home  служба спасения  новости  объявления  проекты   линки  контакты
путешествия: Египет - Арарат-99 - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
   
На этой странице содержится рассказ о путешествии Каменцева Михаила по Северной Норвегии, проходившего с 8 по 24 июля 2000 года

Норвегия 2000

Думая о планах на лето, я думал, куда же мне пойти в первый крупный велопоход. Основная мысль была о маршруте по Финляндии. С заездом через Сортавалу и далее до Хельсинки (подобный маршрут совершил в этом году Слава Ильченко). Но тут я посетил сервер Саши Боровского, где путешествие по фьордам Норвегии значилось в планах, и все завертелось. Разработали с Сашей точный маршрут, Татьяна Безносенко пробивала визы. Дальше, как обычно все оказалось не так, как задумывалось. Сначала из-за работы пришлось отказаться от поездки Саше, а за неделю до отъезда, выяснилось, что трое других участников хотели бы по другому построить маршрут, и изменить дату выезда. Но меня уже ничего не могло остановить, и я решил ехать один по заранее намеченному маршруту.

     

8 июля, суббота. -1 день похода.

В огромной суматохе собираюсь. В пятницу закончил работать в 10 вечера. Потом на дачу за вещами, оттуда утром приехал к родителям. Список вещей забытых дома и на даче велик. И после того, как выясняется то, что забыт еще и спальник, становится совсем весело. Ну вот, сборы закончены, и я лечу на вокзал. Пока разбираюсь, подходит Илья Гуревич (oн принес горелку и Важную Бумагу ), потом мама привозит спальник. Ну все, тронулись. Велосипед в чехле никаких вопросов у проводников не вызвал.

 
     
 

9 июля, воскресенье. 0 день похода.

Еду в поезде, попутно составляя список забытых вещей. Почти все закупил. Около 22 часов прибыл в Мурманск, с благоговейным ужасом нагрузил на велосипед, показавшийся вдруг хрупким и хлипким, все вещи и проехался по местным горкам. Впечатления интересные, но скоро стало не до них, так как пошел дождь Я довольно быстро нашел дом Николая (друга Влада Васильева), который очень радушно меня встретил.

   

10 июля, понедельник. 1 день похода.
Чистое вр. 6.22, пройдено 114 км

Встал с Николаем в 5.30 Он проводил меня до магазина, где я купил хлеб. Мы тепло попрощались, и я поехал по пустынному Мурманску. В 6.50 я был на месте отправления автобуса у офиса фирмы, там стояло только 2 человека.

Гулливерус ООО, Мурманск, ул.Софьи Перовской 17 оф 120
gulliver@com.mels.ru Андрей
ежедневные поездки в Киркинес выезд в 7.30 , билеты надо бронировать заранее, иначе могут пустить микроавтобус.


Скоро подошел 16ти-местный автобус, велосипед отлично влез в багажное отделение, даже разбирать не пришлось. Всего ехало около 10 человек. На Российской таможне весьма кстати сломался рентген, и нам даже не пришлось вынимать вещи. Потом еще 20 км ремонтировавшейся и расширяющейся дороги и вот, наконец, граница.

На норвежской стороне меня ждал ожидаемый, но от этого не менее неприятный сюрприз в виде объявления о том что
на каждый день нахождения в Норвегии необходимо иметь 500 крон (54 $) (причем количество дней считается не фактически, а считается количество дней, которые указаны в визе), таким образом мне надо было иметь с собой 1000$, а у меня была ровна половина этой суммы. Первое, что я сделал, это сунул Норвежскому таможеннику Важную Бумагу, таможенник внимательно ее прочитал, но все-таки спросил у меня про деньги (причем слово "деньги" было похоже единственное русское слово, которое он знал), я продемонстрировал все мои сбережения. Внимательно пересчитав их, он с удивлением спросил-константировал: "Is that all?". "Yes.Yes.That is all.", с видом зайца из известного мультфильма ответил я. Пограничник с погрустневшим лицом что-то долго у себя поотмечал и поставил печать.

 
     
 

Итак, я в Норвегии!

В автобусе меня заждались, я быстро сел и через несколько километров пути выгрузился в Киркинесе. Городок находится чуть в стороне от основного шоссе (4 км), но интересно было его посмотреть, да и информация необходима. Первым делом я поехал в местный "ТурИнформ" (место где предоставляют бесплатную и платную туристкую информацию). Набрав несколько брошюр, я немного проехался по Киркинесу и выехал на шоссе, солнце светит, ветер в спину, машины объезжают - благодать. Но тут, как практически во всех подобных рассказах, машины начинают гудеть, и я понимаю, что двигаться надо по велодорожке, которая как раз сворачивает куда-то в сторону, ну делать нечего, еду по ней, с грустью смотря на удаляющееся шоссе, но, к счастью, вскоре велодорожка выводит меня на шоссе E6, где и заканчивается.

Шоссе E6 проходящее через всю Норвегию, представляет из себя, не очень широкую двухрядную дорогу, движение по ней на севере не очень интенсивное. Асфальт отличный. Через каждые 5-10 км, место для отдыха, с картой и урной. Через 20-30 туалет с обязательной туалетной бумагой. Как и на всех остальных дорогах, через каждые 500 м. отметка (на ней номер дороги, расстояние до или от ближайшего пункта, номер отрезка на этой дороге в этой провинции (я начал на E6 на 33 отрезке и доехал до 0 отрезка на границе провинций Финмарк и Тромсе), столбики с отметками стоят параллельно дороге как у нас надписи : "осторожно кабель")

Первые пару десятков километров вдоль шоссе тянулась запретная зона, один к одному как в Ленобласти (стоило ли из России уезжать), но, главное, я сразу почувствовал весь горный характер долгого пути, который мне предстоял.

Как замечательно, что я купил шоссейник с тремя передними звездами, и хотя магического 1:1 не было (max 30:26=1,15), но честно говоря не знаю как я бы одолел бы этот путь с 3:2 ( т.е. например 42:28).

Но еду-то я еду, а погода-то тоже на месте не стоит, и вот уже солнце скрылось, и полил сначала небольшой, а потом и все усиливающийся дождь. Я готов к такому повороту событий, недаром почти полный рюкзак вещей, включая пуховку, но от этого не намного легче. Но главное мое оружие - это непромокаемый прорезиненный плащ, купленный перед походом, в нем сразу становится тепло и уютно, правда можно переборщить и в нем станет слишком тепло. Вообщем этот дождь я победил, и где-то через часа полтора после его начала он закончился. Живу пока по Московскому времени, которое на два часа впереди местного. Часам к 5, подъезжаю в местечко
Neiden, где протекает очень красивая речка.

Попытка найти там некое сооружение, помеченное как замок не увенчалась успехом. Зато нашел православную церковь, размером с маленькую часовенку, как я потом я прочитал, она этим и знаменита, как самая маленькая православная церковь Норвегии.

Еду дальше, часов в 10 по Москве решаю, что достаточно проехал на сегодня ( почти 100 км ) и готовлюсь искать стоянку, но тут натыкаюсь на отдыхающих минчан. Они тоже сегодня из Киркинеса, правда они вышли в 4 утра, а я в 12. Один из них Олег Антонович 4ый раз в этих местах.

220095 Белорусь, Минск Якубова 48 корп 4 кв 15 Бычковский Олег Антонович , т.214-70-75

Он говорит, что знает прекрасную ночевку в км 20 отсюда. Ну что же, почему не проехать за компанию? Едем с Олегом, его попутчик Константин отстает, он первый раз в серьезном походе, ему очень трудно. Планы же у них большие - за 40 дней проехать до Осло. Ехать было замечательно, тепло, но не жарко и ветер в спину. Доехали до нужного места, красотища кругом. Фьорд, в него впадает бурная горная река. Отъезжаем от дороги, минчане разводят небольшой костер. Кушаем, залезаем по палаткам, и начинается дождь.

Во всех материалах написано, что летом костры разжигать нельзя, однако минчане сказали, что все-таки можно, что они узнавали даже у какого-то чиновника. Это подтверждается наличием некоторого количества (но не очень большого) кострищ. В общем, вопрос темный, мне с газом было спокойнее, да и мороки меньше, учитывая, что с дровами там не ахти.

     

11 июля, вторник. 2 день похода.
Чистое вр. 5.37, пройдено 85 км

Почти всю ночь шел дождь, но палатка выдержала, промокла только сумочка с документами, включая паспорт и деньги. Между едой и сборами занимался их просушкой. Осмотрел велосипед, держится молодцом, только кустарно установленный мною багажник (на раме нет штатных дырок под багажник) с одной стороны не держится: поменял винт. Выехали сначала минчане, я следом. Сильный ветер в лицо, ехать трудновато. Через километров десять я доехал до Варангеботон. Там я набрел на музей Саамов. Подавив в душе большую зеленую жабу я купил билет в музей (30 крон). Когда я покупал билет, девушка - сотрудница музея, увидев мой серпасто-молоткастый паспорт, заговорила по русски. Ирина провела интересную экскурсию, рассказав много интересного про саамов (в России известных, как лопари). Она сама родом из Мурманска, живет в Швеции, а тут работает по зову саамских предков. После экскурсии меня угостили чаем, надавали сувениров, и я поехал смотреть Мортенский лабиринт.

Эти лабиринты очень интересные каменные сооружения, в виде спирали. Их несколько в Норвегии и у нас на Кольском, но что самое интересное аналогичные сооружения встречаются на острове Крит и в Помпее.

Два раза я ездил по несколько километров в поисках этого злосчастного лабиринта, но так и не нашел. Время было уже много, я чуть досадуя на себя за то, что так здесь задержался поехал дальше. Через 17 км я спустился к реке Тана, через которую был переброшен красивый мост. Переехав через него, я свернул с дороги E6 на дорогу 98 (Тана Брю-Лаксэльв), впрочем, на качестве асфальта это почти не сказалось. В городке Тана Брю я зашел в супермаркет и совершил первую покупку в Норвегии. После Тана Брю дорога пошла вдоль реки, пейзаж был довольно унылый (те 25 км мне очень запомнились, именно как самый скучный участок за всю поездку), так как вокруг рос лес огороженный колючей проволокой, а за ней пасся домашний скот.

К вечеру все изменилось, снова пошли подъемы и спуски, фьорды и тому подобная красота. Перекусив у весьма ухоженной стоянки у красивого озера (костровище с дровами, место для палатки, мостки и лодка, наверху туалет и никого), но вставать здесь не стал, во первых еще мало проехал, во вторых, слишком уж хорошее место, чтобы быть бесплатным. Вскоре догнал минчан, у Константина были проблемы с велосипедом и мы вскоре встали у озера.

 
     
 

12 июля, среда. 3 день похода.
пройдено 157 км

Встал я очень удачно, прямо к завтраку, который приготовили минчане (продукты, конечно, были общие). Быстро собрался и попрощался с ними, так как мне сегодня предстоял большой путь. Необходимо было успеть к ночи доехать до местечка Кифьорд (до него 160 км), где надо сесть на корабль.

Покидал я минчан немного с неспокойным чувством, так как мне казалось, что ни физическое, ни техническое состояние второго участника не позволит им пройти весь путь вместе. Так и оказалось, вскоре Константин вернулся назад, а Олег Антонович благополучно совершил свое большое путешествие.


Погода была даже жаркая, вовсю светило солнце, но был довольно чувствительный встречно-боковой ветер. Вскоре начался перевал. Это было самое большое испытание за всю поездку. Около 40 км дорога шла практически все время вверх, что вкупе с ветром и сильным солнцем составляло "приятный" ансамбль. Наверху во многих местах лежал снег, растительности практически не было. Я уже не чаял успеть на корабль, но вот, наконец, спуск и в 17.15 по Норвежскому времени я в деревне Ифьорд (осталось 115 км), где сворачиваю на совсем местную дорогу 888 (Ифьорд-Стемвог). Успею или не успею? Ситуация еще осложняется тем, что я точно не помню во-сколько корабль (решаю что в 2 часа). Дорога очень красивая, идет вверх-вниз, что все равно легче, чем длинный перевал.

Потом дорога поднимается вверх и идет по плато, с красивыми горными озерами, места довольно глухие, почти никого, кроме рыбаков. Дорога местами уже не очень хорошая, узкая, есть выбоины и трещины. Поужинал, первый раз достав газ, и снова в путь. Снова спуск к фьордам, причем вначале дорога совсем стала плохой, исчез асфальт и были видны следы недавнего обвала, и я даже удивляюсь, как я ничего не пробил, попадая на камни на приличной скорости. На основном спуске, едва разошелся с выехавшей из-за поворота машиной.
После стремительного спуска, продолжительный подъем, я с завистью посмотрел на уже спящих в палатке байкеров (тем более место на котором они стояли было уж очень хорошо), ну а мне еще 50 км по полуострову Нордкин на одноименном мысу которого находится самая северная точка материковой Европы. К счастью дорога снова пошла по горному плато, и ветер подул в спину, да и асфальт нормальный.

В час я свернул на дорогу 894 В общем, к двум часам по Норвежскому я был в Хьеллефьорде, там узнал, что теплоход в 4.15. Зала ожидания не нашел, а с учетом того, что начался дождик, я расположился, под козырьком рядом стоящего магазина. Попил чаю (горелка великая вещь), в это время из магазина вышли и послали меня... в комнату для отдыха шкиперов, там было больше 30 градусов, что впрочем, было кстати. Боясь пропустить корабль, я задремал. Около 5 быстро стал приближаться красивый лайнер. Он пришвартовался, и я первый заехал с велосипедом в отделение для машин. Закрепив велосипед, я пошел брать билет, за 3 часа поездки с меня взяли 187 крон (20 $).


Лайнеры фирмы HURTIGRUTEN единственные пассажирские суда на севере Норвегии (до Тромсе). Они совершают круизы из Бергена в Киркинес и обратно за 11 дней стоит это удовольствие 13800 крон (почти 1500 $). Лайнеры ходит раз в день (подробное расписание см. на сайте). Палубные (в смысле без места) билеты продаются без ограничений, но стоят недешево.

Заплатив, я помылся, побрился, побродил по роскошному кораблю, затем пошел в пустынное кафе и задремал, краем глаза смотря на море.

     

13 июля, четверг. 4 день похода.
пройдено 100 км

Теплоход прибыл в городок Хоннингсвог с небольшим опозданием, часов в 8 по-местному. Я вышел, отъехал из городка и встал около перекрестка. Позавтракав, сложил вещи в рюкзаки, отнес их за камушек (все это происходило практически в пределах городка) и налегке поехал на самую Северную точку Европы - мыс Нордкап. Дорога была в высшей степени сложной вверх-вниз и я был очень доволен что еду без вещей, но все равно, чтобы преодолеть 35 км мне понадобилось около 3 часов (с остановкой). И вот наконец я подъезжаю к Нордкапу, но что это? - Меня встречает щит на котором написано сколько надо заплатить за въезд. Oго-го, 175 крон, нет, мне это не нравится. Но тут я увидел, как велопутешественник, еще более потрепанный, чем я, спокойно огибает въезд, где собирают деньги, ну я конечно, тоже поехал этим путем, естественно, что нас никто не остановил.

Строго говоря, некий физический смысл у Нордкапа появился только в этом году, после открытия тоннеля, который соединил остров Магерёйа и полуостров Порсангер, теперь мыс можно назвать самой северной точкой Европы до которой можно добраться сухопутным транспортом. Но место само по себе примечательное так, как представляет собой целый комплекс состоящий из здания музея/ресторана/магазина, нескольких памятников и просмотровых точек. А смотреть есть на что, ведь мыс - это скала высотой в 300 метров. К сожалению, выносных точек просмотра нет, и поэтому полностью ощутить грандиозность природы отсюда трудно.

Побыв около часа на мысу, я двинулся в обратный путь. Он занял у меня значительно меньше времени чем туда. Я приехал к своим вещам, рядом играли дети, но, конечно, никто ничего не тронул. Отобедав, я съездил в Хоннингсвог, затем погрузил свои вещи на велосипед и поехал к материку. Дорога была здесь замечательная, шла вдоль моря практически не поднимаясь. Начались туннели, первый был около километра и был как бы прологом. Перед следующим стояла будка, вот так на и тут плати, подумалось мне, но контролер посмотрев на меня, махнул рукой, и я поехал, стремительный спуск, скорость 60 км, все отлично, но нехорошие подозрения закрадываются во мне. И точно, туннель выпрямился и круто пошел вверх, оставшиеся 2,8 км (всего туннель около 6,7 км) я запомню надолго. Скорость около 8-10 км/ч, освещение только аварийное, проносятся, к счастью, редкие машины, шумят мощные вентиляторы, но вот, наконец, свет. Километров через 10 еще один туннель (4 км), он довольно старый и выглядит довольно прикольно, с потолка стекают потоки воды, почти совсем темно. Зато в нем не было подъема. Через некоторое время моим вниманием завладело небо, слева на меня шли темные грозовые тучи, ехать стало очень трудно, поднялся сильный встречный ветер, но, к моему удивлению, серьезного дождя так и не началось. Встал перекусить, покушал, но, когда брал велосипед, он неудачно упал и сломался туклипс, да и вообще педали чувствовали себя крайне неуверенно- скрипели при нагрузке, а одна просто была наполовину сломана (эти были еще педали ХВЗ). Пока смотрел на вел, подъехал на байке француз из Гренобля, чуть поговорили, но нам было в разные стороны. Проехав еще не так много, я встал на высоком морском берегу, правда внизу была деревушка, но очень тихая, мы друг другу не мешали. Покушал и лег спать. Ночью шел дождь.

 
 

 

 
 

14 июля, пятница. 5 день похода.
Чистое вр. 5.00, пройдено 70 км

Проснулся довольно поздно. Долго спускался к морю, чтобы постираться, но оказалось, что в море это делать не совсем удобно, точнее совсем неудобно, зато среди камней есть лужи, в которых можно спокойно стираться. Со всеми заботами вышел в 16 по-местному. Красивая и спокойная дорога вдоль моря, места, по-прежнему, тундровые. Был еще один туннель. К вечеру добрался до городка Олдерфьорд и выехал на свое любимое шоссе E6. Снова появились леса. Сразу же начался перевал и я проехав немного, встал в лесочке у маленькой горной речки. Все хорошо, только комаров много. Завтра должен доехать до Алты (115 км), где у меня намечена дневка.

     

15 июля, суббота. 6 день похода.
пройдено 115 км

Как обычно, поспал подольше. Вышел в 12 по-местному. Сразу пошел перевал, шел он километров 7, потом стало легче. После перекрестка с дорогой на Хаммерфест (самый северный город в Европе), шоссе стало подниматься вверх вдоль порожистой горной речки. Пороги были очень красивые, и я несколько раз останавливался осмотреться повнимательней.

Километров через 40 речка кончилась, и я въехал на горное плато (это было второе и последнее скучноватое место в Норвегии). Светило солнышко и пожалел, что не взял очки, от нечего делать смотрел вдоль дороги и скоро увидел нормальные солнечные очки. Ехать было приятно. Стремительный спуск еще более увеличил удовольствие. Потом снова подъем и окончательный спуск к морю, в нескольких километрах от Алты. Мое настроение, и так неплохое, еще более улучшилось, когда я увидел, что появились сосны. Однако вечерело, увидев сосновую рощицу недалеко от Алты, я решил встать на ней, но тут выяснилось, что я забыл набрать воды, а тут ее нигде не было. Уже часов в 11 я был в Алте, потом свернул в сторону, отъехал 4 км к кемпингам на берегу реки Алта. Возможно, стоило встать прямо у реки, там не было комаров, зато было много людей, я же выбрал комаров без людей, снова свернул и, отъехав немного, встал, в сосновом лесу. Усталый приготовил поесть и залег спать.

 
     
 

16 июля, воскресенье. 7 день похода. Дневка.

План на дневку был следующий - погулять по Алте и съездить посмотреть самый крупный в Европе каньон. Начал с Алты, поездил по аккуратным улицам, ничего особо интересного в архитектурном плане не увидел, но все равно приятно. Магазины работают только при заправках. Зато работал инфоцентр, где стоял компьютер с Инетом (30 руб за 30 мин), там были установлены русские шрифты, и с удовольствием почитал Велопитер, а также отправил письмо Змею. После этого я вернулся в лагерь, пообедал и поехал на каньон, но вот беда никакого каньона я не увидел. Я доехал до места, откуда на лодках можно совершить экскурсию к каньону, но самого его не увидел.

Разочарованный вернулся в лагерь и принялся пересматривать имевшиеся у меня проспекты и, наконец, до меня дошло, что каньон, на самом деле, находится в 40 км от
Алты. Впрочем, посмотрев на фотки, я понял, что особо много не потерял, так как ничего особого после постройки выше его ГЭС, каньон не представляет, тем более, что, доехав до каньона, я бы сделал около 100 км, а все таки необходим отдых. Поездив таким образом около 50 км, я вернулся в лагерь, где и отдыхал, кушая и слушая радио. Следующая цель была Тромсе ( 300 км + 2 парома), куда я собирался доехать за 3 дня.

     

17 июля, понедельник. 8 день похода.
Чистое вр. 5.50, пройдено 107 км

Вышел чуть пораньше, чем обычно, но заехал в Алту в спортивные магазины. Ничем особенным они меня не привлекли. В одном продавали MERIDA, TREK и кое-что из комплектухи, другой вообще велы неизвестной у нас японской фирмы. В нем я приглядел себе педали с туклипсами, так как мои меня совсем достали. Получилось очень дорого (900 р), но зато, когда я проехался, то понял насколько приятней ехать, когда ничего не скрипит. Затем заехал в супермаркет, где меня пытались надуть на 6 крон (посчитали чуть перезрелые бананы, по обычной цене), но я пресек это безобразие :)

Дорога шла по берегу моря, потом небольшой перевал, потом снова по берегу моря, скоро подул попутный ветерок (о как я по нему соскучился), и я поехал значительно быстрей, думая, а не сократить ли мне путь до
Тромсе на день. У полуострова Лоппа, я преодолел границу провинции Финмарк. Граница, как водится находилась на перевале, к счастью небольшом. Постепенно я утомился и решил не форсировать события, и вечером за местечком Бурфьордом встал на берегу небольшой речушки, в смешанном леске. Тут был сосновый, как мне сначала показалось, сухостой и я решил поэксперементировать с костром. Эксперимент оказался не совсем удачным, так как сосновые ветки оказались не совсем сухими, а топора у меня не было, но ужин я все-таки приготовил.

 
     

18 июля, вторник. 9 день похода.
Чистое вр. 6.00, пройдено 98 км

Утром было очень жарко. Помылся в речушке, вода не из теплых, но терпимо. Собрался, поехал. День снова начался с большого перевала (6км), потом спуск и красивый мостик через фьорды. Дорога идет по берегу моря и тогда красота неописуемая, слева горы в зелени, справа голые покрытые снегом. Затем снова вверх, на этот раз подъем длился 10 км, а так как выглянуло солнце, то было тяжело. Я очень хотел встать с видом на море, но это не очень получилось, так места здесь уже довольно населенные, море просматривалось только чуть, зато место было довольно приятное. Следующий день у меня намечался отдыхательным, надо было проехать всего 65 км до дороги на Тромсе (чтобы взад вперед с вещами не мотаться, решил встать в 20 км от Тромсе), подумывал не встать ли там в кэмпинге, чтобы не волноваться о вещах.

 
     
 

19 июля, среда. 10 день похода.
пройдено 65 км

Поспал подольше, так как больше спокойных дней до конца похода не ожидалось. Отъехал 500 метров от стоянки и тут увидел знакомые лица. Так довольно удачно я выехал на своих несостоявшихся сопопутчиков: Татьяну, Андрея (очень опытные велотуристы) и Юлю. Мы собирались в Норвегию вместе, но незадолго до отъезда они решили разнообразить разработанной мной с Сашей Боровским маршрут, на что я по ряду причин не смог пойти (впрочем, нисколько об этом не жалею, так как мой маршрут мне показался более целостным и менее завязанным на всяческий транспорт). Обрадованные встречей мы делились своими впечатлениями и быстро поехали к первому парому (20 км). До Тромсе нам было по пути. Подъехали к парому, там уже стояла очередь из машин, впрочем, мы на них не обратили внимания и когда подъехал паром, мы загрузились первыми, предварительно купив не очень дорогие билеты.

40-минутная поездка на пароме была приятна, тем более что мне было с кем поговорить. Выгрузившись, мы поснимались около норвежского Санта Клауса и поехали по очень красивой дороге
91, периодически останавливаясь, что бы еще запечатлеть новые виды. В результате, мы немного опоздали на следующий паром, но не очень расстроились, а сели и перекусили. Выгрузившись, проехали еще километров 15 и остановились на поле-карьере, с одной стороны дорога, с другой горная река, можно было найти более тихие места, но на открытом месте было чуть меньше комаров. Поужинали, попутно установив довольно большую разницу в размере порций (как точно установили утром, моя порция ровно в 2 раза больше их). Вечером на нас стали надвигаться грозные тучи, с трудом успели убраться после ужина до дождя. Ночью была сильная гроза.

     

20 июля, четверг. 11 день похода.
пройдено 60 км

Встали рано (впрочем, они так вставали каждый день), погода несмотря на ночной дождь, была прекрасной. Мне собираться не надо было, я просто запихал все вещи в палатку, только поэтому я никого не задержал. Да я окончательно проникся духом Норвегии и снова оставил свои вещи, на этот раз на целый день и на самом виду. Через 5 км от лагеря мы доехали до дороги E8 (Тромсе-Финская граница) и повернули направо. Приятно ехать почти без груза по красивой дороге, единственное что портило настроение, что я забыл рем.набор и запаски, до этого я еще не прокалывался, но это и настораживало. За несколько километров до Тромсе мы остановились, чтобы определиться с нашими планами. Тут Андрей предложил мне подкачаться, чего я давно не делал, разумно предполагая, что лучшее- враг хорошего. Сначала немного подкачал, потом еще немного, потом еще Андрей подкачал и мы поехали, проехав совсем немного, я стал ощущать некий дискомфорт, сначала я подумал, что, пожалуй, колесо перекачали, потом я решил, что, пожалуй, пора остановится, и тут как ... бабахнет.

После недолгих разбирательств было выяснено, что задняя покрышка рвется по корду, дырка на взорванной камере вряд ли может быть заклеена, но попробовать надо. Татьяна и Андрей поехали, чтобы подняться на фуникулере, моя же попытка заклеиться неудалась, я дошел до фуникулера и тут совершенно, неожиданно у Юли оказалась камера 622/23-25 , что было очень приятно, так как ей меньше чем 32 совершенно не нужно было. Я быстро поменял камеру и осторожно покатил дальше.

Сам Тромсе находится на острове, добраться до него можно от городка Тромседален по мосту или туннелю. Увидеть весь остров можно со смотровой площадки на Тромседалене, до которой добираются на фуникулере, но как я уже писал, я в это время возился с велосипедом, да и стоит это удовольствие 60 крон (190 рублей). Также на Тромсдалене находится красивый модернистский Морской собор. Сам Тромсе вытянут вдоль берега, причем слева от моста находится старая часть города, а современная часть в том числе и знаменитый университет Тромсе находится в правой части. В старой части города, есть основная пешеходная улица с магазинчиками и банками, музеи, пассажирский порт, автобусная станция.

Осмотрев церковь, мы переехали залив через мост и оказались в Тромсе. Нашли Информцентр, где нашли много чего интересного, включая японо/русский путеводитель по Тромсе.

Вообще очень интересное отношение к русскому языку в Норвегии. Информационные сообщения на русском исчезли почти сразу после границы, но время от времени я все равно вспоминал родной язык, читая объявы типа "Посторонним вход воспрещен", "в магазине установлена система видеонаблюдения" или особенно понравившаяся: "Нахождение в нерабочие время на территории карьера запрещено".

После Информцентра мы немного походили по магазинам, купил камеру, чтобы отдать Юле, а она купила велокарту Норвегии, хотя на мой взгляд она мне показалась не очень интересной, так как была очень мелкой по масштабу (в 1см 10 км). Следующей нашей целью был порт и автовокзал находящиеся рядом, так как "конкурентам" нужно было подъехать ближе к Лафонтенам. Пока мы ходили погода испортилась, над Тромсе нависли облака, что впрочем придавало городу некую северную красоту. Купили кое-что поесть и тут же у памятника некому генералу с аппетитом перекусили.

 
     

Оттуда доехали до музея "Полярия", посвященному как ни трудно догадаться Заполярью и всему с ним связанному. Отдал за билет свои последние 70 крон. Музей не очень большой, но достаточно интересный. Маленькая экспозиция, большие аквариумы с полярными обитателями и гвоздь программы - стерео фильм о заполярье, который мы посмотрели аж 2 раза. Вообщем, удовольствие получили. Из музея мы снова поехали в порт, и там я распрощался со своими друзьями, и, проехав немного по городу под дождем, переехал через мост, на котором очень удивил проходящих по нему наших моряков. После моста помчался быстрее к палатке, думая о дырке в покрышке (попытка найти достойную замену покрышки в Тромсе не удалась) и об отсутствии с собой запаски, но все обошлось и чуть больше чем через час, я был у палатки, как Вы догадались, никто ничего не тронул. Дождь к этому времени перестал, и я быстро поужинал и лег спать, завтра предстоял большой переход (150 км) до Финской границы, причем на последних 50 км надо было подняться от моря до перевала 500-600 метров.

 
     
 

21 июля, пятница. 12 день похода.
Чистое вр. 7.00, пройдено 130 км

Встал я для себя рано, хотя надо было встать еще раньше. Небо было сумрачно, но дождя не было. Около E8 меня догнал местный шоссейник, что меня порадовало. Но общались мы недолго, он поворачивал направо на Тромсе, а мне надо было налево к своей любимой E6. Я торопился, так как по своей глупости не поменял вчера доллары на финские марки (не захотел менять 40 крон, а в результате потерял все 80), ближайший банк был в 50 км. Дорога сначала шла вдоль небольших речек, затем вышла к морю, проходя вдоль маленьких деревенек (впрочем, уже строится дорога повыше). Скоро я уже увидел E6 и около городка (или деревни) Нордкьосботн дороги соединились. Я быстро нашел банк. Уф, он закрывается только через 20 минут, если бы я не успел у меня были бы большие проблемы в Финляндии, учитывая, то, что я попадал туда в субботу и мне сразу надо ехать на автобусе. Но комиссию с меня содрали очень немалую, надо было в Питере менять. Довольный, что все таки успел, я покатил из городка, в ожидании возможного здесь перевала (уже привык, если дорога не проходит по берегу моря значит скорее всего перевал).

Отъехал совсем немного и встретил поляков (молодого человека и его невесту) с которыми поговорили на смеси многих языков, они ехали аж из Хельсинки. Немного проехал и снова остановка, такой камешек я пропустить не мог. Фото на память и вперед. Перевала тут не обнаружилось, чему я был понятное дело рад. Когда доехал до моря, перекусил и совершил новый рывок до местечка
Ваккен. Последний взгляд на море и на любимую E6 и я поворачиваю на E8 и жду крутого подъема. Вместо подъема я нашел морошку. Поел и еду дальше, еду и удивляюсь: вместо подъемов спуски. В результате основной подъем начался за 25 км до границы. Вверх клубился туман, дорога оказалась не такая страшная, как я думал, тем более было очень красиво. Особенно меня поразили два больших водопада. Совсем вечером въезжаю в туман, до границы меньше 10 километров, вскоре начинаю искать место, но тут их не так много. Вижу некое загадочное военное здание и решаю, что за него я заезжать не буду, тем более, что туман был очень густой и ехать было просто опасно. С трудом нашел место на берегу горного ручья, место было ничего, но меня ужасно искусали комары и мошки. На следующий день мне предстояло проехать всего 20 км и днем сесть на автобус из Финской пограничной деревни Килписьярви.

     

22 июля, суббота. 13 день похода.
пройдено 8 км

С утра было мрачно, но недолго. Тучи рассеялись, показалось солнце и быстро разогнало туман. С сомнением глядя на порванную покрышку (я не ставил ее вперед, опасаясь, что 20мм с переднего может не выдержать нагрузки, вероятно, это была ошибка), я погрузил вещи и поехал в сторону границы. О том, что я нахожусь на стыке 3х стран ( граница Швеции, тоже была совсем близко) ничего не напоминало. Проехал горное озеро, нахожусь прямо у границы, но ничего пограничного не вижу, вот маленький спуск и дорога E8 кончается и начинается ... грунтовка. Да, самая обыкновенная не очень хорошая грунтовка. Я был немного подготовлен к этому (что где-то на границе есть грунтовый участок, мне сказал автостопщик Олег Макаров с которыми я беседовал перед походом), но сейчас, с порванной покрышкой, мне было не до экстрема и я медленно, ругая ленивых финнов ехал, вперед надеясь, что покрышка выдержит 12 км до Килписьярви. На дороге я увидел только две таблички, одна говорила о максимально разрешенной скорости в Финляндии, другая о том, что к 10.2000 на этой дороге закончится реконструкция (и, вероятно, положат таки асфальт, во что мало верилось, но будущее покажет). Я уже почти уверился, что никакой границы между двумя странами нет (хотя это и противоречило рассказу Олега), как вдруг появился небольшой участок асфальта, поднятый шлагбаум и здание таможни (похоже объединенное Норвежско-Финское). Я остановился (чего никто не требовал) и пошел в домик, где проставил необходимые печати.

Я отъехал от таможни метров 20, как спустило колесо. Расстроенный, я посмотрел по сторонам и снова обратил
внимание на стоящий рядом автобус. Я быстро понял, что это не тот автобус, на котором я хотел уехать, но долгий "допрос" шофера показал, что на нем я доеду до города Рованиеми (столицы Лапландии) к 20.30 часам и через пол часа смогу пересесть на Тампере. Билет до Рованиеми стоил 190 марок (должен был стоить больше, но водитель мне сделал какую-то скидку). Велосипед спокойно въехал в огромный багажник (там бы еще поместилось с 10 байков). Сходил к таможенникам помыться, взглянул на зеркало и ужаснулся, оказывается на последней стоянке мое лицо здорово искусали и я выглядел очень стремно. Тщательно помылся, стал выглядеть более нормально. Стал ждать отправления, думая о том, что как здорово, что я поменял деньги, иначе совсем было бы непонятно, что сейчас делать (по пути следования я не увидел ни одного работающего банка или обменника). Минут через 40 мы поехали. В автобусе было почти хорошо, но не работал (или его вообще не было) кондиционер. Сначала мы ехали вдвоем, но и потом народу село немного. Странно выглядел большой и красивый автобус на разбитой грунтовке, но она через 13 километров кончилась, и мы покатили пошустрей (хотя я ожидал, что будет быстрей). На первых, небольших остановках я пару раз пытался потерять деньги, но, к счастью, мне это не удалось. Было несколько длинных остановок, где я купил еды и безуспешно пытался найти веломагазин (точнее один нашел, но он уже был закрыт)

После красот Норвегии местность не казалась мне интересной: в основном, леса различной степени испорченности. По расписанию мы подъехали к вокзалу в Раваниеми. Я все искал в расписаниях автобус на Тампере, но тут я окончательно понял, что водитель имел ввиду поезд. Несколько вагонов уже стояли на платформе, но основной поезд еще не пришел, никаких проводников в вагонах не наблюдалось, на вопрос, где я могу купить билет, мне ответили, что прямо в поезде. Приходит основной поезд и я начинаю лихорадочно искать кто бы хоть что-нибудь продал, до отхода поезда остается минут 20. Наконец, вроде нахожу одного (на весь поезд!!!) проводника, но он занят. Наконец он освобождается, и ягружу велосипед в багажный вагон (50 марок), там же оставляю рюкзак (25 марок, хотя этого совсем можно было не делать) и с трудом уговариваю продать билет еще и на меня. На вопрос в какой вагон, он махнул рукой вперед и я сел в один из 2х сидячих вагонов (билет до Тампере стоил 306 марок). Вскоре мягко поезд поехал, причем с приличной (около 100км/ч) скоростью. Я немного посидел, потом пошел в буфет, где за 35 марок поужинал, как белый человек. Вернулся обратно и попытался заснуть (поезд приходил в Тампере в 5 часов), но было это довольно трудно, так как рядом очень громко разговаривали финские девушки, в результате заснул я довольно поздно, еще с боязнью проспать

 
     
 

23 июля, воскресенье. 14 день похода.
пройдено 140 км

Я проснулся в 4 утра и немного нервничал, так как в расписании почему-то не было указано время стоянки в Тампере. Сходил в буфет, попил чаю. Поезд прибыл в Тампере, и я быстрей помчался к багажному вагону, получил велосипед и начал прямо здесь, менять камеру и вставил в место разрыва кусочек от пластиковой бутылки (однако фокус не удался и этот кусочек своими краями разрывал камеру) и поехал гулять по утреннему, воскресному Тампере. Город был очень красив, я несколько раз проехался по центральным улицам, перекусил на центральной площади (это было последнее место, где я видел свой нож). Увидел нечто возвышающее, съездил туда (это оказался величественный собор), после чего с некоторым сожалением покатил к 12 шоссе, по ней до Лахти было 130 км и мне их надо было проехать сегодня. По указателям я быстро выехал на 12, но рядом шли велодорожки и во избежание проблем я перешел на них. Как только я перешел, спустило заднее колесо. Заменил камеру (благо запасок у меня было много) и поехал дальше, я проехал еще несколько километров и ... попал на замечательную развилку, после нее велодорожка сворачивала от дороги, на самом шоссе гордо висел знак "убитого байкера", моя восьмикилометровкака давала здесь практически нулевую информацию, слишком близко город, потыкавшись туда, сюда и видя, что никакого прямого пути нет, я поехал практически куда глаза глядят.

Через некоторое время на меня с отчаянием глядящего на карту, наткнулся некий финн на гибриде и пояснил, что после городка
Кангасала по 12 можно ехать на велосипеде, а до Кангасала можно добраться по 39, скоро я уже ехал по 39
, немного не доезжая до городка, дорога пересекла 12, но я поехал дальше (а колесо снова стало спускать), проехал и не увидев ничего хорошего вернулся, но на повороте на 12 снова висел такой редкий у нас знак. Снова поехал по 39 настроение совсем ухудшилось, тем более что шел мелкий противный дождик. Вообщем поездил, я поездил и через какое-то поле выехал на 12 (остановят, так остановят), поменял камеру (вынув вставленный кусочек, так как он и был виновником этих двух проколов) и через километр увидел, 39 2-ой раз пересекла 12 шоссе и перед этим появился знак с зачеркнутой зеленой машиной, т.е. как я понял, теперь я могу ехать. Если Вы вдруг едете из Тампере в Лахти, достаточно по 39 доехать до 2го пересечения с 12. Дальше ехалось спокойнее, хотя полубессонная ночь, да и накопленная за 2 недели похода усталость давала о себе знать, и несмотря на более менее равнинный характер трассы, я ехал не быстро, правда ветер был традиционно встречно-боковым. Днем недалеко от дороги, я увидел красивую церковь и не смог отказать себе в удовольствии съездить к ней. Церковь была очень красивой и довольно древней, рядом был небольшой музей быта, который я тоже с удовольствием посмотрел.

Среди прочих экспонатов, там было колесо от старинного велосипеда-паука, вообщем не знаю, я думаю езда на клинчарах, это должна показаться раем, после покатушек на тех велосипедах .

Отобедал я под крышей автобусной остановки. Местность ни шла ни в какое сравнение с Норвегией, где я привык, что за каждым поворотом обнаруживаю красотищу. Тут все уже было не так. Чем дальше я ехал, тем меньше у меня было желания, завтра ехать до Лапперанты, а больше хотелось погулять по Лахти, тем более, что у меня осталось некоторое количество марок. Километров за 20 перед Лахти, я стал задумываться о стоянке, но тут начался лес ушел за ... за колючую проволку. Я даже стал опасаться, что вообще ничего приемлемого не найду. За 12 километров до Лахти на дороге показался знак с зеленой машиной, но тут уже было попроще, влево уходила дорога 12+, куда я и свернул, тут же был отличный сосновый лесок, но как назло я еще не набрал воды. Поехал дальше, скоро дорога 12+ снова влилась в 12, но по бокам уже были велодорожки (причем даже с номерами, в Лахти вела велодорожка № 54). Пошли сильно населенные места и я уже был в почти в панике, и увидев справа за каким-то спортивным лагерем, что-то на подобие леса свернул. Там мне не очень понравилось, но я проехал еще немного, попутно набрав воды в какой-то проточной канаве. Я забрался на высокий закрытый лесом пригорок в 100 метрах от домиков добропорядочных финнов. Утомленный длинным переездом, я сделал поесть, открыв последнюю банку тушенки отверткой. Все, завтра последний день похода.

     

24 июля, понедельник. 15 день похода.
пройдено 20 км

Проснулся довольно рано, быстро собрался, спустился с холма вниз и поехал в сторону Лахти. Ехал по велодорожке, которая здесь имела даже номер - 54. Правда при приближении города дорожка перешла на другую сторону дороги и стала тротуаром. Зато слева появились знаменитые лахтинские трамплины. Так я ехал и неожиданно выехал к железнодорожному вокзалу, недолго поколебавшись я купил там билет на питерский поезд до Выборга (мне все равно надо было на дачу). Билет стоил 140 марок. На велосипед я билет брать не стал (50 марок), решив что так сойдет. Вещи заложил в автоматическую камеру хранения (10 марок). Выйдя с вокзала, я поехал вперед и вдруг начинаю понимать, что тут, что не то, исчезли приметы города, таблички с упоминанием Лахти, попытки выяснить вопрос у финнов потерпели неудачу, здесь не Норвегия, с английским проблемы. Пришлось вернуться к вокзалу и оттуда повернуть на 90 градусов, маневр принес успех, и я почти сразу оказался в центре.

Пристегнул велосипед на улице, рядом было десятки, сотни велосипедов, правда, хороших мало. Правда если в Тампере я видел непристегнутые велосипеды, то тут такого не встретишь, сказывается близость русской границы. Посетил веломагазин, но он мне не очень понравился, походил по другим магазинам, закупив немного сувениров, зашел в Информцентр, потом вернулся за великом (не без внутреннего страха, а вдруг не найду его родимого среди сотен других, но ничего, нашел). Покатал немного по городу, зашел в пицерию, поел местной пиццы, так средненько. Почитав набранные материалы, я осознал, что особо ничего интересного в плане музеев в Лахти не наблюдается, да и время немного поджимало. Поэтому я снова поехал осматривать город и искать ВЕЛОМАГАЗИН. Искал долго и нашел только после того, как у меня спустило колесо. Магазин оказался хороший, особенно понравился выбор покрышек и обуви по весьма приемлемым ценам. Я купил себе пару легких MICHELINовских покрышек по 85 марок (распродажа), Continental GrandPrix стоил 120 марок.

Магазин является сервис центром Shimano, так что его координаты можно найти на сайте SHIMANO


Выйдя из магазина я пешком направился на вокзал, попутно еще погуляв. На платформе я долго и безуспешно пытался открутить педали - не удалось. С трудом запихал в чехол велосипед вместе с педалями. Подошел поезд. Проводница возмущалась, но слабо. В купе оказалась (размером с обычное купе, но с креслами вместо полок) лишь одна девушка, она с некоторым испугом и неодобрением взирала на мои попытки положить велосипед на багажную полку, со второй попытки (пришлось вынуть колесо из чехла) мне это удалось. Ехать на поезде было довольно приятно, таможня с обоих сторон прошла прямо в дороге (чем очень выгодно отличается от автомобильной) и уже в 20.40 я вышел в Выборге. Через час я уже сидел в электричке. Как только я вышел в Белоострове, начался сильнейший ливень. Все. Я - дома.

 
 
 

Выражаю благодарность всем, кто помог в осуществлении экспедиции: Cпасибо Саше Боровскому (за палатку и чехол для велосипеда), Илье Гуревичу (за горелку, велосумку на руль и Важную Бумагу), Владу Васильеву (купившему мне билет на автобус в Киркинес), Странжеру (за шлем, который правда я так и не одел), бабушке, маме и Ире Русаковой за материальную поддержку, (после покупки велосипеда с деньгами у меня тогда была напряженка), брату ( выстоявшему за моим железнодорожным билетом 5 часов в очереди), Финскому консульству за три дня сделавшему мне транзитную визу, Николаю приютившему меня в Мурманске.

 

ОТ РЕДАКЦИИ: "ВелоПитер" выражает Мише Каменцеву благодарность за рассказ о Норвегии. По всем вопросам, включая стилистику текста и его грамматику, мы просим обращаться к автору.

А Вы, между тем, находитесь на сервере

"ВелоПитер"