ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Велопоход 2003г (15-29 июля)

Деревянное зодчество Архангельской области

Маршрут:

Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино – Солза – Каргополь – Ошевенское – Архангело – Конево – Почозеро – Бережная Дуброва – Конево – Каргополь – Шалга – Каргополь – Красная Ляга – Лядины – Пудож – Стеклянный (Шала) – Петрозаводск – Вознесенье – Лодейное Поле.

1355 км.

Так как наш предыдущий опыт общения с проводниками поездов, когда мы затаскивали тандем в вагон, не пробуждал положительных эмоций, мы решили поехать к началу маршрута на электричке. В направлении Каргополья электричка могла довезти нас только до Лодейного Поля, поэтому Лодейное Поле мы выбрали как начальный и конечный пункт нашего похода.

Вторник 15.07

До вокзала мы добрались, конечно, не без приключений. Проехав минут пятнадцать, столкнулись с проблемой: стала слетать промежуточная цепь. Одна из звездочек почему-то оказалась кривой. Пришлось ее тут же заменить. А времени до электрички в обрез. В какой-то момент нам даже показалось, что отъезд придется отложить на завтра. Но ничего, успели.

В Лодейное Поле (13+13=26 зона) электричка прибыла поздно, около 12 ночи. Мы отъехали немного от города и остановились в соснячке недалеко от Свири.

Среда 16.07

94 км, асфальт

Спать в палатке первую ночь как всегда было непривычно, но спали хорошо, хотя почти всю ночь над нашими головами реактивные самолеты заходили на посадку.

День был жаркий и тяжелый. До Подпорожья асфальт был «улучшен» вкатанным щебнем, и это покрытие очень цепко хватало за колеса, мешая их свободному качению. Хотели встать за Гоморовичами, но пока искали место для стоянки, проехали Юксовское озеро и встали где-то в диком и страшном таежном лесу. Встали потому, что сил двигаться дальше не было.

Четверг 17.07

79 км (асфальт и грунтовка)

В Ленинградской области асфальт шел только до развилки на Воскресенское, а дальше – грунтовка. Хорошо, что по направлению к Онежскому озеру в основном преобладали спуски. В Оштинском начался асфальт (10 км), потом – гатевая грунтовка. Скорость продвижения упала, и мы подверглись жесточайшему нападению полчищ слепней разогретых солнцем и изголодавшихся на болоте. Поэтому к вечеру мы были измученные. На ночлег остановились на берегу Онежского канала в районе Палтоги.

Пятница 18.07

115.4 км (грунтовка и асфальт)

За день по новому асфальту доехали до речки Кемы и остановились на холме выше деревни Прокшино.

Суббота 19.07.

100 км (грунтовка)

От Прокшино шла сначала довольно хорошая грунтовка. Нас обогнали две машины: газон и газель. Мы подумали, что это хороший знак, свидетельствующий о том, что дорогой пользуются. До деревни Анциферовская доехали легко, но здесь следы машин потерялись. Следующий этап – до реки Индоманка, где нам обещали хорошие места для остановки. По километражу мы полагали, что уже подъезжаем, да и дорога спускалась вниз, но неожиданно она превратилась в 50 метров непролазной грязи. Обход по бровке был невозможен, лес справа и слева был с густым подлеском и заболоченный. Решили разуться. Тут на другой стороне грязи, на дороге неизвестно откуда появился парнишка. Он спросил, не нужна ли его помощь, т.к. он был в высоких сапогах и только что перед нами преодолел этот участок. Выяснив у него максимальную глубину и наилучший путь движения, мы тронулись на преодоление грязи. Парнишка помогал, подталкивая завязавший тандем сзади. По колено в грязи и по самые втулки колес, мы выбрались на продолжение дороги. Парнишка был из Мирного. Вся его семья поехала косить сено к Индоманке на машине или на мотоцикле, а для него места не хватило, поэтому эго отправили на велосипеде. В ручье-болотце кое-как отмылись, соскоблили самые большие куски грязи с тандема и двинулись дальше. На мосту через Индоманку остановились. Места здесь действительно красивые, встать есть где, но купаться затруднительно. Потом дорога была по качеству неплохая, за исключением нескольких мест с огромными лужами (ямами) и разлившимся ручьем. Самый плохой участок оставшейся дороги был после перекрестка на Совзу, после подъема в гору – очень глубокие колеи и никакой насыпной грунтовки – просто лесная дорога, но на наше счастье было сухо, и этот участок был не более 1 км. За Солзой по Архангельской шла почти идеальная грунтовка до Кречетово. За Кречетово (от Дуброво) шла новая грунтовка, местами хорошая, но большей частью похожая на булыжную мостовую. Проезжая деревню Песок, заехали в нее посмотреть на новую деревянную церковь. Заехали и в деревню Тихманьгу посмотреть на старый мост, потому что новая дорога проходит западнее по новому мосту. За деревней Тихманьга мы остановились.

Воскресенье 20.07

106.3 км (грунтовка)

В деревне Осташевская, как говорилось в имеющихся у нас путеводителях, сохранились два деревянных моста через Лéкшму и Сúянгу. На самом деле эти мосты переделали года два-три назад, когда обновляли грунтовку. А Егорьевская церковь в Осташевском сгорела несколько лет назад.

Примерно за 20 км до Каргополя начался асфальт. Город небольшой, мы отложили детальное знакомство с ним на обратный путь. Двинулись на Ошевенское. Дорога грунтовая, сносная. В поселке Посадский (д. Река) красивые большие дома и деревянный мост на городнях. Каргопольская сушь кончилась раньше, чем ожидали, глядя на карту, в деревне Воробьевская, там озеро. За рекой Чурьега дорога пошла прямая, как стрела и уперлась в Александро-Ошевенский монастырь (44 км от Каргополя). Потом мы заехали в деревню Низ и Ширяиха, посмотрели Богоявленскую церковь с колокольней и Георгиевcкую часовню.

Переехав Онегу по мосту, поехали дальше, по правому берегу реки к Конёву. Перед самым селом свернули на дорогу, ведущую к переправе в сторону Кенозера. На пароме перебрались через Онегу еще раз.

Очень сильное впечатление произвел большой деревянный мост на городнях через речку Кену в д. Кенорецкой (Измайлово). Его длина 126 м.

А еще запомнилось обилие пыли и гнуса.

Вторник 22.07

103.5 км (грунтовка)

Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски по плохой дороге. Поэтому спуски проходили на тормозах, а в горки въезжали «с нуля». Но наши усилия были не напрасны – вид на Почозеро был очень красивый. У моста через реку Поча скопилось насколько лесовозов и других машин, так как мост ремонтировали. Наше появление остановило ремонтные работы. Мужики подошли и стали с интересом рассматривать тандем.

Дальше речки Поча мы не поехали. Но это и хорошо, т.к. дорога там – сплошной песок. Оставив у ремонтников тандем и вещи, сходили пешком в деревню, на погост, обнесенный рубленой оградой и к часовенке.

Ограда погоста
Часовня Кирика и Улиты (XIX)

Обратная дорога до реки Онеги была еще тяжелее из-за жаркого солнца. От паромной переправы двинулись по левому берегу Онеги к Бережной Дуброве. На ночлег остановились, не доезжая до деревни Кузнецово.

Среда 23.07

119.4 км (гравийка и асфальт (~58км))

В Бережной Дуброве посмотрели церковь Николая Чудотворца и на обратном пути заехали в Кузнецово, там есть мощный родник – овальное озерцо с холодной кристальной водой. К сожалению, две водяные мельницы стоявшие на ручье, вытекающем из родника, не сохранились.

Церковь Николая Чудотворца (1678)
Часовня в д.Авдотьино (XIX)

В селе Авдотьино осмотрели часовню и очень легко переправились на другой берег на лодке, которую любезно нам предоставила жительница деревни. Мы этому были рады, т.к. не пришлось делать крюк в 30-35 км по плохой грунтовке. Как оказалось, для переправы можно воспользоваться услугами перевозчиков, которые дежурят на берегу села Конева. Это один из способов заработка местного населения.

День был жаркий и паркий, до Каргополя добрались к 6 вечера по пути заехав в Волосово и Саунино.

Церковь Иоанна Злотоуста с колокольней(1665), Саунино

К сожалению, гостиничный сервис в Каргополе нас подвел, и поэтому через пару часов мы уехали по направлению к Шалге. По дороге в деревне Казаково мы набрали воды и остановились в поле между стогами сена, т.к. вокруг ходили дожди и грозы, да и времени было около 8 вечера.

Четверг 24.07

97.7 км (гравийка и асфальт)

Место ночевки оказалось отличнейшим, т.к. гнуса не было почти совсем. Покинув его, мы двинулись искать Шалгу, т.к. вчера точно никто не мог сказать, где она.

Проехав 25 км от Каргополя, мы остановились в сомнениях: стоит ли ехать дальше? Попробовали голосовать, чтобы узнать у местных, где Шалга. Никто не останавливался. Только большой груженый лесовоз, скрипя и визжа тормозами, остановился. Шофер был не местный, а из Архангельска, но он помог остановить местную «буханку» (для этого ему пришлось свеситься из кабины, имитируя перекрывающий дорогу шлагбаум и очень четко и выразительно артикулировать). Оказалось, что Шалгу мы проехали. Выяснив дорогу, мы тронулись в обратный путь. На Шалгу уходила грунтовка в сторону от основного шоссе. Примерно через 1,5 км мы увидели дома и часовню. Место очень красивое: большой выгнутый невысоким холмом луг, старые одиночные деревья, редко разбросанные дома и часовня в середине. Сейчас деревня заброшенная. Вернулись на шоссе и поехали назад в Казаково. Там у одного подвыпившего знающего местного выяснили, что сейчас нет Большой и Малой Шалги, а есть лишь одна. Это жилая деревня, и мы до нее по грунтовке не доехали. За Шалгой на погосте есть деревянная церковь (не очень старая). Попытав местного насчет других церквей в ближайшей округе, узнали, что с другой стороны трассы, за деревней есть кладбище и на нем две церкви: новая каменная и старая деревянная. Поехали туда. Это оказалось то, что мы искали – деревянная шатровая церковь XVII века – Христорождественская. К сожалению, она в очень плохом состоянии. Шатер еще стоит, а вторая главка и кровля трапезной обрушилась.

Вернулись в Каргополь на этот раз посмотреть город и его церкви. Нам больше всего понравился Христорождественский собор XVI века – самый старый храм Каргополя. После двух мы выехали из Каргополя. В Печниково мы попытались найти колодцы с воротом, но один оставшийся был разрушен. Местный житель посетовавший, что все не соберется восстановить его, посоветовал съездить в Лисицинскую, где есть два действующих. Это мы и сделали. Колодцы очень понравились.

Затем поехали в Красную Лягу («сверток» на Кучепалду). Дорога 5 км шла практически все лесом. И вдруг лес кончился, и в поле стояла Сретенская церковь среди покосов и старых берез. Впечатление не передать словами! Просто чудо!

Вернулись на трассу и двинули на Лядины, перед которыми остановились на ночлег.

Пятница 25.07

136.2 км (грунтовка и асфальт)

Утром приехали в Лядины. Красиво, но вчерашние впечатления были сильнее. В Лядинах стоят колодцы с большими воротами, но это новодел. В поселке водопровод и эти колодцы – бутафория. Осмотрев ансамбль, поехали на Пудож. До границы с Карелией практически все время была грунтовка, за исключением небольших участков. От границы Карелии - асфальт. Дорога новая и пока еще очень хорошая. Но погода нас встретила дождем. Пришлось пережидать. За Кривцами асфальт неожиданно закончился, и под нашими колесами оказалась отвратительная грунтовка, превращенная сельхозтехникой в огромную «стиральную доску». От езды просто вытряхивало кишки. Мы несколько скисли, но, к счастью, ~ через 5 км увидели асфальт.

Доехали до города Пудож около 7. Выяснили дорогу к пристани Шала (в Стеклянном около 40 км от Пудожа) и то, что «Комета» ходит около 10 утра и 8 вечера. Решили успеть на утреннюю «Комету», поэтому поехали дальше, поближе к пристани, искать место для ночевки.

Суббота 26.07

104.2 км (гравийка и асфальт)

Мы встали в 5 утра, за час с небольшим поели, собрались и покатили. Был сильнейший туман, видимость не больше 10 м. Мои очки за секунды становились совсем непрозрачными, поэтому пришлось их снять. Ехали легко, дорога шла в основном под горку, к Онеге. Да и расстояние оказалось ~ на 10 км меньше, чем мы ожидали, поэтому в начале 9 утра мы были уже на пристани Шала. «Комета» в Петрозаводск отходит в 10.20. Билеты оказались дорогие (по 170.20) + багаж. Но велосипед взяли без проблем. В Петрозаводск мы прибыли в 12. После тихой Архангельской, Петрозаводск оглушил нас шумом машин. Дорога по направлению к Вознесенью, пока шел асфальт, была очень оживленной.

Воскресенье 27.07

66.6 км (гравийка и асфальт

На следующий день с утра проехали Шелтозеро, где находится музей Вепской культуры. За Рыбрекой сделали полудневку в прекрасном сосновом бору на берегу Онеги. Двинулись дальше, осмотрели погост в Гимреке и церковь в Щелейках. До Вознесенья мы добрались вечером, практически ко времени отправления парома. Паром ходит с 6 до 21 в начале каждого часа за исключением 12 часов (обед). Люди – бесплатно, машины – 100 рублей. Отъехав немного, мы остановились на берегу Онежского канала.

Понедельник 28.07

120 км (асфальт и гравийка)

Мы возвращались, поэтому нашей задачей была подехать поближе к Лодейному Полю, чтобы на следующий день успеть на электричку, отправляющуюся около пяти утра. Дневной привал мы сделали на Берецком озере.

Заехали в Свирьстрой за продуктами. Остановились в ≈10 км от Лодейного поля в соснячке на последнюю ночевку.

29.07

10 км (асфальт)

В предрассветных сумерках, сверкая желтыми и красными велосипедными мигалками, мы, под взглядами изумленно-онемевших гаишников, описали дугу по автомобильной развязке и въехали в Лодейное Поле. Поход заканчивался. 

Участники похода:

Евгения и Андрей Жуковы

ВелоПитер


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015