ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

"Устюрт-*2006".

Сказ о весеннем походе Бейнеу - Актау

Данный рассказ направлен на то, что б дать примерное представление о характере нашего путешествия. Что бы люди захотевшие повторить наш маршрут, что я рекомендую сделать любителям путешествий на велосипеде, не терзали себя смутными сомнениями по поводу, что их ожидает в этой местности. Если у вас по прочтению возникнут вопросы, я с удовольствием отвечу вам по почте. Также я хочу сказать спасибо, всем кто на протяжении подготовки к походу помог мне, отвечая на вопросы. Итак…

…Цель нашего похода была проехать из поселка Бейнеу Мангистаузской обл. до города Актау. Задумывался поход длительностью 10 –11 дней по пустынной местности плато Устюрт с посещением достопримечательностей. Состав нашего коллектива шесть человек: Михаил Клеванный (Санкт-Петербург), Игорь Колегов (Туймазы), Сергей Семакин (Кирово-чепецк), Людмила Белых (Владимир), Василий Дроздов (Северодвинск), Виктор Шульц (Санкт-Петербург).

Устюрт. Весной здесь нарождается жизнь для того, что б умереть под палящим летним солнцем. Всей жизни полтора месяца, а остальное время мертвая пустыня. Примерно такие слова я прочитал в одной статье, и решил что мне туда надо. Поглядев на карту, я решил проехать от Аральского моря до Каспийского, но меня смутила государственная граница Казахстана и Узбекистана на середине моего пути, и заброска к берегу Арала. «Тогда я поеду по Туркмении. 1000 км и все на территории одного государства» - подумал я, но в Туркмению не просто попасть, вернее, просто не попасть. Тогда родилась идея проехать от Бейнеу через плато Устюрт до Актау.

Конец апреля начало мая, мне показалось, самое удачное время для похода в этих местах. По всем прогнозам это самое благоприятное время. Еще немаловажно, что в это время много выходных и проще найти попутчиков. Несмотря на обещанные трудности нас собралось шесть человек.

Информацию о маршруте собирали в основном в Интернете. Углубленное изучение карты позволило мне обнаружить на ней упомянутые в Интернете мусульманские святыни, о местоположении которых я тщетно пытался найти что-нибудь, и которые миновать мы просто не имели права. Логика маршрута была проста. Мы закупаем продукты на все время пути, набираем воды на четыре дня (12 литров на человека) и едем в степь. Через два дня мы проедем через поселок Дукен, в котором живут геодезисты. Там набираем воды и едем до БекетАта, где достоверно известно есть колодец. Дальше спускаемся с чинка едем в ШопанАта, где опять же есть вода, а оттуда едем в Новый Узень и далее по асфальту в Актау.

Долго ли коротко ли проходят сборы, но приходит время, когда нужно оторвать свой зад от стула перед монитором и переместиться в поезд, что б начать путешествие. Скажу вам, что чувство двойственное. Вы своими руками должны задушить свою мечту, и воспроизвести на свет воспоминания. Что приятней - вопрос спорный, и мы вынесем его за рамки данного повествования.

Мы взяли билеты в поезд Москва – Актобе, у него есть прицепной вагон до Мангистау который нас и привез в Бейнеу, к началу маршрута. Что б не воевать с проводником мы поехали в багажную кассу, где, к нашему удивлению, нам абсолютно бесплатно дали квитанцию на велосипеды. Я бы рекомендовал брать на велосипед такой документ, даже за деньги. При возвращении на Родину она нам пригодилась, что б подтвердить права на свой велосипед и не платить за его ввоз пошлину. Скорее всего, мы бы отмазались, но наличие квитанции сразу прекратило домогательство таможни. Дни, проведенные в поезде, я опущу из своего рассказа. Упомяну только, что были они не очень трезвые и довольно веселые. Границы (их было много) пересекли без особых проблем, по внутреннему паспорту. В конце марта этого года собрались президенты стран СНГ, и приняли решение упростить пересечение границ и нахождение иностранных граждан на территории СНГ. По новым правилам мы можем ехать в Казахстан по внутреннему паспорту и находиться на территории республики три месяца без регистрации. Все были с нами вежливы и учтивы. Мне даже показалось, что это специально усыпляют нашу бдительность. Мол, едьте-едьте, мы вас «ждем». Не смотря на принятые президентами соглашения, все же нам пришлось зарегистрироваться по приезду в Бейнеу. Бейнеу - крупный поселок городского типа. Отделение миграционной полиции недалеко от вокзала. Получили регистрацию в течение двух часов, без всяких проблем и абсолютно бесплатно. Конечно, я не считаю расходы на ксерокс документов. Поскольку все продукты мы закупили в Москве, нам только осталось сесть на велосипед и ехать в нужном направлении.

Первая достопримечательность оказалась в 20 километрах от Бейнеу, и в нужном нам направлении. Это одна из мечетей построенная Бекетом. Туда мы добрались к вечеру. Из мечети к нам вышел мужчина, который был старшим в этом месте. Принял он нас настороженно, но доброжелательно. Он нам разрешил пройти на территорию памятника и сфотографировать его снаружи. Внутрь святыни нас не пустили. Уже смеркалось, и мы заторопились покинуть это место. Набрав воды, поехали дальше. Первая ночь нас застала на дороге. По всем правилам велотуриста мы спрятались подальше от глаз водителей. Самое подходящее место было за железнодорожным полотном. Сон был просто отменный под сопровождение гула поездов, проходящих от палатки в двадцати метрах.

Для ориентирования на местности мы пользовались компасом, двух километровой картой и простейшим ГПСом который был в моем телефоне. Но вот засада, на начало пути примерно километров восемьдесят у нас была только десятикилометровая карта, более подробную так и не удалось найти. Дороги, по которой мы ехали, на этом шедевре картографии не было. Меня это особенно не смущало, поскольку карта была старая, и мне уже приходилось сталкиваться с чудесами отечественной картографии. При оформлении регистрации я разузнал у работников милиции про Дукен. Мне сказали, что поворот на него примерно в шестидесяти километрах от Бейнеу. На второй день у чайханы мы встретили одного из милиционеров, и он объяснил, как нам найти нужный поворот. Проехав пол пути до нужного поворота, мы решили пообедать. В стороне от дороги был кош, спросив разрешения у чабана спрятаться от ветра за его домиком и получив положительный ответ, мы удобно устроились на солнышке. Плотно закусили, сделали пару фото и, распрощавшись с чабаном, тронулись в путь. Через пол часа я подумал, что было бы не плохо спросить у чабана, как называется то место. Наконец настало время, когда должен бы появиться и поворот, но он упорно нас бойкотировал. Уже смеркалось, и мы стали подыскивать место для ночевки. По словам пойманных «языков» через пять километров чайхана. Кстати, многие «языки» проезжали мимо придавливая на газ, видимо принимая нас за дорожных грабителей (я не шучу).

Чайхана оказалась через пятнадцать километров от места ночевки. Нужный поворот, скорее всего, был на месте вчерашнего обеда. Но от чайханы идет налево хорошая дорога, лично меня это направление устраивает. По словам местных, она идет к разрушенной метеостанции. Прощай грейдер привет грунт. Самое лучшее покрытие в степи это грунт, это мое личное мнение. Асфальт самый обычный, грейдер и в Африке грейдер, а грунт твердый и гладкий. В нашем случае еще радикально поменялся ветер. Предыдущие два дня он упорно дул, не меняя направления и силы, исключительно в морду. А теперь весело подталкивал сзади. Но карты на это место у нас еще не было, и это незамедлительно добавило нам приключений. Мы оказались перед огромным выбором дорог. Дорог много, но ехать мы можем только по одной. И так мы немного заплутали. Поскольку у нас был некоторый запас воды, еды и времени переживать особо не приходилось. На следующий день мы приехали в Дукен. Там и вправду давно уже никто не живет. Но есть колодец с пресной водой, которую вполне можно пить. На вкус напоминает талую. Что б ее достать из колодца нам понадобилось двадцать метров веревки. Вообще колодцы в степи довольно глубокие, некоторые достигают до тридцати пяти метров глубины, я лично не встречал таких, но на карте встречал обозначения. Информация про колодец в Дукене полностью совпадает. Здесь нам повстречались паломники. Пока мы добывали воду, из степи на большой скорости приехал микроавтобус, из него высыпала куча народа одетые в праздничные наряды. После теплого приветствия мы выяснили, что они заблудились, совершая «хадж». Указать им короткую дорогу я не рискнул, поскольку мог еще больше запутать. Пришлось дать им совет вернуться обратно, и по дороге назад искать указатель. После недолгой беседы они уехали. И мы, пообедав, тронулись в путь. Прособиравшись, я упустил из виду, как мои товарищи уехали вслед за паломниками. Догнав их, я сообщил радостную новость, что мы едем не по той дороге. Исправить ошибку было несложно, и к вечеру мы уже выехали на правильную дорогу. Дальше мы ехали без особых приключений, наслаждаясь попутным ветром и ровной дорогой. Через некоторое время мы выехали к кошу. Там мы с удовольствием попили молока и шубата, купили этих напитков и лепешку на обед, и продолжили свое хождение по степи. Еще одна ночевка в степи. Завтра нашему взору явится чинк. И он явился. Мы выехали прямо к Бекетата.

Когда речь заходит о Бекетата, я затрудняюсь описать, что это за место. Если говорить кратко, то это святое место, памятник культуры и памятник природы. Да простят меня люди, радушно принимавшие нас в этом бесподобном месте, я не буду подробно останавливаться на описании, поскольку впечатления от него я бы назвал интимными.

Несмотря на то, что дороги осталась еще половина, посещение Бекетата стало своего рода смысловым заключением похода. Мы ехали вдоль чинка, наслаждаясь его красотой, но разговоры все больше и больше возвращали нас домой. К сожалению, погода нас не сильно баловала. Несколько человек было простужено, и один из участников сорвал колено. После Шопаната мы выехали к Узеню, дальше шел асфальт. И мы приняли решение сесть в поезд, что б сохранить здоровье нашим друзьям. Оборачиваясь назад к дням, когда я прокладывал нитку маршрута, и уже пройдя этот путь, я бы рекомендовал последователям объехать впадину Карагие через станцию Ералиев, добравшись туда, по своему усмотрению, либо своим ходом, либо на поезде. Это прибавит к вашему пути еще несколько сотен километров. Приехав в Мангистау на поезде, мы позаботились об обратных билетах и поехали в Актау, где остановились в гостинице. Немного поколесив по Актау, мы нашли приемлемую по цене и условиям гостиницу.

День пребывания в Актау мы посвятили покупкам сувениров и прогулке к морю. Однако у нас осталось время, и мы наняли две машины (в одну мы не помещались), что б съездить во впадину Карагие. Еще одна ночь в гостинице и поход закончился. Обратная дорога не принесла нам никаких сюрпризов за исключением того, что Игорю удалось, каким-то образом, уговорить бригадира поезда разрешить нам ехать без оплаты багажа.

Самое яркое впечатление в этом походе осталось от встречи с людьми, которые здесь живут. Может, этих встреч было не так и много, но ни один человек не высказал нам своего не уважения и неудовольствия, что мы здесь болтаемся. Я позволю вам посоветовать, в ущерб спортивности похода, не избегать внеплановых приемов пищи в гостях у местного населения. За все время похода у нас не было ни одного расстройства желудка. По крайней мере, ни кто мне не жаловался на это, хотя мы не стеснялись пить и есть местную пищу, что принесло нам огромное удовольствие.

Окончив свой рассказ, я бы хотел дать немного статистики.

За девять дней мы проехали 446 км.

В день мы проезжали 40-50 км (в зависимости от встреч на нашем пути).

Средняя скорость 12 км/ч.

Количество фотографий примерно 2 Гб.

О ценах. Молоко на коше (много) за 1000 тенге; лепешка стоит 25 тенге. Водка 200 тенге. Бутылка питьевой воды 5л 150 тенге. Обед в ресторане 3600тенге. Машина до впадины и назад с небольшой экскурсией 1000 тенге с человека. На рынке мы неплохо закусили за 300 тенге (манты, чебуреки, самса).

И еще надо помнить об одной национальной традиции – бакшишь. Например, за небольшую доплату вы сможете в кассе взять удобные билеты в поезд. Или сесть нормально в поезд без билета. Только прежде чем следовать национальным традициям, проведите небольшой маркетинг у кассы. В противном случае вы много переплатите. Еще я заметил, что некоторые люди не стесняются спросить денег дважды за оказанную услугу, но сильно они не настаивают. Я бы мог еще чего нить присоветовать, но это уже не мой опыт, и поэтому не могу ручаться за достоверность информации. Надеюсь вы неплохо закатите по нашим следам.

Виктор Шульц zmeelow@mail.ru

 


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015