылась-то ось эксцентрика. Починка заняла больше часа. Андрей даже настроился повернуть обратно. Тем временем Антон Чижов придумал способ починки, который вскоре займет свое почетное место в разделе "крутые ремонты". Он переставил гайку, которая зажимает конуса таким образом, что перья задней вилки вошли между ними и конусами. После чего конструкция была затянута и Андрей смог продолжить свой путь с нами.

 
Дорога от самой Будогощи - песчаная грунтовка. Ехать по ней быстро не очень получается. Колеса вязнут. Эх! Если бы был мороз! Неслись бы мы по грунту, как по асфальту! После поворота на Петровское дорога стала несколько хуже. Начала появляться жидкая грязь. Тем не менее до Заозерья мы добрались в срок - еще не было 3 часов дня. Далее, к сожалению не все пошло гладко. Во-первых, в схему, которую мы взяли у Влада, враг ввел неточность. Во-вторых, в новых картах также была показана не вполне точная (из-за масштаба) информация. Суть проблемы вот в чем. Поворот на дорогу к Реконьской пустыни находиться прямо у моста через речку со стороны въезда в село Заозерье от Будогощи. На схеме же было показано, что поворачивать надо практически на другой стороне деревни. На карте, даже однокилометровке тоже было не понятно, где именно начинается колея на пустынь. Мы доверились схеме и повернули в конце деревни на тропу. Пройдя по тропе метров 300-400 и перейдя речку по пешеходному мостику мы очутились у леса, в глубь которого уходила совершенно заросшая колея. Еще метров через 600 колея терялась за ручейком, который мы не без труда форсировали. Тут опять отличился Антон Чижов. Он сделал предположение, что настоящая дорога осталась в стороне. Более того, он сбегал на разведку и нашел относительно накатанную колею, по которой в хорошую погоду вполне может проехать трактор или армейский тягач.
 
Дорога, к сожалению, была довольно раскисшей. На лужах, правда, был лед, но его покрывал слой воды в 3-5 сантиметров.
Если б стояли морозы, то мы б так шпарили по этому хайвэю! А так бредем по грязи...
Также под водой были погребены соседствующие с дорогой леса. Иногда лес просто превращался в откровенное болото. Тем не менее, когда дорога чуть поднималась вверх, то по ней вполне можно было ехать. Так мы и перемещались: 100 метров едешь, 100 - идешь. Стемнело. В темноте видно все плохо. Где суше? Где мокрее? С какой стороны обойти лужу? Я ехал в циклопе, но он помогал мало. Перед собой то все видно, а что там, вдали! Чем кончается вот эта тридцатиметровой длины лужа? Где там помельче? Одним словом последний километр (из всего 4х с небольшим, что мы проехали по лесу и дороге) мы почти весь шли пешком. Наверное мощные галогенные фары нам бы пригодились, хотя навряд ли решили вопрос полностью. Еще одна проблема - это то, что дорога в лесу, это не хайвэй с указателями. Она пересекается с другими просеками и отвилками, на которых надо сделать "правильный выбор". Ориентироваться же в ночи несколько труднее. Наконец мы добрались до берега реки Реконьки. Моста здесь нет. Раньше дорога шла через брод. Мы решили заночевать здесь, благо место хорошее, а монастырь искать утром, подойдя к нему пешком. Этим мы планировали сэкономить время, так как идти по болоту пешком налегке, можно существенно быстрее, чем таща на себе байки и рюкзаки. Весь вечер сидя у костра я оглашал окрестности Змеиным ревом "Тилипмааааааааааааааааааннннн!!!" в надежде, что Антон где-то рядом. Но - не судьба. Добрый проводник разбудил его не на той станции и Антон так и не смог добраться до Реконьки.
 
Утром 11 декабря мы стартовали еще до 9 утра (еще окончательно не рассвело), бросив лагерь и байки на произвол судьбы. Да кто в этих краях на них бы позарился? За рекой дорога стала существенно лучше. Исключение составляет мостик в виде одной поваленной березы и метров 300 болота за ним. Мы прошли пешком примерно 3 с половиной километра за 45 минут и вышли к монастырю. Я провалился в воды ввыше чем по щиколотку только один раз, а Андрей, которого задолбало постоянно проваливаться вообще снял свою обувь и некоторое время шел босиком.
 
Я за свою жизнь повидал не мало, но такое видел в первый раз. Монастырь - настоящий город, поглощенный лесом. Несколько храмов, колокольня, стена, поваленные кресты и везде глухой лес, лес, лес...
На вершине грязевого подъема .
Деревья растут даже на разбитом снарядом куполе большого храма! Рассказ об этом монастыре и фотографии будут опубликованы на страницах нашего сервера "Малые Города России". Прогуляв около получаса, мы вернулись назад, в темпе собрались и поехали "успевать на электричку из Тихвина". Воды за ночь стало еще больше: лет таял, а дождик периодически начинался... Выехали мы со стоянки в 12-15. Нам предстояло проехать всего-то на всего около 40 километров за целых 5 часов! Однако не все так просто как кажется. Когда мы добрались до Заозерья компьютер показывал среднюю скорость прохождения тропы в 6,72 км/ч, хотя при свете дня мы ехали существенно больше, чем шли пешком. Но времени было еще много! За Заозерьем дорога стала сильно портиться. То есть на высоких местах было все в порядке - сухо. А вот в низинах и на склонах!
Антон Чижов переезжает деревенскую дорогу вброд.
Кроме того дорога стала постоянно идти вверх-вниз. Мы ломили со страшной силой, но скорость не превышала 10-13 км/ч, разве что на спусках. Иногда просто приходилось идти пешком. Особенно хорош участок между деревнями Рапля и Заручевье. Это просто что-то! В одном месте Аня въехала в грязь по ступицы, а езда, при которой при каждом повороте педалей нога погружается в водяно-песчано-глинистую взвесь, была просто нормой жизни! Иногда грязь была твердой, тогда нога при повороте педалей упиралась в грунт. Едешь себе с горки по колее - ногами работать не можешь - их надо держать горизонтально, над грязью. Тормоза тоже не работают - на них весит глинистая блямба, рабочие поверхности обработаны взвесью как смазкой! В самих деревнях, даже на фоне ужаса соединяющих их дорог, вообще полная малямба: колеи идут в разные стороны и грязь такая, что мои высокие горе-тексовые сапоги (как я их стал уважать после этого похода!) погружаются в неё практически полностью. За Заручевьем, а точнее прямо в этой деревне неожиданно началась нормальная грунтовка. Отсюда даже ходит автобус. Забавно: южная часть деревни - не дорога а просто топи какие-то, а северная часть деревни - вполне ничего... Времени у нас к этому моменту было в обрез, и мы начали ломить. Собственно ехали не очень быстро - 26-29. Но байки были все в грязи: колеса, тормоза, педали и т.п. и не хотели разгоняться сильнее.
 
Стемнело, начался асфальт. Догонявшая нас команда Миши, так и не появилась. Потом выснилось, что у Миши Заболели дети и он не поехал и на маршрут вышел один Сергей. Сергей доехал до Заозерья, увидел тамошнюю дорогу и повернул обратно на Будогощь. Так что приехали мы в Тихвин одни. На вокзале оказались в 17-27. Спрашиваем у народа: "Когда подкид"? Ответ: "в 17-27!". Правда тут же объявили, что подкид задерживается более чем на час. Тут начило литься пиво рекой, я стал мыть байк - всё! Поход окончен!
 
Вообще-то, я не люблю грязь. После похода я 40 минут драил байк на вокзале и еще час драил его дома. Левая педаль у меня так и не крутится, тормоза стерты в ноль, цепь нуждается в ремонте. Но я получил несказанное удовольствие от похода. Сам не знаю почему! Вроде все было хреново: погода - дрянь: дожди, ветра, туман. Дороги - кошмар: грязь, холодная противная жижа. Обидно, к тому же, что зимой здесь можно катать без проблем: грязь замерзнет, станет твердой и не грязной. Но в этом году это был пожалуй один из лучших походов.
 
В походе принимали участие: Змей (KHS CREST), Две Ани (Кононова и Орлова) (обе на туристах), Таня Маслова (KHS Trail), Ваня Кукушкин (турист), Коля Сороко (турист), Антон Чижов (турист), Андрей Соловьев... (noname MTB). Вот такая птичья команда подобралась.

"ВелоПитер"