ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

"ОНЕГА - СЕВЕРНАЯ ДВИНА ". 2004 года.

Дневник велопоход на тандеме по Архангельской области.

Онега – Северная Двина

13 – 29 июля 2004 г.

Маршрут:

Вытегра – Пудож – Морщихинская – Масельга – Морщихинская – Каргополь – Плесецк –
Ярнема – Онега – Кянда – Северодвинск – Архангельск – Малые Корелы – Усть-Пинега
– Матигоры – Брин-Наволок – Сия – Емецк – Звоз – теплоход «Адмирал Кузнецов» –
Абрамково – Красноборск – Котлас – Сольвычегодск – Котлас
1551 км
Участники: Евгения и Андрей Жуковы

Этот поход начался не совсем обычно, потому что впервые мы решили подъехать до исходной точки на междугороднем автобусе. Это оригинально-авантюрное решение было вызвано нежеланием своим ходом в пятый раз проделывать путь от Лодейного Поля до Вытегры. Нам удивительно повезло что, приехав за час до отправления автобуса, мы смогли купить билеты и договориться с водителями о перевозке тандема.

Стартовать из Вытегры оказалось удачным решением, потому что участок гатевой дороги в Вологодской испортили вышедшие из берегов болота. Наш автобус медленно проковылял по размытой грунтовке, и в шесть с небольшим утра доставил нас в Вытегру. Это означало начало нашего маршрута, путевые заметки о котором предлагаются вашему вниманию.

13 июля (вторник)
100,7 км (асфальт и гравий)

Тандем, привязанный у задней двери автобуса, доехал без видимых поломок, мы довольно быстро его собрали и двинулись в путь. Погода с утра была ясная, тихая. Сразу за Вытегрой дорога из асфальтовой стала грязной грунтовкой. В нескольких местах вода перетекала из правой канавы в левую. Чувствовалось, что дождей здесь было много. Самое неприятное, что грунт на дороге был засыпан поверх старого разбитого асфальта, и там, где ручьи пересекали дорогу, они вымыли все до
глубоких рытвин в асфальте (которые под водой не видно). Хорошо, что такой участок был коротким.

Скоро пошла отличная шоссейка с новой разметкой. Дошла она до Андомского Погоста. Далее прямо стоял «кирпич» и шлагбаум. (Как мы потом поняли, можно было ехать прямо под него). В объезд – старая грунтовка в сплошных ямах шла через Андомский Погост до Соминского Погоста. Сомино – симпатичное место на высоком берегу речки Сомы. Там сохранилась деревянная шатровая церковь, правда, в замшелых лесах, которые выглядят старше церкви. Маковка, крытая лемехом, отреставрирована.

Рядом – развалины второй церкви, тоже деревянной. После Сомино дорога вышла на новую, еще строящуюся. Пока грунт и качество не ах. Такая дорога закончилась почти у самого Октябрьского, откуда пошла новая, хорошая шоссейка на Гагуксу. За Гагуксой хотели остановиться, там много хороших сосновых боров, но у нас не было воды. Доехали до Нигижмы, но и там общественных колодцев или других источников не нашли, пришлось ехать дальше. В поисках воды доехали до Черной речки, набрали
воду, но места пошли низкие и болотистые. Наконец, не доезжая километров 9 до города Пудож, остановились в соснячке (узкая высокая гряда слева от дороги).

14 июля (среда)
104,7 км (асфальт и гравий)

Начиная со вчерашнего вечера и до 8 утра, шел дождь разной силы. МТС в Пудоже не работал, т.к. там – только Мегафон. В городе купили продукты и двинулись по направлению к Каргополю. На пути до Кривцов нас ждали 2 новости, как всегда: хорошая и плохая. Плохая – грунта было не 5, а 7 км. Хорошая – сильного «кишкотряса», как в прошлом году, не было.

До границы Карелии шла асфальтовая дорога. Въехав в Архангельскую область, мы оказались на плохой грунтовке. На ночлег остановились поздно, потому что как всегда под вечер хороших мест для стоянок не было. Встали в лесу, недалеко от ручейка бегущего к Лекшмозеру, не доехав до Морщихинской примерно 5 км. Место очень богатое комарами! Погода, сегодня, порадовала: без дождя, не жарко и ветер был почти попутный.

15 июля (четверг)
68,9 км (асфальт-6 км и гравий)


Место ночевки оказалось очень удачное, только много комаров и мошек разных калибров. А остальное – отлично: рядом вода, прекрасный лес, тишина! После завтрака двинулись в Морщихинскую. С утра ехалось легче, чем вчера вечером, и гравийка не казалась такой уж плохой. В Морщихинской, довольно
большой деревне, есть большая школа, два магазина, услуги KODAK, кафе-бар с прокуренным помещением. А еще там есть симпатичная каменная церковь (апостолов Петра и Павла, 1829г.) на берегу Лекшмозера. Берег озера зарос травой, но дно – песчаное.

Дорога на Хижгору – это главная дорога, судя по дорожным знакам. На выезде из Морщихинской стоит малюсенькая сторожка кордона с открытым шлагбаумом. Там никого не было, и мы поехали дальше. Дорога – насыпная грунтовка, по качеству лучше, чем до Морщихинской, очень живописно вьется по гряде холмов – Масельге, то вверх, то вниз. Потом идет по высокой узкой гряде между двух озер. Сама деревенька Масельга находится в чудесном месте у озера. Там есть домик егеря, еще пара-другая домов и что-то типа лагеря отдыха или маленькой турбазы с большими новыми деревянными домами. Кругом насколько оборудованных стоянок. Мы зарегистрировались у егеря. Расценки: 50 руб. с человека за посещение, 25 руб. за ночевку, 5 руб. за регистрационную карточку. Расспросили про дорогу на Порженское. Он сказал, что туда и на Макарий можно добраться только пешком, да на Макарий легко заблудиться, т.к. тропу пересекает большое количество лесовозных дорог. Пешком мы были готовы сходить только на Хижгору, поэтому так и порешили. Гора высокая с очень крутым склоном в сторону озера. На вершине – церковь Александра Свирского.

Обещанного прекрасного вида на всю лекшмозерскую округу не обнаружили, мешали деревья. Мы видели только один узкий сектор на озеро и дали. Спустившись с горы, сходили на старое кладбище, где раньше стояла часовенка. Это место называется Плакидой. Как сказал егерь, это название связано с тем, что раньше в этом месте озера староверы топили незаконнорожденных детей по закону веры, и иногда ветер дует так, что сосны гудят, напоминая плач младенца.

Обратный путь с Масельги оказался легче (все горушки «взяли» верхом). Из Морщихинской, съев по мороженому, мы поехали в сторону Каргополя. За деревней Орлово (на карте деревни Хвалинская и Илексинская) остановились на перекус на недостроенной стоянке. Пасмурная с утра погода прояснилась, и мы увидели, как озеро из печально-серого стало чудесным синим. Потеплело, пора было двигать дальше. За Орлово асфальт закончился, и пошла грунтовка. По Кенозерскому парку идет очень извилистая и пересеченная дорога. Кусок асфальта после границы парка всего 3 км, потом опять грунтовка, но заметно лучше. Да и местность начинается более равнинная. В Лядинах (на карте Гавриловская) сохранился тройной ансамбль: зимняя двенадцатиглавая Богоявленская церковь (1793 г.); летняя шатровая Покровская церковь (1761 г.); шатровая колокольня (1820 г.). Дальше вкрапление асфальта было лишь у речки Сиянга (4 км перед Ватамановской). На ночевку встали за елками у дороги в видимости от Ватамановской. Погода непонятная: облачность, погромыхивает и, чего ждать от неба, неясно.

16 июля (пятница)
92,4 км (асфальт-50 км и гравий)


Встали рано, в начале седьмого и в 7.40 уже двинулись к Каргополю. С утра после еды, педали крутить не хотелось, но мы крутили и километров через 20 прикрутили к Каргополю. МТС в Каргополе так же не работал, в эфире был полный штиль. Каргополь мы осматривали в прошлом году, поэтому долго в нем не задерживались. Купили хлеба с ряженкой «Божья коровка» и около 11 покинули город. Примерно через 30 км после Каргополя асфальт закончился. Пошла гравийка, в общем – хорошая, за исключением отремонтированных участков, где, на радость всем проезжающим, на дорогу набросали камни размером с кулак и больше (до футбольного мяча). Перед Архангело (на карте Шелоховская) начал накрапывать дождь, поэтому мы влетели в село на полной скорости и припарковались у магазина под навесом. (В Архангело есть кубоватая деревянная церковь Михаила Архангела (1715 год) и деревянная ярусная церковь XIX века.) Хлынувший ливень быстро закончился, но кругом ходили темные грозовые тучи, и грохотало. Решили рискнуть и поехать в просвете в сторону Конёва, т.к. перспектива провести ночь под крышей ларька не прельщала. Поехали. Доехали почти до Мартемьяновской (Луги на местности) и встали на лугу за елочками. Как только поставили палатку, затащили вещи и укрыли велосипед, стал накрапывать дождь.

17 июля (суббота)
103 км (асфальт-43 км и гравий)


С ночевки мы выехали рано. Грунтовка была хорошего качества, и в 8.20 мы въехали в Конёво. В селе находится часовня XVIII в. За селом дорога стала более оживленной, качество гравийки ухудшилось. Места попадались очень симпатичные – сосновые боры, луга, река. Перед поселком Федорово, что у впадения реки Моша в Онегу, начался асфальт. За мостом через Мошу мы стали выяснять можно ли проехать вдоль Онеги. Нам сказали, что дорога была во времена дедов и сейчас она заросла, ее размыли ручьи, и мостов уже давно нет. Только река. Решили ехать в объезд через Плесецк. Так же поняли, что часть из намеченных достопримечательностей мы не осмотрим, т.к. к ним не добраться без лодки. Всю вторую половину дня накрапывал дождь, то слабее, то сильнее, но достаточный для того, чтобы мы все промокли. В начале пути от Федорово по сторонам дороги шел сосновый лес, где можно было встать, но у нас не было воды. Потом долго ничего приличного не было. Палатку пришлось поставить в высокой траве на подъезде к Плесецку. Поужинали и под шум продолжающегося дождя легли спать.

18 июля (воскресенье)
101 км (асфальт-50 км и гравий)


В Плесецке (наконец-то!) заработал наш сотовый телефон – МТС. В районе станции Шелекса – прекрасные сосновые боры. Асфальт шел до поселка Савинский. Он оказался очень большим, с цементным заводом и еще чем-то. Мы даже заблудились. В поселке было очень много пьяных людей. В общем, впечатление неприятное. Дорога до и после Плесецка была очень оживленная. Но мы надеялись, что, свернув с Архангельской трассы на Ярнему, будет спокойнее и, к сожалению, ошиблись. По плохой грунтовке, идущей по пересеченной местности, носились машины в обоих направлениях. Итог: шумно, пыльно, беспокойно. После «отворотки» на Верховский, количество машин резко убавилось. Грунтовка стала лучше, кое-где укатанная, как асфальт. Дорога не скучная, сплошные повороты, виражи, подъемы, спуски, много мостиков. Вначале, до озера Сямозеро, шли сосновые леса, потом – болота и смешанный лес. Вообще этот этап нашего пути нам понравился. Выехали на Онегу. Она здесь впечатляет! Остановились на старой заброшенной дороге. Главная же спускается опять к Онеге, к Ярнеме. Посвежело. Север!

19 июля (понедельник)
90,5 км (гравийка - плохая)


Около девяти мы выехали навстречу новому дню. Доехав до деревни Ярнема, перекусили на берегу Онеги. Работающего магазина не было. Впоследствии мы поняли, что с магазинами здесь очень плохо, да и в них не продают хлеб. Виды окружающей природы были изумительными по красоте! Нам особенно понравился участок, где дорога шла берегом Онеги от Ярнемы до Прошково. Места там такие, что душа пела, несмотря на огромнейшее количество камней на дороге. На церковь с колокольней в селе Турчасово посмотрели через реку с правого берега, решили не тратить время на переправу. Дорога была все такая же плохая, а остановившийся и предложивший подвезти нас водитель «буханки» сказал, что и дальше – не лучше, а за Глазанихой будет 10 км совсем отвратительной дороги. И такое – до Северодвинска. В селе Ковкола магазин был закрыт, но нам сказали, что в Анциферовском Бору магазин должен работать, а до него километров 25. Поехали, вернее потряслись против сильного встречного ветра. В Пияле увидели неожиданно высокую и большую шатровую церковь (Вознесенская церковь 1651г и колокольня). Совсем уже без сил по барханам песка, которые почему-то называются дорогой, въехали в Анциферовский Бор. Магазин назывался «Родник». Накупили продуктов, и нашли ночевку перед Большим Бором в не скошенной траве на лугу. Всякой кровососущей нечисти здесь оказалось очень много, но больше всего мошки. Мы загрузились в палатку и минут 20 ловили и давили ту тучу, что въехала в палатку на нас и наших вещах.

20 июля (вторник)
125,9 км (асфальт-86 км, гравийка - плохая)


Ночевка была очень сырой из-за вечерней и утренней росы. После завтрака поехали по барханам дальше к Глазанихе. По дороге заехали в Верховье. Там сейчас одна полуразрушенная часовня (возраст около 270 лет). На месте сгоревшего погоста стоит большой крест. Само село расположено на обоих берегах реки Мудьюги. Та часть, где стоит часовня, меньше и почти совсем заброшена. Мы еле дошли до
часовни по каким-то заросшим болотцам, кочкам и дикой траве. В самой Глазанихе – асфальт. Как и обещали, за Глазанихой пошла грунтовка, но, на наше счастье, качество ее было не хуже, а даже лучше (для велосипедиста), чем до Глазанихи. Ровно через 10 км 200 м начался асфальт. Дорога шла по
пересеченной местности. Особенно нам понравился спуск длиной более 2 км к речке Нерюга. Около 18 доехали до города Онега. Перед городом есть очень симпатичные места для стоянок, но в наши планы ночевка здесь не входила. За Онегой, конечно, мест для ночевки не было. Поехали дальше. Доехали до Покровского, т.е. почти до нашей мечты – до Белого моря. Набрали полный запас воды и решили вставать при первом удачном случае. Но вдоль берега Белого моря шли дачи. Посидели на берегу Белого моря, посмотрели на прилив, подкрепились и в 22-30 тронулись дальше, хорошо, что в сторону Кянды шел асфальт. Дачи закончились, закончились и приличные места. Пошли болота и чахморник. Вскоре закончился и асфальт, пошла грунтовка. Проехали Тамицу и встали в траве на опушке недалеко от дороги. Здесь много-много комаров, но мошки, как вчера, не было.

21 июля (среда)
73,6 км (гравийка - плохая)


Сегодня едется очень трудно. Дорога с самого начала пересеченная. За Тамицой недалеко от дороги слева и справа есть несколько лесных озер. Встать у них мы не пробовали, но, наверное, можно. После реки Маложбы озер и воды нет до самой Кянды. После Кянды дорога ухудшилась, пошел песок. Километрах в двух от поселка направо уходит перемычка до основной дороги на Архангельск. Перемычка (километров 5) в начальной стадии строительства. Большая просека, горы гравия и песка по бокам, канавы, очень мягкий грунт, и то вверх то вниз. Приходилось тащить велосипед руками.
После пересечения с технологической трассой Онега-Верхнеозерский дорога по качеству стала проезжаемой. Но очень много горок и спусков. Из-за вынужденного торможения на спусках (песок, колдобины и т.д.) сходу горки не взять. Да еще день очень жаркий, ветра почти нет, поэтому, когда тянешь в горку, то - как в парилке. Измотались и встали под кустом у дороги, проехав только 30 км.
Дорога к Архангельску после поворота направо (прямо пошла плохонькая дорога на Уну) улучшилась. Песка стало меньше, но больше гравия (очень сыпучего). Ехать стало легче, но не намного. Легче еще стало из-за того, что жара несколько спала. По обеим сторонам дороги тут и там стоят вагончики рабочих и различная лесоповальная техника. Лес сильно вырублен.

22 июля (четверг)
110,8км (гравийка - плохая (40км)+асфальт)

Дорога, у которой мы спали, днем казавшаяся довольно спокойной, ночью стала неожиданно оживленной. Встали пораньше, чтобы проехать сколько-нибудь километров до жары. Дорога была плохая. После речки Верховки появился асфальт, но, к сожалению, это было локальное вкрапление. Через 500 м затяжного подъема асфальт закончился и мы опять медленно пошкандыбали. Местность вокруг была болотистая. За два часа мы проехали 30 км, доехали до реки Солза и остановились на привал. Гравийка шла еще километра два после реки Солзы, потом начался асфальт. Ехать по нему было хорошо, не жарко, т.к. полуденное солнце закрывали деревья. Приехали на окраину Северодвинска. Потом долго ехали через город, чтобы посмотреть Николо-Карельский монастырь. Такое впечатление, что город состоит только из предприятий. Монастырь тоже территория охраняемого военными на вышках предприятия. Купили бензин, еду и выехали в Архангельск. Лучше ехать по самой разбитой грунтовке, чем по трассе М8 «Холмогоры» между Северодвинском и Архангельском! Машины – сплошным потоком, дорога до Цигломени узкая, грузовик занимает всю полосу целиком, обочины много ниже основного полотна, засыпаны песком и булыжником. Да еще по краю асфальта выбоины, ямы и трещины! Для велосипедиста места совсем нет. В Тойнокурье увидели новую деревянную церковь,
подъехали посмотреть. Она сделана из точеного кругляка. Доехали до реки Заостровки, съездили в Заостровье посмотреть церкви (девятиглавая деревянная Сретенская (1683-88гг.) и каменная церковь (1776)). Потом пошли в поля искать место для ночевки и остановились где-то между кустами
на скошенном лугу.

23 июля (пятница)
77,5км (асфальт)


Сейчас 9.23. Сижу я у входа в палатку (открытую!) на солнышке и никуда не тороплюсь. А происходит это под Архангельском. Ночевка оказалась отличной. Первый раз у нас не было соревнования со всевозможным гнусом в скорости залезания и покидания палатки. В Архангельск мы въехали в одиннадцатом часу. Мы планировали пройти немного по Северной Двине на теплоходе, поэтому поехали на речной (он же и морской) вокзал. Сначала казалось все хорошо: ходит теплоход «Адмирал Кузнецов». Мы даже высмотрели нужные пристани и время прибытия. Но оказалось, что он ходит 1 раз в 5 суток, и следующий рейс из Архангельска только 25-го. Поэтому поехали дальше своим ходом по направлению к Малым Корелам. Дорога по этому берегу спокойная и идет вдоль берега Двины. В заповеднике
оставить велосипед с рюкзаками было негде, поэтому осматривали его по одиночке. Дальше по трассе, в деревне Новинки (Лавля) есть две церкви: деревянная (Николы, 1589г.) и каменная.
Место для ночлега нашли с трудом, да и то в сухом болоте между кочками, приблизительно в 25 км за Корелами.

24 июля (суббота)
83,9км (гравийка - плохая и асфальт (40км))


От места ночлега проехали 14 км по асфальту, а дальше пошла гравийка, засыпанная камнями и песком. Очень плохая, трясло нещадно. Обидно, что асфальт закончился перед большим спуском и затем подъемом у речки Вождеромки. Заехали в Матеру (2 км в стороне от основной трассы), но парома на Ухтотстров не было, он ходит только в 9 и 17, когда подъезжает автобус. Поехали дальше по трассе на
Белогорский. Асфальт начался через два-три километра после Малой Юры. Вскоре увидели развилку с указателями на Усть-Пинегу и Белогорский. В Белогорском несколько магазинов, и работают они аж до 11 вечера. Грунтовка на Усть-Пинегу по качеству получше, меньше трясет. Отъехали от развилки километров 5-7 и остановились на берегу Пинеги.

25 июля (воскресенье)
128 км (асфальт, гравийка (23км) и грунт (9км))


Встали рано и в Усть-Пинегу приехали к 9 часовому парому. По пути несколько раз останавливались, очарованные открывающимися видами реки, обрывистых берегов. На местности деревень или дач больше, чем на нашей карте. До Усть-Пинеги шла вполне сносная грунтовка, в самом поселке, довольно большом, – асфальт, который вывел нас прямо к переправе. Оказалось, что паром ходит регулярно 1 раз в час. После переправы было около 14 км грунтовки до Матигор. Места очень красивые.
Оказавшись на трассе Москва-Архангельск, здесь довольно спокойной, мы решили поехать в Сию, а затем сесть на пароход в сторону Котласа. Чтобы успеть нам предстояло проехать еще 100 км за сегодня. Покатили. Поначалу шло легко, в основном под горку. Потом, пошла легкая холмистость, и скорость передвижения упала. С магазинами здесь плохо, мы заехали в какую-то деревню, что недалеко от трассы, и нам сказали, что ближайший магазин в 6 км (причем в сторону), а следующий – в Брин-Наволоке. В Брин-Наволоке с магазинами тоже плохо. Они есть, но хлеб (только белый) был в одном из трех. Купив продукты, поехали в Сию. Со стороны Архангельска (от Сии) к монастырю идет асфальт. Дорожка петляет по лесу, огибая озеро и болота. Подъехали к Антониево-Сийскому монастырю. Был
вечер, тишина, гладь озера. Посмотрев на карту, поехали в Емецк лесной дорогой, идущей между другими
озерами. Дорога оказалась песчаная, и нам пришлось толкать велосипед (9 км). Кроме этого, на нас набросились огромные полчища комаров. Такого количества мы еще не видели за этот поход. Места, конечно хорошие – сосновые боры, в лесу озера. Но после 119 км верхом еще 9 по песку было слишком. Сильно измотанные мы выбрались на дорогу к Емецку. По ней, тоже песчаной, но с камнем, хоть как-то
можно было ехать. Встали на ночлег, решив проснуться пораньше, чтобы успеть на пароход.

26 июля (понедельник)
45км (гравийка (15) и асфальт)


Сегодня мы встали по будильнику в 4 часа и в 445 выехали. До Емецка было 12 км, сначала шла песчано-булыжная грунтовка, потом неожиданно начался асфальт (грунтовка ≈3-4 км). В Емецке не найдя ничего похожего на пристань, решили поехать своим ходом к следующей пристани «Звоз». Это 25 км по шоссе и 5 км в сторону. Трасса становилась все хуже и хуже (колдобины) Потом километров за 5 до отворота на «Звоз» асфальт на трассе «Холмогоры» закончился, и пошла «засыпка» местами укатанная, но по нашей полосе в основном с рытвинами и ямами. На Звоз был указатель, мы свернули и промучались до деревни 5 км по песчано-булыжной дороге (по установленным километровым столбам только 4 км, но нулевой столб стоит в лесу примерно в километре от деревни). Деревня спала, было восемь утра. С трудом нашли одного человека и спросили насчет пристани. Он указал на ненаезженную дорогу, круто спускающуюся к реке. О теплоходе он ничего не знал. У реки никакой пристани или намека на нее не было. Просто каменисто песчаный пляж, красные столбы водомерного поста с надписью «не приставать, не чалиться» и моторки у берега. Тишина. Ни души. Пора бы нам подкрепиться, а то пропилили 45 км на одном литре сока. Я пошел в деревню за водой и с трудом нашел другого не
спящего человека. У него узнал о диспетчере, который связался с теплоходом и сообщил о нас. Прождав лишних 3 часа по сравнению с расписанием, мы увидели долгожданный теплоход. Несмотря на заверения диспетчера, что подавать никакие знаки теплоходу не надо, мы замахали. И правильно сделали, потому что, как позже узнали от капитана, информация о нас до него не дошла. Завидев машущих людей с рюкзаками, теплоход загудел и повернул к берегу. Он просто ткнулся носом в песок пляжа чуть выше водомерного поста и спустил трап. Мы поднялись на борт…

27 июля (вторник)
81,6км (асфальт и грунтовка)


Опоздание теплохода было связано с празднованием Дня военно-морского флота в Архангельске. Однако капитан получил разрешение идти ночью, поэтому утром теплоход шел уже по расписанию. Утром был дождь, но на наше счастье, когда мы прибыли в Абрамково, уже светило солнце. Правда, высадили нас в болото далеко за деревней. Под ногами хлюпала вода, и мы промокли. Добравшись до шоссе, мы с
удивлением увидели асфальт. До Котласа оставалось 143 км. К сожалению, асфальт скоро закончился и дальше встречался отдельными вкраплениями. Да и дорога шла по пересеченной местности. Здесь много оврагов и речушек (ручейков) и дорога часто ныряла круто вниз, а потом взбиралась на противоположный берег. В Пермогорье с шоссе увидели две церкви. Поплутав по деревне, добрались до церквей на берегу Двины. Противоположный берег – высокий и обрывистый. Деревянная церковь 1665 года очень грубо отремонтирована – барабаны и луковки сделаны из железа и вблизи совсем не смотрятся. На ночевку остановились недалеко от дороги в лесочке рядом с нескошенным лугом.

28 июля (среда)
108,2км (асфальт)


В Красноборске по краю высокого берега, откуда начинается крутой спуск к Двине, посажены деревья в несколько рядов: березы, сосны, кедры. Очень приятная, тенистая аллея. Дальше до Котласа был асфальт. Дорога шла недалеко от берега, и мы часто любовались далями. В Котласе легко купили билеты на четверг вечер и решили съездить в Сольвычегодск. Поэтому, ища место для ночевки, мы поехали в сторону Коряжмы. Места здесь хорошие, сосновые боры, но все так замусорено и загажено,
что просто ужас! В районе Вычегорского в лесах стоит запах не сосны, а помойки! Возможно, что добавляет «аромат» еще и деревоперерабатывающий комбинат в Коряжме.

29 июля (четверг)
55км (асфальт и гравийка (12км))


Ночь прошла спокойно, и утром мы уже бодро катили вперед к нашей цели – Солвычегодску. Как и обещали гаишники, асфальт сменился «гравийкой» вперемежку с «песчанкой» за 6 км до парома. Вместе с какой-то делегацией из Архангельска, мы перебрались на противоположный берег.

В Сольвычегодске сходили в местный историко-краеведческий музей и поднялись на колокольню. Я там поснимал окрестности, хотя Женя и боялась, что потребуется заплатить 500 рублей за видеосъемку. Вот такие там расценки. Времени у нас было не много, поэтому, осмотрев город довольно поверхностно, мы перебрались назад через Вычегду. Паромы там интересные: это катер, к которому по правому борту прикреплена баржа. В поселке Вычегодский есть спортивный магазин, где мы пополнили запас спиц. За Вычегодским набрали тепловатой, желтоватой воды из колонки в садоводстве и поехали на речку Лименда. Красивые места здесь мы заметили еще вчера с шоссе. Но, приехав на место, с ужасом увидели, что вся местность покрыта осколками битых бутылок. Нельзя было найти и пяди земли, свободной от острого стекла. Да еще прочий мусор. Уже в Котласе на берегу Двины за церковью перепаковали рюкзаки для поезда, переоделись в чистое и поехали на вокзал. В поезд нас пустили совершенно свободно, сказав только, чтобы убрали велосипед на багажную полку.

P.S.
Если вы отправляетесь путешествовать по Архангельской области, следует учесть, что ориентироваться по карте довольно трудно из-за несовпадения названий на карте и на местности. Надо также отметить, что тандем – тяжелая машина, и поэтому наши впечатления о дорогах могут отличаться от впечатлений путешественника на одиночном велосипеде.



Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015