ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Велопоход по Хибинам. Июль 2005

Апатиты – р. М. Белая - пер. Рамзая – оз. М. Вудьяр – оз. Гольцовое – пер. Умбозёрский – оз. Умбозеро – г. Сев. Суолуайв – брод-2 – п. Ревда – трасса М-18 – город-герой Мурманск

7. 07 г. Апатиты – ст. Хибины – р. М. Белая

В полдень, поездом Астрахань-Мурманск, приехал в г. Апатиты. Север встретил меня жарой, градусов под +25. Как оказалось, дождя не было уже больше недели. Проехал через город на АНОФ-2. Здесь дальнейший путь, неожиданно, преградил шлагбаум, но проблем с проездом по территории комбината не возникло. На вопрос: - Можно проехать? Был ответ охранника на КПП: - На велосипеде? Почему нет?! Дорога идет среди цехов, затем вдоль очистной трубы до ж/д переезда. Здесь асфальт кончается и далее до с. Хибины идет приличная грунтовка.

16.30 станция Хибины (небольшое кирпичное здание с табличкой), переезда нет. Перешел пути, и дальше по дороге в сторону ущелья. За поселком развилка, поехал прямо (на север). Дорога - грунтовка с глубокой колеей, грязью и лужами (в моем случае- чаще следами от луж, стояла сухая погода). Через пару км. дорога выходит р.М.Белая (17.30) и идет по правому берегу (по ходу движения). Дальше ехать сложновато, дорога пошла вверх, с крутыми подъемами и спусками. До брода дотащился за полтора часа. Форсировать реку решил с утра, для первого дня достаточно, а пока наслаждаюсь природой и покоем. Река, с холодной и чистой водой, со всех сторон лес и горные склоны, синее небо и солнце. Прекрасно! Перед сном решил ополоснуться в реке, было приятно освежиться - целый день на жаре. Вода-лёд! Полярный день! Так и не смог нормально заснуть, постоянно просыпался с впечатлением, что уже утро.

8. 07 брод через р. М. Белая – ущелье Рамзая – р. Поачйок

С утра стало ясно, что будет - ясно! День выдался жаркий, кстати, как и последующие (потом, в Мурманске, я прочитал в газете, что в эти дни температура поднималась до +30). В 10.05 перехожу брод. Не хотелось мочить обувь, пошёл босиком. Вначале с велосипедом -побоялся тащить всё сразу. Да и не донёс бы, потому как, очень больно было идти по гальке, да и течение на середине довольно быстрое. Глубина чуть выше колена. Так я и оказался, с велосипедом на одном берегу, а рюкзак с ботинками на другом. Но деваться было некуда, пришлось терпеть. Ноги сильно замёрзли и болели, но обошлось без последствий. Надо сказать, это была первая переправа из многих, которые будут дальше, и последний брод был куда неприятнее этого. Вообще с водой в Хибинах, явно, проблем нет. Накупался вдоволь, хорошо хоть сверху не часто лило. Дальше дорога идёт по левому берегу (по ходу). Еду до р. Ферсмана, неширокий ручей с сильным течением. Перейти вброд будет сложно, но ниже по течению есть переправа - несколько бревен. Надо полагать - они здесь, не всегда присутствуют. Через несколько км. дорога проходит слева от небольшого круглого озерца (11.40), и здесь - фактически и заканчивается. И хотя, дальше ещё идут две колеи - это больше похоже на тропу. Ехать становится трудновато, по большей части, передвигаюсь пешком. Лес начинает редеть и переходит в маленькие берёзки и кустарник, да и берёзки - больше похожи на кустарник. Вскоре открывается превосходный вид на ущелье. Не знаю - в ненастный день, здесь может, и мрачновато - но тогда! - всё было залито солнцем. Я сидел на камне, ни о чём не думал, и смотрел: на синее небо - над склонами, ещё покрытыми кое-где снегом, на переливающуюся и искрящуюся в лучах, растекающуюся внизу реку. В картине, возможно, так я себе всё и представлял, но царящие здесь тишина и умиротворение…восхитительно. Такие места очаровывают! Прямо, отлично видно седловину пер. Вост. Петрелиуса, правее пер. Рамзая.

Перехожу верховье реки М. Белой, - здесь она разливается множеством небольших рукавов, местность заболочена и потому, не замочив ног не перебраться. Царство комаров - пришлось надеть сетку, до этого вполне обходился “москитолом”. Здесь я потерял тропу, а может её, тут и нет. Дальше начинается подъём к перевалу. Тропу, как не высматривал, так и не определил. Да и так понятно куда идти - вперёд и вверх. Поначалу ещё пытаюсь вести велосипед и тащить рюкзак, прыгая кое-как по камням. У подножья перевала становится крутовато, тащу по-очереди, то рюкзак, то велик. Пытаюсь подниматься и напрямую по осыпи из мелких камней, и по склону - по крупным камням, поросшим мхом, здесь можно запросто подвернуть ногу.

15.30 поднялся на первую террасу, здесь подъём более плавный и просматривается тропа. Жутко устал и завалился отдохнуть, даже слегка вздремнул, но легче не стало - жарко и постоянно хочется пить. Немного посидел под большим валуном, единственный тенёк в округе. 18.00, готовлюсь карабкаться дальше. Очередной подъём и я на перевале. Отсюда прекрасный вид, - на пройденный путь наверх. Перевал весь занесён снегом и это хорошо, потому как, дно засыпано огромными камнями и, когда на дне нет снежника, идти через перевал неудобно (это я вычитал). Но через пару завалов, мне, всё равно пришлось перелазить. Здесь в узком ущелье - среди отвесных скал, стоя в снегу, наконец-то было прохладней. Совершено непонятно, кого тут, среди скал и снега, поджидают комары?

19.00 вышел с перевала к долине реки Поачйок. Ущелье уходит вправо, кругом сплошной снег, никакой тропы невидно, и каким путём идти дальше непонятно. Решаю подняться на невысокий левый склон, туда, круто вверх, видна дорога – если её можно назвать таковой,- не знаю, на каком транспорте по ней можно взобраться. Я, не без усилий, взобрался, но не на транспорте, а транспорт на мне. На склоне следы буровой; емного железа и пара обгорелых брёвен, которые ещё не дожгли туристы. Солнце ещё освещало склон и, в какой-то момент, место мне показалось приветливым, собрался здесь остановиться на ночь. Но солнце вскоре спряталось, за высокими склонами на северо-западе, и, я решил поискать местечко получше - дальше. Но дальше было совсем фигово. Вначале я продвигался по дороге, которая на очередном спуске исчезла в снежнике. По нему я спустился к реке, и стал продвигаться край берега, по обрывистым и местами заснеженным склонам, иногда приходилось идти по руслу, прыгая по камням. Начинают встречаться отдельные деревца и кустарники, хотя кто из них кто, подчас, не поймешь - такова флора севера. На пути встретил лагерь московских пешеходов. Немного посидели, поболтали – спасибо им за чай, они собирались к отдыху, а мне пора в путь. Прошли ещё ребята, местные, с Апатит. Движение здесь, надо сказать, как на проспекте. Твёрдо намерен, дойти сегодня до оз. Мал. Вудьяр. Началась лесная зона. Тропа по-прежнему идёт по склону, петляя среди берёз. Постоянные спуски и подъёмы, да ещё жарко и полно комаров. Приходится тащить на себе рюкзак, подчас, и велик. Эта - очень узкая, заросшая, тропа,- абсолютно не подходит для велосипеда. Наконец-то вышел на небольшую площадку, место привалов - это сразу заметно по мусору вокруг. Отсюда тропа уходит круто вверх на склон, также можно спускаться дальше по склону вдоль реки, по-прежнему продираясь среди деревьев (внизу у реки вижу и слышу, ещё компанию - чего людям не спиться). Но здесь силы меня покинули, и, решаю, что на сегодня хватит. Время за полночь, отбой. День выдался насыщенным, вдоволь сегодня наломался, а это плохо - боюсь, что переусердствовал.

9.07 оз. М. Вудьяр – оз. Гольцовое – р. Партомйок

С утра, как всегда, отличная солнечная погода. Немного болит спина, но в целом всё нормально и настрой бодрый, особенно после завтрака. 13.40 поднялся на склон, тропа здесь уже напоминает дорогу, по которой, плавно спускаясь, выехал к оз. Мал. Вудьяр. Место очень людное, и потому не интересное. Дорога огибает озеро и выходит к широченной дороге на карьер. Плавный спуск, и дальше за поворотом дорога уходит вправо вверх. Мне ехать налево, дорога идёт вдоль русла р. Вудьяврйок, зачастую приходиться ехать прямо по воде. Ближе к перевалу Кукисвумчор(15.40) начинается хорошая грунтовка, ехать становится совсем легко, и на большой скорости, обгоняя группки пешеходов (здесь и правда, весьма, людно) спускаюсь к базе КСС. Дорога идёт по лесу. Спасатель отметил мою группу в книге, то есть меня, расспросив поточнее у него дорогу я двинулся (18.00) дальше. И хотя мой путь далее лежал на пер. Умбозёрский, я не мог не побывать на оз. Гольцовое. Перешёл вброд р. Партомйок, неширокая и спокойная река. Немного далее, вправо уходит дорога – это в сторону Умбозёрского, я еду прямо, к Гольцовому, хорошая дорога, под уклон. Доезжаю до оз. Щучье, дорога идёт вдоль берега и уходит в воду. Под водой кое-где просматривается колея, брод не глубокий, но довольно широкий, приходится долго идти по-пояс в воде.

18.40 выхожу к Гольцовому. Место живописное: спокойная гладь озера среди горных склонов и леса. Решаю искупаться и немного постираться. На берегу остов какой-то бронетехники, развешиваю на нём сохнуть одежду. Сам же наслаждаюсь лёгкой прохладой, которую с озера приносит ветерок, сверху же, по- прежнему, печёт. Через час с небольшим, собираюсь в дорогу. Дальше всё в обратном порядке и в 20.30 я у развилки на пер. Умбозёрский. Дорога идёт на северо-восток и выходит к разрушенной базе геологов. Со стороны перевала, мне навстречу, проезжает джип. Здесь дорога поворачивает на юго-восток и, с небольшим подъёмом, идёт вдоль русла р. Партомйок, несколько раз пересекая реку. Перехожу реку в брод - по камням, немного погодя дорога вновь пересекает реку. Опять приходиться прыгать по камням, балансируя над водой с рюкзаком и велосипедом, жутко неохота мочить башмаки, но, не замочив ног, всё равно не перейти. А дальше дорога снова выходит к броду. 21.40 решаю остановиться на ночь. Чуть ниже по течению видна тропинка, она выходит к подобию переправы из досок и проволоки. По ней я, на следующий день, и переправился. Место довольно дремучее, вокруг по склонам густой хвойный лес. По-земле полно мошкары. Натянул гетры, но они уже успела забраться под штаны, - все ноги, блин! искусали (потом ещё долго были синяки). Поставил наскоро палатку и сразу завалился. Чувствую себя неважно, какое-то болезненное состояние, видно, всё же, перегрелся сегодня на солнце, всё лицо красное и горит. Принял аспирин, правда, пришлось разводить его в холодной воде, но ничего - даже освежает.

10.07 р. Партомйок – пер. Умбозёрский – р. Каскаснюнйок

Ни к чему даже и говорить, какая с утра погода, но к слову – сегодня она и переменилась. В 9 часов вылез из палатки. В траве по-прежнему полно мошки, но видно она не завтракает и, потому не докучает, комаров и вовсе почти нет. 13.30 вышел в путь. Вскоре дорога выходит из леса и за последним бродом идёт слева от русла реки. Ехать по ней практически невозможно, всё завалено крупными камнями. У перевала дорога пропадает, это ничего не меняет, - как подниматься на перевал не имеет значения. Подъём не сильно крут. На пути озеро - обхожу его по левому каменистому берегу, дальше подъём становится круче. На перевале ещё одно озеро (15.35), его обойти можно только слева, справа вплотную подступают скалы. Жара! Соблазн искупаться очень велик, и я, скинув всю одежду, лезу в ледяную чистейшею воду. Несколько взмахов туда-обратно, - всё хватит. Дикий восторг! Поднимаюсь согреться на небольшую скалу справа, отсюда более перспективный вид. И хотя здесь не так живописно как на Рамзае - ощущение первозданной природы выше. За перевалом дороги не видно, тропу я тоже не нахожу. Спускаюсь по каменистым склонам ущелья. Местами можно различить тропу, но ехать возможности нет. Приходится пробираться по руслу р. Каскаснюнйок, по камням и воде, - с велосипедом это весьма не просто. К вечеру появились облака и тучки, подул более крепкий ветер, становится прохладней. Останавливаюсь отдохнуть, с часок покемарил (собственно, спешить мне некуда) - на ещё тёплых, после полуденной жары, валунах на берегу реки.

19.10 снова в пути. Погода, по всей видимости, действительно переменится. Двигаюсь по правому склону в стороне от реки. Никак не могу определить нормальную тропу. Петляю по склону и, наконец, упираюсь в правый приток Каскаснюнйок. Переходить приток нельзя, где-то здесь по левому склону от реки должна быть дорога. Спускаюсь к реке и перехожу вброд на левый берег. Начинается лес. Здесь видна очень плохая тропа, по которой, продираясь и петляя среди берёз и кустарника, снова выхожу к реке. Дальше приходится идти вдоль русла по камням и воде. Слева появляется подобие дороги. По ней кое-как можно ехать, - лучше плохо ехать, чем хорошо идти, тем более тут и идти-то, хорошо не получается. Перехожу ручей и поднимаюсь на площадку над рекой, здесь явно место привалов. Я тоже останавливаюсь здесь и успеваю поставить палатку, - ближе к полуночи начал моросить дождь.

11.07 г. Вост. Портомчор – р. Тульйок – зал. Тульилухт – р. Майвальтайок – озера Ньюрьявр

Светит солнце, но довольно облачно, ночью дождь не разошёлся и это радует. Немного стало прохладней. Отсюда начинается нормальный крупный лес; с большими деревьями, буреломами, корягами и заросшими валунами. Дорога идёт по южному склону г. Вост. Портомчорр, удаляясь от реки Каскаснюнйок, с чередой небольших подъёмов и спусков. Дорога сильно заболочена; где её пересекают множественные ручейки - сплошная грязь; завалена деревьями и камнями. Местами дорога проходит через болота, ни, а какой езде, не может быть и речи,- приходится буквально тащиться по-колено в воде. У восточного склона г. Вост. Портомчорр дорога уходит вправо, и идёт по холмам, покрытым сосновым лесом, к р. Тульйок. Это хорошая, сухая, грунтовая дорога, по ней я быстро выехал к реке, - немного ниже места слияния с Каскаснюнйоком. Тульйок- большая полноводная река с небыстрым течением, здесь дорога уходит в реку –вероятно тут переправа в брод. Даже не знаю как сказать, - хорошо, что мне туда не надо. Еду дальше, по дороге, которая идёт на восток, к Умбозеру. Ближе к устью дорога выходит к реке и идёт вдоль русла реки, ехать невозможно, сплошные камни, но это небольшой участок – дальше дорога уходит налево, через лес, и по ней я выезжаю к Умбозеру (16.40), с восточной стороны зал. Тульилухт. Погода снова портится, пошёл мелкий дождь, с озера дует приличный ветер - заметно похолодало. Дальше, надо полагать, дорога идёт вдоль берега – дороги как таковой здесь нет, но продвигаться, иначе как по прибрежной песчаной полосе негде – слева тянутся сплошные болота. По влажному вязкому песку ехать невозможно, да и идти с нагруженным велосипедом не легко, заднее колёсо глубоко проваливаются. Из-за налипшего песка, приходится отнять тормоза, он начинает скрести по ободу.

17.40 подхожу к р. Майвальтайок, здесь, в устье - полноводная спокойная река. Брод достаточно широкий, но не глубоко - по-пояс, дно песчаное. Очень не хочется раздеваться и лезть в ледяную воду. … замёрз! Дождь пока перестал и кратковременно выглядывает солнце. Немного погрелся, оделся, и двинул дальше. Через полчаса пути, ещё неширокий рукав. Здесь видны обломки какой-то переправы, перейти в сухую не получается. На другой стороне дорога поднимается и идёт по холмам, через лес, на северо-запад. Проезжаю развалины базы геологов и выезжаю к оз. Н. Ньюръявр (19.10). Сильный ветер и снова начался дождь, на берегу охотничий домик, немного переждал под навесом и поехал дальше. Отсюда дорога уходит на восток, к оз. В. Ньюръявр, идёт вдоль озера и дальше с постоянным набором высоты поднимается на северо-восток, на г. Сев. Суолуайв (судя по карте). Постепенно, из-за крутизны, ехать становиться невозможно и, в 21.00, я останавливаюсь на ночь. Склоны вокруг покрыты лесом. Располагаюсь на берегу ручья, который течёт справа, недалеко от дороги. Здесь он, падая с небольшой высоты, образует каменный бассейн с чистой ледяной водой. Моя пятая, по-счёту, стоянка: самое лучшее место и самая скверная погода. Довольно ветрено и моросит дождь. Ночью ветер стих, и дождь, вроде, прекратился. Похолодало, кстати, очень резко – надо полагать - север.

12.07 г. Сев. Суолуайв и Намуайв – р. Кальйок - брод-2 – р. Сура

С утра погода начинает налаживаться, дождя нет. К полудню затянувшие небо, хмурые облака, постепенно редеют, и всё чаще проглядывает солнце. Немного прохладно, но так даже лучше. 12.20, хорошо отдохнувши, подкрепившись и набравши сил, в приподнятом настроении, я ступил на дорогу и продолжил подъём в гору. Вскоре лес закончился и взору открылись вершины гор Сев. Суолуайв и Намуайв, обернувшись - видна прекрасная панорама на Умбозеро, зал. Тульилухт и озёра Ньюръявр.

12.50 добрался до развилки, здесь указатели: на одном указателе, прямо, написано - сев. Суолуайв, на другом, направо - бр. С этого места и начались все мои сегодняшние неприятности. Тут надо сказать, что - как я не крутил головой, как не думал, как не привязывал местность к карте, так и не смог окончательно определить, действительно ли дорога идёт через вершину г. Сев. Суолуайв, весьма казалось, что она идёт через г. Намуайв. Как бы там ни было, я всё равно по ней не пошёл, а свернул направо, рассудив, что бэрэ, это брод 2, - здесь нет других путей. Вернее, вначале я двинул, прямо, на гору, но потом соблазнился более пологой дорогой на бэрэ, будь она неладна, в надежде, что это более верный и прямой путь. И действительно, дорога, огибая правый склон, как я думаю, г. Намуайв, вышла на перевал, с которого открылся вид на зал. Чудалухт, и за широкой полосой леса внизу, было отчётливо видно косу врезающеюся в залив и пересекающею её полоску воды - брод 2. Отсюда казалось, до него рукой подать. Разум покинул меня, и я, на очередной развилке, по подвернувшейся дороге устремился вниз, в сторону залива. Спуск был стремителен и недолог. Дорога круто спустилась к заброшенной буровой и …всё. Дальше обрыв. Теперь - совершенно очевидно: напрямую прорваться к заливу невозможно. Ручьи спускающиеся по западному склону горы к озеру, прорезают здесь глубокие ущелья с отвесными склонами. Пробовать спуститься здесь, да ещё с велосипедом - ну на фиг! Итог: пять минут - вниз, час - назад вверх до развилки. Поднявшись, я просто свалился наземь, на мягкий и сухой мох - было хорошо так лежать, думать и смотреть в голубое небо. Я - зол, такая оплошность и столько сил потраченных зазря. Ведь глядя отсюда, и повнимательнее взглянув на карту – вполне можно было предположить невозможность такова броска. Дорога же, так и пошла дальше, огибая западный склон г. Намуайв и постепенно забирая на восток и, по всей видимости, если она сохранит такое направление, то выйдет к дороге идущей через г. Сев. Суолуайв (по карте). Тогда что же значит и зачем этот поворот и указатель – бр. Этот бэрэ так и не дал мне покоя и где-то на северном склоне горы я опять устремился вниз по дороге в надежде, что вот эта-та дорога точно выведет меня к броду. Но дорога не вышла ни к броду, ни к буровой, ни вообще никуда – она увела меня далеко вниз по склону на север и …исчезла. Дальше я продолжил спуск пешком, и опять упёрся в ущелье, судя по карте на этот раз – это приток р. Кальйок.

В пору было впасть в отчаяние. Ну, нет, назад я не полезу! Бросив велосипед, отправился на поиски возможности дальнейшего продвижения. Справа спуститься к реке и затем подняться на противоположный склон невозможно, слишком круто и река внизу образовывает широкую заводь. Слева же, - склон осыпается, и здесь прыгая по валунам, спускаюсь к реке. В этом месте река запружена кочками, поросшими кустарником, и завалена камнями. На другом берегу довольно крутой склон поросший берёзами, но подняться, пожалуй, можно, что я в дальнейшем и проделал. Не стоит и говорить, сколько ушло сил и терпения на преодоление этого подъёма. Пришлось карабкаться круто вверх, таща на себе рюкзак и за собой велосипед, кое-как цепляясь за деревья. По голому склону, наверное, не поднялся бы. И вот я наверху и позади все эти злополучные склоны. Но дальше ещё долго пришлось блуждать по лесу, сплошь заваленному камнями, постоянно карабкаясь вверх-вниз по небольшим холмам, в поисках дороги. Наконец выхожу на узкую накатанную дорогу идущею среди зарослей небольших деревьев. Испытывая недоверие всё же еду по ней на северо-запад, куда мне и надо. Лес редеет. Выезжаю к р. Кальйок. Широкая неглубокая река, прыгая по камням, я переправился на другую сторону. Еду дальше и в 18.40 достигаю условного финала своего путешествия – брод-2. Это впечатляюще! Погода к вечеру снова портится. По небу ползут хмурые тучи, дождя нет, но дует сильный ветер, - он гонит с залива приличные волны, которые грузно прокатываются по узкой протоке между каменистых отмелей, по обе стороны брода. Читал, что “когда ветер со стороны Умбозера довольно сильный, то уровень воды в протоке поднимается довольно значительно, “с головкой будет”. Кхэ, звучит обнадёживающе! Ох, как же не охота лезть в ледяную воду, да ещё в такую погоду. Разделся и пошёл на разведку. Дно каменистое, памятуя первый брод - через р.Белую, полез в воду в ботинках. Направляюсь по-прямой, но почти сразу становиться глубоко, забираю правее в сторону озера, здесь по-пояс, на середине протоки сворачиваю к противоположному берегу. Становится глубже, уже по-горло, кажется, ещё шаг и уйду с головой, кое-как на носочках, подстраиваясь под волну, делаю ещё пару шагов и вырываюсь на отмель. Путь разведан и дело за малым, – пройти этот путь ещё несколько раз, да ещё с велосипедом и рюкзаком, держа их на вытянутых руках над головой, рюкзак, правда - на голове, зато велику по-фигу вода – с ним то, меня, чуть и не смыло на глубину, едва удержался под натиском волн. От холода у меня “зуб на зуб” не попадал. Наскоро обтёрся полотенцем и быстро стал одеваться, обуваясь, обнаружил, что забыл свои незаменимые толстые шерстяные носки (я их повесил подсушиться на деревце) на том берегу. Но никакая нужда меня не заставит, вновь лезть в воду, плюнул в сердцах, развернулся и побрёл дальше.

Иду по песчаной косе по берегу озера и дальше сворачиваю налево, на дорогу. Дорога, петляя, идёт через лес по холмам, местами заболочено, на пути встречаются обширные буреломы, иногда дорогу преграждают поваленные деревья. Очевидно мой велосипед тут первый транспорт в этом году. Встречаю медвежьи следы, зверюга довольно долго шёл по дороге навстречу, я не следопыт, но, по-моему, следы свежие, подумать только - ведь спугнуть его мог и я. Вообще, на своём пути из живности (не считая комаров, эта-та свита всегда при мне), я встретил только глухарку с выводком, которые, едва завидев меня, разорались на весь лес и кинулись в рассыпную. Да ещё птиц на озёрах Ньюръявр, вроде – гуси, а может и нет - далеко было. 22.20 р. Сура. Широкая полноводная река, перейти её в брод было бы не просто: течение быстрое и, наверное, приличная глубина. Но через реку основательный деревянный мост, хотя он и изрядно потрёпан, и на машине не проехать, для моего транспорта в самый раз. За рекой дорога поднимается в гору, начинается высокий сосновый лес. Здесь я останавливаюсь на ночь. Хотел, после такого изматывающего дня, попить горячего чайку, но пошёл дождь, и оставалось только забраться в палатку и лечь спать.

13.07 п. Ревда – поворот на Оленегорск – трасса М-18

С утра налаживается приветливая погода, солнечно. Оставшийся участок пути до посёлка Ревда проходит через сосновый лес. Сначала, петляя, с чередой небольших подъёмов и спусков, идёт хорошая накатанная грунтовка, которая выходит к развалинам в/ч, и здесь, далее - до шоссе на Ревду - пошёл приличный асфальт. Всё, “дикая” часть моего путешествия, пожалуй - завершена. К полудню я был в Ревде. Затем, минуя посёлок, доезжаю до поворота на Оленегорск, отсюда до него порядка 70 км. На всём протяжении нормальная асфальтовая дорога идущая через лесотундру: сопки, поросшие хвойным лесом; заболоченные низины русел рек. Вдалеке на юге, сквозь пелену непрекращающегося проливного дождя, видны вершины Хибин. В их сторону, на ходу, изредка бросаю прощальные взгляды. Любоваться пейзажами нет никакого желания, от хорошего, с утра, настроения ни осталось и следа. Во второй половине дня погода резко изменилась - начался дождь, самый сильный и продолжительный за эти дни. За несколько часов пути, я, весь насквозь промок и продрог. Остановиться негде и незачем. В километрах 30 от Оленегорска - развилка, поворачиваю направо, и по этой дороге, в районе оз. Пулозеро, выезжаю на трассу Мурманск-Питер. Здесь на берегу озера останавливаюсь на ночь: место неудачное, дождь не прекращается – очень мерзко, но уже поздно и нет больше сил. Наконец, уже в палатке, после того как я переоделся в сухое, забрался в спальник и выпил остатки бальзама (у меня была фляжечка на такие случаи) ко мне начали возвращаться хорошее настроение и бодрость духа.

14.07 трасса М-18 – город- герой Мурманск

Ночью дождь прекратился, и утро меня порадовало солнечным светом. Сегодня день был солнечный, довольно ветрено, но тепло и не было дождя. Описывать дальнейший путь нет смысла, в накручивании асфальтовых километров, признаться, мало интересного. Выехав ближе к полдню - к вечеру я был в городе-герое Мурманске. Некоторые выводы: Ландшафт. Природа первозданна и красива. Для путешественника достаточно уединённых мест, хотя “дикости” маловато. Но впрочем, справедливости ради, надо признать, что совсем без дорог, с велосипедом, передвигаться никак невозможно, стало быть, всего здесь равно. Мне очень понравилось, притом, что я многого не видел и, уверен, каждый найдёт для себя в Хибинах много интересного. Будет возможность - поеду ещё. Карты. Кстати, ни у кого, кого я встретил, не было нормальных карт! – этот вопрос для меня, так и остался открытым, их что, в природе не существует, если даже в Мурманске я ничего приличного не нашёл, или не там искал? У меня были отпечатанные листы карты Кольского, взятой с Интернета, с нормальным масштабом, но видно старой. Такую же отпечатанную карту, что очень странно, я видел у спасателя на базе КСС. Вода. Хотя мне, я думаю, сильно повезло с погодой, и побольшести было сухо, совершено очевидно, что грязи, всяких луж, болот, ручьёв и рек в Хибинах в изобилии. Да и дожди вероятно не редкость. Перед поездкой, почитав туристические отчёты, я долго размышлял: брать мне с собой сапоги или не брать. Решил не брать, и правильно сделал. Всё же: такая дополнительная тяжесть - непозволительная роскошь, да и проку от них, признаться, было бы мало, тут если и пригодились бы, то разве что – болотные, никак ни меньше. Добротные башмаки, которые не жалко (мои, к концу, - раскисли и развалились), и толстые шерстяные носки, - может и не так комфортно, но зато практично и ноги будут целы. Не забывать только, смазывать их, - ноги, питательным кремом на ночь. Комары да мошки. Естественно, всякому понятно, что такого добра здесь полно и что эта компания, любому, может испортить радость общения с природой. Поэтому я взял с собой москитную сетку и кучу разных препаратов. Впрочем, кучу брать и не стоило, не буду заниматься антирекламой, скажу лишь, что новый карандаш “москитола” меня просто порадовал, очень удобно наносить и чрезвычайно эффективно. Рекомендую. Всего хорошего!

Сергей Лавринов. Тамбов. 2005 г. lased [гав гав } yandex.ru


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015