Траверс Финской границы

Траверс финской границы, или путешествие по зоне отчуждения.

Хорошо жилось в Стране Советской после войны! Но, несомненно, жилось бы еще лучше, если бы коварный враг не стоял у ворот. Но враг, в лице финской военщины, был рядом. Известное дело, что никакая капиталистическая хитрость не может обвести вокруг пальца пролетарское чутье. И придумали наши стратеги «зону отчуждения».

Что такое «зона отчуждения» и для чего она нужна? Идея проста – когда финский супостат полезет своими полчищами на город Ленина, он должен испытать большие трудности в самом начале – в приграничной полосе. Для этого там не прокладывают дорог, не строят мостов, не размещают никаких производств, не ведут какой-либо хозяйственной деятельности. В результате, местность становится безлюдной, леса – труднопроходимыми. Редкие оставшиеся дороги перекрываются, и супостат лишается возможности маневра.

С другой стороны, уж больно жизнь у супостата притягательна для советского человека. Ни очередей тебе, ни партсобраний. И человек этот стремился время от времени убежать. Если братские страны народной демократии возвращали беженцев назад, для того, чтобы свершилось над ними справедливое советское правосудие, то западные страны как-то не особо. А в зоне отчуждения, где почти никто не живет, любой пришелец на виду, и ловить его легко. Кстати, к Польской границе можно было подойти вплотную, а у финской – до 100 км «погранзона» была.

Так ли, иначе, а в 2004 году либерализовали доступ в последний участок зоны отчуждения расположенный к северо-западу от Выборга. Именно там и пролегал наш маршрут.

Из Выборга кавалькадой из 7 человек (ЗГ, Николай Сороко, Анна Кононова, Юля Рапопорт, Ольга Голубева, Паша Курносов, Аркадий Сучилин) двинулись на север. В Выборге бывали много раз, поэтому проезжаем без остановок. Разве что притормозили немного на мосту через протоку из Бухты Защитной. Уж больно красивые виды открываются с него.

За мостом – перекресток. Некогда именно тут заканчивалась свободная зона и начиналась зона пограничная. Едем в сторону Брусничного. Дорога – отличный асфальт. Через 4 километра сворачиваем на север, в сторону государственной границы. В скором времени здесь будет примыкать кольцевая дорога вокруг Выборга.

За поворотом характер местности меняется. Проезжаем последнее садоводство, и оказываемся в зоне отчуждения. Дорога – накатанная гравийка оставшаяся с финских времен. Иногда ловим на себе удивленные взгляды охотников, приезжающих сюда на машинах. Дорожка слабовсхолмленная, ехать интересно. Очевидно, эта дорога идет на пограничную заставу, и мы сворачиваем на запад. Ориентир – ЛЭП. За ЛЭП еще километра 2 и поворот.

Дорога немного ухудшается. Проезжаем мимо останков финских хуторов. Дорога вновь выводит к ЛЭП в районе озера Живица. Очень красивое место. Делаем привал.

Дальше вновь качество дороги улучшается и мы катим в сторону Лужайки – населенного пункта на железной дороге Петербург – Хельскинки.

Перед Лужайкой у дороги – отвилка с «кирпичом» на въезде. Если бы не «кирпич» - проехали бы дальше. А так- останавливаемся и идем смотреть. Оказываемся на стрельбише. Висят мишени, разбросаны гильзы, и ни души.

В Лужайке есть два магазина, где можно пополнить запасы провианта.

Едем дальше по дороге на Усадище – Яшино. За последней деревней вновь развилка. Правая дорога идет на погранзаставу, а мы движемся по левой. Вероятно, лучше было бы объехать через погранзаставу, так как дорога значительно ухудшилась, и около километра – полутора мы идем по ней пешком, иногда преодолевая небольшие болотца.

Выходим в деревню Карповка. Вернее это не деревня, а бывший хутор, где от домов остались одни фундаменты. Мост через речку полуразрушен. Кое-как перебираемся, и двигаемся дальше на север. Наконец следы дороги теряются в поле. Разведка, проведенная Пашей, показывает, что метрах в 300 идет дорога. Странно, отчего до нее нет проезда? Проходим по полю, выходим на дорогу и движемся по ней на юго-запад.

На ночлег встаем в красивейшем месте на берегу озера Холмогорского. Каменный лоб спускается к воде, вокруг сосны… Красота!

Утром продолжаем путь. Указанная дорога обходящая озеро с северо-востока совершенно заросла. Поэтому, обходим озеро с юга. Дороги здесь вполне приличные. За мостом едем направо, чтобы совершить небольшую петлю. По пути нам попадается срезка (она будет видна на треке). Вероятно, пользоваться ей не стоило, так как она пересекает довольно глубокое болото, где мы довольно основательно вымокли. За болотом дорога улучшается, и мы прибываем в Кондратьево, где начинается асфальт.

В Кондратьево есть церковь, магазины. Мы развлекаемся тем, что спрашиваем местных мальчишек, говорят ли в магазине по-русски. Оказывается, говорят.

В Кондратьево пересекаем шоссе, и едем в сторону моря. Дорога довольно хорошая. Сухая, вокруг сосны. На берегу устраиваем перекус. Дорога, идущая вдоль берега, выводит в Луговое, но мы не искали легких путей, и воспользовались срезкой, которая завела нас в болото. Из Лугового есть прямая дорога на шоссе, а есть грунтовка вдоль берега через полигон. Мы воспользовались именно ей, и в целом не пожалели. Красивые все места. Ныне полигон используется то ли как турбаза, то ли как публичный дом на природе. Во всяком случае, у строений стояли не БТРы, а джипы.

На трассу выходим у Балтийца. Погода начинает портится, и мы движемся прямо к Выборгу. Электричка 18-40 уносит нас домой.

Трек записан Пашей Ку, и его можно скачать тут. Фотографии позаимствованы у Юли Рапопорт.