| ||||
| ||||
|
Норвегия 2000Думая о планах на лето, я думал, куда же мне пойти в первый крупный велопоход. Основная мысль была о маршруте по Финляндии. С заездом через Сортавалу и далее до Хельсинки (подобный маршрут совершил в этом году Слава Ильченко). Но тут я посетил сервер Саши Боровского, где путешествие по фьордам Норвегии значилось в планах, и все завертелось. Разработали с Сашей точный маршрут, Татьяна Безносенко пробивала визы. Дальше, как обычно все оказалось не так, как задумывалось. Сначала из-за работы пришлось отказаться от поездки Саше, а за неделю до отъезда, выяснилось, что трое других участников хотели бы по другому построить маршрут, и изменить дату выезда. Но меня уже ничего не могло остановить, и я решил ехать один по заранее намеченному маршруту. |
||
8 июля, суббота. -1 день похода. В огромной суматохе собираюсь. В пятницу закончил работать в 10 вечера. Потом на дачу за вещами, оттуда утром приехал к родителям. Список вещей забытых дома и на даче велик. И после того, как выясняется то, что забыт еще и спальник, становится совсем весело. Ну вот, сборы закончены, и я лечу на вокзал. Пока разбираюсь, подходит Илья Гуревич (oн принес горелку и Важную Бумагу ), потом мама привозит спальник. Ну все, тронулись. Велосипед в чехле никаких вопросов у проводников не вызвал. |
||
9 июля, воскресенье. 0 день похода. Еду в поезде, попутно составляя список забытых вещей. Почти все закупил. Около 22 часов прибыл в Мурманск, с благоговейным ужасом нагрузил на велосипед, показавшийся вдруг хрупким и хлипким, все вещи и проехался по местным горкам. Впечатления интересные, но скоро стало не до них, так как пошел дождь Я довольно быстро нашел дом Николая (друга Влада Васильева), который очень радушно меня встретил. |
||
10 июля, понедельник. 1 день похода. Встал с Николаем в 5.30 Он проводил меня до магазина,
где я купил хлеб. Мы тепло попрощались, и я поехал по пустынному Мурманску.
В 6.50 я был на месте отправления автобуса у офиса фирмы, там стояло только
2 человека. |
||
Итак, я в Норвегии! В автобусе меня заждались, я быстро сел и через
несколько километров пути выгрузился в Киркинесе. Городок находится чуть
в стороне от основного шоссе (4 км), но интересно было его посмотреть,
да и информация необходима. Первым делом я поехал в местный "ТурИнформ"
(место где предоставляют бесплатную и платную туристкую информацию). Набрав
несколько брошюр, я немного проехался по Киркинесу и выехал на шоссе,
солнце светит, ветер в спину, машины объезжают - благодать. Но тут, как
практически во всех подобных рассказах, машины начинают гудеть, и я понимаю,
что двигаться надо по велодорожке, которая как раз сворачивает куда-то
в сторону, ну делать нечего, еду по ней, с грустью смотря на удаляющееся
шоссе, но, к счастью, вскоре велодорожка выводит меня на шоссе E6,
где и заканчивается. Еду дальше, часов в 10 по Москве решаю, что
достаточно проехал на сегодня ( почти 100 км ) и готовлюсь искать стоянку,
но тут натыкаюсь на отдыхающих минчан. Они тоже сегодня из Киркинеса,
правда они вышли в 4 утра, а я в 12. Один из них Олег Антонович 4ый раз
в этих местах. Он говорит, что знает прекрасную ночевку в км 20 отсюда.
Ну что же, почему не проехать за компанию? Едем с Олегом, его попутчик
Константин отстает, он первый раз в серьезном походе, ему очень трудно.
Планы же у них большие - за 40 дней проехать до Осло. Ехать было замечательно,
тепло, но не жарко и ветер в спину. Доехали до нужного места, красотища
кругом. Фьорд, в него впадает бурная горная река. Отъезжаем от дороги,
минчане разводят небольшой костер. Кушаем, залезаем по палаткам, и начинается
дождь. |
||
11 июля, вторник. 2 день похода. Почти всю ночь шел дождь, но палатка выдержала,
промокла только сумочка с документами, включая паспорт и деньги. Между
едой и сборами занимался их просушкой. Осмотрел велосипед, держится молодцом,
только кустарно установленный мною багажник (на раме нет штатных дырок
под багажник) с одной стороны не держится: поменял винт. Выехали сначала
минчане, я следом. Сильный ветер в лицо, ехать трудновато. Через километров
десять я доехал до Варангеботон.
Там я набрел на музей Саамов.
Подавив в душе большую зеленую жабу я купил билет в музей (30
крон). Когда я покупал билет, девушка - сотрудница музея, увидев мой серпасто-молоткастый
паспорт, заговорила по русски. Ирина провела интересную экскурсию, рассказав
много интересного про саамов (в России известных, как лопари). Она сама
родом из Мурманска, живет в Швеции, а тут работает по зову саамских предков.
После экскурсии меня угостили чаем, надавали сувениров,
и я поехал смотреть Мортенский лабиринт. |
||
12 июля, среда. 3 день похода.
Встал я очень удачно, прямо к завтраку, который приготовили минчане
(продукты, конечно, были общие). Быстро собрался и попрощался с ними,
так как мне сегодня предстоял большой путь. Необходимо было успеть к ночи
доехать до местечка Кифьорд (до него 160 км), где надо сесть на корабль.
|
||
13 июля, четверг. 4 день похода. Теплоход прибыл в городок Хоннингсвог с небольшим опозданием,
часов в 8 по-местному. Я
вышел, отъехал из городка и встал около перекрестка. Позавтракав, сложил
вещи в рюкзаки, отнес их за камушек (все это происходило практически в
пределах городка) и налегке поехал на самую Северную точку Европы - мыс
Нордкап. Дорога была в высшей степени сложной вверх-вниз и я был очень
доволен что еду без вещей, но все равно, чтобы преодолеть 35 км мне понадобилось
около 3 часов (с остановкой). И вот наконец я подъезжаю к Нордкапу, но
что это? - Меня встречает щит на котором написано сколько надо заплатить
за въезд. Oго-го, 175 крон, нет, мне это не нравится. Но тут я увидел,
как велопутешественник, еще более потрепанный, чем я, спокойно огибает
въезд, где собирают деньги, ну я конечно, тоже поехал этим путем, естественно,
что нас никто не остановил. |
||
|
14 июля, пятница. 5 день похода. Проснулся довольно поздно. Долго спускался к морю, чтобы постираться, но оказалось, что в море это делать не совсем удобно, точнее совсем неудобно, зато среди камней есть лужи, в которых можно спокойно стираться. Со всеми заботами вышел в 16 по-местному. Красивая и спокойная дорога вдоль моря, места, по-прежнему, тундровые. Был еще один туннель. К вечеру добрался до городка Олдерфьорд и выехал на свое любимое шоссе E6. Снова появились леса. Сразу же начался перевал и я проехав немного, встал в лесочке у маленькой горной речки. Все хорошо, только комаров много. Завтра должен доехать до Алты (115 км), где у меня намечена дневка. |
||
15 июля, суббота. 6 день похода.
Как обычно, поспал подольше. Вышел
в 12 по-местному. Сразу пошел перевал, шел он километров 7, потом стало
легче. После перекрестка с дорогой на Хаммерфест
(самый северный город в Европе), шоссе стало подниматься вверх вдоль порожистой
горной речки. Пороги были очень красивые, и я несколько раз останавливался
осмотреться повнимательней. |
||
16 июля, воскресенье. 7 день похода. Дневка. План на дневку был следующий - погулять по Алте
и съездить посмотреть самый крупный в Европе каньон. Начал
с Алты, поездил по аккуратным улицам, ничего особо
интересного в архитектурном плане не увидел, но все равно приятно. Магазины
работают только при заправках. Зато работал инфоцентр, где стоял компьютер
с Инетом (30 руб за 30 мин), там были установлены русские шрифты, и с
удовольствием почитал Велопитер, а также отправил письмо Змею. После этого
я вернулся в лагерь, пообедал и поехал на каньон, но вот беда никакого
каньона я не увидел. Я доехал до места, откуда на лодках можно совершить
экскурсию к каньону, но самого его не увидел. |
||
17 июля, понедельник. 8 день похода. Вышел чуть пораньше, чем обычно, но заехал в
Алту в спортивные магазины. Ничем особенным они
меня не привлекли.
В одном продавали MERIDA, TREK и кое-что из комплектухи, другой вообще
велы неизвестной у нас японской фирмы. В нем я приглядел себе педали с
туклипсами, так как мои меня совсем достали. Получилось очень дорого (900
р), но зато, когда я проехался, то понял насколько приятней ехать, когда
ничего не скрипит. Затем заехал в супермаркет, где меня пытались надуть
на 6 крон (посчитали чуть перезрелые бананы, по обычной цене), но я пресек
это безобразие :) |
||
18 июля, вторник. 9 день похода. Утром было очень жарко. Помылся в речушке, вода не из теплых, но терпимо. Собрался, поехал. День снова начался с большого перевала (6км), потом спуск и красивый мостик через фьорды. Дорога идет по берегу моря и тогда красота неописуемая, слева горы в зелени, справа голые покрытые снегом. Затем снова вверх, на этот раз подъем длился 10 км, а так как выглянуло солнце, то было тяжело. Я очень хотел встать с видом на море, но это не очень получилось, так места здесь уже довольно населенные, море просматривалось только чуть, зато место было довольно приятное. Следующий день у меня намечался отдыхательным, надо было проехать всего 65 км до дороги на Тромсе (чтобы взад вперед с вещами не мотаться, решил встать в 20 км от Тромсе), подумывал не встать ли там в кэмпинге, чтобы не волноваться о вещах. |
||
19 июля, среда. 10 день похода. Поспал подольше, так как больше спокойных дней
до конца похода не ожидалось. Отъехал 500 метров от стоянки и тут увидел
знакомые лица. Так довольно удачно я выехал на своих несостоявшихся сопопутчиков:
Татьяну, Андрея (очень опытные велотуристы) и Юлю. Мы
собирались в Норвегию вместе, но незадолго до отъезда они решили
разнообразить разработанной мной с Сашей Боровским маршрут, на что я по
ряду причин не смог пойти (впрочем, нисколько об этом не жалею, так как
мой маршрут мне показался более целостным и менее завязанным на всяческий
транспорт). Обрадованные встречей мы делились своими впечатлениями и быстро
поехали к первому парому (20 км). До Тромсе нам было по пути. Подъехали к парому, там
уже стояла очередь из машин, впрочем, мы на них не обратили внимания и
когда подъехал паром, мы загрузились первыми, предварительно купив не
очень дорогие билеты. |
||
20 июля, четверг. 11 день похода. Встали рано (впрочем, они так вставали каждый день),
погода несмотря на ночной дождь, была прекрасной. Мне собираться не надо
было, я просто запихал все вещи в палатку, только поэтому я никого не
задержал. Да я окончательно проникся духом Норвегии и снова оставил свои
вещи, на этот раз на целый день и на самом виду. Через 5 км от лагеря
мы доехали до дороги E8 (Тромсе-Финская граница) и повернули направо.
Приятно
ехать почти без груза по красивой дороге, единственное что портило настроение,
что я забыл рем.набор и запаски, до этого я еще не прокалывался, но это
и настораживало. За несколько километров до Тромсе
мы остановились, чтобы определиться с нашими планами. Тут Андрей предложил
мне подкачаться, чего я давно не делал, разумно предполагая, что лучшее-
враг хорошего. Сначала немного подкачал, потом еще немного, потом еще
Андрей подкачал и мы поехали, проехав совсем немного, я стал ощущать некий
дискомфорт, сначала я подумал, что, пожалуй, колесо перекачали, потом
я решил, что, пожалуй, пора остановится, и тут как ... бабахнет. Сам Тромсе находится на острове, добраться до него можно от городка Тромседален по мосту или туннелю. Увидеть весь остров можно со смотровой площадки на Тромседалене, до которой добираются на фуникулере, но как я уже писал, я в это время возился с велосипедом, да и стоит это удовольствие 60 крон (190 рублей). Также на Тромсдалене находится красивый модернистский Морской собор. Сам Тромсе вытянут вдоль берега, причем слева от моста находится старая часть города, а современная часть в том числе и знаменитый университет Тромсе находится в правой части. В старой части города, есть основная пешеходная улица с магазинчиками и банками, музеи, пассажирский порт, автобусная станция. Осмотрев церковь, мы переехали залив через мост и оказались
в Тромсе. Нашли Информцентр, где нашли много чего интересного, включая
японо/русский путеводитель по Тромсе. |
||
Оттуда доехали до музея "Полярия", посвященному как ни трудно догадаться Заполярью и всему с ним связанному. Отдал за билет свои последние 70 крон. Музей не очень большой, но достаточно интересный. Маленькая экспозиция, большие аквариумы с полярными обитателями и гвоздь программы - стерео фильм о заполярье, который мы посмотрели аж 2 раза. Вообщем, удовольствие получили. Из музея мы снова поехали в порт, и там я распрощался со своими друзьями, и, проехав немного по городу под дождем, переехал через мост, на котором очень удивил проходящих по нему наших моряков. После моста помчался быстрее к палатке, думая о дырке в покрышке (попытка найти достойную замену покрышки в Тромсе не удалась) и об отсутствии с собой запаски, но все обошлось и чуть больше чем через час, я был у палатки, как Вы догадались, никто ничего не тронул. Дождь к этому времени перестал, и я быстро поужинал и лег спать, завтра предстоял большой переход (150 км) до Финской границы, причем на последних 50 км надо было подняться от моря до перевала 500-600 метров. |
||
21 июля, пятница. 12 день похода. Встал я для себя рано, хотя надо было встать еще раньше.
Небо было сумрачно, но дождя не было. Около E8 меня догнал
местный шоссейник, что меня порадовало. Но общались мы недолго, он поворачивал
направо на Тромсе, а мне надо было налево к своей любимой E6.
Я торопился, так как по своей глупости не поменял вчера доллары на финские
марки (не захотел менять 40 крон, а в результате потерял все 80), ближайший
банк был
в 50 км. Дорога сначала шла вдоль небольших речек, затем вышла
к морю, проходя вдоль маленьких деревенек (впрочем, уже строится дорога
повыше). Скоро я уже увидел E6 и около городка (или деревни)
Нордкьосботн дороги соединились. Я быстро нашел
банк. Уф, он закрывается только через 20 минут, если бы я не успел у меня
были бы большие проблемы в Финляндии, учитывая, то, что я попадал туда
в субботу и мне сразу надо ехать на автобусе. Но комиссию с меня содрали
очень немалую, надо было в Питере менять. Довольный, что все таки успел,
я покатил из городка, в ожидании возможного здесь перевала (уже привык,
если дорога не проходит по берегу моря значит скорее всего перевал). |
||
22 июля, суббота. 13 день похода. С утра было мрачно, но недолго. Тучи рассеялись, показалось
солнце и быстро разогнало туман. С сомнением глядя на порванную покрышку
(я не ставил ее вперед, опасаясь, что 20мм с переднего может не выдержать
нагрузки, вероятно, это была ошибка), я погрузил вещи и поехал в сторону
границы. О том, что я нахожусь на стыке 3х стран ( граница Швеции, тоже
была совсем близко) ничего не напоминало.
Проехал горное озеро, нахожусь прямо у границы, но ничего пограничного
не вижу, вот маленький спуск и дорога E8 кончается и начинается
... грунтовка. Да, самая обыкновенная не очень хорошая грунтовка. Я был
немного подготовлен к этому (что где-то на границе есть грунтовый участок,
мне сказал автостопщик Олег Макаров
с которыми я беседовал перед походом), но сейчас, с порванной покрышкой,
мне было не до экстрема и я медленно, ругая ленивых финнов ехал, вперед
надеясь, что покрышка выдержит 12 км до Килписьярви. На дороге я увидел только две таблички,
одна говорила о максимально разрешенной скорости в Финляндии, другая о
том, что к 10.2000 на этой дороге закончится реконструкция (и, вероятно,
положат таки асфальт, во что мало верилось, но будущее покажет). Я уже
почти уверился, что никакой границы между двумя странами нет (хотя это
и противоречило рассказу Олега), как вдруг появился небольшой участок
асфальта, поднятый шлагбаум и здание таможни (похоже объединенное Норвежско-Финское).
Я остановился (чего никто не требовал) и пошел в домик, где проставил
необходимые печати. |
||
23 июля, воскресенье. 14 день похода. Я проснулся в 4 утра и немного нервничал, так как в расписании почему-то
не было указано время стоянки в Тампере. Сходил в буфет, попил чаю. Поезд
прибыл в Тампере, и я быстрей помчался к багажному вагону, получил велосипед
и начал прямо здесь, менять камеру и вставил в место разрыва кусочек от
пластиковой бутылки (однако фокус не удался и этот кусочек своими краями
разрывал камеру) и поехал гулять по утреннему, воскресному Тампере. Город
был очень красив, я несколько раз проехался по центральным улицам, перекусил
на центральной площади (это было последнее место, где я видел свой нож).
Увидел
нечто возвышающее, съездил туда (это оказался величественный собор), после
чего с некоторым сожалением покатил к 12 шоссе, по ней до Лахти
было 130 км и мне их надо было проехать сегодня. По указателям я быстро
выехал на 12, но рядом шли велодорожки и во избежание проблем
я перешел на них. Как только я перешел, спустило заднее колесо. Заменил
камеру (благо запасок у меня было много) и поехал дальше, я проехал еще
несколько километров и ... попал на замечательную развилку, после нее
велодорожка сворачивала от дороги, на самом шоссе гордо висел знак "убитого
байкера", моя восьмикилометровкака давала здесь практически нулевую информацию,
слишком близко город, потыкавшись туда, сюда и видя, что никакого прямого
пути нет, я поехал практически куда глаза глядят. Среди прочих экспонатов, там было колесо от старинного велосипеда-паука, вообщем не знаю, я думаю езда на клинчарах, это должна показаться раем, после покатушек на тех велосипедах . Отобедал я под крышей автобусной остановки. Местность ни шла ни в какое сравнение с Норвегией, где я привык, что за каждым поворотом обнаруживаю красотищу. Тут все уже было не так. Чем дальше я ехал, тем меньше у меня было желания, завтра ехать до Лапперанты, а больше хотелось погулять по Лахти, тем более, что у меня осталось некоторое количество марок. Километров за 20 перед Лахти, я стал задумываться о стоянке, но тут начался лес ушел за ... за колючую проволку. Я даже стал опасаться, что вообще ничего приемлемого не найду. За 12 километров до Лахти на дороге показался знак с зеленой машиной, но тут уже было попроще, влево уходила дорога 12+, куда я и свернул, тут же был отличный сосновый лесок, но как назло я еще не набрал воды. Поехал дальше, скоро дорога 12+ снова влилась в 12, но по бокам уже были велодорожки (причем даже с номерами, в Лахти вела велодорожка № 54). Пошли сильно населенные места и я уже был в почти в панике, и увидев справа за каким-то спортивным лагерем, что-то на подобие леса свернул. Там мне не очень понравилось, но я проехал еще немного, попутно набрав воды в какой-то проточной канаве. Я забрался на высокий закрытый лесом пригорок в 100 метрах от домиков добропорядочных финнов. Утомленный длинным переездом, я сделал поесть, открыв последнюю банку тушенки отверткой. Все, завтра последний день похода. |
||
24 июля, понедельник. 15 день похода.
Проснулся довольно рано, быстро собрался, спустился
с холма вниз и поехал в сторону Лахти. Ехал по велодорожке, которая здесь
имела даже номер - 54. Правда при приближении города дорожка перешла на
другую сторону дороги и стала тротуаром. Зато
слева появились знаменитые лахтинские трамплины. Так я ехал и неожиданно
выехал к железнодорожному вокзалу, недолго поколебавшись я купил там билет
на питерский поезд до Выборга (мне все равно надо было на дачу). Билет
стоил 140 марок. На велосипед я билет брать не стал (50 марок), решив
что так сойдет. Вещи заложил в автоматическую камеру хранения (10 марок).
Выйдя с вокзала, я поехал вперед и вдруг начинаю понимать, что тут, что
не то, исчезли приметы города, таблички с упоминанием Лахти, попытки выяснить
вопрос у финнов потерпели неудачу, здесь не Норвегия, с английским проблемы.
Пришлось вернуться к вокзалу и оттуда повернуть на 90 градусов, маневр
принес успех, и я почти сразу оказался в центре. Магазин является сервис центром Shimano, так что его координаты можно найти на сайте SHIMANO
|
||
|
||
Выражаю благодарность всем, кто помог в осуществлении экспедиции: Cпасибо Саше Боровскому (за палатку и чехол для велосипеда), Илье Гуревичу (за горелку, велосумку на руль и Важную Бумагу), Владу Васильеву (купившему мне билет на автобус в Киркинес), Странжеру (за шлем, который правда я так и не одел), бабушке, маме и Ире Русаковой за материальную поддержку, (после покупки велосипеда с деньгами у меня тогда была напряженка), брату ( выстоявшему за моим железнодорожным билетом 5 часов в очереди), Финскому консульству за три дня сделавшему мне транзитную визу, Николаю приютившему меня в Мурманске. |
||
ОТ РЕДАКЦИИ: "ВелоПитер" выражает Мише Каменцеву благодарность за рассказ о Норвегии. По всем вопросам, включая стилистику текста и его грамматику, мы просим обращаться к автору. А Вы, между тем, находитесь на сервере |