ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

"ЯНВАРСКИЙ КАЛИНИНГРАД". ДЕКАБРЬ 2003 ЯНВАРЬ 2004 года.

Протяженность: 500 км, 5 ходовых дней, 30 декабря 2003 - 5 января 2004

Вместо озера Разлив
Он приехал в Тель-Авив
Вот какой рассеянный
Муж Цили Моисеевны

Вообще я собирался провести этот новый год в походе по Украине и Молдавии. Составил хороший маршрут: Бердичев - Жмеринка - Одесса, но билетов достать было невозможно. Уже три дня посреди комнаты стоял полностью собранный велорюкзак, а билетов все не было и не было. А ведь нам подходило 5 разных поездов!! Наконец, я пошел в кассы и взял билет на самолет, но не в Украину, а в Калининград. Калининград - это моя историческая Родина. То есть родился я в Питере, но потом несколько лет жил в Балтийске, где служил мой отец, и было это в 1972 - 1974 годах.

 
     
Так выглядит российский город Балтийск. Ну, чем не Германия?

Здравствуй, край Янтарный! География.

Калининградская область - самый западный регион России, анклав, и именно это делает жизнь в ней мало похожей на жизнь в остальных регионах страны, а путешествие сюда на велосипеде весьма интересным! Здесь можно побывать в настоящей Европе, но без виз, и необходимости пересекать границы.
Добраться до Калининграда по-прежнему можно на поезде (однако билеты надо заказывать за 28 часов), самолете (при этом есть дешевые тарифы), или, что интереснее всего - на пароме, который ходит из Санкт-Петербурга. Информация о нем есть на сайте http://www.baltics.ru/bl/r/line/schedule.shtml .
Калининградская область - место с мягким климатом, и для велотуриста здесь хорошо с апреля по декабрь. В январе - марте частенько идет мокрый снег, а на небе вместо солнышка - хмарь.

Здравствуй, край Янтарный! История.

Восточная Пруссия - так именовалась Калининградская область до момента ее полного освобождения от немецко-фашистских захватчиков, и, заодно, от немецкого народа. История этого прекрасного края печальный пример того, как нельзя жить на земле. Но так жили: сначала немцы, народ с многогранной культурой и многовековой историей, впал в какое-то мистическое исступление, с которым начал уничтожать народы соседние, их страны и памятники культуры. Затем были трудно объяснимые шаги союзников, уничтоживших Дрезден и Кенигсберг, и наступление наших войск, которое для мирного немецкого населения, похоже, было не лучше чем карательные экспедиции СС для селян области Псковской. Завершилось дело 8 апреля 1945 года, когда Кенигсберг, почти полностью разрушенный, пал. Немцы защищали город с ожесточением, бои шли за каждый квартал и каждый дом. Но наша армия, пройдя печальную науку боев за свои города, была уже царицей положения. Город был захвачен, когда бои уже велись в Берлине, до которого довольно далеко! По послевоенным соглашениям Восточная Пруссия отошла к СССР, Адольф Гитлер Штрассе в Кенигсберге было переименовано в проспект Ленина, а местное население было выдворено в Германию.

Как ни печально, но культурное развитие региона на этом завершилось. Символом послевоенного устройства области стал дом советов: для его строительства был взорван занесенный в Юнеско Кенигсбергский "замок Семи Королей", но строительство так и осталось незавершенным. По иронии судьбы, новое высотное здание покосилось, и в таком состоянии находится уже более 20 лет. Это символ Калининградской области: разрушить произведение искусства, чтобы построить несуразное уродство, которое к тому же невозможно использовать.

Поход.

30 декабря "из зимы в лето". 104 км. Путешествие началось для нас в аэропорту Пулково, куда мы прибыли своим ходом из дома. На спидометре оказалось аж 30 километров! В расписании был указан рейс К7, выполняемый авиакомпанией с поэтическим названием КАЛ-авиа (Калининградские авиалинии). Однако компания эта обанкротилась, и вместо нее летала другая, КОЛ-авиа, или полностью Когалымские авиалинии. Нельзя сказать, что обе компании вселяли в нас уверенности в безопасности полета на воздушном лайнере ТУ-134, который уже довольно давно снят с производства, но полет удался: кормили хорошо, а летали мягко.

Аэропорт Храброво находится в 25 км от Калининграда, и почти рядом с Зеленоградском (буквально 10 км). Мы, однако, этого не знали, и спланировали поход так, что через три дня вновь проехали буквально в 3 км от аэропорта.

Визитная карточка области - старинные немецкие дорожки, обсаженные деревьями. Их еще называют "последние солдаты вермахта", ведь в строгом соответствии с поговоркой "что немцу хорошо - то русскому смерть", темпераментные россияне пытаются гонять по местным дорогам со страшной силой, что приводит к довольно большому проценту смертей от столкновения с деревьями. Но зато какие это красивые дороги! Сказка! Это вам не сегодняшние шоссе, идущи по 30 км от одного поворота до другого! Это извилистые дорожки вьющиеся по холмам, ехать по которым на велосипеде одно удовольствие. Усталость - психологический фактор, и чем интереснее дорога, тем меньше устаешь! По Калнинградским дорожкам можно ездить с утра до ночи не уставая!

Дорога от Храброво не исключение, к тому же не смотря на 30 декабря снега нигде не было. В самом Кенигсберге, который начинается для туриста с объездной дороги, трафик довольно сильный. Пока пробирались до центра видели пробку километра на два. Город конечно очень интересен: стоят вряд убогие домики коммунистической архитектуры, и вдруг среди них появляется форт, древние ворота в готическом стиле, или немецкой постройки особняк. В отличие от других городов, где все интересное в центре, в Калининграде все интересное уцелело ближе к окраинам, центр же города - один к одному Москва, и даже еще хуже. Разве что Преголя и остров Канта дают некий простор для взгляда… В Калининград надо приехать надолго, и ходить по оборонному поясу, любоваться Брандербургскими воротами и фондовой биржей, Кафедральным собором и фортами оборонительной системы. Будь моя воля, я бы вернул городу статус закрытого для иностранцев - безумно стыдно за взорванный замок Семи Королей, за изуродованный девятиэтажками центр, за брошенные памятники…
Выезжаем из города по шоссе ведущим в Балтийск. Дорога довольно узкая, темнеет, и удивительно сильный трафик! Машины идут просто потоком. 10 км от города, 15, 20.. Поворачиваем в Светлый, чтобы уйти от трафика, и выясняется, что трафик то идет как раз сюда! Теперь городок Светлый - порт, через который орудует ЛУКойл. Море огней, какие-то комбинаты. Пока суть да дело, становится темно. Но нам не страшно: до Блатийска каких то 25 км! Однако дорога указанная на карте как асфальтовая, идущая из Светлого в Приморск, оказывается грунтовой с остатками брусчатки в некоторых местах! К тому же идет она через лес и вид имеет абсолютно не жилой. Включаем фонари и едем: лес стоит стеной, но кое где вдали сквозь него просвечивают огни воинской части. Километров через 6 дорога выводит на берег залива…Красота! Виднеются огни Приморска, на небе луна, на берегу шуршит камыш… За Приморском шоссе в Балтийск (12 км) идет по довольно узкой косе, и не смотря на то, что слева и справа море (одновременно не видно) дорожка с приятным рельефом. Посреди косы КПП: для въезда в город необходим Российский паспорт. Иностранцев в базе ВМФ России не ждут. Впрочем, не думаю, что им будет интересно смотреть на корабли 20-летней давности постройки. Останавливаемся в частном секторе - 17 баксов на двоих двухкомнатная квартира. Когда ее заказывали в турфирме Дикая Орхидея, ее сотрудники забавно рекламировали: 200 метров от моря! Спасибо, говорю, братцы, 200 метров от моря - то что надо для нас 30 декабря. Квартира оказалась не только в 200 метров от моря но и в 200 метрах от края города.

31 декабря. Дневка.

Да, ездить в такой день - грех, тем более что до моря 200 м. Пошли в город: убогие советские дома тянулись с километр. Затем стали уступать место интересным старинным особнячкам. Наконец мы просто застыли пораженные: ансамбль зданий штаба флота! Европа - ни дать ни взять. Постройка 1904 года, бывшие казармы. Но как смотрятся сегодня! Вокруг штаба - натуральная Европа: вот самый западный в стране маяк, вот музей флота, вот морской собор - все осталось как было более полувека назад. Идешь по улицам - машины на 95% иномарки, архитектура немецкая…

Через морской канал каждый час идет паром на косу: половина косы в России, половина в Польше. Паром надо было бы нам лично потопить, так как на нем красуется надпись "велосипеды перевозить нельзя". Интересно почему? Балтийская коса - место уникально по красоте и природе. Сосновые леса и песчаные дюны, руины форта и немецкие домики. Сегодня в области одна из самых обсуждаемых проблем сохранение уникального места для народа. Дело в том, что народ хочет здесь жить, построить коттеджи с видом на море. Но есть проблемы. Во-первых, народ хочет жить красиво, а не рядом с какими-то людишками. Людишек хотят отселить на континент, но сами людишки тоже хотят жить на косе с видом на море, а не в безликих домах на континенте. Во-вторых, находятся отдельные моральные уроды, которые утверждают, что природа ценнее чем коттеджи для народа. Дескать, купят косу, пятьдесят представителей народа, а остальной народ сюда пускать перестанут. И поделом: не умеете устраиваться в жизни - нечего на косу ездить, не для вас все это.

В Балтийске есть что посмотреть: крепость (на фото справа) и рвы вокруг нее, ансамбль штаба флота, центр города, маяк, набережная, три форта (один из которых на косе, другой на берегу Балтики, третий на косе), немецкое кладбище. Интересно что кладбище находится в идеальном порядке, вероятно за ним следят из Германии. Рядом огромный парк, состоящий из вековых деревьев. Вроде гордок то Пиллау (так раньше назывался Балтийск) был небольшим, но каким уютным!

Прогулявшись по морю набрали горсть янтаря… Просто не рай какой-то: тепло, интересно и янтарь под ногами валяется.
Новый год встретили два раза: по Московскому времени и по нашему, Калининградскому.

01.01.2004 Второй ходовой день. 92 км.

В 10 утра выехали из Балтийска на север. Народ в массе своей спит, хотя то, что Балтийск - гарнизон, чувствуется. Несмотря на праздник, видно, кое-где люди идут на работу. В центральных областях 1 января люди все больше рассол огуречный по домам пьют.

Вновь пошли красивые асфальтовые дорожки: Приморск, Круглово, Поваровка, Янтарный. На подъезде в лесу вдруг показывается замок! Подъехать бы поближе? Но нет - лес окружен проволокой и висит надпись: объект МО РФ. Остается полюбоваться замком издалека. В поселке Янтарный добывают 80% мирового янтаря. Сам поселок интересен: при въезде стоят рядами пятиэтажки, но вдруг их сменяет улица с немецкими домами и кирхой. Как говорится, почувствуйте разницу.

За Янтарным продолжаем движение на север, асфальт заканчивается и начинается грейдер. Наша цель - мыс Таран! Однако сам мыс закрыт - вновь воинская часть. Поворачиваем по колее на запад, и выходим на полузаброшенную железную дорогу. В наши планы входило пройти 2 км по железке до поселка Приморье, однако, карта врет: здесь уже построен кусок асфальтовой дороги, на которую мы перелезаем.

Потихоньку въезжаем в курортный район: Пионерский, Светлогорск. Места красивые, хотя самый запад района производит унылое впечатление: базы отдыха заколочены. ТО ли заброшено все, то ли просто не сезон. Но как-то мороз по коже от забитых досками окон. Из Светлогорска в Пионерский переезжаем через Рыбное, куда ведет грунтовая дорога. Здесь интересный участок пути да еще и с видом на море! От Приморского на Зеленоградск рискуем проехать опять вдоль моря, хотя пол дороги показано как тропа, и дело идет к вечеру.

Ну Европа - Европой! Въезжаем в лес из ветрогенераторов! Вот те добыча электроэнергии экологически чистыми способами. Зато за лесом ветряком дорога кончается. Мгла кромешная. Находим при помощи местных строителей тропу, которая полностью обезображена тяжелыми тракторами. Слава богу, грязевые отвалы немного задубели на холоде, иначе идти бы нам по колено в грязи. Добираемся до железной дороги, переходим ее, и тут начинается интересный участок пути: болото поросшее камышом. Через него идет тропа, причем камыш стоит лесом в рост человека. В полукилометре виднеются огни деревни. Садимся на байки и пытаемся ехать! Полный кайф: ночь, в свете фар тропа посреди камышового леса! Ехать правда сложно, так как болото не вполне задубело, и кое-где колесо пробивает лед, закапываясь в мох. Ночуем в Зеленоградске - это прекрасны городок на море. Начинается ненастье - с моря дует мощный ветер. Выйдешь на пустынную набережную - снег хлещет, ветер едва с ног не валит! Море накатывает на набережную и пенится под ней. Живем в самой дешевой гостинице города - Спортивной за 170 р на нос.

02 января. Здравствуй зима! 84 км.

Да, все хорошее имеет свойство заканчиваться. Идет снег, дороги заметает просто на глазах, и к тому же страшенный ветродуй, как водится в лицо. Вроде по термометру то не холодно - всего градуса 4 мороза, но из-за дикого ветра, кажется что "полная труба". Из Зеленоградска едем мимо аэропорта через село Луговское, далее на Киевское в Некрасово - тут есть замок Шаакен, который надо бы осмотреть. Дороги асфальтовые с кусками грунта, но трафика на них почти нет, поэтому на некоторых поворотах возникают надувы по полуметра высоты. Через них перетаскиваем велосипеды, или пытаемся проехать на скорости.

Замок Шаакен (на фото справа) сильно разрушен, но все же интересен. А нам вдвойне приятно, что за замком мы повернем к ветру спиной. Однако прежде чем повернуть, мы делаем крюк в два километра, ошибаясь дорогой! Только этого не хватало в столь паршивую погоду. Продолжаем ехать: Жемчужное, Пирогово… ветер вроде в спину, но на дорогах каша, ехать сложно. Добираемся до Гурьевска, а здесь уже каток: снег прессован колесами автомобилей, и немного присыпан сверху кашей. Замечательное сочетание.

Вообще в этот день нам надо было купить билеты на обратный паром, но кассы закрыты. Принимаем решение ехать в Гвардейск. Вероятно это было ошибкой, так как нам пришлось тащиться по шоссе (это уже современная дорога, не обсаженная деревьями, да и прямая как стрела), меся снег, да еще и против ветра. На въезде в Гвардейск спрашиваю отель, и о радость! Отель стоит прямо при въезде в город. Впрочем, это не отель а публичный дом, но нам все равно: снимаем номер и валимся отдыхать. Вообще в публичных домах мне понравилось: никакой бюрократии - платишь деньги получаешь ключ. Ни кто не требует паспортов, анкет. В номере огромный телевизор, внизу ресторан, игровые автоматы.

03 января. 86 км.

Утром, нам прямо в публичный дом, позвонили хозяева квартиры, которую мы снимаем, с радостным сообщением: у нас лопнул столитровый аквариум, и жильцы квартиры ниже боятся влючать люстру, в которую натекло несколько литров воды... Черт подери, как же наши рыбы??? Наши осетры, пецилии, барбусы и фонарики, лабео и балу??? Как же наши 25 рыбьих душ? Неужели погибли? На счастье оказалось, что квартиру вскрыли, когда в аквариуме еще плескалось около 30 литров воды. Мы срочно позвонили Ыфту и Дяде Федору: спасите наших рыб! Вскоре пришло сообщение: не волнуйтесь, ваши рыбы живут в наших аквариумах! Увы, два осетра все таки погибли. Эти рыбы весьма привередливы... Но хочется сказать спасибо дузьям, спасшим живых существ, и воскликнуть: слава советским строителям! Если бы перекрытия между этажами были бы лучше, рыбки бы врядли отправились в гости к Федору и Ыфту...

Далее мы выяснили, что в Гвардейске есть красивый центр со старинными домами, в местном замке (отличная сохранность) расположена тюрьма, а по левому берегу Преголи в Калиннград ведет замечательная старинная дорожка, ехать по которой одно удовольствие. По дороге есть еще один замок, и тоже используемый в каких то "мутных" целях. Въезд в Калининград ужасен: машины, машины, машины, дорога узкая, чищеная плохо. При въезде поражает гигантских размеров воинская часть. Билет на паром купили, и отправились в Багратионовск.

Этотгород получил название по имени князя Багратиона, который дал бой при Прейсиш-Эйлау самому Наполеону. В ходе боев город два раза переходил из рук в руки.

От нашего отеля до (80 р на человека) до границы всего то 3 км. Завтра вечером прогуляемся…

4 января. 14 градусов мороза, 112 км.

В этот день погода сыграла с нами злую шутку. Не менее злую шутку сыграл с нами я сам, ошибившись в километраже процентов на 40. Ну не посчитал, а просто взглянул на карту... Началось все утром рано: я вышел на ресейпшен продлить проживание в отеле, и осведомился о погоде. "В Калиниграде минус 4" последовал ответ. Мы собрались и выехали. Едем, но что-то холодно: речь о том, чтобы снять шапку не стоит, и даже без капюшона довольно холодно. Ноги же просто отмерзают. Вывешиваю градусник - 14 градусов мороза, что в Калининградской области переносится как наши все 22. Едем через деревню Долгоруково, затем на Богатово, далее дорога крадется прямо вдоль колючей проволоки разделяющей нашу страну а Польшу. Однако никаких проблем с пограничниками нет, да и их самих не видать. Единственная проблема - отмерзают ноги. Надеемся в Корнево, самом большом селе на пути, погреться в магазине, но там есть только лавка какая-то, да руины не то церкви не то замка. Даже и не понять сразу. А раньше в Корнево даже вокзал был, сюда ходили поезда. Осталось только пара мостов, ведущих из никуда в никуда, да читающаяся на местности насыпь. За Корнево дорога становится хуже, видимо под снегом уже не асфальт, а грунт. За поселком Пограничный дорога резко поворачивает на север, и буквально через километра полтора пересекает по мосту Берлинку - автодорогу, который Гитлер проложил от Берлина в Кенигсберг. Сегодня дорога не испольуется, так как не проходит через населенные пункты. Это была своего рода автострада, шедшая прямиком из столицы рейха на его малую родину. Кенигсберг играл большую роль в объединении германских земель. Берлинка засыпана снегом, на котором видны следы трактора. Легковушки здесь не ездят, во всяком случае зимой. Говорят, есть проект реставрации Гитлеровского детища. Добираемся до поселка Пятидорожное, где наконец затариваемся в теплый магазин. Да, холодно аж жуть. Вдобавок одеты мы на минус четыре, как и положено по прогнозу. Я докупаю еще пару носок. Отогревшись с часик, начинаем путь к главной цели нашего вояжа: к Тевтонскому замку. Некогда замок Бальга (на фото) на берегу залива был велик и знатен. Отсюда уходили рыцари воевать с Литвой, Россией. От Пятидорожного надо проехать в сторону Мамоново пять клиометров, а потом свернуть на очаровательную грунтовку, ведущую мимо станции Знаменка Новая и дачного поселка к руинам замка. Место поражает своим величием, хотя, конечно, здесь осталось мало чего. Собственно руины двух зданий: церкви и форбурга (не уверен что так пишется). Вокруг остатки рвов, стен. Со стороны залива прокопан длинный ров, куда наверное могли заходить суда.

Возвращаемся назад, быстро темнеет. Несемся под 30 км/ч, проскакиваем Пятидорожное, Ладушкин, где забегаем в магазин, вот уже Ушково. В последний отблесках уходящего дня находим поворот на Новомосковское (непосредственно перед рекой - указателя нет). Пытаемся гнать не снижая темпа, но не получается: темнота, холод и усталость дают о себе знать. Вроде не поздно, около 18 часов, но тьма кромешная. Как назло куда то делись все указатели, едем по карте и по опросу местных жителей. Едем по красивому участку пути… наверное. Во всяком случае, деревья по бокам тут как тут, да и повороты с холмиками присутствуют. Проезжаем в кромешной тьме Светлое (вернее оно остается в стороне), затем - Медовое. Здесь надо быть внимательным: главная дорога почему то идет в Корнево, а не в райцентр Багратионовск. Впрочем до него еще пилить и пилить, часа наверное два. На выезде из села я пробиваю камеру. Вот черт! 112 км по дубаку в легкой одежде наездили, еще тридцатник впереди, а тут такая ерунда! Начинаю менять колесо и заодно посылаю Аню в деревню узнать на счет попутки в Багратионовск. Молодость проходит, на подвиги не очень тянет. Руки реально примерзают к ободу, но справляюсь я довольно быстро. Беру насос (в прошлый раз на 32 градусах мне удалось сделать лишь один качек его братом, и сломался шланг. Немного грею шланг в руках и начинаю качать. Вроде, нормально. Все, ремонт закончен, а Ани что-то нет. Вдруг и правда приезжает на машине - стареньком Опеле. Возникает неприятная сцена: я весьма тактично говорю что все поломки я исправил, "но мы все равно поедем с вами". Ехали около получаса, и я все время думал - вот, еще несколько лет назад ни в жизни не сел бы в попутку, а тут… С другой стороны, планировали проехать 100, проехали 112, в одежде на 0 при минус 14… Пока я занимался самоедством прибыли в отель. Купили бутылку коньяку и пошли греться в номер. Впервые в жизни мы с Аней приговорили целую бутылку на двоих и еще и не хватило! Правду сказать, емкость бутылки была 100 грамм.

5 января, день последний. Около 20 км + два дизеля и паром.

Утром встали рано, на улице - оттепель! Только отъехали от отеля километров пять - вновь прокол! Вероятно я впотьмах накануне не нашел "партизана" в покрышке. Не могу его найти и сейчас. Ставлю еще одну камеру. Дальше у нас только два интересных момента: посадка на паром Калининград - Питер, и финал похода. Я не раз обещал Ане довести ее до могилы, и вот сегодня, наконец, пришло время выполнить обещание. По прибытию в Калининград мы отправляемся сначала в магазин Океан (крайне рекомендую - в Калининграде продаются многие виды копченых рыб, которых у нас не бывает: макрель, пеламида, лист, солнечник и многие другие), а сразу после него веду Аню до могилы. В этот раз ограничиваюсь могилой Канта - культовое место в Калининграде.
Паром Герог Отс распахнул перед нами свой необъятный трюм, мы прошли паспортный контроль, и заняли свою каюту. У нас была каюта у моря, то есть, на самой нижней палубе судна. В открытый иллюминатор даже залетали брызги! Паром был пуст - ехало не больше 20 человек, но удовольствие от морского перехода это ничуть не портило. Море было спокойным, светила полная луна. Весь день 6 числа мы шли вдоль далеких эстонских островов, но скучно не было: можно часами любоваться на волны.

Самое интересное началось утром 7 января. Мы проснулись часов в 6 от скрежета: наш пароход вошел в зону плавучих льдов. Я выглянул в иллюминатор - потрясающее зрелище! Сколько хватает глаз лежит освещенный луной битый лед, который колеблется под действием нашего судна. Затем был Кронштадт, уже когда рассвело, и вход в Питер: мимо торгового порта, в Гавань на Васильевский остров.

Очень рекомендую посетить Калининградскую область и воспользоваться паромом! Получите большое удовольствие!


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015